Тема любви и дружбы в произведениях Лермонтова

Сочинение

Тема любви и дружбы в ранней лирике М. Ю. Лермонтова

Тема любви и дружбы занимала особое место в ранней лирике М. Ю. Лермонтова, особенно в его юности. В начале 30-х годов большинство его произведений, включая любовную лирику, отражали биографические события. Многие стихотворения были посвящены женщинам, с которыми поэт встречался в юности, таким как Н. Иванова, В. Лопухина, Е. Сушкова и другие. В этих стихотворениях Лермонтов переплетал свои любовные чувства с рассуждениями о своей судьбе, своем призвании и о жизни в целом.

В стихотворении «Я не унижусь пред тобою…» поэт упрекает свою любимую девушку в легкомыслии и непостоянстве чувств. Однако он гордо говорит о своем призвании и о том, что мог бы принести миру дар чудесный. Лермонтов выражает надежду, что его творчество принесет ему бессмертие.

Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
Быть может, мыслию небесной
И силой духа убежден,
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то — бессмертье он?

В ранней лирике Лермонтова любовные стихотворения отмечены трагической тональностью. Любовь приносит больше огорчений, чем светлой радости. Поэт описывает свое владычество над ним, связанное с улыбкой и волшебными глазами любимой женщины, которые порабощают его дух и сковывают его, как цепями.

Мне тягостно твое владычество порой;
Твоей улыбкою, волшебными глазами
Порабощен мой дух и скован, как цепями.

Молодой Лермонтов часто сравнивает свою любимую женщину с ангелом или мадонной Рафаэля, лишая ее черт реального земного человека. Он видит в ней идеал красоты и духовности, отождествляя ее с прекрасными образами из искусства.

Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?

Как луч зари, как розы Леля,
Прекрасен цвет ее ланит,
Как у мадонны Рафаэля,
Ее молчанье говорит.

В ранней лирике Лермонтова видна попытка преодолеть одиночество через любовь. Однако эти надежды обманули юного поэта, и он осознал, что любовь может принести больше тоски и горя, чем радости.

9 стр., 4030 слов

Образ россии в лирике лермонтова

... образом, тема родины является важным мотивом в творчестве Лермонтова. Поэт выражает свою привязанность и любовь к России, Кавказу, своему имению и Москве через образы и описания этих мест.В творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова образ ... В. Белинский отмечал национальный характер творчества Лермонтова и называл его поэтом чисто русским, народным. В его лирике присутствуют задушевные мысли о России, ...

Поцелуями прежде считал

Я счастливую жизнь свою,

Но теперь я от счастья устал,

Но теперь никого не люблю.

«Поцелуями прежде считал…» (1832)

Вера в дружбу и любовь пришла позднее, в годы зрелости, когда поэт убедился в том, что «напрасно с враждой боролася любовь».

В лирике последних лет тоже иногда звучат грустные ноты. Но в целом она оптимистична. Поэт, веря в дружбу и любовь, преодолевает чувство одиночества. В стихотворении «Спеша на север из далека» (1837) он обеспокоен, как его, изгнанника, встретят на родине друзья:

Найду ль там прежние объятья?

Старинный встречу ли привет?

Узнают ли друзья и братья,

Страдальца после многих лет?

Если человек одинок, жизнь невыносимо тяжела и бессмысленна.

Вспоминая путь своего друга А. И. Одоевского, Лермонтов с радостью отмечает, что до конца жизни

В нем тихий пламень чувства не угас:

Он сохранил и блеск лазурных глаз,

И звонкий детский смех, и речь живую,

И веру гордую в людей и жизнь иную.

Вера в людей, способность на бескорыстную преданную дружбу — прекрасные качества человеческой души:

Мир сердцу твоему, мой милый Саша!

Покрытое землей чужих полей,

Пусть тихо спит оно, как дружба наша

В немом кладбище памяти моей!

Если в ранней лирике чаще всего речь идет о трагическом исходе любви, о невозможности встречи влюбленных в будущем, то теперь поэт верит, что дружеские отношения можно и должно хранить в течение всей жизни. Вот два отрывка из различных стихотворений ни одну и ту же тему:

Прости! — не жалей безрассудно,

О краткой любви не жалей:

Расстаться казалось нам трудно,

Но встретиться было б трудней!

Посвящение «Прости! Мы не встретимся боле…» было написано в 1832 го­ду. В стихотворении 1841 года эта тема освещена по-иному. Образ любимой поэт носит в душе, слышит ее голос, мечтает о встрече с ней:

И все мне кажется: живые эти речи
В года минувшие слыхал когда-то я;
И кто-то шепчет мне, что после этой встречи
Мы вновь увидимся, как старые друзья.
«Из-под таинственной холодной полумаски» (1841)

Для любовной лирики зрелых лет характерны многообразие содержа­ния, индивидуализация лирического героя, искренность чувства, простота и естественность поэтической речи.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑