Основные концепции гештальтпсихологии

Реферат

Исследование развития восприятия у детей и гештальтпсихология

В 1921 году Вольфганг Коффка опубликовал книгу «Основы психического развития», посвященную формированию детской психологии. Эта работа получила признание как в Германии, так и в Соединенных Штатах. В связи с этим, Коффку пригласили в Америку для чтения лекций в университетах Корнелла и Висконсина. В 1927 году он стал профессором в Смитовском колледже в Нортхэмптоне, штат Массачусетс, где проработал до своей смерти в 1941 году.

В 1933 году Коффка издал книгу «Принципы гештальтпсихологии», которая оказалась слишком трудной для чтения и не стала основным и наиболее полным пособием по изучению новой теории.

Исследования развития восприятия у детей, проводимые в лаборатории Коффки, показали, что у ребенка есть набор смутных и не очень адекватных образов внешнего мира. Коффка пришел к выводу, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет. Он сформулировал один из законов восприятия, названный «трансдукцией». Этот закон доказал, что дети воспринимают не только сами цвета, но их отношения.

Вольфганг Келер стал глашатаем движения гештальтпсихологии. Его книги, написанные с тщательностью и аккуратностью, дали классическое представление о многих аспектах этого научного направления. Занятия физикой, которую Келер изучал совместно с Максом Планком, убедили его в том, что эта наука должна быть связана с психологией, и что гештальты (формы или структуры) встречаются в психологии так же, как и в физике.

Келер родился в Эстонии, а в пятилетнем возрасте его семья переехала на север Германии. Он получил образование в университетах Тюбингена, Бонна и Берлина, где в 1909 году защитил докторскую диссертацию у Карла Штумпфа. Затем он отправился в университет Франкфурта, где встретился с Куртом Вертхеймером и его игрушечным стробоскопом.

После эмиграции в США Келер преподавал в Свартморском колледже в Пенсильвании, написал несколько книг и редактировал журнал «Психологические исследования». В 1956 году он был удостоен награды «За выдающийся вклад в науку» Американской психологической ассоциации и вскоре после этого был избран ее президентом.

Гештальтпсихология: история развития и влияние на психотерапию

Гештальтпсихология возникла в начале XX века благодаря работе немецких психологов Курта Левина, Курта Коффки, Вольфганга Кёлера и Макса Вертгеймера. Они были основателями гештальтпсихологической школы, которая рассматривала картины мира как целостные структуры, а не как сумму отдельных элементов. Школа была ориентирована на решение практических задач и использование методов без экспериментальных наук.

9 стр., 4052 слов

Реферат теории восприятия по психологии с литературой

... (гештальтпсихология) предложила рассматривать в качестве первоосновы психических образований не ощущения, а структуру (гештальт). Главное направление их исследований касалось организации элементов зрительного поля (Коффка, Келер). В отечественной психологии проблема восприятия ...

Важную роль в истории гештальтпсихологии сыграла работа Курта Левина, который в 1932 году эмигрировал в США. Он был одним из основоположников теории поля, согласно которой человек воспринимает мир в данный момент, как инсайт. Такой подход позволяет рассматривать образ мира как целостную структуру, а не как совокупность отдельных объектов.

Переломным моментом в развитии гештальтпсихологии стало создание журнала «Психологические исследования» в 1921 году, где публиковались результаты исследований школы. Важность гештальтпсихологии подчеркивали главным образом обобщающие статьи Макса Вертгеймера в 20-е годы XX века. В 1926 году Курт Левин провел экспериментальное исследование «Намерения, воля и потребности», которое оказало большое влияние на гештальтпсихологию и позволило приступить к настоящему экспериментальному исследованию сложных психологических явлений.

Несмотря на распад школы в конце 1930-х годов, ее влияние на современную психологию осталось значительным. Основоположник гештальт-терапии Фриц Перлз считал, что любой аспект поведения является проявлением целого, то есть бытия человека. Идея целостности в гештальтпсихологии означает понимание индивида не как отдельного объекта, а как части более широкого поля, которое включает организм и среду. В этом единстве обозначается «контактная граница» между индивидом и средой, которая может быть подвижной у здорового человека, допуская контакт и уход из среды. Контакт и уход, согласно Перлзу, формируют гештальт.

2. Фи-феномен

Классическим является открытый Максом Вертгеймером, так называемый, фи-феномен. Оказалось, что восприятие движения возможно в отсутствие самого движения или, на языке описания восприятия движений в ассоцианизме, в отсутствие последовательной цепочки ощущений, отражающих перемещение объекта в пространстве. В нашем восприятии пространство структурируется, элементы объединяются в фигуры на основе отношений, к самим элементам не сводящихся. Явления фигуры и фона отчетливо выступают при рассмотрении, так называемых, двойственных изображений, где фигура и фон как бы самопроизвольно меняются местами (происходит внезапное «переструктурирование» ситуации).

Понятия фигуры и фона, явление переструктурирования, то есть внезапного усмотрения новых отношений между элементами, распространялись гештальтпсихологами и за пределы психологии восприятия. В частности, они оказались важными при обсуждении творческого мышления, внезапного «открытия» нового способа решения задачи, того, что называется «озарение». В гештальтпсихологии это явление получило название «aгa-решение» (теперь чаще используют понятие «инсайт»), причем оно обнаруживается не только у человека, но и у высших животных.

14 стр., 6628 слов

«Музыкально-ритмические движения как одно из средств музыкального ...

... на физическое, но и психологическое состояние ребенка. 2. Развитие системы музыкального воспитания 2.1. Характеристика системы музыкального воспитания. Любая педагогическая система включает в себя цели, содержание, ... движения, углубляют представления детей об окружающем, о некоторых сторонах жизни и деятельности людей. В детском саду ребенок действует в коллективе, совместные активные действия детей ...

Усмотрение новых отношений — центральный момент творческого мышления человека. Именно на основе принципов гештальтпсихологии были проведены исследования в этой области с использованием метода «рассуждения вслух».

Эксперимент Вертхеймера, в котором Коффка и Келер играли роль испытуемых субъектов, был посвящен изучению восприятия кажущегося движения предметов – то есть движения, которое на самом деле не происходит. Для его определения Вертхеймер пользовался термином «впечатление движения». Используя тахистоскоп, он пропускал луч света через две прорези, одна из которых располагалась вертикально, а другая имела наклон от вертикали приблизительно в 20-30 градусов.

Раскрытие исследования

В данном исследовании было обнаружено интересное явление, связанное с восприятием света через прорези. Наблюдатели замечали, что при пропускании светового луча через одну прорезь, а затем через другую с некоторым временным интервалом, они видели последовательное появление света в каждой из прорезей. Если время между пропусканием через прорези сокращалось, то наблюдателям казалось, что обе прорези освещены постоянно. Однако, при достаточно коротком интервале времени около 60 миллисекунд, создавалось впечатление непрерывного перемещения линии света от одной прорези к другой и обратно.

Один из известных ученых, Вертхеймер, провел серию экспериментов в своей лаборатории, которые подтвердили данное явление. Он пришел к выводу, что это восприятие является элементарным, но отличается от обычных ощущений. В связи с этим, Вертхеймер назвал данное явление фи-феноменом. Этот термин обозначает иллюзию перемещения с места на место двух поочередно включающихся источников света.