Консультация: Рассуждение-опровержение

Сочинение

Повторение: 1. Из каких частей состоит рассуждение-доказательство. 2. Каковы составные элементы главной части в рассуждении типа доказательства. 3. Каков порядок работы над рассуждением-доказательством. Теоретическая часть урока. Сочинение-рассуждение можно построить не только в виде доказательства, но и в виде опровержения тезиса, который воспринимается пишущим как ложный. Главная часть в сочинении-опровержении состоит из тезиса опровержения и аргументов опровержения. Тезис опровержения — это мысль «противника», которую надо опровергнуть. Аргументы опровержения- это тс суждения, с помощью которых опровергается мысль «противника».

Основные способы опровержения:

1) можно опровергать только тезис «противника», или только аргументы, или и тезис и аргументы;

2) чтобы опровергнуть тезис, необходимо установить либо ложность следствий, которые из него вытекают, либо выдвинуть противоположную тезису мысль, обосновать ее и сделать вывод о ложности мысли «противника»; 3) чтобы опровергнуть аргументы «противника», устанавливают ложность или недоказанность его аргументов или находят ошибки в форме доказательства.

Порядок работы над рассуждением-опровержением тот же, что и над рассуждением-доказательством: обдумывание темы, разработка плана, текстуальное оформление сочинения.

Практическая часть урока. I. В одной из дневниковых записей Печорина есть такое утверждение: «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается». Верна ли мысль Печорина о сущности дружбы? Обосновывает ли Печорин свою мысль? Как можно опровергнуть утверждение Печорина?

Попытаемся опровергнуть тезис Печорина, выдвинув мысль, противоположную той, которую он высказал. Сформулируем тему рассуждения: Печорин о дружбе. Определим объем темы: дневниковая запись Печорина от 13 мая; известные нам факты из жизни и литературы.

Основной вопрос темы: Верно ли утверждение Печорина, что «из двух друзей всегда один раб другого»? Прямой ответ на вопрос темы: Неверно. Основной тезис: Печорин не прав, утверждая, что «из двух друзей всегда один раб другого». Выдвинем мысль, противоположную утверждению Печорина: Если дружба основана на взаимном уважении и общих интересах, то друзья равноправны. Подберем аргументы для обоснования выдвинутого нами антитезиса… [Дальше каждый работает самостоятельно.

2 стр., 813 слов

Составляем план итогового сочинения и готовим тезисы, аргументы и структуру

... тезис, аргументы за, аргументы против, личное мнение. Каждую новую структурную часть необходимо начинать с нового абзаца, а каждый абзац – с красной строки. План итогового сочинения Цитаты Каждый тезис в сочинении ... Позиция автора такова: … Эта мысль выражает точку зрения писателя: … ... Как закончить сочинение? подвести итог Оформление К выполнению итоговой работы предъявляется ряд требований. В ...

2. Возьмем еще одно утверждение Печорина: счастье — это «насыщенная гордость». Эту мысль Печорина можно опровергнуть по-другому: раскрыть ложность следствия, которое вытекает из этого утверждения. Если счастье — это «насыщенная гордость», то самым счастливым должен быть тот, кто живет для того только, чтобы насытить свою гордость. Но этот вывод оказывается неверным. Доказательство — факты из жизни самого Печорина, который все силы потратил на то, чтобы насытить свою гордость, удовлетворить свое честолюбие, но счастья не обрел, о чем говорит его последняя дневниковая запись.

Разработайте самостоятельно план рассуждения-опровержения, сформулировав тезис так: Печорин не прав, утверждая, что счастье — это «насыщенная гордость». Напишите сочинение, в котором опровергните один из предложенных тезисов.

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЙ

1. Чем дорог М. Ю. Лермонтов моею поколению.

2. «Люблю отчизну я…» (Лермонтов).

3. «Я каждый день бессмертным сделать бы желал…» (Лермонтов).