Сочинение на тему: «Тема любви в поэзии Тютчева и Фета»
поэзии тютчева и фета 1" width="640" height="auto">
Не будет преувеличением сказать, что к теме любви обращаются все поэты. И, наверное, для каждого любовная лирика связана с личными переживаниями.
Поэтому в творчестве разных поэтов эта тема звучит всегда по-разному.
Любовная лирика занимает большое место в поэзии и Тютчева, и Фета, при этом существенно отличаясь как раскрытием темы любви в целом, так и отдельными акцентами, настроениями, нюансами.
У Тютчева тема любви полностью раскрывается в лирическом цикле, посвященном Е. А. Денисьевой. В поэзии Тютчева до 50-х годов прошлого века образы женщин появлялись редко и на втором плане. Женская тема в этих стихах была побочной и второстепенной.
Пушкин и Лермонтов в любовной лирике описывали только свои переживания и чувства, не уделяя особого внимания тому, что происходило в душе женщины.
Тютчев продолжает традицию Некрасова и создает цикл стихотворений с одной героиней, чей образ имеет даже большее значение, чем образ самого героя. Для понимания стихотворений этого цикла важно знать реальную историю любви Тютчева и Денисьевой.
Будучи женатым, в 1849 году Тютчев познакомился с Денисьевой и влюбился в нее. Тютчев не делал тайны из своего увлечения, не скрывал его от петербургского света. И поэтому жизнь его возлюбленной, оказавшейся в таком сложном положении, превратилась в настоящий ад.
Перед Денисьевой закрылись двери многих петербургских салонов и домов, ее перестали принимать, игнорировали ее существование. Однако Тютчев не считался с мнением света и продолжал жить в двух семьях (от Тютчева у Денисьевой рождались дети, которых поэт потом усыновлял).
Тютчев вытерпел немало косых взглядов и не мог чувствовать себя совершенно свободным в столичном обществе. Еще тяжелее были его переживания за свою возлюбленную, положение которой было невыносимым (Тютчев это сознавал).
Отсюда в любовной лирике Тютчева основной является тема вины лирического героя за страдания, принесенные своей возлюбленной. Эта тема звучит почти в каждом любовном стихотворении Тютчева:
Эти бедные селенья тютчев средства выразительности. Анализ стихотворения ...
... упрекнуть талантливого поэта и мыслителя, так это в отсутствии патриотизма. Не случайно на протяжении всего стихотворения переплетаются и сменяют друг друга аллитерации «р» и «с», словно растворяя в ... то, что искали? Воспользуйтесь поиском Ф. И. Тютчев всю свою жизнь смотрел на мир как поэт, не претендуя на это звание. Более 20 лет он жил за границей, служа там ...
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей.
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным укором
На жизнь ее она легла!
Образ толпы — частый спутник любовных стихотворений Тютчева. Толпа, свет попрали самые заветные, ценные чувства женщины:
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело…
Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню, берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала…
О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть вижу, нож в руке его дрожит…
Я стражду, не живу… им, им одним живу я.
Но эта жизнь!.. О, как горька она! —
пишет Тютчев от лица своей героини. В стихотворении «Весь день она лежала в забытьи…» Тютчев описывает последствия той роковой страсти, показывает, как опустошает и убивает любовь душу женщины:
Любила ты, и так, как ты, любить —
Нет, никому еще не удавалось!
О господи!.. И это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…
Денисьевский цикл — это художественный дневник. От стихотворения к стихотворению нам раскрывается история любви Тютчева и Денисьевой. Однако цикл лишен сюжетности. В стихах описываются лишь некоторые, самые важные моменты отношений двух влюбленных.
В цикле мало сведений и о динамике любви, о ее возникновении, развитии. Поэтика денисьевского цикла отличается от поэтики других произведений Тютчева.
Читая стихи денисьевского цикла, читатель представляет образ его героини. Тютчев всегда подчеркивает, что его героиня выше, чище, чем герой, она нравственно превосходит героя, так как страдает больше, чем он. Тютчев поэтизирует, идеализирует женщину, она становится центром всего лучшего, светлого в этом цикле. Большой трагедией для Тютчева стала смерть Денисьевой.
Жизнь, как подстреленная птица,
Подняться хочет и не может…
Нет ни полета, ни размаху —
Висят поломанные крылья.
И вся она, прижавшись к праху,
Дрожит от боли и бессилья…
Жизнь в такой тяжелой обстановке, постоянные переживания подорвали ее здоровье, она умерла. После ее смерти Тютчев не перестает писать стихи, посвященные ей. Однако Тютчеву невыносимее всего, страшнее всего было ощущать, как в его душе умирают все лучшие воспоминания, связанные с его возлюбленной:
Минувшее не веет легкой тенью,
А под землей, как труп, лежит оно.
Тютчев просит Бога не дать забыть ему о своей любимой, просит, чтобы память о ней навсегда осталась с ним:
О, господи, дай жгучего страданья
И мертвенность души моей рассей:
Ты взял ее, но муку вспоминанья,
Живую муку мне оставь о ней.
В жизни Фета тоже была огромная потеря. Трагически погибла его возлюбленная Мария Лазич. После ее смерти Фет очень меняется, меняются его взгляды на жизнь и на искусство. Фет разделяет свою жизнь на две сферы: реальную и идеальную. И только идеальную сферу он переносит в свою поэзию.
Теперь в Фете стали жить как будто бы два человека: один — жестокий, прагматичный помещик, другой — мелодичный поэт, певец любви и природы. Фет стал поэтом и идеологом «чистого» искусства.
Сочинение по стихотворению последняя любовь тютчев
... чувствовал! И я это пережил!" Стихотворение Федора Ивановича Тютчева "Последняя любовь", входящее в знаменитый "денисьевский цикл", действительно, посвящено последней его любви - 24-летней Елене ... Стихотворение по праву считается жемчужиной любовной поэзии. Это не страстное юношеское признание, это не горькое сожаление о прошедшей любви - это поистине объяснение, объяснение умудренного жизнью ...
Все стихотворения Фета в основном посвящены этим трем идеалам, среди которых любовь занимает главное место.
Любовь, по Фету, — это сладостные моменты сближения и соединения душ. Фет не описывает целиком любовное чувство, как Тютчев, любовь у Фета распадается на отдельные впечатления, переживания, поэт передает момент чувства, мимолетное движение человеческой души. Показательно в этом отношении стихотворение «Шепот. Робкое дыханье…».
Мир природы и мир человеческого чувства оказываются неразрывно связанными в этом стихотворении. В этих «мирах» поэт выделяет еле заметные переходные состояния, трудноуловимые изменения. И чувство, и природа показаны в стихотворении в отрывочных деталях, отдельных штрихах.
Однако у читателя они складываются в единый образ свидания, создают единое впечатление. Стихотворение лишено глаголов, оно состоит из одних имен (прилагательных и существительных).
Это придает ему особую мелодичность, напевность. Вообще музыкальность — это неотъемлемое качество всех любовных стихов Фета и поэзии Фета в целом.
Музыка, любовь и природа слиты в поэтическом мире Фета, они неотделимы друг от друга.
«На заре ты ее не буди…» — один из ярких примеров музыкальности лирики Фета. Жанр этого стихотворения можно определить как романс.
Стихотворение лишено сюжета, читатель ничего не знает о его героине, потому что Фет не рассказывает о ней и о ее внутреннем мире, а как бы рисует картину. Но это картина не статичная, она не лишена движения.
Фет описывает едва уловимые оттенки душевных переживаний героини. Именно эти штрихи и составляют, по Фету, существо человека.
Ты пела до зари, от слез изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
У Фета нет конкретного цикла «любовных стихотворений, посвященных Марии Лазич. Однако Фет не мог забыть свою первую, самую большую любовь.
Образ Марии Лазич, память об их отношениях не переставали возникать в поэзии Фета на протяжении всей его жизни, причем более всего и проникновеннее всего Фет писал о своей первой любви в стихотворениях, вошедших в цикл «Вечерние огни», в период, наиболее удаленный от драматического романа с М. Лазич:
Та трава, что вдали на могиле твоей,
Здесь, на сердце, чем старе оно, тем свежей,
И я знаю, взглянувши на звезды порой,
Что взирали на них мы, как боги, с тобой.
Как-то Фета спросили, как может он в его годы так по-юношески писать о любви; он ответил: по памяти. Действительно, память имела большое значение в жизни Фета. В отличие от Тютчева, постепенно забывающего образ своей возлюбленной, Фет ничего не забыл из своих отношений с М. Лазич:
Нет, я не изменил. До старости глубокой
Я тот же преданный, я раб твоей любви.
И старый яд углей, отрадный и жестокий,
Еще горит в моей крови.
Хоть память и твердит, что между нас могила,
Не в силах верить я, чтоб ты меня забыла, —
Когда ты здесь, передо мной.
Фет, в отличие от Тютчева, не только способен хранить воспоминания о давно умершей любимой женщине, он ощущает себя и любимую навсегда нераздельно слитыми в одном мире — мире поэзии:
2 стр., 961 словПрирода в творчестве Фета и Тютчева
... поколений. Также читают: Картинка к сочинению Природа в творчестве Фета и Тютчева Популярные сегодня темы В этой комедии достаточно много женских ... несмотря на природную величественность. Но, и описательный характер природы, в творчестве поэта тоже присутствует при чем с ... Тютчев начал понимать про подлинную любовь Фета к матери природе. Так как никогда не стремился быть одним целым с природой, ...
И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,
Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить.
Мелькнет ли красота иная на мгновенье,
Мне чудится, вот-вот тебя я узнаю,
И нежности былой я слышу дуновенье,
И, содрогаясь, я пою.
Именно такое узнавание в новом женском образе все того же, на всю жизнь вошедшего в его поэтическое сознание дорогого и прекрасного образа и составляет основу его любовных песен в цикле «Вечерние огни».
Истинным предметом фетовских песен любви являются не столько те, кто в данную минуту снова затронул его сердце, сколько сами чувства восторга, счастья, умиления, влюбленности в красоту, которые они вызывают в поэте. Любовь для Фета — это не роковой поединок, это всегда радость, счастье. Без любви, как и без природы и искусства, невозможно жить полноценной жизнью.
В своих «песнях любви» поэт так полно отдается любовному чувству, упоению красотой любимой женщины, что это уже само по себе приносит ему ни с чем не сравнимое счастье.
Таким образом, в раскрытии темы любви в творчестве Тютчева и Фета больше различий, но есть и сходство.
Любовные стихотворения у того и другого поэта посвящены переживаниям, связанным в основном с одной любимой женщиной, причем эти переживания постоянны для каждого поэта, они не меняются со временем.
Для этих двух поэтов чувства и настроения любовной лирики различны, можно сказать, противоположны. У Тютчева любовь — это роковая страсть, губящая героиню, приносящая страдания, боль, чувство вины герою. За мгновения счастья возлюбленные расплачиваются всю жизнь и даже самой жизнью.
Любовная лирика Тютчева и Фета передает всю гамму чувств, связанных с любовными переживаниями: от упоения, восторга до боли и страдания. Поэтому современный читатель, не обязательно знающий личные любовные истории поэтов, тем не менее хорошо понимает их стихотворения, находит в них выражение настроений, созвучных его личным переживаниям.
Источник: https://globuss24.ru/doc/sochinenie-na-temu-tema-lyubvi-v-poezii-tyutcheva-i-feta
Сочинение на тему: Тема любви в лирике Ф. Тютчева
Федор Иванович Тютчев — русский поэт XIX века, современник Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Отличительной чертой его поэтического мировосприятия является философское осмысление тех художественных задач, которые ставил перед собой поэт. Его по праву считают тонким лириком, а его творческое наследие должно рассматриваться всегда в связи с его философским мировоззрением.
Тема любви в стихотворениях Тютчева представлена в связи с такими ключевыми понятиями как «судьба», «рок», «предопределение», «страсть». Чувство рождается, как весенний ветер, и захватывает влюбленных очарованием. Но Тютчев чаще обращается не к настоящему времени, а к прошедшему.
«Былое» больше беспокоит поэта. Стихотворения, написанные на склоне лет, специалисты условно объединяют в один цикл, названный Денисьевским (по имени Денисьевой, которой поэт посвятил много стихотворений).
Федор Иванович Тютчев. Русский поэт-философ
... Денисьевой отразилась в трагическом цикле стихотворений. Многим из них присущ трагизм-надлом. Любовь воспринимается поэтом не как счастье, но роковая страсть, несущая горе обоим. О, как ... раньше неясно волновало, теперь поразило меня глубиной и стройностью мысли. Поэтический мир Тютчева — мир романтика и философа. Несмотря на то, что его стихи полны противоречий, ...
Основная тематика цикла — самопожертвование, любовь, страдание русской души, «страсти роковые».
«Былое» поэт воспринимает как лучшие годы, «время золотое», согревающее и через годы героя своим теплом. Особое состояние вызывают в душе переживания встречи после долгой разлуки с женщиной, в которую был когда-то влюблен.
Эта «душевная полнота» заставляет «жизнь заговорить вновь» («Я встретил вас, и все былое…»).
И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений — Самоубийство и Любовь!
( «Близнецы» )
Роковой перелом в истории любви наступает, конечно же, в момент расставания влюбленных. Причем, поэт часто предоставляет нам возможность задуматься о концовке страстного чувства:
В разлуке есть высокое значенье:
Как ни люби, хоть день один, хоть век,
Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье,
И рано ль, поздно ль пробужденье,
А должен наконец проснуться человек…
(«В разлуке есть высокое значенье…»)
Философская миниатюра стала особой формой поэзии именно у Тютчева, до него четверостишия с их концентрацией смысла и экономной формой использовались для сочинения сатирических стихотворений — эпиграмм.
Такое высокое, как у Тютчева, использование миниатюры, то есть философские сентенции, сделали творчество поэта уникальным в своем роде. Ведь именно Тютчев раскрыл поэтический потенциал четверостишия.
Кто б ни был ты, но, встретясь с ней,
Душою чистой иль греховной
Ты вдруг почувствуешь живей,
Что есть мир лучший, мир духовный.
Образ духовного мира у Тютчева в целом перекликается именно со стихийными сущностями — духи, стихии огня, ветра, морская стихия. Любовь же Тютчев видит именно как стихию, управлять которой человек не в силах, он может быть лишь влекомый этой стихией. Такое влечение имеет две развязки: «рано ль, поздно ль про-бужденье» или сердце «изноет наконец».
И все же влечение в направлении «роковых страстей» Тютчев находит неизбежным и естественным, как все в природе.
Сравнивая любовь с весенним теплом, Тютчев дает уже положительную оценку этому чувству: «Или весенняя то нега?.. Или то женская любовь?..» («Еще земли печален вид…»).
Нежность чувства вызывает ассоциации с весной, молодостью, пробуждением животворных токов внутри растений и деревьев. Так же и в человеке «закипает кровь».
Рассмотрим стихотворение «Последняя любовь», написанное Тютчевым в начале 50-х годов XIX века, то есть относящееся к третьему периоду творчества поэта. Ощущение трагичности бытия преследует поэта.
В этом стихотворении лирический герой восклицает: «Сияй, сияй, прощальный свет любви последней, зари вечерней!» Герой просит вечерний день — образ последних лет жизни — помедлить и продлить очарование. Но небо (образ самой жизни) охватывает тень (приближение смерти).
Блаженством и безнадежностью называет Тютчев последнюю в жизни любовь:
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
Последний период творчества характеризуется потрясением основ Тютчевского мировосприятия, картина современного поэту мира стремительно меняется, романтическое направление в искусстве ослабевает. Фактически Федор Тютчев завершил период романтизма в русской литературе, достойно представив ее в сокровищнице мирового лирико-философского наследия.
Тютчев — поэт-философ
... природой Тютчев, очевидно, принимал как трагическую оплошность, возникшую от непонимания законов природы. В последние годы творчества поэта посетила мысль, кото ... свобода, В ней есть любовь. В ней есть язык... ( «Не то, что мните вы, природа...» ) Тютчев страстно протестует против тех ... различать не то что голос тонкого мира, но и самые простые и естественные для каждого вещи, такие, как голос ...
Источник: http://lit-helper.com/p_sochinenie_na_temu_tema_lyubvi_v_lirike_f__tyutcheva
Тема любви в лирике Ф. Тютчева
«Стихотворения г. Ф. Тютчева,— писал Н. А. Некрасов,— принадлежат к немногим блестящим явлениям в области русской поэзии. …
Тютчев написал очень немного; но все написанное им носит на себе печать истинного и прекрасного таланта, нередко самобытного, всегда грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства».
С этим некрасовским утверждением нельзя не согласиться. Одной из главных в творчестве Ф. И. Тютчева стала тема любви.
В Мюнхене Ф. И. Тютчев познакомился с совсем еще юной Амалией фон Лерхенфельд. Поэт горячо полюбил ее. Спустя десять лет после их первой встречи он пишет проникновенное стихотворение «Я помню время золотое…». Оно являет собой высший образец лиризма. Его героиня — юная фея, волшебница, нежная, чистая, восхитительная.
Судьбе не было угодно, чтобы Амалия стала женой Тютчева. За время отсутствия поэта девушка вышла замуж за барона Крюднера. Это событие принесло в душу Тютчева боль и разочарование, но теплое чувство к Амалии, ставшей баронессой Крюднер, поэт пронес через всю свою жизнь, хотя пережитая драма оставила глубокий след в его душе.
В 1870 году Тютчев пишет стихотворение «К. Б.», навеянное новой встречей с Амалией, которая прибыла в лечебницу, где находился уже пожилой поэт. Всплыли старые воспоминания, сладкой аурой прошлого окутали они сознание поэта. Я встретил вас — и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое И сердцу стало так тепло…
С дуновением весны сравнивает пожилой Тютчев появление Амалии. Черты возлюбленной лирическому герою по-прежнему милы, она, словно сон, в который сложно поверить, является ему. И вместе с этим в нем пробуждаются не только воспоминания, но и сама жизнь, и, конечно же, любовь.
Знаменательным событием в жизни Тютчева стало его знакомство с молодой Еленой Денисьевой. Уже в зрелом возрасте Тютчев в очередной раз познал глубокую и страстную любовь. Ей великий поэт посвятил многие свои стихотворения.
Все они говорят о трагической сущности любви, потому что сама история взаимоотношений Тютчева с Денисьевой драматична. Полюбив ее, Тютчев не находил в себе сил расстаться с женой, к которой также испытывал искреннюю привязанность. Елена Денисьева за свою порочную, по меркам общественной морали, любовь была отвергнута всеми.
Острое чувство переживания за судьбу возлюбленной и породило самые лучшие страницы тютчевской любовной лирики.
Одним из шедевров «денисьевского цикла» является стихотворение «О, как убийственно мы любим…». Встреча с любимой в нем предстает роковой, породившей «буйную слепоту страстей», губящих самое дорогое.
Любовь легла на судьбу возлюбленной незаслуженным позором, и это мучительно переживает поэт. Его чувства к героине стихотворения оказываются убийственными.
На стихотворение «Я очи знал, — о, эти очи!..» Тютчева также вдохновила любовь к Денисьевой. Предметом восхищения поэта в этом стихотворении становятся глаза возлюбленной, от которых невозможно «душу оторвать».
В «их волшебной страстной ночи» необыкновенная глубина страсти и горе.
Взгляд возлюбленной «грустный, углубленный», «роковой», а мгновения встречи с ним — поистине сладостные, волнительные, волшебные, трогательные до слез.
Любила ты, и так, как ты, любить — Нет, никому еще не удавалось! О Господи!., и это пережить…. И сердце на клочки не разорвалось… И. С. Тургенев утверждал, что «для того, чтобы вполне оценить г.
Тютчева, надо самому читателю быть одаренным некоторою тонкостию понимания некоторою гибкостью мысли». Любовная лирика Тютчева весьма психологична, к тому же она носит и философский характер.
Источник: http://5litra.ru/soch/220-tema-lyubvi-v-lirike-f-tyutcheva.html
Любовная лирика Ф. И. Тютчева
Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00019101184864253980
Сочинение на тему «Любовная лирика Тютчева»
Пропустить и перейти к содержимому
Любовь… Это слово чувственно замирает на языке. От него веет сладостью, негой. Оно вдохновляет, воодушевляет и будто бы воскрешает всё лучшее, что есть в душе человеческой. Считается, что Гении особенно тонко чувствуют всё, что происходит вокруг.
Их мироощущение в тысячу раз более обострено, чем у обывателя.
Поэты же, как звёздочки из плеяды Гениев, как нельзя больше нуждаются в чувствах, в эмоциях, которые позже выльются на бумагу в виде написанных дрожащей от волнения рукой строчек, с прыгающими буквами, с кляксами чернил на листках…
Любовь — то удивительно чистое, прекрасное чувство, без которого не может жить человек — он лишь существует. Именно поэтому не найдётся, пожалуй, ни одного поэта (даже у строгих классицистов) в лирике которого отсутствовала бы тема любви. Разумеется, у каждого стихотворца она своя: у Лермонтова, к примеру, неразделённая, болезненная, жестокая, а у Некрасова — сложная и многообразная.
Абсолютно всегда любовная лирика связана с моментами биографии поэта. Его личные переживания, эмоции находят выражение в стихотворениях.
Федор Иванович Тютчев, как его называли, «певец природы», не был чужд влюблённости. Этот человек, видимо, как и А.С. Пушкин, нуждался в любви. Однако если «солнцу русской поэзии» важно было именно ощущать любовь в своём сердце, то Тютчев находил упоенье лишь в ответных чувствах зазнобы.
В его жизни было четыре женщины, в которых он был безумно влюблён. С двумя из них он связал себя узами брака.
В Мюнхене Фёдор Иванович знакомится с красавицей Амалией фон Лерхенфельд. Молодой Тютчев горячо влюбляется в девушку и даже предлагает ей стать его женой, однако её родственники отказывают дипломату и выдают Амалию замуж за другого. Пламенная страсть проходит у обоих.
Поэт посвящает Амалии стихотворения, самым известным из которых становится «Я помню время золотое…». Бывшие влюблённые навсегда сохранят дружеские отношения. К сожалению, это будет единственная женщина в жизни Тютчева, которая не пострадала от его любви. Будучи уже пожилым человеком, он вновь встречает Амалию в Карлсбаде.
В его душе оживают воспоминания о прекрасных чувствах, и он создаёт бессмертное «Я встретил вас — и всё былое…». Это удивительное по силе и красоте стихотворение, в котором проскальзывает нотка о быстротечности жизни, о сладости и чистоте любви.
Лирическая героиня и вовсе предстаёт в стихотворении как неземное существо — пожалуй, как Анна Керн, однажды воскресившая душу поэта, находящегося в ссылке в Михайловском.
В дальнейшем тютчевская лирика будет всё чаще приобретать минорную тональность. Своей первой супруге, Элеоноре Петерсон, он посвятит не так уж много произведений — и все они будут написаны лишь после трагической гибели супруги, не сумевшей справиться с нервным потрясением, которое она получила, спасая детей во время кораблекрушения. К десятилетию её кончины он напишет:
Элеонора Тютчева вынуждена была погибнуть от любви — да-да, именно так. Она с трудом перенесла предательство мужчины, которого любила всем сердцем, матерью троих дочерей которого она стала. Измены подкосили её здоровье, а продолжающийся на стороне роман окончательно добил слабую влюблённую женщину.
Сложно сказать, был ли Тютчев влюблён в супругу. Однако он уважал силу её духа, её невыразимое достоинство, гордость.
Эти слова окажутся страшным пророчеством: первая супруга поэта попытается свести счёты с жизнью, ударив себя кинжалом, чтобы не мучиться самой и, главное, позволить мужу быть счастливым с другой женщиной.
Вторая супруга Тютчева, Эрнестина, повторит судьбу Элеоноры Тютчевой. Выйдя замуж за горячо любившего её поэта, первые годы она будет купаться в его любви, но после в их жизни появится молодая Елена Денисьева, которой, впрочем, Тютчев так и не подарит радостей супружества.
Эрнестине посвящено множество стихотворений. Поэта восхищала красота супруги. Он писал:
Однако сладость супружеской жизни в его лирике вскоре уступит чувству вины. В период страшного духовного метания между двумя любимыми женщинами, Еленой Денисьевой и законной супругой Эрнестиной, будут созданы стихотворения, в которых любовь по Тютчеву становится страшным пороком, греховной страстью.
Фёдор Иванович осознаёт, какую боль он причиняет и себе, и любимым, поэтому разделённая любовь для него есть проклятие. Он также ощущает безмерную вину перед Эрнестиной и чувствует благоговейный трепет перед её смирением и терпеньем.
После его смерти в гербарии она найдёт написанное для неё стихотворение, в котором будут следующие строки:
Наибольшую известность получил так называемый «Денисьевский цикл» стихотворений, посвящённых любовнице пожилого поэта, своеобразная стихотворная летопись их отношений — и зашифрованный личный дневник Тютчева.
Поэт тяжело переживает жертву, на которую идёт Денисьева: от неё отворачивается отец, ей приходится забыть о карьере фрейлины, а многие светские дома демонстративно закрывают перед ней свои двери.
Но несмотря на ужасающую в своей жестокости травлю красавица Елена отказывается от всех жизненных благ ради любви к поэту, ради счастья которого она так легко готова положить на алтарь собственную жизнь. Страдая, Фёдор Иванович посвятит Денисьевой следующие строки:
Елена Денисьева в произведениях Ф.И. Тютчева всегда представлена в обожествлённых образах: она то мученица, с достоинством несущая незаслуженный крест, то ангел, херувим, своей чистотой и невинностью спасающая лирического героя его стихотворений. Благодаря этому отношению к возлюбленной и создаётся такая невероятная одухотворённость и лёгкость любовной лирики Тютчева.
Любовь у Фёдора Ивановича — минорное настроение. Любовь — разрушительная, но притягательная стихия, в которой не получается не погибнуть. Она — борьба, безнадёжность и мучение.
Любовная лирика у поэта невероятно трагична — и она не имеет аналогов ни в русской, ни даже в мировой литературе. Несмотря на то, что выхода из трагедии Тютчев так и не находит, его сердце остаётся открытым для чувств, для внутреннего горения.
А память о своих возлюбленных он и вовсе пронесёт через всю жизнь.
Источник: http://sochinyalka.ru/2017/01/sochinenie-na-temu-ljubovnaja-lirika-tjutcheva.html
Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!
Федор Иванович Тютчев был противоречивым человеком. Он всегда очень болезненно ощущал собственную двойственность, душу, расколотую пополам. Особенно ярко эта личностная черта проявилась в любовной лирике.
Роман Тютчева и Елены Денисьевой стал основой многих стихотворений поэта. В них — исповедь о любви. Позже критики выделили эти произведения в отдельный цикл, который назвали «денисьевским».
Любовь является нам здесь в своей трагической сущности. Это «самоубийство», «блаженство и безнадежность», «поединок роковой». Развивается любовь – исчезает счастье покоя, начинаются страдания:
Не говори: меня он, как и прежде, любит,
Мной, как и прежде, дорожит…
О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть, вижу, нож в руке его дрожит.
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Вся беда человека состоит в том, что он не может противостоять страсти. Любовь – это стихия, подобная морской или огненной. Ее невозможно ни предотвратить, ни остановить. Поэтому Тютчев порой изображает страсть как настоящую катастрофу:
Он мерит воздух мне так бережно и скудно…
Не мерят так и лютому врагу…
Ох, я дышу еще болезненно и трудно,
Могу дышать, но жить уж не могу.
Такая страсть — погибель для человека. Но самое ужасное, как пишет поэт, видеть мучения любимой женщины, которые всегда сильней, чем собственные. С болью Тютчев отмечает:
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел – спроси и сведай,
Что уцелело от нее?
Поэт осуждает себя. Он виноват во многом. Четырнадцать лет Тютчев вел двойную жизнь, не оставляя ни жену, ни подругу. Светское общество жестоко вмешивалось в их отношения с Денисьевой, всячески оскорбляя и пороча бедную женщину. Возлюбленная поэта очень страдала. Вот как он пишет об этом:
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Конечно, не только страдания приносила любящим страсть. В их жизни были минуты подлинного счастья, блаженства. Вот что поэт рассказывает о своих чувствах в стихотворении «Последняя любовь»:
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Однако драматических моментов в отношениях Тютчева и Денисьевой было гораздо больше. Вот, например, такой эпизод:
Она сидела на полу
И груду писем разбирала –
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала…
Золе перегоревшей страсти уподобляет любовные письма поэт. Лирическая героиня стихотворения находится в странном состоянии. Ей, вероятно, кажется, что все минувшее происходило не с ней:
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела –
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…
Герою горько видеть ее такой. Но изменить ситуацию он не в силах, поэтому вынужден наблюдать за возлюбленной, выражая лишь душевное участие и отмечая про себя:
О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо-пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..
Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали.
Лил теплый летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.
Жизнь природы продолжается, она так прекрасна, а любимая поэта неотвратимо угасает. Безумно жаль ее, но мы больше сочувствуем лирическому герою, которому еще предстоит пережить смерть возлюбленной:
И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила
(Я был при ней, убитый, но живой):
«О, как все это я любила!»
Финальная строчка – кульминация стихотворения. Это последнее признание в любви к миру и к близкому человеку. «О Господи! – восклицает герой, — и это пережить… И сердце на клочки не разорвалось»…
Любовная лирика Тютчева потрясает своей психологической глубиной и выразительностью женского образа, наделенного индивидуальными чертами.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/lyubovnaya-lirika-tyutcheva-i-feta/
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru
Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=78740
Сочинение: Любовь в поэзии Тютчева — Сочинение
Какой предстает любовь в поэзии Ф.И. Тютчева?
Любовь в лирике Тютчева — это всепоглощающее, сильное чувство, нередко несущее героям погибель. Никогда не изображает поэт это чувство легким, безмятежным, у героев его нет ощущения счастья, радости, полноты жизни.
Напротив, любовь у Тютчева — это борьба, «поединок роковой». Это чувство парадоксально, любовь поглощает душевные силы героев, забирает их жизни. Она требует от них жертвы — отречения, страдания, душевной стойкости.
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей.
(«О, как убийственно мы любим….»)
Любовь окружена человеческим судом, поэтому она трагична, мучительна для героев:
Чему молилась ты с любовью,
Что как святыню берегла, —
Судьба людскому суеслонью На поруганье предала,
Толпа вошла, толпа вломилась В святилище души твоей,
И ты невольно постыдилась И тайн, и жертв, доступных ей…
(«Чему молилась ты с любовью…»)
В отношениях героев у поэта нет гармонии. Любовная тема неразрывно связана у Тютчева с мотивом судьбы, рока. Страсть нередко становится роковой:
Любовь, любовь — гласит преданье —
Союз души с душой родной —
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И… поединок роковой…
(«Предопределение»)
В этом слиянии и противоборстве чувство героини оказывается более чистым, цельным и естественным, чем любовь героя. Он осознает безусловное превосходство своей возлюбленной. Женщина у Тютчева находит в себе силы и для неравного поединка с обществом, и для борьбы за свою любовь, демонстрируя душевную стойкость и внутреннюю силу.
Любовь у поэта не вечна, а преходяща, как и сама жизнь: «Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье». Поэтому человек должен смириться со своей участью:
В разлуке есть высокое значенье:
Как ни люби, хоть день один, хоть век,
Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье,
И рано ль, поздно ль пробужденье,
А должен наконец проснуться человек…
(«В разлуке есть высокое значенье»)
Значим в лирике Тютчева мотив уходящей любви, оставшейся в прошлом («Я помню время золотое», «Я встретил вас — и все былое…», «Она сидела на полу..»), мотив последней любви («Последняя любовь»).
Большой цикл стихотворений поэт посвятил своей возлюбленной, роман с которой длился около 15 лет. На 47-м году жизни Тютчев, будучи во втором браке и имея четырех дочерей и двух сыновей, влюбился в Елену Александровну Денисьеву, которая была намного моложе его. У них родилось трое детей.
И здесь впервые в русской поэзии главная роль в любовных отношениях отдана женщине, запечатлена сила ее духа и характера.
Шедеврами «денисьевского цикла» являются стихотворения «О, как убийственно мы любим…», «Она сидела на полу..», «Весь день она лежала в забытьи…», «Есть и в моем страдальческом застое…», «Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло».
Таким образом, любовная лирика Тютчева несет в себе глубочайший нравственный смысл. Психологическая конкретность ситуаций в стихотворениях любовного цикла сочетается с вещими откровениями, с сокровенными думами о человеческой душе. Это общечеловеческая значимость, глубина идей сближает поэта с Пушкиным и Достоевским.
Здесь искали:
- любовь в лирике тютчева
- каким предстает любовное чувство в лирике тютчева
- любовная лирика в стихах тютчева сочинение
Источник: http://sochineniye.ru/sochinenie-lyubov-v-poezii-tyutcheva/
Любовная лирика Тютчева
Источник: https://gfom.ru/lyubovnaya_lirika_tyutcheva.php
Ссылка на основную публикацию Adblock
detector
/ Сочинения / Тютчев Ф.И. / Разное / Любовная лирика Ф. И. Тютчева
Особое место в творчестве Тютчева занимает тема любви. Человек сильных страстей, он запечатлел в стихах все оттенки этого чувства и мысли о неумолимой судьбе, преследующей человека. Именно в любовной лирике поэта с особой силой проявились и запечатлелись трагические конфликты духовного существования: О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! Ведь любовь оказывалась одним из проявлений столь близкой Тютчеву мятежной стихии жизни: Любовь, любовь – гласит преданье – Союз души с душой родной – Их съединенье, сочетанье, И… поединок роковой… Любовная поэзия Тютчева – это целая повесть, в которой есть свои прологи и начала, взрывы и кульминации: Я встретил вас – и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое – И сердцу стало так тепло… Исследователи жизни поэта скрупулезно устанавливают события, стоящие за стихами, образы. Например, образ Амалии Крюденер, к которой были обращены эти строки. Это стихотворение было написано уже на склоне лет, после очередного сильного потрясения в жизни поэта. Встреча с прошлым, может быть, одно из самых тяжких испытаний для человека. И тем неожиданней становятся поэтические строки, также обращенные к баронессе Крюденер: Я помню время золотое, Я помню сердцу милый край; День вечерел; мы были двое; Внизу, в тени, шумел Дунай… Между этими стихами промежуток в 34 года. Тютчев познакомился с Амалией Максимилиановной Лерхенфельд, когда ей было 14 лет. Поэт просил ее руки, но родители девушки отказали. Любовь к Амалии Тютчев пронес через свою жизнь, несмотря на другие сильные любовные потрясения в его жизни: Как после вековой разлуки, Гляжу на вас, как бы во сне, — И вот – сильнее стали звуки, Не умолкавшие во мне… Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь, — И то же в вас очарованье, И та ж в душе моей любовь!.. Любовь в поэзии Тютчева – грозовая, губительная страсть. Через все его творчество проходит противопоставление тихого рассвета любви бурному разгару страстей. Образ полной свежей прелести «младой феи» вписывается в «светлый» пейзаж «сердца милого края». «Душа болезненно-греховная», «обморок духовный» — Тютчев заглянул в такие глубины, в такие бездны человеческой души, как никто до него. Движение лирической мысли очень четко передает движение человеческого сердца. Самым значительным в любовной лирике Тютчева стал так называемый «денисьевский цикл». В этом цикле вполне возможно найти и восстановить ход основных событий: встреча героев (в 1850 году сорокасемилетний поэт познакомился с двадцатичетырехлетней Еленой Александровной Денисьевой, подругой своих дочерей), рождение дочери («Не раз ты слышала признанье…»), болезнь («Весь день она лежала в забытьи…») и смерть героини («Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло…»). Четырнадцать лет, до самой смерти Денисьевой, длился их союз, родилось трое детей. С официальной своей семьей Тютчев не порывал, и общество отвергло несчастную женщину, «толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе ее цвело». Жизненные, бытовые реалии вызывают «поток сознания» и переживания лирического героя, которые и являются главным предметом изображения этого цикла. Гамма чувств лирического героя определена во многом тремя жизненными обстоятельствами: любовь греховна с точки зрения общественной и религиозной морали; для героя – это поздняя любовь; одиночество героя после смерти возлюбленной. Тематически цикл делится на две части: до и после смерти героини. Центральный герой цикла – «он», но «она» присутствует как источник его мыслей и чувств, как образ возлюбленной. Цикл диалогичен. Благодаря этому стихотворения воспринимаются как долгий, взволнованный, искренний внутренний монолог лирического героя, адресованный прежде всего возлюбленной. Напряженность усиливается из-за внешней безысходности ситуации и за счет глубины переживаний, процесса осмысления: Не говори: меня он, как и прежде, любит, Мной, как и прежде, дорожит… О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит, Хоть, вижу, нож в руке его дрожит. Несмотря на то, что Тютчев полного выхода из любовной трагедии не нашел, поэт стремится преодолевать трагическое мироощущение. Поэт остается открытым как своему прошлому, так и самому чувству влюбленности, верным памяти своих возлюбленных. Любовь в понимании Тютчева – самое большое потрясение в жизни человека. Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка. Поэт отстаивает право каждого на это чувство и показывает, насколько оно лично: Любима ты, и так, как ты – Нет, никому еще не удавалось! О господи!.. и это пережить… И сердце на клочки не разорвалось…
/ Сочинения / Тютчев Ф.И. / Разное / Любовная лирика Ф. И. Тютчева |
Смотрите также по разным произведениям Тютчева:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре. 100% гарантии от повторения! |
Федор Иванович Тютчев — личность, хорошо известная не только в профессиональных литературных кругах, но и среди всех, кто хотя бы раз брал в руки самый обычный школьный учебник по литературе. Творчество этого выдающегося поэта заучивается наизусть, цитируется и запоминается и сегодня — и это, наверное, самое главное, что может быть у каждого талантливого человека — память о нем, которая живет в его произведениях. С чем же связан такой ошеломительный успех поэта, почему его помнят до сих пор, почему его стихотворения многим людям открывают глаза на действительность и почему они актуальны и на сегодняшний день? Возможно, ответ на этот волнующий вопрос кроется в биографии автора, ведь, как и любой талантливый человек, Федор Иванович начал писать стихотворения в первую очередь о своей жизни, и только потом перешел к более серьезным темам, и только потом научился мастерски описывать свои живые чувства. Краткая биография Федора Ивановича ТютчеваФедор Тютчев родился в далеком 1803 году пятого декабря в Брянском уезде — здесь, в родовой усадьбе, он провел свои ранние годы и получал образование на дому — именно так было принято в те времена в приличных и состоятельных семьях. Федор еще в ранние годы проявил тягу и любовь к литературе и стихосложению, и его учитель и наставник, поэт и переводчик, сделал все возможное для того, чтобы дар юноши не пропал даром — именно он помог ему с изучением латыни, посадил за переводы, и уже в двенадцать лет Федор Иванович осилил перевод оды Горация, что поистине является выдающимся фактом биографии и говорит о Тютчеве, как об очень развитом человеке.В 1817 году Федор Иванович решает продолжить свое образование в интересном для него направлении и в качестве вольнослушателя посещает лекции Словесного отделения Московского университета, где не остается незамеченным и принимается в число членов общества любителей российской словесности еще задолго до официального зачисления в ряды учеников. Тютчев за границейФедор Иванович Тютчев уже в 1821 году получает аттестат об окончании учебного заведения и практически сразу отправляется в Мюнхен в составе делегации в качестве внешнего атташе от России. Именно здесь в 1826 году он встречает свою возлюбленную Элеонору Петерсон, на которой в скором времени женится и у пары появляется на свет трое замечательных дочерей, одна из которых в последствии связала род Тютчевых с не менее почетным родом Аксаковых — Анна вышла замуж за Ивана Аксакова, а их брак благословили родители с обоих сторон. Несмотря на все безоблачные перспективы и самую настоящую, большую и искреннюю любовь в семье Федора и Элеоноры, совершенно неожиданно в жизнь поэта и его семьи ворвалась самая настоящая трагедия. Однажды во время путешествия на теплоходе из Петербурга в Турин случилось непредвиденное крушение и судно начало идти ко дну. Семью, конечно же, удалось спасти, во многом благодаря усилиям по счастливой случайности оказавшегося на теплоходе Ивана Тургенева, однако вся эта трагедия серьезно сказалась на здоровье Элеоноры Тютчевой, и уже в скором времени она сильно заболела и слегла. Поэт проводил у постели жены долгие часы, старался не оставлять ее ни на минуту и сильно волновался за ее судьбу, однако, несмотря на все старания лучших врачей, которых приглашал писатель, в скором времени супруга скончалась. Говорят, что трагедия настолько тяжело ударила по состоянию молодого поэта, что он буквально за несколько часов поседел — настолько сильно и горячо он переживал утрату возлюбленной.
Интересно, что и Эрнестина была замужем в то время, как был женат Федор Иванович — и именно ее супруг познакомил ее с поэтом на балу за несколько дней до собственной печальной кончины. Видимо, двое одиноких людей, потерявших в силу болезней так рано своих возлюбленных и супругов, просто обязаны быть вместе волею судеб — и именно так и сложилось у Федора Ивановича и Эрнестины. В 1839 году совершенно неожиданно дипломатическая карьера Федора Ивановича обрывается, что совершенно не мешает ему на протяжении еще пяти лет спокойно проживать за границей в свое удовольствие. Именно в эти годы Тютчев с одобрения самых вышестоящих чинов России и самого императора поддерживает дипломатические отношения между Россией и Европой, публично открыто и самостоятельно выступает, высказывая свою точку зрения по поводу возможных конфликтов и успешно регулирует все возникающие между Россией и европейскими странами вопросы. Возвращение в РоссиюВ 1844 году Федор Иванович возвращается в родное государство и вновь поступает на дипломатическую службу, что не является удивительным ни для него самого, ни для его коллег — все же в политике и дипломатии поэт разбирается отлично, и его вклад был оценен по заслугам как его современниками, так и будущими поколениями, которые удостоились чести разбираться в его биографии.Тютчев активно участвует в публичных мероприятиях и организациях, помогая развивать дипломатические и политические движения, просвещает соотечественников о жизни за границей и описывает собственный образ «тысячелетней России». Уже тогда Тютчев будто предсказывает образование Советского Союза — еще за много лет до появления данного, поэт заявляет, что создание такого союза пошло бы на пользу не только России, но и всем ближайшим славянским государствам. Тютчев успешно проработал и действующим статским советником, и, несмотря на множественные разногласия с властями и критику в его адрес, прослужил он на этой должности полноценных пятнадцать лет. До конца своей жизни поэт интересовался политической ситуацией не только в Родном государстве, но и в полюбившейся ему за несколько лет Европе. Умер поэт неожиданно — сначала у него отнялась левая рука, частично сковав его деятельность, а позже в момент прогулки с поэтом случился удар, который полностью парализовал всю левую половину тела. Память о поэте живет до сих пор. К сожалению, его личная жизни и на сегодняшний день не раскрыта полностью, и подробно об этом могут рассказать только его произведения любовного характера, которым Тютчев уделял огромное место в своей жизни.Любой творческий человек, а, тем более, поэт — это всегда очень тонко чувствующая и глубоко переживающая личность. Именно у таких людей рождаются самые проникновенные лирические произведения, которые часто задевают самую душу и сердце любого, кто прикоснется к этим бесценным строкам. Тютчев, конечно же, не был исключением, и любовная лирика занимает особое, отдельное место во всей его творческой деятельности. Главными темами в произведениях Тютчева считаются: — Описание ситуации в горячо любимой стране; — Окружающая реальность и природа вокруг; — Искренняя любовная лирика. Любовной лирике Тютчева, как это не удивительно, свойственна горечь и трагедия — здесь настолько остры переживания, что прочувствовать их можно с самых первых строк. Часто эксперты связывают лирику Тютчева в один цикл под названием «денисьевский» — так сложилось потому, что большинство любовных произведений поэт посвящал Е.Денисьевой. Конечно, не одна она удостоилась быть увековеченной в произведениях выдающегося автора — и супруги Федора Ивановича так же ярко и тепло, но с присущей лирике поэта трагедией, описаны в его строчках. В своих лирических произведениях Федор Иванович полностью открыт и честен с каждой из своих возлюбленных — он не стесняется своих чувств даже несмотря на то, что они далеко не всегда оказываются взаимны.
Конечно, сегодня Тютчев увековечен и в памятниках, и в названиях улиц, в его честь созданы целые музеи, но самая главная и достоверная память о поэте, отдавшем всю свою жизнь не только родному государству и политике, но и тонкой, как будто кружева, литературе. Именно те строки, которые при жизни поэт сплетал умело и мастерски, дошли до нашего времени, и произведения эти будут актуальны еще многие годы. А что касается лирики — именно в произведениях Федора Ивановича Тютчева каждый способен найти родное и близкое для себя, открыть новые горизонты своих чувств и переоценить отношение к окружающим, а заодно почувствовать на себе, как чисто и искренне любили наши предки в прошлом — и ведь так любили не только поэты, но именно поэты того времени смогли донести эту чистую и настоящую любовь до нас. |