Тургенев — враг крепостного права (по рассказам «Записки охотника»)

Сочинение

К середине XIX века вопрос о крепостном праве, о невоз­можности существования рабства в России встал с особенной силой. Честные, прогрессивно мыслящие люди понимали, что движение вперед невозможно, и относились к существующему строю как к врагу. «Враг этот был — крепостное право», — писал Тургенев, давший «Аннибалову клятву» бороться с ним до конца и никогда не примиряться.

Ненависть к крепостному праву возникла не на пустом месте. Дворянин по происхождению и воспитанию, Тургенев с детства видел «безобразие окружающей среды», и оно возбу­ждало в нем чувство смущения, негодования, отвращения. Передовые идеи времени сделали его сознательным и убежден­ным борцом с крепостничеством, а очерки и рассказы моло­дого писателя, изданные в 1852 году в одной книге под назва­нием «Записки охотника», сыграли свою роль в истории осво­бождения крестьян.

«Записки охотника» начались с рассказа «Хорь и Калиныч», в котором нет действия, а даны лишь портреты крестьян в ненавязчивом сравнении с помещиком Полутыкиным, впрочем, не в пользу последнего. Крепостные Хорь и Калиныч изображены автором с любовью, необычной для тогдашней литературы. Белинский отмечал, что Тургенев «зашел к народу с такой стороны, с какой до него никто никогда не заходил».

Так, изображая Хоря, писатель показывает его природ­ную сметливость, деловитость, практичность, работоспособ­ность. Это «административная голова» и «государственный человек».

Калиныч, напротив, человек мягкий, романтичный, близ­кий к природе, с нежной, поэтичной душой.

Хорь и Калиныч свободны душой, но на деле они зависят от произвола помещика Полутыкина, неудачника и неумехи, но все же «отличного человека» в сравнении с манерным англоманом Пеночкиным (рассказ «Бурмистр»), который, не повышая голоса, распоряжается поркой. Хорошим хозяином он слывет благодаря изворотливости бурмистра Софрона и не желает замечать, что тот уже давно стал удельным князьком на помещичьей земле, издеваясь над крестьянами похлеще Пеноч­кина.

Говоря о помещиках, нельзя не вспомнить о Стегунове (рас­сказ «Два помещика»), с ясным и кротким взглядом, с добрейшей улыбкой вторящего ударам, доносящимся из конюшни: «Чюки-чюки-чюк! Любяй да наказует» — вот его девиз.

Кто даст гарантию, что под палку господина не попадет Яков Турок из рассказа «Певцы», живая душа, талантливейший испол­нитель русских песен, прожигающий свой дар по кабакам. Толь­ко песня помогает увидеть за неказистой внешностью широкую, истинно русскую натуру. Такую, как у лесника, прозванного за нелюдимость Бирюком (рассказ «Бирюк»).

8 стр., 3645 слов

Тургенев два помещика анализ произведения. Иван сергеевич тургенев. ...

... крепостных или телесных наказаниях. Стилистические особенности В рассказе «Два помещика» Тургенев проявил себя как почитатель и последователь гоголевских традиций. ... между тем как известно, что настоящие старики сами никогда себя не называют стариками. Носит он обыкновенно сюртук, ... Читателю уже кажется, что этот помещик будет более симпатичным. Но тут охотник рассказывает, как гостил у милейшего ...

Суровый и грозный с виду, несчастливый в семейной жиз­ни, Бирюк великодушен и добр. Живя в бедности, почти в нищете, он не наживается за счет помещика. Это человек с высоко развитым чувством долга. Но чувство жалости, состра­дания ему не чуждо: почувствовав отчаяние бедняка, пойман­ного за рубкой леса, он отпускает его. Автор недаром сравни­вает Бирюка с грозой, на фоне которой тот появляется. Он весь как природная стихия: сила, мощь, порыв — и затишье. Рас­сказ «Бирюк» — один из лучших в «Записках охотника», в нем заключен наиболее сильный протест против крепостного пра­ва, погружающего гордых и мужественных людей в бездну нищеты и отчаяния. Но автор считал, что в русском народе «зреет зародыш будущих великих дел, великого народного развития», залогом чему служат умные, талантливые крестьян­ские дети. Эта идея вытекает из рассказа «Бежин луг», лирич­ного, светлого. Герои его вызывают искреннюю симпатию чувством собственного достоинства, пытливостью, безгранич­ной любовью к природе. Один из них, Павлуша, очень напоми­нает Хоря, другой, Ваня, — Калиныча.

В крепостных детях, как и в их отцах и дедах, автор показал и защитил прежде всего человека, достойного иной, лучшей жизни. Его «Записки охотника» не могли не стать крупным общественным событием предреформенной эпохи. Пожалуй, лучше всех об этом сказал Мопассан: «…Как стре­лы, бьющие в одну и ту же цель, каждая его (Тургенева) страница разила в самое сердце помещичью власть и ненави­стный принцип крепостного права».

Источник: 100 сочинений для школьников и абитуриентов. М.: КЕЛВОРИ ЛТД, 1996