Иван Андреевич Крылов 5 часов

Сочинение

1. Васютка — главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

2. Становление характера Васютки.

1) Забота Васютки о рыбаках.

2) Поведение Васютки в лесу: смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение.

3) Знание законов тайги. Внимание к природе.

4) Забота Васютки об общем деле.

3. Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика?

Напомним, что каждую новую мысль, соответствующую очередному пункту плана, мы начинаем с красной строки.

II. Работа над сочинением

Если есть возможность, сочинение надо сделать классным. Самостоятельная творческая работа в классе учит детей концентрировать внимание «здесь и сейчас», мобилизовывать свою творческую энергию. Дома пятиклассники часто надеются на помощь родителей, на уроке они понимают, что надо надеяться на собственные силы.

Домашнее задание

Прочитать рассказы В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка». Подготовить пересказ одного из рассказов.

Урок 88

В. П. Астафьев. Рассказы «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»

Урок внеклассного чтения

I. Анализ сочинений

Учитель анализирует сочинения, отмечает удачные работы, разбирает типичные речевые, стилистические, фактические ошибки.

II. В. П. Астафьев. Рассказы «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»

Учитель организует работу исходя из подготовленности класса. Проблема может возникнуть оттого, что отнюдь не все библиотеки имеют названные рассказы Астафьева; с другой стороны, дети часто не приучены обращаться в библиотеки за дополнительной литературой.

Можно послушать отзывы учеников, пересказ и выразительное чтение отрывков из рассказов Астафьева. Любые формы работы хороши, лишь бы помочь детям полюбить книгу, повернуть их лицом к творчеству такого выдающегося писателя, как Астафьев.

  • Какой темой объединены эти рассказы?
  • Как вы думаете, почему писателя волнует тема отношения человека к природе? Как вы сами оцениваете важность этой темы?
  • Какие писатели посвящали свои произведения теме отношений человека и природы?

Домашняя работа

(с. 270—280 учебника)

Индивидуальное задание

Подготовить краткий рассказ о Джеке Лондоне.

ДЖЕК ЛОНДОН

Урок 89 Джек Лондон: страницы биографии. «Сказание о Кише». Изображение жизни северного народа. Тема взросления подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о роде. Смелость, мужество, изобретательность, смекалка Киша. Чувство собственного достоинства

7 стр., 3343 слов

Образ Вити в рассказе Астафьева «Конь с розовой гривой»

... своему внуку, запомнится ему на всю жизнь. Сочинение по рассказу Астафьева Конь с розовой гривой Рассказ «Конь с розовой гривой» написал Виктор Астафьев. Автор повествует нам историю из своего ... Кратко Автор: В. П. Астафьев Произведение: Конь с розовой гривой Это сочинение списано 42 328 раз В рассказах Виктора Астафьева очень часто поднимается тема детства. Читая рассказ «Конь с розовой гривой», ...

I. Артикуляционная разминка

На этом уроке можно выучить новую скороговорку или перевертыш.

II. Джек Лондон: страницы биографии

Слушаем краткий рассказ о писателе ученика, выполнявшего индивидуальное задание . Можно также обратиться к статье учебника (с. 269) . Выпишем в тетрадь слова Джека Лондона: «Я верю в благородство и достоинство человека. Я верю, что духовность и бескорыстие займут место грубой жестокости и людоедства».

III. «Сказание о Кише». Изображение жизни северного народа. Тема взросления подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о роде. Смелость, мужество, изобретательность, смекалка Киша. Чувство собственного достоинства

Беседа

Ученики познакомились с рассказом дома. Выясним их впечатления от рассказа:

  • Понравился ли вам рассказ? Какие чувства вызвал у вас главный герой рассказа?

Чтение рассказа занимает около двадцати минут, и «Сказание о Кише» вполне может прозвучать на уроке в чтении детей.

Беседу по рассказу можно организовать на основе вопросов учебника (с. 280) .

  • В какое время и где происходит действие рассказа?

События, о которых рассказывает писатель, происходили много лет назад: «Давным-давно у самого Полярного моря жил Киш». Джек Лондон в этом рассказе описывает жителей Аляски.

  • Каким был отец Киша? Почему люди забыли о подвиге отца?

«Отец Киша был отважным охотником и встретил смерть в голодную годину, когда хотел отнять жизнь у большого полярного медведя, дабы даровать жизнь своим соплеменникам». Люди забыли о подвиге отца Киша, потому что они думали только о сегодняшнем дне.

  • Кто главный герой рассказа? Каким вы его себе представляете? Что было самым главным в его характере?

Главный герой рассказа — мальчик из эскимосского племени по имени Киш. Кишу было тринадцать лет, он был здоровым, сильным и смышленым. Главным в его характере были гордость и чувство справедливости.

  • В чем была тайна Киша? За что люди стали уважать его?

Тайна Киша была в том, что придумал новый способ охоты на медведя: он скатывал полоску китового уса, прятал ее в кусочек тюленьего жира и бросал эту приманку медведю. Медведь проглатывал шарик, китовый ус распрямлялся, медведь слабел от боли, и охотник легко справлялся с ним. Люди стали уважать его не только за то, что он изобрел способ, как убить полярного медведя: Киш всегда справедливо делил мясо и себе оставлял столько, сколько нужно для пропитания. Он стал первым человеком в поселке, его имя помнили люди его племени, потому что «в жилах у него горячая кровь, а в сердце — мужество мужчины», он вел себя с достоинством и был честен и справедлив.

  • Рассмотрите иллюстрацию художника О. Поповича. Таким ли вы представляете себе героя рассказа?
  • Почему племя Киша благоденствовало?

Вдовы и старики не могут, как взрослые и сильные мужчины, охотиться и добывать мясо. Но старики когда-то были охотниками, а женщины были матерями, они исполнили дело своей жизни и имеют право на то, чтобы племя позаботилось о них. Когда Киш был предводителем племени, он следил за тем, чтобы мясо в племени делилось на всех, и люди жили в довольстве.

2 стр., 792 слов

Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны

... жительнице нашего села, труженице тыла Черновой Александре Яковлевне. Когда началась Великая Отечественная война, ей было 11 лет. Старший брат с первых дней войны воевал на западном фронте. В ожесточённой схватке с ... людям в военное голодное время. Ели корни – чушинки, которые росли в озёрах. Их сушили в печке, толкли в ступке, смешав корни с отрубями, пекли лепёшки. Из ...

  • Как вы думаете, что общего между героями рассказов «Васюткино озеро» и «Сказание о Кише»?

Домашнее задание

На усмотрение учителя.

ПОЭТЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

3 ЧАСА

Урок 90

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны.

А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»

I. Артикуляционная разминка

II. Поэтическая летопись Великой Отечественной войны

Разговор с детьми можно начать с вопросов:

  • Какой войне посвящено стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»? Какое название получила в истории война 1812 г.?

Великой Отечественной войной

  • Что вы знаете о Великой Отечественной войне? Когда она началась? Какой город первым принял на себя удар врага?
  • Сколько лет длилась эта война? Как люди узнавали о событиях этой войны? Какую работу, по-вашему, должны были выполнять военные корреспонденты?
  • Какими были первые месяцы войны? Какие стихи, песни нужны были людям, чтобы народ сплотился и дал отпор врагу?

Учитель расскажет детям, что во время войны многие писатели работали военными корреспондентами, сообщали в газеты о событиях с фронта, писали о подвигах и жизни советских людей. Поэты в стихах звали народ к борьбе с врагами. В годы войны было создано много замечательных песен. Бойцы пели их в вагонах, в землянках, на привалах. Песни и стихи помогали людям жить и верить в победу. Вот имена нескольких поэтов, участвовавших в создании поэтической летописи Великой Отечественной войны.

Михаил Васильевич Исаковский:, Алексей Александрович Сурков:, Маргарита Иосифовна Алигер,, Ольга Федоровна Берггольц

  • В этом году мы с вами познакомимся со стихотворениями двух выдающихся поэтов: Константина Михайловича Симонова и Александра Трифоновича Твардовского.

III. А. Т. Твардовский. Стихотворение «Рассказ танкиста»

Стихотворение читает учитель, после чего необходимо выдержать паузу. Мы рекомендуем повторное чтение стихотворения учителем, к которому могут подключаться ученики (коллективное чтение): это помогает им пережить события, рассказанные в стихотворении, лучше усвоить его интонации и ритм.

Беседа

Беседуем с учениками по содержанию стихотворения.

  • Отступлению или наступлению советских войск посвящено стихотворение?

В стихотворении отображен эпизод наступления советских войск: «Мы прорывались к площади вперед».

  • О каком событии идет речь в стихотворении?

Мальчик совершил геройский поступок, помог танкистам уничтожить вражескую пушку.

  • Почему рассказчик не спросил мальчика, как его зовут? Почему он не может себе этого простить?

Рассказчик не может себе простить, что не спросил имени мальчика, потому что хочет знать имя того, кто помог спасти жизни его и его товарищей. Рассказчик, не узнав имени мальчика, проявил неблагодарность.

22 стр., 10695 слов

Вера любовь ненависть в лирике военных лет. Поэты великой отечественной войны

... на примере творчества нескольких поэтов военных лет осветить тему Великой Отечественной войны. В поэзии с первых дней войны прежде всего проявила себя лирика. В военное время она стала явлением ... веру в победу, любовь к стране, к человеку. За годы Великой Отечественной войны поэтесса создает сборник «Ветер войны». Стихотворение «Клятва» завершается торжественным обращением, обращенным как к будущему ...

Словарная работа

Работаем с лексикой стихотворения по 2-му заданию учебника (с. 152) .

Все нынче, как спросонку…, Бедовый, из тех, что главарями у детей…, А он гвоздит — не выглянуть из башен…

  • ..за каким домишкой он примостился…

Заходим в тыл и полный газ даем.

И эту пушку, заодно с расчетом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем. — Танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили ее.

Обратим внимание учеников на то, что в стихотворении много разговорных слов и выражений. Почему? Автор рассказывает историю не от своего имени, а от имени бывалого танкиста, и ему важно передать живую речь бойца.

  • Как вы думаете, в какой ситуации боец мог рассказывать об отважном мальчишке и кому?

На картине Ю. Непринцева «Отдых после боя» изображен отряд бойцов на привале. Они едят, смеются, слушают одного бойца в шапке набекрень, с красным кисетом в руке, который рассказывает какую-то смешную историю. Может быть, на одном из таких привалов и рассказал танкист из стихотворения Твардовского свою историю про страшный бой и храброго мальчишку.

  • Вспомните определение баллады. Попробуйте доказать, что «Рассказ танкиста» баллада.

(3-е задание учебника, с. 152)

«Вряд ли я когда в жизни был так взволнован чем-либо подобным. Закат стоял над дорогой, широкой, укутанной, зимней, степной дорогой на выезде из деревни.

На необычайном, малиновом крае неба вставали густые синие и черные дымы деревни. И все было так непередаваемо говоряще и значительно — степь, Россия, война, — что сжималось сердце и словно бы нечем было дышать».

В рассказе «Весной 1942 года» война предстает как большое горе — не только человеческое, но и горе всей русской земли.

  • Сравните описание заката с вашим впечатлением от картины Ю. Непринцева «Вот солдаты идут…».

Прочитаем детям известную песню на стихи Михаила Львовского (если есть возможность, пусть дети послушают саму песню), первая строка которой стала названием картины.

M. ЛЬВОВСКИЙ

СОЛДАТЫ ИДУТ