Число контрольных работ в год по классам

Классные

сочинения

4

3

2

2

3

4

4

Домашние

сочинения

1

2

3

3

3

3

математика

6

12

12

14

16

14

алгебра

11

10

9

9

9

геометрия

5

7

5

5

5

физика

4

4

4

6

5

химия

4

4

5

6

Иностранный язык

4

4

4

4

4

4

4

5.ПОРЯДОК ПРОВЕРКИ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ.

5.1.Устанавливается следующий порядок проверки письменных работ учащихся.

ТАБЛИЦА.

Предметы/

классы

1-5

6

7

8-9

10-11

Математика

(алгебра, геометрия)

После каждого

урока

В 1 полугодии-

После каждого урока.

Во 2 полугодии-

2 раза в неделю.

2 раза в неделю

1 раз в неделю

1 раз в 2 недели

Иностранный

язык

После каждого

урока

2 раза в неделю

Значимые классные и домашние работы, но не реже 1 раза в неделю.

1 раз в 2 недели

Словари — 1 раз в месяц, тетради – 1-2 раза в

Четверть.

Остальные предметы

Выборочно

1-2 раза в четверть

Выборочно

1-2 раза в

четверть

Выборочно

1-2 раза в

четверть

Выборочно

1-2 раза в

четверть

Выборочно

1-2 раза в четверть

5.2.В проверяемых работах по русскому языку и математике в1-7 классах учитель исправляет все допущенные ошибки, руководствуясь следующим правилом:

а)зачеркивая ошибку, цифру, математический знак, подписывает вверху букву или нужную цифру, знак;

  • б) ненужный знак зачеркивается, необходимый пишется красной пастой;

— в)при проверке тетрадей по русскому языку учитель обозначает ошибку определенным знаком (для удобства подсчета ошибок и классификации), при проверке изложений и сочинений, кроме орфографических и пунктуационных, отмечаются фактические, логические и речевые ошибки.

5.3.При проверке тетрадей в 8-11 классах целесообразно, чтобы учитель только подчеркивал допущенную ошибку и отмечал на полях количество ошибок.

5.4.После проверки диктанта, изложения, сочинения дробью указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок.

5.5.Проверенные контрольные работы (диктанты, изложения) должны быть возвращены учителем к следующему уроку по данному предмету; сочинения – через урок в 5-8 классах, через 10 дней – в 9-11-х классах.

ЕДИНЫЙ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РЕЖИМ ВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Порядок ведения и оформления тетрадей по русскому языку и литературе

Записи в тетрадях ученики обязаны делать с выполнением следующих требований:

1. Все записи следует оформлять аккуратным и разборчивым почерком,

пользоваться ручкой синего цвета. Работы, написанные неразборчивым почерком, оцениваются от 0 до 2 баллов.

2. В тетрадях для контрольных работ не рекомендуется использовать цветные

карандаши, фломастеры, наклейки, .

3. Следует проводить поля с внешней (правой) стороны тетради.

4. Оформлять титульный лист по образцу:

Тетрадь

для работ по русскому языку

ученика 8- (А, Б,В) класса

МОУ лицей №31 г. Челябинска

Васильева Олега

Тетрадь

для творческих работ

по русскому языку

ученика 8- (А, Б,В) класса

МОУ лицей №31 г. Челябинска

Васильева Олега

Записывать дату по центру тетради:

  • в 5 — 9-х классах дата записывается прописью;
  • вх классах допускается запись цифрами на полях.

Например: Пятнадцатое апреля;
  • 15.04.08., Указывать вид работы
  • Например: Проверочная работа. Самостоятельная работа. Контрольная работа. Работа над ошибками. Изложение. Сочинение.

    Указывать, где выполняется работа, Например: Домашняя работа. Классная работа., Интервал между одним видом работы и другим — 2 строки, Указывать номера упражнений,, Например: Упражнение № 000.Слово «Упражнение» записывается без сокращений.

    русскому языку

    12. Аккуратно выполнять все подчеркивания, условные обозначения зеленой ручкой

    или остро отточенным карандашом.

    Требования по оформлению письменных творческих работ

    1. Указывать вид работы с прописной буквы по центру тетради.

    Например: Изложение. Сочинение. Рассказ. Рецензия и т. д.

    2. Тему сочинения записывать полностью, без сокращений по центру тетради.

    Именительный темы не предполагает в конце знака препинания, кроме особых случаев (вопросительного и восклицательного знаков, многоточия).

    Например: Дом, который построю я…; Символические образы в пьесе «Вишневый сад»., Не допускаются записи типа: Сочинение на тему: «Дом, который построю я…»

    3. Название темы пишется без кавычек, за исключением цитат из произведений.

    Например: «Гений и злодейство — две вещи несовместны» (.)

    4. Эпиграф записывается без кавычек с внешней (правой) стороны тетради. После эпиграфа ставится точка. На следующей строчке указывается автор, название произведения берется в кавычки. После ФИО автора и названия произведения ставятся точки.

    Например:

    Гул затих. Я вышел на подмостки.

    • «Гамлет».

    5. Цитата оформляется следующим образом:

    1) Заключается в кавычки, если записывается как прямая речь.

    В начале лекции учитель привел известный : «Все дороги ведут в Рим».

    2) Если цитируются стихотворные строки, то после слов автора ставится двоеточие, цитата в кавычки не заключается.

    В посвящении к «Евгению Онегину» написано:

    Ума холодных наблюдений

    И сердца горестных замет.

    3) Если цитата оформляется как косвенная речь и входит в придаточное предложение, то берется в кавычки, но пишется со строчной буквы.

    Говоря о поэзии Пушкина, критик писал, что «в его стихах впервые сказалась нам живая русская речь, впервые открылся нам русский мир».

    Образец оформления:

    Двенадцатое декабря.

    Изложение.

    Забытые герои

    Двенадцатое декабря.

    Сочинение.

    Образ Пугачева в романе «Капитанская дочка»

    Сбились мы. Что делать нам!

    В поле бес нас водит, видно,

    Да кружит по сторонам.

    • «Бесы».

    Порядок проверки письменных работ учителем

    1. Тетради учащихся, в которых выполняются классные, домашние и другие виды работ проверяются:

    в 5-х классах

    2. Особое внимание следует уделять формированию у учащихся

    правильного и аккуратного почерка, навыков оформительской культуры.

    3. Контрольные работы проводятся после изучения тем программы в соответствие с

    тематическим планированием. При планировании контрольных работ необходимо предусмотреть равномерное распределение в течение всей четверти. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первые дни после четверти, праздников, на первых и последних уроках. 4. Проверка контрольных работ осуществляется в следующие сроки:

    Контрольные диктанты, тесты, Извлечения из «Норм оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку»

    «Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требо­вания к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:

    1) единые критерии оценки раз­личных сторон владения устной и письменной формами русско­го языка (критерии оценки орфографической и пунктуацион­ной грамотности, языкового оформления связного высказыва­ния, содержания высказывания);

    2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;

    3) объем различных видов конт­рольных работ;

    4) количество отметок за различные виды конт­рольных работ.

    Ученикам предъявляются требования только к таким умени­ям и навыкам, над которыми они работали или работают к мо­менту проверки.

    На уроках русского языка проверяются:

    1) зна­ние полученных сведений о языке;

    2) орфографические и пунк­туационные навыки;

    3) речевые умения.

    Оценка устных ответов учащихся

    Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение при­менять определения, правила в конкретных случаях.

    При оценке ответа ученика надо руководствоваться следую­щими критериями:

    1) полнота и правильность ответа;

    2) степень осознанности, понимания изученного;

    3) языковое оформление ответа.

    Оценка «5», Оценка «4», Оценка «3», Оценка «2»

    Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладе­нию последующим материалом.

    Оценка «1»

    Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовре­менный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выво­дится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

    П. Оценка диктантов

    Диктант — одна из основных форм проверки орфографичес­кой и пунктуационной грамотности.

    Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, ко­торые должны отвечать нормам язы­ка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

    V класса — 90— 100 слов

    Контрольный словарный диктант

    Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать в себя основные орфограм­мы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявле­ние прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктан­ты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

    Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограм­мы были бы представлены не менее чем 2 — 3 случаями. Из изу­ченных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1 — 3 случаями. В целом количе­ство проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превы­шать: в V классе — 12 различных орфограмм и 2 — 3 пунктограмм, в VI классе — 16 различных орфограмм и 3 — 4 пунктограмм, в VII классе -20 различных орфограммы и 4-5 пунктограмм, в VIII классе — 24 различных орфограмми 10 пунктограмм, в IX – — 24 различных орфограммы и 15 пунктограмм.

    В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере зак­реплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

    В диктантах должно быть: в V классе — не более 5 слов, в VI—VII классах — не более 7 слов, в VIII-IX классах — не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специ­ально обучались.

    До конца первой четверти (а в V классе — до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для пре­дыдущего класса.

    исправляются, но не учитываются ор­фографические и пунктуационные ошибки:

    1) в переносе слов;

    2) на правила, которые не включены в школьную программу;

    3) на еще не изученные правила;

    4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

    5) в передаче авторской пунктуации.

    Исправляются, но не учитываются описки, неправильные на­писания, искажающие звуковой облик слова, например: «ра-по-тает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вме­сто земля).

    При оценке диктантов важно также учитывать характер ошиб­ки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие

    существенного значения для характеристики грамотности. При

    подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым

    относятся ошибки:

    1) в исключениях из правил;

    2) в написании большой буквы в составных собственных наи­менованиях;

    3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, пра­вописание которых не регулируется правилами;

    4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилага­тельными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

    5) в написании ы и и после приставок;

    6) в случаях трудного различения не я ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не…; не кто иной, как; ничто иное не…; не что иное, как и др.);

    7) в собственных именах нерусского происхождения;

    8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

    9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

    повторяемость и однотип­ность ошибок

    Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматичес­ких (в армии, вообще; колют, борются) и (пиро­жок, сверчок) особенностях данного слова.

    Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в кото­ром для выяснения правильного написания одного слова требует­ся подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).

    три однотипные ошибки

    Примечание.

    При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок

    (ис­правление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений. .

    Диктант оценивается одной отметкой.

    Оценка «5», Оценка «4», Оценка «3», Оценка «2»

    При большем количестве ошибок диктант оценивается бал­лом «1».

    предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку

    две оценки (за каж­дый вид работы).

    оценке выполнения дополнительных заданий

    Оценка «5», Оценка «4», Оценка «3», Оценка «2»

    Примечание.

    контрольного словарного диктанта

    Оценка «5», Оценка «4», Оценка «3», Оценка «2»

    III. Оценка сочинений и изложений

    Сочинения и изложения — основные формы проверки уме­ния правильно и последовательно излагать мысли, уровня рече­вой подготовки учащихся.

    Сочинения и изложения в V—IX классах проводятся в соот­ветствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

    Примерный объем текста для подробного изложения: в V клас­се слов, в VI классе — 150-200, в VII классе — 200-250, в VIII классе — 250-350, в IX классе — 350-450 слов .

    Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

    Количество итоговых контрольных работ.

    Имея в виду возможность учителя повседневно выявлять степень ус­воения программного материала по устным ответам учащихся и обучаю­щим письменным работам, целесообразно в каждом классе проводить определённое количество итоговых письменных контрольных работ. Помещённая ниже таблица включает эти и другие нормативы.

    классы

    5

    6

    7

    8

    9

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    диктант

    8

    8

    6

    5

    3

    изложение

    2

    2

    2

    3

    3

    сочинение

    (кл./дом)

    2/0

    2/0

    2/0

    2/1

    2/2

    3/0

    3/1

    2/2

    2/3

    3/3

    3/3

    4/3

    объём сочинения (стр.) (кл./дом)

    0,5-1/1-1,5

    1-1,5/1,5-2

    1,5-2/2-2,5

    2-3/

    2,5-3

    3-4

    1-1,5

    1,5-2

    2-2,5

    2,5-3

    4-5

    5-7

    5-7

    техника чтения (на «5») (предлоги и союзы не считать)

    100-

    110

    слов/мин.

    110-

    120

    слов/мин.

    120-

    130

    слов/мин.

    К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зави­сит от многих обстоятельств, в частности, от стиля и жанра сочи­нения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

    Рекомендуемое число контрольных работ по русскому языку в

    Вид контрольной работы

    1 час в неделю

    2 часа в неделю

    3 часа в неделю

    4 часа в неделю

    диктант

    2-3

    4

    8

    10

    изложение

    1

    2

    3

    4

    сочинение

    2

    2

    3

    4

    Рекомендуемое число контрольных работ по русскому языку в 11 классе

    Вид контрольной работы

    1 час в неделю

    2 часа в неделю

    3 часа в неделю

    4 часа в неделю

    диктант

    2

    4

    6

    8

    изложение

    1

    3

    4

    5

    сочинение

    2

    3

    4

    5

    С помощью сочинений и изложений проверяются:

    1) умение раскрывать тему;

    2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

    3) со­блюдение языковых норм и правил правописания.

    Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметка­ми:

    Отметки за устные и письменные ответы выставляются в колонку за то число, когда проводилась работа. При написании домашнего сочинения оценка за работу выставляется в тот день, когда ребятам было дано задание «написать домашнее сочинение». В графе «Домашнее задание» делается соответствующая запись.

    Оценки за диктант, изложение и сочинение выставляются двумя оценками дробью в одной колонке (5/4, 3/3).

    В старших классах оценки за сочинение по литературе выставляются в журнал на двух страницах: за содержание — на странице «Литература», за грамотность — на странице «Русский язык» (в дополнительный стол­бик с указанием «Сочинение»).

    Содержание сочинения и изложения оценивается по следую­щим критериям:

    • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
    • >
    • полнота раскрытия темы;
    • правильность фактического материала;
    • последовательность изложения.

    При оценке речевого оформления сочинений и изложений учи­тывается:

    • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
    • стилевое единство и выразительность речи;
    • число речевых недочетов.

    Грамотность оценивается по числу допущенных учеником оши­бок — орфографических, пунктуационных и грамматических. 1

    Основные критерии оценки

    «5»

    Содержание и речь

    1. Содержание работы полностью соответствует теме.

    2. Фактические ошибки отсутствуют.

    3. Содержание излагается последовательно. —

    4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием ис­пользуемых конструкций, точностью словоупот­ребления.

    5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

    допускается 1 недочет в содержании и 1 — 2 речевых недочета.

    Грамотность

    1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

    «4»

    Содержание и речь

    1. Содержание работы в основном соответствует теме (име­ются незначительные отклонения от темы).

    2. Содержание в основном достоверно, но имеются единич­ные фактические неточности.

    3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

    4. Лексический и речи достаточно раз­нообразен.

    5. Стиль работы отличается единством и достаточной вырази­тельностью.

    не более 2 недочетов в содержа­нии и не более 3 — 4 речевых недочетов.

    Грамотность ‘

    Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошиб­ки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических оши­бок, а также 2 грамматические ошибки.

    «3»

    Содержание и речь

    1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

    2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

    3. Допущены отдельные нарушения последовательности изло­жения.

    4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтакси­ческие конструкции, встречается неправильное словоупотреб­ление.

    5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

    не более 4 недочетов в содержа­нии и 5 речевых недочетов.

    Грамотность

    Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошиб­ки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных оши­бок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в IV классе — 5 орфографических ошибок и 4 пунктуа­ционные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

    5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

    допускается 1 недочет в содержании и 1 — 2 речевых недочета.

    Грамотность, Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

    IV. О ведении Классный журнал является государственным нормативно-финансовым документом, ведение которого обязательно для всех учителей школы согласно правилам.

    1. Все записи в классном журнале должны вестись четко, аккуратно, шариковой ручкой синего цвета.

    2. Ф. И.О. преподавателя, – полностью ().

    наименование предмета с маленькой буквы,

    4. Учитель обязан систематически проверять и оценивать знания учащихся, а также ежеурочно отмечать отсутствующих буквой «н», выставлять отметки за устный ответ и письменный (в колонку за то число, когда проводилась работа).

    Отметки за письменные работы выставляются в оговоренные сроки.

    Выставление в журнале точек, отметок со знаком «минус» не допускается., Если уроки сдвоены, то ставится две даты.

    6. На правой странице разворота журнала учитель записывает:

    • дату проведения урока,
    • тему, изучавшуюся на уроке,
    • задания на дом,
    • при проведении сдвоенных уроков дата урока проставляется дважды.

    По проведенным практическим и , экскурсиям, письменным контрольным работам учитель точно указывает их тему и количество затраченных часов.

    В графе «Домашнее задание» учитель записывает параграфы или номера страниц учебника или другой , номера задач и упражнений, задания по практическим работам , а так же характер выполнения (читать, рассказывать наизусть, и т. д.).

    Если обучающимся дается задание на повторение, то конкретно указать его объем.

    Оценки за каждую учебную четверть

    8. Количество часов по каждой теме должно соответствовать утвержденному и программе по предмету.

    В случае выставления ошибочной отметки

    • исправить отметку, то есть зачеркнуть и рядом поставить правильную;
    • сделать запись на этой странице, после всех имеющихся записей, типа:

    «Исправлению отметки в графе _ в строке _ Иванова Ирина — отметка «3» (три)

    верить» подпись педагога и печать учреждения.

    Не рекомендуется на листе выставления

    11. Педагог-предметник обязан планировать опрос обучающихся и фиксировать отметки в журнале на каждом уроке . В случае оценивания знаний обучающегося «2» (двумя баллами), учитель должен опросить его в 2-3-х дневный срок и зафиксировать отметку в журнале.

    12. Итоговая отметка выставляется на основании не менее трёх текущих отметок (при двухчасовой недельной нагрузке по предмету) и не менее 9 при учебной нагрузке более двух часов в неделю.

    Отметка н/а может быть выставлена только в случае отсутствия трёх текущих отметок и пропуска обучающимся более 50% учебного времени по данному предмету.

    13 . Не допускается выделять итоговые отметки (чертой, другим цветом, пропуском клеток и т. д.)

    14. Между зачётами, тематическими контрольными работами следует предусмотреть учащихся по изучаемой теме.

    15. Тема урока формулируется в соответствии с утверждённым календарно-тематическим планированием .

    Не допускаются записи вида: Контрольная работа № 1.

    Правильная запись:

    Контрольная работа № 1. «Натуральные числа и шкалы».

    16. Если проводятся занятия на дому, учителя – предметники, ведущие занятия, выставляют отметки только в специальном журнале для надомного обучения. Эти же учителя в конце зачетного периода выставляют в классный журнал только итоговые отметки, которые классный руководитель переносит в итоговую ведомость.

    17. Специфика записей уроков

    Литература

    [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/kolichestvo-sochineniy-po-russkomu-yazyiku-v-klassah/

    Отметки за творческие работы выставляются дробью в графе, соответствующей дате записи урока

    Допускается сокращенная запись «Вн. чт.», «Сам. чт.», «Выр. чт.»

    Отметки за выразительное чтение (наизусть) следует выставлять в отдельную колонку, а в графе «Что пройдено» писать: «А. Блок. чтение наизусть».

    Русский язык

    Запись о проведении классного изложения по развитию речи следует делать так: «Р. р. Изложение с элементами сочинения по теме «…»

    Педагог, подводя итог в конце года, должен сделать запись:, Дано:______ уроков., Отставания нет. Программа пройдена. (Подпись учителя), Элективные курсы в

    Одной из целей изучения элективных курсов в предпрофильной подготовке является подготовка учащихся 9 классов к осознанному и ответственному выбору сферы будущей . Чтобы обеспечить полноценный выбор учащихся, нужно в течение года подготовить и реализовать не менее 5-6, а желательно и больше, курсов по каждому профилю. Возникает проблема фиксирования деятельности учащихся на указанных курсах в определенном финансовом документе, коим является, как правило, классный журнал или журнал для факультативных занятий.

    При оценивании результатов обучения учащихся на элективных курсах следует руководствоваться критериями оценивания результатов обучения учащихся, заложенных автором в программе авторского элективного курса. Оценка может выставляться в форме «зачтено» или «незачтено», а также по балльной шкале: «5», «4», «3 ». Отрицательные отметки нежелательны.

    Так как в предпрофильной подготовке начинает работать сетевая модель, то определенный элективный курс могут посещать учащиеся как школы, в которой реализуется этот курс, так и учащиеся из других школ. Также надо учитывать, что группы могут комплектоваться временно – на период этого курса по выбору. Именно поэтому рекомендуется использовать не классный журнал, а журнал для факультативных занятий .

    В журнале фиксируются посещаемость и учебные достижения учащихся в зависимости от критериев оценивания результатов учебных достижений учащихся, определенных в программе авторского учебного курса.

    На журнала необходимо указать:

    — § название учебного элективного курса;

    — § количество учебных часов, отведенных на элективный курс;

    — § фамилию, имя, отчество педагога, который ведет элективный курс;

    § .

    На второй странице вместо раздела «Заметки учителя» рекомендуется записывать домашние задания для учащихся: номера заданий по прилагаемой дополнительной литературе, темы исследовательских и других проектов, темы для предстоящих семинаров, зачетов, и др.

    Рекомендуется в одном журнале записывать несколько элективных курсов. Если один и тот же элективный курс выбрали многие учащиеся (несколько групп), то можно отвести под этот курс один журнал.

    Так как журнал элективных курсов – это финансовый документ , то при его ведении следует руководствоваться общепринятыми требованиями к ведению классных журналов.

    Учебные занятия по предмету «Информационная работа» и «Профильная ориентация» рекомендуем записывать в классный журнал соответствующего класса тому педагогу, который ведет указанные занятия.

    Элективные курсы в 10-11 классе

    Цели профильного обучения в старшей школе несколько отличны от предпрофильной подготовки учащихся:

    — обеспечить углубленное изучение отдельных общеобразовательных предметов;

    — создать условия для и индивидуализации обучения старшеклассников, выбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;

    — обеспечить преемственность общего и , готовить выпускников к профессиональному самоопределению.

    В старшей школе вводятся элективные курсы, обязательные для изучения. Рекомендуется записывать посещение и учебные достижения старшеклассников в классные журналы определенного класса .

    Рекомендации к заполнению страниц, отведенных для элективных курсов, должны соответствовать требованиям к ведению классных журналов в общеобразовательной школе. Критерии оценивания результатов деятельности учащихся при реализации этого элективного курса должны быть заложены в программе авторского учебного курса. Отметки в журнал выставляются учителем в соответствии с прописанными критериями.

    Требования, предъявляемые к экзаменационным рефератам

    1. Школьный экзаменационный реферат – это творческая работа учащегося, в которой на основании краткого письменного изложения и оценки различных источников проводится самостоятельное исследование определенной темы, проблемы.

    2. Реферат отличают следующие признаки:

    — а) реферат не копирует дословно содержание первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате систематизации и обобщения материал первоисточника, его аналитико-синтетической переработки («аналитико-синтетическая переработка первичного документа с целью создания вторичного»)[1];

    — б) будучи вторичным текстом, реферат создается со всеми требованиями, предъявляемыми к связному высказыванию, то есть ему должны быть присущи следующие черты: целостность, связность, структурная упорядоченность и завершенность.

    в) по возможности в реферат должно быть включено самостоятельное мини-исследование, осуществляемое на материале или художественных текстов, или источников по теории и истории литературы.

    3. Школьный экзаменационный реферат должен иметь следующую структуру: титульный лист, план работы (оглавление), введение, основная часть, заключение и список литературы, возможно приложение.

    Во введении, как правило, дается краткая характеристика изучаемой темы, обосновывается ее актуальность, раскрываются цель и задачи работы, производится краткий обзор литературы и важнейших источников, на основании которых готовился реферат.

    В основной части кратко, но полно излагается материал по разделам, каждый из которых раскрывает свою проблему или разные стороны одной проблемы. Каждый смысловой блок (глава, параграф) должен быть озаглавлен.

    Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из содержания основной части. В нем должны содержаться выводы по результатам работы, а также информация о согласии или несогласии с авторами цитируемых работ, даны указания на то, кому могут быть интересны книги, тексты, рассмотренные а реферате. Заключение не должно превышать по объему введения.

    4. Объем реферата жестко не регламентируется, однако он не должен превышать 20 машинописных страниц.

    5. Реферат должен быть написан на бумаге стандартной формы (лист 4А, с полями слева 2,5 – 3 см., сверху и снизу – 2 см., справа – до 1 см.) и вложен в папку.

    Нумерация страниц должна быть сквозной, включая список используемой литературы и приложения. Нумеруют страницы арабскими цифрами в правом нижнем углу или сверху посредине листа. Первой страницей является титульный лист, на нем номер страницы не ставится.

    6. Схема оформления титульного листа (приложение 1), оглавления (приложение 2) школьного экзаменационного реферата по литературе прилагается.

    7. Список литературы завершает работу. В нем фиксируются источники, с которыми работал автор реферата. Список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавия книг. При наличии нескольких работ одного автора их названия располагаются по годам изданий. Библиографические данные оформляются в соответствии с ГОСТом 7.1 – 2003: например: Кожинов, пишут стихи. О законах поэтического творчества / . — М.: Алгоритм, 2001. – 320 с.

    Использованная литература:

    [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/kolichestvo-sochineniy-po-russkomu-yazyiku-v-klassah/

    1., Ерошкина и оценка письменных работ по русскому языку и литературе. Методическое пособие. М., «Айрис-пресс», 2006, с. 112.

    2. Миляева рекомендации к заполнению классного журнала в . Вестник образования. 2007. № 21 (ноябрь), с. 24.

    3. Вестник образования 2003, № 8, с. 43-46. Письмо департамента общего образования Минобразования России: О проведении письменного экзамена по русскому языку и литературе в форме изложения с творческим заданием в XI классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 2002/03 учебном году.

    4. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе. Сборник приказов и инструкций МП РСФСР, 1977, № 26. В книге «Проверочные работы по литературе в VIII – X классах» (Пособие для учителя).

    Авторы: , , М., «Просвещение», 1982, с. 113-117.

    5. О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей. Методическое письмо программно-методического управления НИИ школ МП РСФСР. В книге «Проверочные работы по литературе в VIII – X классах» (Пособие для учителя).

    Авторы: , , М., «Просвещение», 1982, с. 117-127.

    6. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. // Программы для общеобразовательных учебных заведений. Русский язык. М., «Просвещение», 1992, с. 36-42.

    7. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. (Сборник статей из опыта работы).

    Пособие для учителя. Сост. , М., «Просвещение», 1986.

    8. Разумовская орфографической грамотности учащихся // Русский язык в школе. 1993. № 1, с. 80-84.

    9. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. Проект // Русский язык в школе. 1993. № 4, с. 11-15.

    10. Баранов критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку // Русский язык в школе. 1994. № 3, с. 110-113.

    11. Критерии и нормы оценок в школе и вузе // Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября». 1997. №, с. 1-3.

    12. Евграфова над сочинением //Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября». 1996. №, с. 5-12.

    13. Капинос B. И. 0 критериях оценки речи и об ошибках, грамматических и речевых //Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: 2-е изд., перераб. М., 1986.

    14. , , Соловейчик речи: теория и практика. M., 1994.

    15. Быстрова методика в преподавании родного языка //Русский язык в школе. 1996. № 1.

    16. Ипполитова механизмов речи школьников на уроках русского языка //Русский язык в школе. 1995. № 3.

    17. Баранов, и оценка орфографической и пунктуационной грамотности / . — М., 1989.

    18. ГОСТ Р ИСО .

    19. Ивлева, работы учителей-словесников на современном этапе развития школы / . – М., 2004.

    20. Ивченков, изложение. 5-9 классы. / . – М.: Просвещение, 1995.

    21. Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 1980 года .

    22. Народное образование, 2002, №5, с. 76-81.

    23. Приложение «Программы восьмилетней и средней школы на 1985/86 учебный год «Русский язык»: методическое письмо «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся».- М.: Просвещение, 1985, с. 41-44.

    24. Программы для общеобразовательных учебных заведений «Русский язык». — М.: Просвещение, 1998, с. 36-42.

    10. Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / Сост. . – 4-е изд., дораб. И доп. – М.: Дрофа, 200с.

    [1] ГОСТ Р ИСО .