«Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов задумал как «народную книгу». Он хотел включить в нее все сведения о народной жизни, накопленные «по словечку» в течение двадцати лет. Поэт мечтал, чтобы его книга дошла до крестьянства и была ему понятна.
Поэма широко охватывает народную жизнь, поднимает самые главные вопросы своего времени, заключает в себе несчетные сокровища народной речи. Впервые в истории русской литературы была создана реалистическая поэма-эпопея — художественное произведение, в котором отражается целая эпоха в жизни страны и народа.
Идейный замысел поэмы отвечает на вопрос: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Проблема народного счастья — центральная, и решая ее, Некрасов ставил перед собой ряд сопутствующих проблем, разрешающих основную. Это оценка крепостного права как одной из важных причин физической и духовной нищеты народа; неоднородность крестьянской массы; раскрытие потенциальных положительных качеств народа — «золота, золота — сердца народного»; разоблачение привилегированных слоев населения, прежде всего дворянства; показ формирования рядового «народного заступника»; новое понимание счастья человека.
Поэму по широте охвата действительности, прежде всего крестьянской жизни, можно назвать энциклопедией русской жизни. В центре некрасовской поэмы — собирательный образ русского крестьянства, образ кормильца и хранителя родной земли. Дворянин по рождению, разночинец по судьбе, демократ по убеждениям, Некрасов в своей поэме передал мысли и чувства наиболее сознательной части крестьянства. Поэт отражает крестьянские радости и горести, сомнения и надежды, крестьянскую жажду воли и счастья. Все важнейшие события жизни «пахаря» — рождение ребенка и крестины, свадьба, рекрутчина и похороны, труд на поле и работа «на стороне», страда и ярмарка, пир и голод, порка и бунты — все вместилось в поэму.
Рассказ о путешествии странников в поисках счастья позволил автору населить страницы поэмы бесчисленным множеством персонажей. На своем пути семеро мужиков встречают крестьян-пахарей, бывших дворовых, мастеровых, солдат, скоморохов, старообрядцев, мелких торговцев-коробейников, странников-богомольцев… и каждый из этих персонажей — живой человек, наделенный своеобразными, только ему присущими чертами.
Как понимают счастье герои и автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Поэтому в окончательном варианте «Кому на Руси жить хорошо» понимание счастья уже совершенно иное, и воплощено оно в образе «народного заступника», Гриши Добросклонова. Для того, чтобы понять, каким же видел поэт народное счастье, рассмотрим образы счастливых в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова и ...
В центре внимания — крестьянская масса. Несмотря на тяжелую борьбу за существование и изнурительный труд, крестьяне хранят в душе стремление к красоте, в доступной форме тягу к искусству.
В глазах автора богатырь и богатство — это не только физическое, но и духовное качество. Именно эта сторона жизни народа давала право автору сказать: «золото, золото — сердце народное», а в целом народная масса, духовное ее начало оценивается как добрая почва:
Такая почва добрая —
Душа народа русского…
О, сеятель, приди!
Своеобразие некрасовской поэмы в том, что сеятель на ниве народной, изображенный в лице Гриши Добросклонова, появляется из самой гущи народа, что свидетельствовало о росте народного самосознания широких демократических слоев.
В поэме крестьяне предстают способными и к коллективному, солидарному действию (сбор денег для Ермилы Гирина, расправа с Егоркой Шутовым).
Они полны чувства собственного достоинства, презрения к господам. Однако в своем возмущении и протесте крестьяне часто непоследовательны. Савелий, богатырь русский, человек сильный и волевой, учит свою внучку:
Терпи, многокручинная!
Терпи, многострадальная!
Нам правды не найти.
Некрасовское художественное изображение крестьянства отличается объективностью, не позволяющей ни идеализировать крестьянство, ни очернять его.
Афористическую форму оценка Некрасовым крестьянской Руси получила в строчках:
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!
Поэма Некрасова, по выражению одного из исследователей, является генеральным смотром крестьянской России. Народ выступает на страницах поэмы как в массовых сценах, так и в отдельных образах, которые представили довольно разнообразную по своему настроению и духовному состоянию крестьянскую массу.
Среди крестьян можно выделить крестьян-протестантов, заявивших о своем несогласии с тем образом жизни, на который их обрекала судьба. Савелий воплощал судьбу русского мужика. Некрасов, подобно сказителям былин, использует гиперболу, чтобы подчеркнуть физическую и духовную силу героя. Уже само название — «Богатырь святорусский» — подчеркивает богатырскую мощь этого человека, который и после сибирской каторги не пал духом и с гордостью заявлял: «клейменый, да не раб».
Яким Нагой сохранил в себе и чувство социального достоинства, и способность разобраться как в собственном положении, так и в положении крестьянства, он знает, что «освобожденный» мужик бедствует не по своей воле. В этом же персонаже запечатлена неумирающая тяга к прекрасному. Замечательно, что народную крестьянскую суть Якима Нагого автор подчеркивает в портрете, основные тона и краски которого заимствованы из «палитры» земледельца.
Агап Петров — единственный из крестьян, бывших крепостных князя Утятина, — не согласился играть комедию. Он по-новому заговорил с барином, его дерзкая речь знаменовала новый этап в сознании русского крестьянина.
Ермил Гирин — единственный из претендентов на счастье из крестьянской массы, которого крестьяне не встретили, потому что тот, став на сторону восставших крестьян, оказался в тюрьме. В лице Ермила Некрасов показал грамотного, выдающегося по своим нравственным и организаторским способностям крестьянина. Вольный владелец мельницы, Гирин является тем счастливым крестьянином, которого искали странники, потому что у него есть «и спокойствие, и деньги, и почет». Некрасов понимал, что крепостное право накладывало отпечаток на нравственный мир крестьян, среди которых появляются холопы по духу, такие, о которых в главе «Про холопа примерного — Якова верного» сказано:
Роль декоративно-прикладного искусства в жизни народа
... предметы быта, являющиеся произведениями искусства. 1. Роль декоративно-прикладного искусства в жизни народа 1 Особое место декоративно-прикладного искусства Более столетия в гуманитарные дисциплины в разных формах буквально вторгается ... изготовления предметов ДПИ. По словам Д.Лукача, «украшая орудия труда, человек уже в незапамятные времена овладевал отдельными предметами, которые и практически, и ...
Люди холопского звания —
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказания, —
Тем им милей господа.
Были и такие крестьяне, которые совершали самый страшный с точки зрения крестьян грех — предательство. Староста Глеб
На десятки лет до недавних дней
Восемь тысяч душ закрепил, злодей.
Постоянное общение с господами наложило свой отпечаток на нравственный облик дворовых. Оторванные от крестьянского труда, они после реформы 1861 года очень часто оставались не у дел. Это была своеобразная драма людей, выброшенных из жизни. Некрасов сравнивает дворовых, заброшенных в барской усадьбе, с тараканами в нетопленой горнице. Сознание одного из таких дворовых еще в пору крепостного права передается небольшим монологом лакея князя Переметева, который свое счастье видит в том, что имеет возможность допивать из рюмок напитки иностранные и лизать барские тарелки. Автору очень хочется указать путь к счастью для всех людей. Пройдя дорогами деревенской Руси, семь мужиков-правдоискателей встретились со многими людьми, но убедились, что во всей России царят бедствие и страдание. Века крепостной жизни не прошли бесследно для крестьян. Многие из них, сломленные тяжелой жизнью, становятся слепыми исполнителями барской воли, но наряду с ними уже появляются, пусть немногие, но все же протестующие крестьяне.
В эпилоге в образе Гриши Добросклонова Некрасов отразил появление новых сил, молодежи, которая мыслит по-новому. Гриша встал на путь сопротивления, он верит в лучшее будущее своей многострадальной родины. И автор не сомневается, что у его родного народа огромный потенциал. Он видит, что сознание крестьян, пусть медленно, пусть еще не повсеместно, меняется.
Своей вершинной поэмой народный поэт Н. А. Некрасов, изобразив все стороны русской жизни, показал, что народ созрел для осознания необходимости другой жизни, что можно и нужно стремиться к счастью.