Тема любви и дружбы в ранней лирике М. Ю. Лермонтова
Тема любви и дружбы занимала особое место в ранней лирике М. Ю. Лермонтова, особенно в его юности. В начале 30-х годов большинство его произведений, включая любовную лирику, отражали биографические события. Многие стихотворения были посвящены женщинам, с которыми поэт встречался в юности, таким как Н. Иванова, В. Лопухина, Е. Сушкова и другие. В этих стихотворениях Лермонтов переплетал свои любовные чувства с рассуждениями о своей судьбе, своем призвании и о жизни в целом.
В стихотворении «Я не унижусь пред тобою…» поэт упрекает свою любимую девушку в легкомыслии и непостоянстве чувств. Однако он гордо говорит о своем призвании и о том, что мог бы принести миру дар чудесный. Лермонтов выражает надежду, что его творчество принесет ему бессмертие.
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
Быть может, мыслию небесной
И силой духа убежден,
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то — бессмертье он?
В ранней лирике Лермонтова любовные стихотворения отмечены трагической тональностью. Любовь приносит больше огорчений, чем светлой радости. Поэт описывает свое владычество над ним, связанное с улыбкой и волшебными глазами любимой женщины, которые порабощают его дух и сковывают его, как цепями.
Мне тягостно твое владычество порой;
Твоей улыбкою, волшебными глазами
Порабощен мой дух и скован, как цепями.
Молодой Лермонтов часто сравнивает свою любимую женщину с ангелом или мадонной Рафаэля, лишая ее черт реального земного человека. Он видит в ней идеал красоты и духовности, отождествляя ее с прекрасными образами из искусства.
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Как луч зари, как розы Леля,
Прекрасен цвет ее ланит,
Как у мадонны Рафаэля,
Ее молчанье говорит.
В ранней лирике Лермонтова видна попытка преодолеть одиночество через любовь. Однако эти надежды обманули юного поэта, и он осознал, что любовь может принести больше тоски и горя, чем радости.
Образ россии в лирике лермонтова
... образом, тема родины является важным мотивом в творчестве Лермонтова. Поэт выражает свою привязанность и любовь к России, Кавказу, своему имению и Москве через образы и описания этих мест.В творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова образ ... В. Белинский отмечал национальный характер творчества Лермонтова и называл его поэтом чисто русским, народным. В его лирике присутствуют задушевные мысли о России, ...
Поцелуями прежде считал Я счастливую жизнь свою, Но теперь я от счастья устал, Но теперь никого не люблю. «Поцелуями прежде считал…» (1832)Вера в дружбу и любовь пришла позднее, в годы зрелости, когда поэт убедился в том, что «напрасно с враждой боролася любовь».
В лирике последних лет тоже иногда звучат грустные ноты. Но в целом она оптимистична. Поэт, веря в дружбу и любовь, преодолевает чувство одиночества. В стихотворении «Спеша на север из далека» (1837) он обеспокоен, как его, изгнанника, встретят на родине друзья:
Найду ль там прежние объятья? Старинный встречу ли привет? Узнают ли друзья и братья, Страдальца после многих лет?Если человек одинок, жизнь невыносимо тяжела и бессмысленна.
Вспоминая путь своего друга А. И. Одоевского, Лермонтов с радостью отмечает, что до конца жизни
В нем тихий пламень чувства не угас: Он сохранил и блеск лазурных глаз, И звонкий детский смех, и речь живую, И веру гордую в людей и жизнь иную.Вера в людей, способность на бескорыстную преданную дружбу — прекрасные качества человеческой души:
Мир сердцу твоему, мой милый Саша! Покрытое землей чужих полей, Пусть тихо спит оно, как дружба наша В немом кладбище памяти моей!Если в ранней лирике чаще всего речь идет о трагическом исходе любви, о невозможности встречи влюбленных в будущем, то теперь поэт верит, что дружеские отношения можно и должно хранить в течение всей жизни. Вот два отрывка из различных стихотворений ни одну и ту же тему:
Прости! — не жалей безрассудно, О краткой любви не жалей: Расстаться казалось нам трудно, Но встретиться было б трудней!Посвящение «Прости! Мы не встретимся боле…» было написано в 1832 году. В стихотворении 1841 года эта тема освещена по-иному. Образ любимой поэт носит в душе, слышит ее голос, мечтает о встрече с ней:
И все мне кажется: живые эти речи В года минувшие слыхал когда-то я; И кто-то шепчет мне, что после этой встречи Мы вновь увидимся, как старые друзья. «Из-под таинственной холодной полумаски» (1841)Для любовной лирики зрелых лет характерны многообразие содержания, индивидуализация лирического героя, искренность чувства, простота и естественность поэтической речи.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑