Любовь в сонетах шекспира

Сочинение

Сонеты Шекспира о любви: темы и критика

Эпоха Ренессанса обозначена возвращением в европейское искусство воспевания земной любви, после нескольких веков господства в культуре Европы только божественного и небесного. Основной постулат Ренессанса — каждый человек имеет право на счастье, имеет право наслаждаться земной жизнью, телесной любовью.

Образ возлюбленной в сонетах Шекспира — это обычная женщина, вовсе не ангельской внешности. «Ее глаза на звезды не похожи. Нельзя уста кораллами назвать…». Но она для поэта лучшая, она вызывает у него чувства горячие и страстные. Право на счастье, право любить и быть любимыми имеют обычные люди, а не только избранные — это мнение полностью соответствует философии Ренессанса.

Шекспир описывает в сонетах вполне земную любовь, с мечтами продолжить себя в детях, с ревностью, с обидами из-за измены, со страданиями от долгой разлуки, с наслаждением от близости с любимым человеком. Шекспир размышляет о самих тонких аспектах любви. Например, он описывает чувства, возникающие, когда он наблюдает, как год от года стареет любимая женщина:

«О, как я дорожу твоей весною,

Твоей прекрасной юностью в цвету.

А время на тебя идет войною,

И день твой ясный гонит в темноту…».

Часть сонетов Шекспира посвящена мужчинам. Обычно автор открыто восхищается в них красотой и другими достоинствами этих мужчин, хотя телесного влечения к ним не испытывает. Это также вполне нормально для эпохи Ренессанса: человек прекрасен, нет никаких предрассудков, чтобы этого открыто не выражать. Шекспир не разделяет сердечную привязанность к мужчинам и женщинам – ее достойны все люди, и они могут принимать этот дар ото всех:

«Тебя природа женщиною милой

Задумала, но страстью пленена,

Она меня с тобою разлучила,

А женщин осчастливила она…»

Любовь – это драгоценный дар. В 25-м сонете Шекспир сравнивает ее с титулами, славой, властью – и приходит к выводу, что любовь другого человека к тебе есть самый ценный дар судьбы.

«… Может ли измена

Любви безмерной положить конец?

Любовь не знает убыли и тлена,

Любовь – над бурей поднятый маяк,

Немеркнущий во мраке и тумане.

Любовь – звезда, которою моряк

Определяет место в океане».

Иногда автор описывает свои страдания, парадоксальные состояния, возникшие из-за любви. Например, тяга к женщине, в которой герою многое не нравится:

11 стр., 5257 слов

Метафорические образы в трагедии У. Шекспира «Макбет»

... грандиозной силой развил Шекспир в той знаменитой сцене, в которой в полусне бродит охваченная воспоминаниями леди Макбет). Все в этой ... который в дальнейшем нашел свой расцвет в исторических пьесах Шекспира. Первые счастливые результаты взаимного сближения сказались в произведениях тех ... молодые люди, сидя в саду, объясняются друг другу в любви, на сцену выходят убийцы в масках и убивают Горацио ...

«Мои глаза в тебя не влюблены, —

Они твои пороки видят ясно.

А сердце ни одной твоей вины

Не видит и с глазами не согласно…»

Тяга к распутной женщине, к той, что не способна оценить чувства героя по достоинству:

«…Что я, прощая черные дела,

Твой грех, как добродетель, полюбил.

Все, что вражду питало бы в другом,

Питает нежность у меня в груди…»

Шекспир размышляет о разных состояниях души в отношениях двух людей. Любовь и страсть иногда ведут к заблуждениям: «Любовь слепа и нас лишает глаз…», а еще толкают человека на самопожертвование: «И разве не виню себя кругом, когда меня напрасно ты обидишь?…». Длительные отношения двух людей тоже имеют свои особенности:

«Люблю – но реже говорю об этом.

Люблю нежней – но не для многих глаз.

Торгует чувством тот, кто перед светом

Все чувства выставляет напоказ…»

От другого человека нельзя требовать любви, ведь она дается добровольно: «Любовь бежит от тех, кто гонится за нею. А к тем, кто прочь бежит, бросается на шею». Люди есть люди, и от них нельзя требовать идеалов, они хороши такими, какие есть: «Мы все грешны, и я не меньше всех…». Поэтому, переживая измену, лирический герой сонетов не осуждает неверную, не скатывается в обиды и ненависть, а, превозмогая боль, рассуждает о том, что человек свободен в своих чувствах:

«Я, как подарком, пользуюсь любовью,

Заслугами не куплена она.

И значит, добровольное условье

По прихоти нарушить ты вольна».

Но даже в трудные минуты, любовь остается для поэта светлым чувством. «…В душе любовь, а не вражду, пригрей…». Тем выше и прекраснее радость взаимной любви. Шекспир размышляет о том, как важно беречь ее, чтобы не утратить: «… Что нет невзгод, а есть одна беда – Твоей любви лишиться навсегда», раздумывает о том, что в разлуке любовь усиливается:

«Чтобы любовь была нам дорога,

Пусть океаном будет час разлуки

Пусть двое, выходя на берега,

Один другому простирают руки…»

Любовь Шекспира — это путь к счастью и гармонии в жизни, причем в земной жизни, ведь из любви продолжается род человеческий, повторяется красота:

«…Пусть красота живет не только ныне,

Но повторит себя в любимом сыне».