Гоголь Н.В.
При издании «Мертвых душ» Гоголь пожелал сам оформить титульный лист. На нем была изображена коляска Чичикова, символизирующая путь России, а вокруг – множество человеческих черепов. Опубликовать именно этот титульный лист было очень важно для Гоголя, так же как и то, чтобы его книга вышла в свет одновременно с картиной Иванова «Явление Христа народу». Тема жизни и смерти, возрождения красной нитью проходит через творчество Гоголя. Свою задачу Гоголь видел в исправлении и направлении на истинный путь сердец человеческих, и попытки эти были предприняты через театр, в гражданской деятельности, преподавании и, наконец, в творчестве.
Существует мнение, что Гоголь задумал создать поэму «Мертвые души» по аналогии с поэмой Данте «Божественная комедия». Это и определило предполагаемую трехчастную композицию будущего произведения. «Божественная комедия» состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай», которым должны были соответствовать задуманные Гоголем три тома «Мертвых душ». В первом томе Гоголь стремился показать страшную российскую действительность, воссоздать «ад» современной жизни. Во втором и третьем томах Гоголь хотел изобразить возрождение России. Себя Гоголь видел писателем-проповедником, который, рисуя на страницах своего произведения картину возрождения России, выводит ее из кризиса.
Художественное пространство первого тома поэмы составляют два мира: реальный мир, где главное действующее лицо – это Чичиков, и идеальный мир лирических отступлений, где главным героем является повествователь.
«Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь», – пишет он Пушкину. Объясняя замысел «Мертвых душ», Гоголь писал, что образы поэмы – «ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других». Наверное, именно поэтому понятие «мертвые души» в гоголевской поэме постоянно меняет свой смысл, переходя из одного в другой: это не только умершие крепостные крестьяне, купить которых решил аферист Чичиков, но и духовно омертвевшие помещики и чиновники.
1. Введение
В данной статье будет рассмотрена поэма-роман Николая Гоголя «Мертвые души». Произведение является синтезом различных путей борьбы за души человеческие, включая прямой пафос, поучения и художественную проповедь. В произведении изображены мертвые души — помещики и городские чиновники, которые являются символом нравственного уродства.
Основная тема поэмы-романа — это тема о настоящей и будущей судьбе России. Гоголь с пристрастием верит в лучшее будущее своей страны, однако беспощадно разоблачает «хозяев жизни», считавших себя создателями духовных ценностей. Герои произведения являются ничтожными и символизируют нравственное уродство.
Сочинение кого гоголь называет мертвыми душами
... поэмой. Жанр поэмы Гоголь не связывал с воспеванием общественной жизни. Напротив, свою поэму он наполнил обличительным пафосом, критикуя «недостатки, пороки, злоупотребления». Сюжет поэмы — покупка и продажа мертвых душ ... произведения он называл «меньшие ... Гоголь считал самым полным и многосторонним из всех повествовательных сочинений. ... могучей России, неразрывно ... представлялся тем жанром, ... мир на великое ...
2. Анализ сюжета
Сюжет поэмы-романа «Мертвые души» достаточно прост. Главный герой, Чичиков, является аферистом и предпринимателем. Он находит возможность выгодных сделок с мертвыми душами, то есть с крепостными, которые уже умерли, но официально еще числились среди живых. Чичиков решает скупить эти мертвые души по дешевке и отправляется в один из уездных городов.
В процессе своих посещений помещиков, Чичиков пытается реализовать свой замысел. Читателям предстает целая галерея образов помещиков, которые характеризуются типичными чертами и отражают дух эпохи.
2.1 Особенности лирических отступлений
В произведении «Мертвые души» Гоголь использует лирические отступления, которые придают произведению смысл художественной проповеди. Лирические отступления подводят итог изображенным страшным картинам жизни и быта, а также указывают на то, что «тьма и зло заложены не в социальных оболочках народа, а в духовном ядре».
2.1.1 Пути духовного воскресения
Гоголь, обращаясь ко всему человечеству, рассматривает пути духовного воскресения и оживления. Автор указывает на то, что решение проблемы заключается не в социальных изменениях, а в изменении духовного состояния людей.
2.1.2 Изображение страшных картин жизни и быта
Через лирические отступления, Гоголь описывает страшные картинки жизни и быта, которые являются следствием нравственного уродства героев произведения. Эти отступления придают произведению глубину и эмоциональную насыщенность.
2.2 Разоблачение хозяев жизни
Гоголь с пристрастием разоблачает «хозяев жизни», которые считают себя носителями высокой исторической мудрости и создателями духовных ценностей. Однако, образы героев произведения свидетельствуют о противоположном — они являются ничтожными и символизируют нравственное уродство.
3. Заключение
Поэма-роман «Мертвые души» Николая Гоголя является синтезом различных путей борьбы за души человеческие. Основная тема произведения — настоящая и будущая судьба России. Через лирические отступления и разоблачение «хозяев жизни», Гоголь указывает на нравственное уродство героев и необходимость духовного воскресения. Сюжет поэмы позволяет писателю ярко показать внутренний мир действующих лиц и охарактеризовать их типичные черты и дух эпохи.
Анализ «Мертвых душ»
Роман «Мертвые души» Николая Гоголя является уникальным творением, которое затрагивает не только темы социальной, нравственной и философской природы, но также отражает характерной для русской литературы особенность народа – смешение забавной комедии с глубокими психологическими и духовными основами.
Сюжет
Сюжетом писателя стал обрастающий воображение план, по которому можно было вывести, что главный герой по имени Чичиков хотел отъезжать за неньку шестьдесят душанулкой, умершими крепостными.
Мертвые живые души по поэме «Мёртвые души»
... Мертвые души — сочинение В данной великолепной поэме, написанной Гоголем, автор сумел отразить все великолепие литературы того времени, где показывает истинную суть государственной системы, с ее чиновниками, помещиками ... Популярные сочинения Сочинение рассуждение на тему Детство Детство – самое лучшее время в жизни человека. ... Он приезжает в город N, с целью покупки «мертвых душ», занимается подлогом ...
В романе необычаемо оживает атмосфера России середины 19 века, когда завоевание Крыма создало уверенность в мощи государства, артельные трудовые занятия, таемственные свадьбы и т.д. оставили от Бумеранга использование драматической и лирической нагрузки в их сочетании.
Портреты
С большой выразительностью в «портретных» главах дана картина упадка помещичьего класса. От праздного мечтателя, живущего в мире своих грез, Манилова, к «дубинноголовой» Коробочке, от нее – к бесшабашному моту, вралю и шулеру Ноздреву, затем к «настоящему медведю» Собакевичу, далее – к оскотинившемуся кулаку Плюшкину ведет нас Гоголь, показывая все большее моральное падение и разложение представителей помещичьего мира.
Галерея портретов помещиков открывается образом Манилова. «На взгляд он был человек видный; черты лица его не были лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами». Раньше он «служил в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером». Живя в поместье, он «иногда приезжает в город… чтобы увидеться с образованнейшими людьми». На фоне обитателей города и поместий он кажется «весьма обходительным и учтивым помещиком», на котором лежит какой-то отпечаток «полупросвещенной» среды. Однако, раскрывая внутренний облик Манилова, его характер, рассказывая о его отношении к хозяйству и времяпрепровождении, рисуя прием Маниловым Чичикова, Гоголь показывает полнейшую пустоту и никчемность этого «существователя».
Социальная тема
Поэма превращается в гениальное обличение крепостничества, того класса, который является вершителем судеб государства.
Гоголь не показывает никакого внутреннего развития помещиков и жителей города, это позволяет заключить, что души героев реального мира «Мертвых душ» полностью застыли и окаменели, что они мертвы. Гоголь изображает помещиков и чиновников со злой иронией, показывает их смешными, но в то же время очень страшными. Ведь это не люди, а лишь бледное, уродливое подобие людей. В них не осталось ничего человеческого. Мертвящая окаменелость душ, абсолютная бездуховность скрывается как за размеренной жизнью помещиков, так и за судорожной деятельностью города.
Гоголь писал по поводу города «Мертвых душ»: «Идея города, возникшая до высшей степени. Пустота. Пустословие… Смерть поражает нетрогающийся мир. Еще сильнее между тем должна представиться читателем мертвая бесчувственность жизни».
Характеристика Манилова в «Мертвых душах»
Герой Гоголя, Иван Андреевич Манилов, описывается как человек с глубоко-закоренелой «слащавой, бессмысленной мечтательностью». У Манилова не было никаких реальных интересов. Он передал свое хозяйство приказчику, а сам полностью отошел от всякого труда. Даже книга, которую он заложил в своем кабинете два года назад, остается не прочитанной.
Манилов не обладал никакой жизненной целью, вместо этого он продолжал жить в бесполезных мечтах и «прожектах» о постройке подземных ходов и каменных мостов. Его бездействие с лихвой компенсировалось бессмысленными обсуждениями и бессвязными рассуждениями.
Рассуждение по повести Н.В.Гоголя «Шинель» : «Куда дти человеку?»
... привести к плачевным последствиям. Сочинение на тему «Маленький человек» по повести Н. В. Гоголя «Шинель» (Вар 2) Творчество Николая Гоголя остается важным в любое время. Его произведение «Шинель» было написано в прошлом веке, но посыл ...
Манилов любил гордиться своей интеллектуальностью и образованностью, но на самом деле оказался не слишком глубоким в этих вопросах. Его часто приятные манеры отдавали приторностью, а за прекрасными словами скрывалась только глупость. Это было ясно во время его разговора с Чичиковым, где он был легко убежден в пользе предприятия Чичикова, как только узнал, что оно соответствует общественным интересам и дальнейшим видам России.
Таким образом, Манилов был человеком без жизненной зрелости и настоящих целей, основной чертой которого была бессмысленная мечтательность.
Анализ героев «Мертвых душ» Н.В. Гоголя
Главные герои романа «Мертвые души» Н.В. Гоголя — Манилов и Коробочка — представляют собой яркие противоположности друг другу. В отличие от Манилова, Коробочку характеризует отсутствие претензий на высшую культуру и простота. Она не стремится к «парадности» и ее внешний вид, как и ее жизненные цели, выглядят малопривлекательно.
Коробочка проявляет свою «простоту» и в отношениях с людьми. Она обращается к Чичикову с иронией и называет его «боровом», указывая на его грязную спину. Все ее мысли и желания сосредоточены вокруг хозяйственного укрепления ее поместья и накопления богатства. Она не фантазер, а приобретатель, который всегда занят делами у себя дома.
Однако, хозяйственность Коробочки обнаруживает ее внутреннее ничтожество. Ее стремление к приобретательству и накоплению заполняет все ее сознание и не оставляет места для других чувств. Она извлекает выгоду из всего, начиная от мелочей в доме и заканчивая продажей крепостных крестьян. Она торгуется, пытается получить большую выгоду и равнодушна к аргументам Чичикова, так как для нее главное — собственная польза.
Коробочка олицетворяет «дубинноголовость» — грубое стяжательство и жестокость в отношениях с людьми. Она живет замкнутой жизнью, полностью посвященной наживе, что определяет ее духовную нищету.
В данном исследовании мы рассматриваем двух главных персонажей произведения — Коробочку и Ноздрёва, их контрастные черты характера и влияние на сюжет.
Коробочка
Коробочка представляет собой мелочного и корыстного человека. Его главной чертой является жадность, которая пронизывает все его поступки. Он всегда стремится извлечь выгоду из любой ситуации и не готов делиться своими ресурсами с другими.
Кроме того, Коробочка является пассивным и покорным, не способным к самостоятельным действиям. Он всегда ждет указаний и инструкций от других людей. Все его предприятия направлены на достижение личной выгоды и укрепление своего положения в обществе.
Коробочка не обладает никакими принципами и моральными ценностями. Он готов на все ради достижения своих целей, даже на измену и предательство. В конечном итоге, его корыстные поступки приводят к его падению и разочарованию.
Ноздрёв
В противоположность мелочной и корыстной Коробочке, Ноздрёв отличается буйной удалью и «широким» размахом натуры. Он является чрезвычайно активным, подвижным и задорным человеком. Ноздрёв готов заняться любым делом, которое приходит ему в голову, без задумывания о последствиях.
Энергия Ноздрёва лишена какой-либо цели. Он начинает и бросает любое свое предприятие, не задумываясь о нем. Его идеалом являются люди, которые живут шумно и весело, не обременяя себя повседневными заботами.
«Живые» и «мертвые» души в поэме Гоголя Н.В. ( )
... Плюшкиным. У Павла Ивановича Чичикова редкий талант приспособленца. Мертвые души — сочинение В данной великолепной поэме, написанной Гоголем, ... душ» – Чичиков Сочинение на тему «Мёртвые души» можно начать с описания главного героя. Центральный персонаж поэмы – Павел Иванович Чичиков. До 11 главы произведения Н. В. Гоголя ... у читателя даже не возникало сомнений по поводу того, что они являются ...
Однако, главной чертой характера Ноздрёва являются хвастовство и ложь. Он неистощим в своей лжи, которая стала для него столь органичной, что он врет даже без необходимости. Он не остается верен ни своим словам, ни отношениям, развенчивая своих «друзей» перед обществом.
В итоге, контрастные черты характера Коробочки и Ноздрёва играют важную роль в сюжете произведения, отображая различные аспекты человеческой природы и их влияние на окружающих.
Исследование Собакевича в романе «Мертвые души» Н.В. Гоголя
Собакевич – один из тех людей, кто крепко стоит не земле, трезво оценивает и жизнь, и людей. Когда это необходимо, Собакевич умеет действовать и добиваться того, чего он хочет. Характеризуя бытовой уклад жизни Собакевича, Гоголь делает упор на том, что здесь все «было упористо, без пошатки». Основательность, крепость – отличительные черты как самого Собакевича, так и окружающей его бытовой обстановки.
Однако физическая крепость и Собакевича, и его жизненного уклада сочетается с какой-то уродливой неуклюжестью. Собакевич похож на медведя, и это сравнение носит не только внешний характер: животное начало преобладает в натуре Собакевича, не имеющего никаких духовных запросов. По его твердому убеждению, единственным важным делом может быть только забота о собственном существовании. Насыщение желудка определяет содержание и смысл его жизни. Просвещение он считает не только ненужной, но и вредной выдумкой: «Толкуют – просвещенье, просвещенье, а это просвещенье – фук! Сказал бы я другое слово, да вот только что за столом неприлично».
Собакевич расчетлив и практичен, но, в отличие от Коробочки, он хорошо понимает окружающую обстановку, знает людей. Это хитрый и наглый делец, и Чичикову пришлось с ним довольно трудно. Не успел он и слова вымолвить насчет покупки, а Собакевич уже предложил ему сделку с мертвыми душами, причем заломил такую цену, как будто речь шла о продаже реальных крепостных крестьян. Практическая хватка отличает Собакевича от других помещиков, изображенных в «Мертвых душах». Он умеет устроиться в жизни, но именно в этом качестве с особой силой проявляются его низменные чувства и стремления.
Исследование духовной гибели человека в романе «Мертвые души» Н.В. Гоголя
В романе «Мертвые души» Н.В. Гоголь создает портретную галерею поместных владетелей, где каждый образ представляет собой отдельный аспект падения человека. Если образ Собакевича выражает ничтожность и социальное уродство, то образ Плюшкина является кульминационной точкой этой темы.
Плюшкин — это «прореха на человечестве», в котором все человеческое умерло. Гоголь описывает деревенские избы села Плюшкина как «особенную ветхость», а его барский дом выглядит «инвалидом». Даже бревенчатая мостовая пришла в негодность. Но сам хозяин дома еще более странен. Он предстает перед Чичиковым в «неопределенном платье, похожем на женский капот», рваном, замасленном и заношенном. Внешность Плюшкина настолько жалкая, что Чичиков, если бы встретил его где-нибудь у церковных дверей, дал бы ему медный грош.
Однако, несмотря на свой внешний вид, Плюшкин является богатым помещиком, владельцем тысячи душ. У него полны кладовые, амбары и сушильни разного добра. Однако все это добро гниет, портится, превращается в труху. Отношения Плюшкина к покупщикам, его хождения по селу за сбором всякой дряни, а также кучи хлама на его столе и на бюро говорят о том, как скряжничество приводит его к бессмысленному накопительству, которое разоряет его хозяйство.
Почему в галерее «мертвых душ» Плюшкин изображен последним
... через сравнение с предметами домашнего обихода Гоголь достигает огромной яркости и выразительности в описании характерных черт героя. Галерею «мертвых душ» завершает Плюшкин, в котором мелочность, ничтожность и пошлость ... яро изобразить недостатки, что их возненавидит читатель, если бы даже нашел их в себе самом». Крепостники-дворяне, узнавшие себя в разных лицах нового произведения Гоголя, ...
Все вокруг Плюшкина находится в полном упадке. Крестьяне «мрут, как мухи», десятки из них находятся в бегах. Бессмысленная скупость, которая царит в душе Плюшкина, порождает в нем подозрительность к людям, недоверие и враждебность ко всему окружающему, а также жестокость и несправедливость по отношению к крепостным.
Исследование о персонаже Плюшкине
Персонаж Плюшкин из романа «Мертвые души» Н. В. Гоголя представляет собой уникальную личность, лишенную человеческих чувств и заботящуюся только о накоплении богатств. В этом отношении он схож с другими персонажами романа, такими как Коробочка и Собакевич. Однако, Плюшкин идет еще дальше в своей скупости, превращая накопление в единственную цель своей жизни.
Плюшкин становится преданным рабом своих накоплений, не способным отличить полезные вещи от абсолютно ненужных. Он с неутомимой энергией собирает всякий хлам, боясь упустить что-то ценное. Жажда накопления делает его жизнь и самого Плюшкина ничтожными. Он полностью изолирован от окружающего мира, не общается с людьми и считает их мошенниками и ворами.
Плюшкин также проявляет враждебность и неприязнь к своим крепостным крестьянам, угнетая их голодом. В результате у него накапливается огромное количество мертвых душ, что радует главного героя романа, Чичикова.
Однако, Плюшкин не всегда был таким. Его душа постепенно умерла со временем, под влиянием неких обстоятельств. Глава о Плюшкине выделяется в романе, начинаясь с лирического отступления, которое вызывает у читателя особый интерес и показывает глубокую горечь повествователя от осознания того, насколько человек может опуститься.
Омертвление душ в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя.
Образ Плюшкина выделяется своим динамизмом среди статичных героев реального мира поэмы. От повествователя мы узнаем, каким был Плюшкин раньше, и как постепенно загрубела и затвердела его душа. В истории Плюшкина мы видим жизненную трагедию. При упоминании о школьном товарище на лице Плюшкина «скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства». Значит, все-таки душа Плюшкина еще не совсем умерла, значит, в ней осталось еще что-то человеческое. Живыми у Плюшкина были и глаза, еще не потухшие, «бегавшие из-под высоко выросших бровей, как мыши». В VI главе содержится подробное описание сада Плюшкина, запущенного, заросшего и заглохшего, но живого. Сад – это своеобразная метафора души Плюшкина. Только в имении Плюшкина находятся две церкви. Из всех помещиков только Плюшкин произносит внутренний монолог после отъезда Чичикова. Этим Плюшкин отличается от всех других помещиков, показанных Гоголем.
Конспект литературы в 9 классе ««Мёртвые души» Н. Гоголя ...
... "Мертвые души" не соответствуют понятию толпы о романе, как о сказке, где действующие лица полюбили, разлучились, а потом женились и стали богаты и счастливы. 3)Поэмою Гоголя ... Просмотр видеоотрывка «Русь-тройка». Переход к творческой работе. Работа в группах: сочинение-рассуждение по литературоведческой статье. Проверка работы в группах: чтение сочинений. Домашнее задание: с. 365 — коллективно ...
Все помещики, столь ярко и безжалостно показанные Гоголем, а также центральный герой поэмы – живые люди. Но можно ли о них так сказать? Можно ли их души назвать живыми? Разве их пороки и низменные побуждения не убили в них все человеческое? Смена образов от Манилова до Плюшкина раскрывает все более усиливающееся духовное оскудение, все возрастающее моральное падение владельцев крепостных душ. Назвав свое произведение «Мертвые души», Гоголь имел в виду не только умерших крепостных крестьян, за которыми гонялся Чичиков, но и всех живых героев поэмы, которые давно уже стали мертвыми.
Обнажается вторая и не менее важная причина омертвления душ по Гоголю – это отказ от Бога. «Всякая дорога должна вести к храму». По дороге Чичикову не встретилась ни одна церковь. «Какие искривленные и неисповедимые пути выбирало человечество», – восклицает Гоголь. Дорога России видится ему ужасной, полной падений, болотных огней и соблазнов. Но все-таки это дорога к Храму ибо в главе о Плюшкине мы встречаем две церкви; готовится переход ко второму тому – Чистилищу из первого – адского. Этот переход размыт и непрочен, как и намеренно размыта Гоголем в первом томе антитеза «живой – мертвый». Гоголь намеренно делает нечеткими границы между живым и мертвым, и эта антитеза обретает метафорический смысл. Предприятие Чичикова предстает перед нами как некий крестовый поход.
Выводы
Таким образом, поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» раскрывает проблему омертвления душ как социальной и моральной проблемы. На примере образов героев, Гоголь передает идею о том, что низменные побуждения, пороки и отказ от Бога ведут к духовному оскудению, а тем самым и омертвлению души. Все персонажи поэмы, как живые, так и умершие, изображены так, что душа их становится ярко видна. Автор создает метафору, в которой жизненный путь героев можно рассматривать как дорогу умертвления души. Таким образом, поэма Гоголя остается актуальной и на сегодняшний день, ведь проблема омертвления душ остается одной из важнейших в нашем обществе.
Развитие характера Чичикова в поэме «Мертвые души» Гоголя
В поэме «Мертвые души» Гоголя одним из главных героев, обладающим душой, является Чичиков. В нем наиболее ярко выражена непредсказуемость и неисчерпаемость живой души, хоть и не очень богатой, но все же живой. В одиннадцатой главе посвящена история души Чичикова, в которой показано развитие его характера. Чичиков должен был пройти путь очищения и перехода из «Ада» в «Чистилище» и «Рай».
В «Мертвых душах» поэмы противопоставлены «мертвые» и «живые». «Мертвые» — это крестьяне, которые обладают живыми душами, в отличие от «живого» народа, душа которого мертва. Гоголь с глубоким чувством патриота и верой в великое будущее своего народа описывает талантливый, трудолюбивый и многострадальный народ. Он видел бесправие крестьянства, его приниженное положение и одичание, которые стали результатом крепостного права.
Таким образом, в первом томе «Мертвых душ» Гоголь изображает все недостатки и отрицательные стороны русской действительности. Он рассказывает о том, во что превратились души людей. Гоголь делает это из-за своей горячей любви к России и надежды на ее возрождение. Он хотел, чтобы люди, прочитав его поэму, осознали ужасы своей жизни и пробудились от мертвящего сна. В этом заключается задача первого тома. Гоголь описывает страшную действительность, но в лирических отступлениях рисует свой идеал русского народа, говорит о живой и бессмертной душе России.
А может ли душа быть мёртвой? Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души» — открытые вопросы
... на второй план. Кроме этого Гоголь красноречиво описал кризис такой социальной группы как дворянство. Сочинение: Актуальность поэмы «Мертвые души» (Н.В. Гоголь) ... будут вести такую жизнь, то они опустятся именно на такой уровень. Основным героем, с которого и началась эта история был ... поэме живые люди, работящие, но находящиеся под гнетом помещиков. Писатель, как истинный патриот, надеясь на счастливое ...
Во втором и третьем томах своего произведения Гоголь задумывал перенести этот идеал в реальную жизнь. Однако, к сожалению, он не смог показать переворот в душе русского человека и оживить мертвые души. Это стало творческой трагедией Гоголя, которая переросла в трагедию всей его жизни.