«Педагогические взгляды Л. Н. Толстого в его сказках»

Сочинение

Сочинение на тему: «Педагогические идеи Л.Н.Толстого в «Азбуке» и его сказках.

Льва Николаевича Толстого знаю все как великого писателя своего времени, но, если углубиться в его деятельность и творчество сложно не заметить его вклад в теоретическую и практическую педагогику. Мне захотелось разобраться, кто же всё-таки Лев Николаевич Толстой, больше писатель или педагог?

Педагогические взгляды Льва Толстого выражены во всех его художественных произведениях, особенно впечатляющие в трилогии «Детство» «Отрочество» «Юность». В этих трёх повестях заинтересованные исследователь-педагог найдёт закономерности, выраженные художественно-педагогический форме, развитие и становление человека, с момента, когда он начинает осознавать себя личностью, до, юношеских поисках, обретения внутренней и внешней свободы. Педагогические взгляды Толстого не отличались строгой последовательностью, в них были те же противоречия, которые характерны для его мировоззрения. Все симпатии писателя принадлежат народу, он изучает запросы читателей-крестьян, и намечает пути создания литературы для народного и детского чтения. В детское чтение пришли первое произведение Толстого. Среди них как было выше сказано, «Детство» «Отрочество» и «севастопольские рассказы». Толстой начал работать над азбукой в 1859 году. Он переработал для неё многие рассказы, напечатанные в приложении к журналу Ясная Поляна, и рассказы учеников народной школы. Жанр короткого рассказа характерен для Азбуки так как Толстой учитывал специфику детского восприятия.

Я хотела бы рассмотреть на примере сказки «Филипок», которая была опубликована уже в «Новой азбуке», примеры педагогических идей. Первое что я хочу сказать, что прочитав сказку, остается очень приятное и светлое впечатление. В сказке рассказывается про маленького мальчика, которому мама запрещала ходить в школу, говорила, что он еще маленький, но который имел большое желание учится. Он, не смотря на какие-либо трудности, все-таки дошел до школы, где его встретил учитель. Филипок очень испугался, как только зашел в школу, но после того как его приняли, он начал хвалится, говорить, что все знает и умеет, но на самом деле говорил и читал, не правильно. Учитель остановил его и сказал: ты погоди хвалиться, а поучись. С тех пор Филлипок ходил вместе с ребятами в школу.

5 стр., 2198 слов

Яснополянская школа и педагогическая деятельность Л. Н. Толстого

... в последние годы педагогической деятельности установка, определяющая содержание обучения опять менялась: самым главным в обучении Толстой признавал религиозно-нравственное воспитание в духе <<очищенного христианства>>. Школу, в ... и истории Толстой сообщал детям в форме художественных рассказов на уроках русского языка. Как пример такого рассказа Толстой приводит рассказ на тему ...

Я считаю эту сказку очень поучительной и развивающей для детей. В ней затронута тема школы, отношения ребенка к учебе, отношение между учеником и учителем.

В «Новой азбуке» учитываются возрастные особенности детей. Даются сначала небольшие рассказы, всего в несколько строк. Предложения в них простые, без усложняющих восприятие обособлений и придаточных предложений, на пример: «Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села подле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры». (Произведения чередуются, чтобы не утомлять ребенка).

В рассказах для самого первого чтения, состоящих из одного предложения, даются полезные сведения познавательного характера или советы, как себя вести: «Небо выше, море ниже», «Суши сено на доме», «Люби Ваня Машу».

В традициях народной педагогики и христианской морали Толстой проводит мысль: люби труд, уважай старших, твори добро. Иные бытовые зарисовки выполнены так мастерски, что обретают высокий обобщенный смысл, приближаются к притче. Вот, на пример: «У бабки была внучка; прежде внучка была мала и все спала, а бабка пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и все спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку». Несколько строк простых двусложных слов. Вторая часть — почти зеркальное отражение первой. А какая глубина? Мудрое течение жизни, ответственность поколений, передача традиций… Все заключено в двух предложениях. Здесь каждое слово будто взвешено, особым образом акцентировано.

Басни Л. Толстого воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту («Муравей и голубка», «Отец и сыновья», «Лгун», «Два товарища», «Старый дед и внучек»).

Доброта и самоотверженность голубки, спасшей муравья, вызывают ответное стремление помочь, и когда она попала в сеть, муравей спасает ее: «Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть».

В басне «Лгун» высмеиваются легкомыслие и глупость мальчика-пастуха, который обманывал мужиков, крича: «Помогите, волк!» Когда же в самом деле пришла беда, крику мальчика не поверили, и все стадо было перерезано волком.

Я в свою очередь сделала для себя вывод, что Лев Николаевич Толстой, преуспел и в литературе,

и в педагогики, исключение чего-то из этого просто невозможно. Как будущий педагог, исследование его творчества и педагогических идей в нем, стало для меня большим открытием.