Ученицы «Лингвистическое о русском языке»

Сочинение

Шевченко Вера Сергеевна

с. Гончаровка

Подгоренского района

Воронежской области

2017

«С любовью – о русском языке»

Язык не может быть плохим или хорошим…, Ведь язык – это только зеркало., То самое зеркало, на которое глупо пенять., Сергей Довлатов.

Нам ни о чем не говорят слова С.А. Есенина, который на вопрос, почему он не желает изучать иностранный язык, ответил, что не хочет чужим запачкать свой, родной! В этих облеченных в шутливую форму словах заключены глубокие мысли. Это назидание нам, молодежи, кто не различает понятий высокой культуры и «культурности», моды.

Культура – это самосознание народа. И если в человеке нет этой культуры, то он, практически, является существом неопределенного вида. Страшно быть Иваном, родства не помнящим, существом без корней.

Однажды по телевизору показывали чернокожего человека. Он живет и работает в рязанской области. И что поразительно, язык не поворачивается назвать его иностранцем. У него абсолютно русское выражение лица, русские глаза… Он очень любит играть на балалайке, говорит на русском языке и впитал через него нашу культуру.

Опросы студентов и учащихся показывают, что молодежь единодушно поддерживает идею защиты русского языка.

Язык – это живой организм, который естественным образом изменяется со временем, развиваясь или … деградируя. Интересный факт я нашла в интернете: грамматика английского языка еще в 14 веке была в несколько раз сложнее, чем в современном английском, и даже более сложной, чем в современном немецком языке. Грамматика древнерусского языка была заметно сложнее, чем грамматика церковно-славянского языка! Если упрощение грамматической структуры – отрицательный признак, то эти языки точно деградировали!

Активным носителем новой культуры является молодежь. К наиболее динамичным и влиятельным источникам нового в языке можно отнести музыку, кино, интернет. Именно через эти каналы осуществляется мощное воздействие на русский язык.

6 стр., 2911 слов

Взаимосвязь языка и культуры

... компетенции – умение создавать собственное высказывание: сочинение-рассуждение; 2) воспитание любви и уважения к родному языку, воспитание культуры чтения. Оборудование: раздаточный материал – распечатанный фрагмент статьи И. Маркина «Язык мой – бедный друг мой»; словари различных типов; Интернет- ресурсы. Презентация ...

Россия после падения «железного занавеса» приняла на себя сокрушительный удар американской (западной) культуры. И, как результат, язык, на котором разговаривает российская молодежь, порой трудно назвать русским.

Как же от этого можно защититься?

Во-первых, попробуем вместо ненужных, а порой и непонятных иностранных слов, пользоваться только русскими: зачем говорить «негативный», если можно сказать «отрицательный», «позитивный» — «положительный», не восклицать «вау!», а просто по-русски восхититься «вот это – да!»

Во-вторых, давайте слушать правильную речь учителя, диктора, актёра, и мы почувствуем облегчение от того, что не надо напрягаться и настораживаться при отрывистых и малограмотных фразах молодёжного сленга.

В-третьих, читайте великую русскую литературу. Её значение для нравственного и языкового обогащения неоспоримо! «Русский язык — язык, созданный для поэзии, необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков», – говорил Проспер Мериме. А Фридрих Энгельс утверждал: «Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасной грубости».

Наша словесность, наша русская литература дала миру писателей такого масштаба, рядом с которыми мало кого можно поставить из представителей европейской словесности. Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тургенев… Их еще будут переводить и переводить на языки других народов. Но как бы выглядели их произведения, если бы они не знали чистого и возвышенного слова? Что дали бы они миру, если бы в молодости освоили только жаргон, междометия и жесты?

Век информационных технологий внес свою лепту в изменение языковой культуры людей. На смену книге пришли виртуальные игры и пустое кино. Понятно, что привыкнув к ярким картинкам интернета и коротким «смс», мои ровесники утрачивают культуру чтения, уже почти не знают, что такое написать кому-то письмо, и как следствие, теряют потребность в богатствах и красотах русского языка. В СМИ, рекламе, интренет-пространстве как раз штампуются самые примитивные выражения, произносимые молодежью под дружеский хохот, словно девизы поколения «пепси».

Всякий народ знает как светлое, так и темное, и собственно духовное лицо народа определяется тем, что в нем преобладает – свет или тьма. То и другое выражается в нашей речи, нашем слове. Если высокая речевая культура сменяется жаргоном и жалкими жестами, если самым непосредственным общением становится нецензурщина, то значит, духовная деградация поражает глубины нашей души.

Как писала Анна Ахматова:

Мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

9 стр., 4128 слов

ВИ Даль — собиратель русского слова

... и сочинения Даля: «О наречиях русского языка» («Вестник ... переводят в Нижний Новгород управляющим удельной конторой. Десять лет Даль пробыл на ... Даля. Но чем бы Даль ни занимался, он прежде всего оставался собирателем языкового и этнографического материала. В результате у него скопились огромные запасы слов, ... грамотности без просвещения» («Русская Беседа», 1856, книга ... Жуковского. Тем не менее, Даль долго ...

Но кто будет хранить и как сохранить «великое русское слово»?!

Данное сочинение представляет собой авторское размышление на тему «язык-культура-история». Сама тема – очень сложна и обширна и может быть только частично раскрыта в одном сочинении. Я ни в коем случае не призываю к отрицательному отношению к иностранным языкам. Хочу только, чтобы мои сверстники хотя бы задумались о великой роли своего родного русского языка! Потом открыли произведение русского классика и прочли на одном дыхании, наслаждаясь красотой русского слога!