Краткое содержание рассказа л толстого филиппок. по рассказу «Филипок

Сочинение

Читая рассказ Л.Н. Толстого «Филипок» глазами современного ученика и даже современного учителя, мы получаем ряд логических несообразностей: за почти полуторавековой период между людьми того и нашего времени выросла пока еще не очень толстая информационная стена из забытых фоновых знаний и новых ложных стереотипов.

Рассказ нередко публикуется в школьных учебниках и в интернете в «отредактированном» виде, то без эпизода с диалектным произношением, то без эпизода с молитвой. Наивный рационалист скажет: кого сейчас интересуют детали происходившего в дореволюционной сельской школе? И будет прав: действительно, мало кого. Так зачем наши дети об этом читают?

Нас могут интересовать в этом рассказе только мысли великого Толстого, а вовсе не какое-то конкретное село (там конкретики никакой нет, подзаголовок «быль» вовсе не об этом) и не мальчик по имени Филипп: может, мальчика-то и не было…

Краткое содержание <a href=рассказа л толстого филиппок. по рассказу «Филипок 1">

Читателю с малых лет надо усвоить три простые истины:

Введение

Искусство, будучи многообразным и многогранным, всегда несет в себе глубокий смысл и идею. Это верно не только для литературных произведений, но и для других видов искусства. В каждом изображении, персонаже или событии скрыта масштабная и общественно значимая идея. Один из выдающихся русских писателей Лев Толстой, автор знаменитого романа «Война и мир», также проникнут глубоким смыслом и идеей в своих произведениях. В письме Страхову от 12 ноября 1872 года Толстой отмечает, что он считает свой рассказ «Азбука» важным и значимым произведением, в котором он воздвиг памятник определенной идее.

Роль деталей в художественном произведении

Художественное произведение создается автором с самой малой детализацией, и каждая деталь имеет свое значение. Если автор обращает внимание на мелкие детали и размещает их в произведении, то он хочет этим что-то сказать. Подобный подход хорошо знаком современным фотографам, которые удаляют все лишнее и неважное снимка, чтобы сохранить четкость и ясность образа.

Значение знаков и деталей в художественном произведении

Каждый знак и мелочь в художественном произведении стимулирует мыслительный процесс у читателя, зрителя или слушателя. Это позволяет каждому человеку, обращающемуся к произведению, внести свою мысль и переживание. Каждая деталь и знак в произведении важны для формирования смысла и идеи, которую автор хочет донести до своей аудитории.

21 стр., 10478 слов

Значение деталей в романе обломов. Cочинение «Роль художественной ...

... в романе Гончарова “Обломов” присутствует много деталей, истолковать которые – значит понять роман глубже. Роль художественной детали в романе “Обломов” Related posts: Роман И. А. Гончарова “Обломов” – классика русской литературы. В этом романе ... образы – персонажи литературных произведений, которые вышли за рамки произведения. Они встречаются в других произведениях: романах, пьесах, повестях. Их ...

Применение анализа в рассказе Льва Толстого «Азбука»

Рассмотрим рассказ Льва Толстого «Азбука» с уверенностью в мастерстве писателя и его способности передать глубокий смысл через мельчайшие детали. В рассказе рассказывается история мальчика Филиппа, который хочет пойти в школу вместе с другими детьми, но его мать запрещает ему из-за его малого возраста. Филипп остается дома с бабушкой, и ему становится скучно. Он решает найти свою шапку, но не находит ее и берет отцовскую старую шапку, чтобы пойти в школу.

Изначально, рассказ кажется простой историей о мальчике, который хочет пойти в школу. Однако, если проанализировать детали и знаки в рассказе, можно увидеть глубокий смысл и идею, которую автор хотел донести до читателя. Например, отсутствие матери и отца в рассказе может символизировать отсутствие заботы и взаимодействия в семье, что может быть общественно значимым. Выбор Филиппом отцовской шапки также может иметь символическое значение, указывая на его стремление к взрослости и самостоятельности.

Таким образом, рассказ «Азбука» Льва Толстого является примером того, как через мелкие детали и знаки автор передает глубокий смысл и идею. Анализ этих деталей и знаков помогает читателю внести свою мысль и переживание, что делает произведение более значимым и важным.

Первая деталь. Ясно сказано, «пошли раз все ребята в школу». Популярные рассказы учителей о том, что «раньше не все ребята могли ходить в школу» (см. публикации уроков) не находят подтверждения в тексте. Филипка мать оставляет дома только из-за возраста. Толстой писал рассказ о России пореформенной, после освобождения от крепостного права, и писал как раз о том, что теперь все люди могут сами определять свою судьбу, все дети ходят в школу, в том числе и дети бедных сельских жителей. В рассказе нет прямого упоминания бедности, какого-либо социального неравенства, изображены свободные деревенские жители, работающие… Только вот «подённая работа» — это не просто работа, оплачиваемая по дням, как объясняют в учебниках (если работу любого приглашенного специалиста оплатят по количеству рабочих дней, его работа все равно не будет называться подённой), а только неквалифицированная и обычно тяжелая низкооплачиваемая работа. Зимой в селе это могла быть работа прачки, уборщицы, помощницы по дому. Читатель, заметьте, все дети ходят в школу, в том числе и дети сельской подёнщицы. В конце рассказа выясняется, что старший брат Филипка, Костюшка, ходит в школу, и Филипок давно туда просился, что исключает случайное приключение от скуки.

Бабушка на печке

Вторая деталь : бабушка лежит на печи, буквально и фигурально. Во-первых, современным детям надо показать хотя бы на картинке русскую печку с лежанкой, на которой лежать любили и старики, и дети, и кошки…

Краткое содержание рассказа л толстого филиппок. по рассказу «Филипок 2

Краткое содержание рассказа л толстого филиппок. по рассказу «Филипок 3

6 стр., 2903 слов

Судьба крестьянских детей в рассказе бежин луг. : крестьянские ...

... элементами инсценировки в 7 классе «Изображение крестьянских детей в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»» Учитель Левина Л.П. Тема : Изображение крестьянских детей в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». Цель : вызвать у учащихся интерес к изображению Тургеневым крестьянских детей. Показать, как ...

Современным ребятам на теплой традиционной лежанке тоже нравится:

Краткое содержание рассказа л толстого филиппок. по рассказу «Филипок 4

Но есть и другая ассоциация: «лежать на печи» означает «бездельничать», а также «не предпринимать активных действий», «ничего не менять в своей жизни».

Краткое содержание рассказа л толстого филиппок. по рассказу «Филипок 5

Вспомните сказочного Емелю, который едет к царю лежа на печи; в сказке он изображен вполне одобрительно: русский народ и до сих пор не очень любит людей, хлопочущих исключительно ради богатства, власти или славы.

Краткое содержание рассказа л толстого филиппок. по рассказу «Филипок 6

Лев Толстой пишет быль, а не сказку, поэтому показывает совсем другую ситуацию: в семье Филипка взрослые работают, только бабушка, олицетворяющая, между прочим, древность, род, традиции, лежит на печи, как ей и положено. Маленькому Филипку тоже еще можно «лежать на печи», то есть не работать, ни о чем не заботиться, но он выбирает движение… Движение — главная тема рассказа, и это легко проследить по сквозной цепочке слов со значением «движение».

Читатель, это важно: наш герой легко преодолел первый страшный (и очень русский) соблазн – соблазн лени!

Читаем второй абзац:

Школа была за селом у церкви . Когда Филипп шел по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филипок бросился бежать, собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал: куда ты, постреленок, один бежишь?

Село, школа, церковь

Краткое содержание рассказа л толстого филиппок. по рассказу «Филипок 7

Третья деталь : «Школа была за селом у церкви».

Селом в России XIX в. официально называлось только относительно крупное поселение, в котором есть церковь. Потому она и стоит за селом, что в нее ходят жители всех окрестных деревень. Но почему школа в этом описании привязана к церкви?

Во-первых, в школу, как и в церковь, ходят дети из нескольких окрестных деревень.

Во-вторых, на Руси кириллическая письменность была официально принята вместе с крещением, да и появилась она в прямой связи с восточно-православным религиозно-культурным выбором славянских народов; именно монастыри были оплотом древнерусской книжности, особенно в «татаро-монгольскую» эпоху. Наши крестьянские прапрадеды получали начальное образование в церковноприходских школах.

В-третьих: наука и религия – два проявления духовной жизни человека, соперничают они или взаимодействуют. Даже самый упорный материализм – тоже проявление ментальности, то есть духовной жизни. И, наконец: читатель уже, конечно, заметил, что весь сюжет рассказа – это путь Филипка в школу; теперь понятно, что он становится и символической «дорогой к храму».

Жучка и Волчок

Четвертая деталь : знакомые собаки не трогали Филипка, а в чужой слободе (в чужой части села, на чужой улице) собаки были незнакомые. Что-то путает Толстой: если незнакомые, откуда же Филипок знает их клички? А вот откуда: Жучками называли собак черных, как жук , а Волчками, соответственно, похожих на волка. На иллюстрациях разных художников черная собака неизменно присутствует:

1 стр., 480 слов

Сочинение про директора школы на день учителя

... В День учителя школьники идут в школу с букетами цветов, а учителя приходят особенно нарядные, красивые, улыбающиеся. В такой день стыдно прийти с невыученными уроками, несмотря на праздничную ... День учителя – это возможность показать нашу любовь и признательность к этим замечательным людям, которые делают нашу жизнь ярче и насыщеннее. В этот день мы можем сказать “спасибо” нашим учителям ...

Краткое содержание рассказа л толстого филиппок. по рассказу «Филипок 8

Краткое содержание рассказа л толстого филиппок. по рассказу «Филипок 9

Краткое содержание рассказа л толстого филиппок. по рассказу «Филипок 10

Какая разница писателю, как назвать собак и какая у них внешность? Дело в том, что черный пес в русском фольклоре всегда был символом зла. Он охранял границу между миром живых и миром мертвых. Вот пример:

черный пес

В библейской энциклопедии псы – это гонители. Волк, понятно, тоже символизирует опасность. Итак, на пути Филипка возникает опасность, путь преграждают гонители.

И он преодолевает второй соблазн, соблазн страха!

Мужик – чудесный помощник

И он преодолевает второй соблазн 1

Пятая деталь : собак отогнал мужик.

Читатель, вспомните, как в русских волшебных сказках откуда ни возьмись появляются чудесные помощники и спасают героя: кого серый волк, кого Сивка-Бурка, кого волшебный гребень… Это значит, что за его успехом стоит одобрение народного мнения и высших сил.

И он преодолевает второй соблазн 2

Постреленок

Шестая деталь : Мужик спросил: куда бежишь, постреленок?

Пострел – не просто шалун, буквально это слово означало «выстрел» (наш пострел везде поспел!), а выстрел – это прежде всего движение к определенной цели. Понятно, что Филипок побежал еще быстрее.

Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух. Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе слышны гудят голоса ребят. На Филипка нашел страх: что, как учитель меня прогонит? И стал он думать, что ему делать. Назад идти – опять собака заест, в школу идти – учителя боится. Шла мимо школы баба с ведром и говорит: все учатся, а ты что тут стоишь? Филипок и пошел в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали свое, и учитель в красном шарфе ходил посередине.

Баба с ведром

Седьмая деталь : когда Филипка стал одолевать на пороге школы третий соблазн, сомнение, опять появился, откуда ни возьмись, чудесный помощник, баба с ведром. Художники изобразили ее по-разному: кто с тяжелым, полным ведром, а кто – с легким, пустым.

И он преодолевает второй соблазн 3

И он преодолевает второй соблазн 4

Ведро, полное или пустое, – одна из самых популярных народных примет, предвещающих, соответственно, удачу или неудачу. Чтобы весь поход был не впустую, Филипок сам должен решиться войти, поэтому в тексте не сказано, полное ведро или пустое, а баба, как и мужик-спаситель, лишь задает побуждающий вопрос.

8 стр., 3917 слов

Учителя в рассказе «Дорогие уроки» и в рассказе «Репетитор»

... Человек в футляре» 1898г., Анализ образов учителей в творчестве Чехова., Учителя в рассказе «Дорогие уроки» и в рассказе «Репетитор» В 1887 году Чехов пишет рассказ «Дорогие уроки». В нем Воротов, ... итоге мужчины приходят к «компромиссу»: учитель поставит мальчику тройку, только если другие учителя исправят оценки по своим предметам. Перед нами образ честного учителя, который ставит оценку за знания. ...

И соблазн сомнения преодолен!

Красный шарф

Восьмая деталь : красный шарф, выделяющий учителя. Цвета вообще «олицетворяют дифференциацию, нечто явленное, разнообразие, утверждение света. Цвета, отражающие свет, например, оранжевый, желтый и красный, — активны, теплы, направлены на смотрящего… (http://www.onlinedics.ru/slovar/sim.html ).

Красный — это зенит цвета, у множества народов символизирующий активность, жизнь, и уж во всяком случае делающий его носителя центром внимания. В романе Толстого все Ростовы бесконечно краснеют, а все «белые» персонажи — маленькая княгиня с белыми зубками, Элен с белыми плечами, Анатоль в белом мундире, князь Андрей с белыми руками, — все они умирают. А еще перед битвой при Аустерлице Болконский видит с холма белых русских солдат на красной земле…

И соблазн сомнения преодолен  1

– Ты что? – закричал он на Филипка. Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил. – Да ты кто? – Филипок молчал. – Или ты немой? – Филипок так напугался, что говорить не мог. – Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. – А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.

– Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу.

– Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.

Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уж знал и немножко читать умел.

– Ну-ка, сложи свое имя. – Филипок сказал: хве-и-хви, ле-и-ли, пе-ок-пок. – Все засмеялись.

– Молодец, – сказал учитель. – Кто же тебя учил читать?

Филипок осмелился и сказал: Костюшка. Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий! – Учитель засмеялся и сказал: а молитвы ты знаешь? – Филипок сказал: знаю, – и начал говорить Богородицу; но всякое слово говорил не так. Учитель остановил его и сказал: ты погоди хвалиться, а поучись.

С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.

И соблазн сомнения преодолен  2

Вечные вопросы

Девятая деталь : Филипку все задают вопросы – и мужик, отогнавший собак, и баба с ведром, а учитель просто засыпал его вопросами. Куда бежишь, что же ты стоишь, ты что (зачем пришел?), ты кто…

И соблазн сомнения преодолен  3

Согласитесь, читатель, вопросы содержательные, вечные, ассоциирующиеся с фондом мировой идиоматики (quo vadis, камо грядеши и т.п.).

Вопросы из тех, на которые русский народ веками пытается ответить и не может ответить однозначно… Филипок, в сущности, не ответил на них, и, значит, это Толстой оставил их открытыми.

4 стр., 1596 слов

Сочинения возвращаются в школы. Но какие?..». О плюсах и минусах ...

... школах. Существуют различные причины, которые способствуют таким проблемам. Одна из них — социальное неравенство. Школьные учителя, ... в контексте проведения итогового сочинения. Это вызывает вопросы относительно выбора председателя совета ... подготовки нового поколения россиян к будущему. Реальное будущее по Солженицыну — это ... сочинение под уготовку ЕГЭ, они опять его пугают? Уверенно можно сказать ...

О русском языке

Десятая деталь :

В свете изученных данных, можно отметить, что языковые особенности Филипка, едва научившегося азбуке, не только придают его имени милую округлость, но и раскрывают интересные аспекты диалектов в русском языке.

В некоторых русских диалектах отсутствовал звук [ф], заменяя его сочетанием [хв]. Лев Толстой, выбрав для своего героя имя Филипп,, мастерски воссоздал не только уменьшительное и ласковое звучание, но и отразил диалектные особенности, присущие родному языку героя.

Филипок владеет речью лишь в ее местном варианте, не зная литературного языка, который объединяет различные диалекты и делает нас единым народом. Это напоминает ситуацию, когда современная молодежь использует уменьшительные слова, не всегда понимая богатство языка, и создает свои сленговые группы, отражая различия в возрасте, образовании и занятиях.

Такое языковое разнообразие, подобно диалектам, сохраняет следы древнего деления нации, а современные сленги выстраивают новые границы общественного восприятия и взаимопонимания. Понятие «народность» речи уже не является единственным фактором, объединяющим народ.

Переходя к вопросам веры, заметим, что даже в молитве Филипок произносит слова не так, подчеркивая механический характер его веры. Это напоминает о необходимости осмысленного подхода к религиозным практикам, ведь любая религия является своего рода Учением.

В современных дебатах о языке поднимаются вопросы о сохранении «народной речи», включая свободу использования сленга и мата, и защиту литературных и этических норм. Влияние религии также вызывает острые дискуссии в обществе и перед государством.

Мы видим, что мысль Толстого о необходимости прогресса и развития, а не застоя, актуальна и для нашего времени. В этом контексте, подчеркивается важность народного просвещения и движения вперед, что поддерживает идею единства, несмотря на разнообразие языковых и культурных особенностей.

Двенадцатая деталь :

Ты погоди хвалиться, а поучись».

Ты погоди хвалиться 1

Конечно, в моем прочтении есть элемент субъективизма. В том смысле, что Вы, читатель, конечно, найдете в этом рассказе и другие поводы для комментариев и рассуждений. Например, выясните символический смысл деталей, связанных с отцом: он ушел в лес, а Филипок надел его шапку…

Использованы иллюстрации А.Ф. Пахомова, Г.К. Спирина, а также кадры диафильма Р.В. Былинской (Лапиной).

На крыльце никого нет, а в школе слышны гудят голоса ребят.

Филипок

В рассказе «Филипок» перед маленьким читателем предстаёт история, которая вполне могла приключиться с ним самим или с его сверстниками; недаром рассказ имеет подзаголовок «быль».

Филиппку стало скучно в избе сидеть, и он решил пойти в школу. Пришел, но так растерялся, что в ответ на вопросы учителя только молчал и плакал. Учитель оставил его в классе. «Ну, садись на лавку возле брата. А я твою мать попрошу, чтобы пускала тебя в школу».

Несмотря на краткость рассказа, в нем создан характер мальчика. Как только Филиппок осознает, что ему хочется учиться в школе, ничто не может сбить его с пути ни собаки, набросившиеся на него, ни страх перед учителем. Не найдя своей шапки, Филиппок отправляется в путь в отцовской, которая ему велика, зато под рукой.

2 стр., 737 слов

Урок русского языка 3 класс УМК Перспективная начальная школа ...

... сочинения: Вступление (Где и когда произошла наша история) Интересный случай с животными Заключение Пример сочинения (образец сочинения) ... - "Учимся писать сочинение". Таким образом, ... сочинение? Для успешного написания сочинения необходимо: Узнать информацию о животных. Вспомнить случай из жизни животных. Составить план сочинения. Работа над сочинением Информация о ... неуклюжих птиц. Учитель постепенно ...

В сенцах школы мальчик снимает шапку и только после этого отворяет дверь: ему хорошо знаком крестьянский этикет. Оправившись от первого испуга, он по складам произнес свое имя, и хотя все смеялись, начал «говорить Богородицу», чтобы показать, что он и молитвы знает; но «всякое слово говорил неправильно». Учитель остановил его: «Ты погоди хвалиться, а поучись».

Главный герой рассказа Толстого — маленький мальчик, который жил в деревне. Он уже умел немного читать, и хотел учиться в деревенской школе, как и его старший брат Костя. Но мать считала Филипка маленьким, и не отпускала учиться.

Однажды, когда Филипок остался дома только с бабушкой, ему стало скучно, и мальчик решил пойти в школу, куда уже ушли с утра все деревенские ребятишки. Пользуясь тем, что бабушка уснула, Филипок надел отцовскую шапку и вышел из дома.

Введение

Рассказ Льва Толстого «Филипок» рассказывает историю одного мальчика, который хочет учиться в школе, но его мать не разрешает ему этого. Мальчик отправляется в школу в одиночку и благодаря помощи учителя и товарищей начинает получать образование. Главная мысль рассказа заключается в том, что мечты сбываются у тех, кто действует. Рассказ учит стремиться к знаниям, быть уверенным в себе и не бояться трудностей.

Развитие

Идея получения образования в наше время становится все более актуальной в связи с появлением новых технологий и изменениями в работе большинства профессий.

Современное образование

Существует множество различных методик, которые помогают в изучении языков и курсов. Одной из наиболее популярных является система онлайн-курсов. Она позволяет людям получить образование не выходя из дома в удобное для них время. Также доступны различные программы для получения бесплатного образования и официальных стипендий, которые помогают в получении нужного опыта и знаний.

Высшее образование

Для получения высшего образования необходимо ознакомиться с требованиями университетов и экзаменами, которые нужно сдать для поступления. Выбор места обучения должен основываться на качестве курсов, доступности и уровне преподавания.

Преимущества образования

Обучение позволяет людям повысить свои карьерные возможности, стать более уверенными в себе и научиться решать различные проблемы. Также образование помогает в интеллектуальном развитии, повышении качества жизни и сформировании личности.

Заключение

Обучение является важным элементом в жизни человека, поэтому стоит стремиться к получению знаний и опыта. Рассказ Толстого «Филипок» напоминает нам о том, что нужно быть уверенными в себе и шагать к своей мечте, чтобы сбыть ее в реальности. Только тогда мы можем достичь целей и повысить качество своей жизни.

Развитие событий

Филипп, решив сопротивляться мнению матери, взял старую шапку отца и смело направился к школе. Он знал, что школа находится за селом, у церкви, и поэтому взял на себя смелость пройти через чужие дворы.

Однако в пути на Филиппа напали собаки. Жучка залаяла и привлекла внимание большой собаки по имени Волчок. Мальчик испугался и стал бежать, а собаки преследовали его. Филипп кричал от страха, но вовремя вышел мужчина, который отогнал собак и спас мальчика.

34 стр., 16517 слов

В начале жизни школу помню я учащихся (5 класс)

... в дальнейшем войдут лучшие сочинения из истории родного лицея. («Ждём перемен», «Учитель, Перед именем твоим…», «Переменка», «Класс!», «Есть контакт!», «В начале жизни школу помню я» ... из парней. Девочки подарили мальчикам базуки – взрослые пистолеты. В настоящее время она учится на втором курсе ... P. S. История написана по рассказам Кашникова Олега Ивановича. Год выпуска из школы - 1987. Классный ...

Филипп, не объясняя, куда он спешит, решил побыстрее уйти оттуда. Он продолжал свой путь к школе, хотя сердце билось сильнее от страха. Войдя в школу, он обнаружил, что на уроке уже идет занятие.

Филиппок испытывал страх и неуверенность. Учитель заметил его и поинтересовался, кто он такой. Ребята, узнав, что это Костюшкин брат, вмешались и рассказали учителю о его намерении идти в школу. Учитель решил посадить Филиппа рядом с братом и обещал договориться с его матерью, чтобы мальчик постоянно посещал школу.

Филиппок испытывал страх и не мог смело отвечать на простые вопросы учителя. Однако, благодаря помощи ребят, которые поддержали его и рассказали учителю о его смелости, Филипп получил шанс продолжать учиться вместе со старшими детьми.

Учитель показал Филиппу, что важно быть скромным и не хвастаться своими достижениями. Мальчик понял, что ему предстоит много учиться и развиваться, чтобы достичь своих целей.

Развитие сюжета

Филипок, мальчик с бедной семьи, решил пойти в школу, несмотря на запрет своей матери. Он бежал к школе, но испугался, когда увидел группу детей и учителя на крыльце. Боясь, что его прогонят, Филипок стоял на расстоянии и размышлял о своих дальнейших действиях.

Тут мимо школы проходила женщина с ведром и заметила Филипка. Она сказала ему, что все дети учатся в школе и спросила, почему он стоит тут. Эти слова дали Филипку решимость, и он решил все-таки пойти в школу.

Филипок вошел в школу, где было много шума и гама. Учитель, ходивший посреди ребят в красном шарфе, внезапно обратил свое внимание на Филипка и спросил, кто он такой. От страха мальчик замер и молчал.

Учитель продолжал задавать вопросы, но Филипок так напугался, что не мог произнести ни слова. Учитель наконец сказал ему идти домой, если он не хочет говорить. Однако, Филипок не мог сдвинуться с места и заплакал.

Учитель увидел, что Филипку очень страшно, и решил погладить его по голове. Он спросил у других детей, кто этот мальчик, и им рассказали, что Филипок — брат Костюшки, который давно хотел пойти в школу, но мать не разрешала. Учитель пообещал поговорить с мамой Филипка и позволить ему ходить в школу.

Учитель начал знакомить Филипка с буквами, и оказалось, что мальчик уже немного умеет читать. Все ребята засмеялись, когда Филипок сказал, что он научился читать у своего брата Костюшки.

Учитель похвалил Филипка и сказал ему, чтобы он сначала учился, а потом хвастался своими успехами. С тех пор Филипок стал ходить в школу вместе с другими детьми и продолжал учиться.