Счастливцы в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н.А. Некрасов)

Сочинение

(533 слова)

Стоит отметить, что счастье – это многогранное понятие, включающее в себя личное счастье, счастье отдельных слоёв общества – крестьянское счастье, помещичье счастье, поповское счастье, холопское счастье, солдатское счастье, женское счастье и т.д. Кроме того, существует такая категория как счастье всего народа (народное).

По отношению к счастью всех персонажей поэмы можно условно разделить на несколько групп: несчастливые или мнимые счастливцы, бывшие счастливцы; ищущие путь к народному счастью; нашедшие счастье (поистине счастливые).

Стоит отметить, что семь крестьян-странников, правдоискателей отправились на поиски счастливого, поскольку сами являются несчастными. И счастливого они ищут не в своей среде, а среди представителей высших сословий. Но тщетно – таковых среди них нет.

Образ мнимых счастливцев создан автором в четвёртой главе первой части «Счастливые». Как рассказ о счастье предстают рассказы о несчастье несчастных людей, например, дьячок уволенный говорит, что счастье «в благодушестве», для старухи старой, рябой, одноглазой счастье состоит в том, что репа уродилась, а солдат с медалями счастлив потому, что жив.

Одна из самых запоминающихся героинь поэмы — Матрёна Тимофеевна Корчагина, русская крестьянка с нелёгкой женской долей. Но в прошлом она действительно была счастлива – она выросла в хорошей семье. Счастлива она была и с Филиппом. Другие её считают счастливой, однако сама она говорит, что среди женщин счастливую не найдёшь.

В поэме созданы и образы героев, ищущих путь к народному счастью. Среди них и Ермил Гирин, добившийся доверия, почета и уважения простых людей. Кажется, что о мужицком счастье не может быть и речи, но следует рассказ о мужике Ермиле Гирине (заступническое служение народу), он – почти счастливый.

Нашедшие истинное счастье (счастливые) – тоже народные заступники, жертвенные, самоотверженные. Один из них – Гриша Добросклонов, для него счастье заключается в служении народу. Прослеживается связь идеи поэмы с образом Гриши:

Пел он воплощение,

Счастия народного,

Григорий Добросклонов – это народный заступник: образ Гриши является и реальным, и при этом очень обобщённым и даже условным. Он — человек определённого быта и образа жизни: сын бедного дьячка, семинарист, добрый парень, любящий свою деревеньку, мужика, народ, желающий ему счастья и готовый к борьбе за него. Но Гриша – и более обобщённый образ молодости, устремлённой вперёд, он надеется и верит в лучшее. Он весь в будущем. С этим связана некая неопределённость его образа, только намеченность. Уже первая из шести песен на вопрос-формулу: «Кому на Руси жить хорошо?» — даёт ответ-формулу, где говорится, что счастье народа – в свободе.

1 стр., 485 слов

Демон в поэме Лермонтова (Образ и характеристика)

... от того, что несет людям погибель. ` Образ Демона в поэме Лермонтова Популярные сочинения Про Левшу можно рассказать подробнее, лишь поняв, ... людям несчастья и обречен на вечные страдания. Лермонтов сделал Демона человекоподобным, стремящимся к искренним чувствам. Герой у ... превыше всего. Доверие Тамары приводит к ее гибели. Демон, торжествуя, принимает свой истинный облик падшего ангела, способного ...

Итоговые стихи поэмы подвигают к борьбе за народное счастье, а поэма в целом доказывает, что русский народ достоин этой борьбы, достоин быть счастливым. Поэт написал свои великие строки на эту тему в последней песне поэмы — «Русь».

К поистине счастливым относятся также Белинский и Гоголь (по аналогии – писатели, литераторы, посвятившие своё творчество народу).

Счастливцем является и сам автор, т.к. посвятил своё произведение людям и освятил многочисленные проблемы их нелегкой многострадальной жизни.

Таким образом, в этой великой поэме Некрасова многогранно раскрываются образы счастливцев. Это произведение наглядно показывает, что по-настоящему счастливым человек может стать, борясь за счастье и за свободу своего народа, а не цепляясь за материальные ценности.

Автор: Юлия Киселева