Сонеты Шекспира о любви: темы и критика
Эпоха Ренессанса обозначена возвращением в европейское искусство воспевания земной любви, после нескольких веков господства в культуре Европы только божественного и небесного. Основной постулат Ренессанса — каждый человек имеет право на счастье, имеет право наслаждаться земной жизнью, телесной любовью.
Образ возлюбленной в сонетах Шекспира — это обычная женщина, вовсе не ангельской внешности. «Ее глаза на звезды не похожи. Нельзя уста кораллами назвать…». Но она для поэта лучшая, она вызывает у него чувства горячие и страстные. Право на счастье, право любить и быть любимыми имеют обычные люди, а не только избранные — это мнение полностью соответствует философии Ренессанса.
Шекспир описывает в сонетах вполне земную любовь, с мечтами продолжить себя в детях, с ревностью, с обидами из-за измены, со страданиями от долгой разлуки, с наслаждением от близости с любимым человеком. Шекспир размышляет о самих тонких аспектах любви. Например, он описывает чувства, возникающие, когда он наблюдает, как год от года стареет любимая женщина:
«О, как я дорожу твоей весною,
Твоей прекрасной юностью в цвету.
А время на тебя идет войною,
И день твой ясный гонит в темноту…».
Часть сонетов Шекспира посвящена мужчинам. Обычно автор открыто восхищается в них красотой и другими достоинствами этих мужчин, хотя телесного влечения к ним не испытывает. Это также вполне нормально для эпохи Ренессанса: человек прекрасен, нет никаких предрассудков, чтобы этого открыто не выражать. Шекспир не разделяет сердечную привязанность к мужчинам и женщинам – ее достойны все люди, и они могут принимать этот дар ото всех:
«Тебя природа женщиною милой
Задумала, но страстью пленена,
Она меня с тобою разлучила,
А женщин осчастливила она…»
Любовь – это драгоценный дар. В 25-м сонете Шекспир сравнивает ее с титулами, славой, властью – и приходит к выводу, что любовь другого человека к тебе есть самый ценный дар судьбы.
«… Может ли измена
Любви безмерной положить конец?
Любовь не знает убыли и тлена,
Любовь – над бурей поднятый маяк,
Немеркнущий во мраке и тумане.
Любовь – звезда, которою моряк
Определяет место в океане».
Иногда автор описывает свои страдания, парадоксальные состояния, возникшие из-за любви. Например, тяга к женщине, в которой герою многое не нравится:
Метафорические образы в трагедии У. Шекспира «Макбет»
... грандиозной силой развил Шекспир в той знаменитой сцене, в которой в полусне бродит охваченная воспоминаниями леди Макбет). Все в этой ... который в дальнейшем нашел свой расцвет в исторических пьесах Шекспира. Первые счастливые результаты взаимного сближения сказались в произведениях тех ... молодые люди, сидя в саду, объясняются друг другу в любви, на сцену выходят убийцы в масках и убивают Горацио ...
«Мои глаза в тебя не влюблены, —
Они твои пороки видят ясно.
А сердце ни одной твоей вины
Не видит и с глазами не согласно…»
Тяга к распутной женщине, к той, что не способна оценить чувства героя по достоинству:
«…Что я, прощая черные дела,
Твой грех, как добродетель, полюбил.
Все, что вражду питало бы в другом,
Питает нежность у меня в груди…»
Шекспир размышляет о разных состояниях души в отношениях двух людей. Любовь и страсть иногда ведут к заблуждениям: «Любовь слепа и нас лишает глаз…», а еще толкают человека на самопожертвование: «И разве не виню себя кругом, когда меня напрасно ты обидишь?…». Длительные отношения двух людей тоже имеют свои особенности:
«Люблю – но реже говорю об этом.
Люблю нежней – но не для многих глаз.
Торгует чувством тот, кто перед светом
Все чувства выставляет напоказ…»
От другого человека нельзя требовать любви, ведь она дается добровольно: «Любовь бежит от тех, кто гонится за нею. А к тем, кто прочь бежит, бросается на шею». Люди есть люди, и от них нельзя требовать идеалов, они хороши такими, какие есть: «Мы все грешны, и я не меньше всех…». Поэтому, переживая измену, лирический герой сонетов не осуждает неверную, не скатывается в обиды и ненависть, а, превозмогая боль, рассуждает о том, что человек свободен в своих чувствах:
«Я, как подарком, пользуюсь любовью,
Заслугами не куплена она.
И значит, добровольное условье
По прихоти нарушить ты вольна».
Но даже в трудные минуты, любовь остается для поэта светлым чувством. «…В душе любовь, а не вражду, пригрей…». Тем выше и прекраснее радость взаимной любви. Шекспир размышляет о том, как важно беречь ее, чтобы не утратить: «… Что нет невзгод, а есть одна беда – Твоей любви лишиться навсегда», раздумывает о том, что в разлуке любовь усиливается:
«Чтобы любовь была нам дорога,
Пусть океаном будет час разлуки
Пусть двое, выходя на берега,
Один другому простирают руки…»
Любовь Шекспира — это путь к счастью и гармонии в жизни, причем в земной жизни, ведь из любви продолжается род человеческий, повторяется красота:
«…Пусть красота живет не только ныне,
Но повторит себя в любимом сыне».