- Другие
- По рассказу Кусака
Рассказ «Кусака» Леонида Николаевича Андреева является поистине удивительным и поучительным произведением. Эта история про взаимоотношения людей и братьев наших меньших, про поступки по отношению к ним и про наши обещания и слова, которые часто разнятся с делами. Каждому в этом мире нелегко, но животным, не способным зачастую постоять за себя, им приходится тяжелее. И этот рассказ повествует о непростой судьбе бездомной собаки, которая за свою жизнь перенесла много трудных испытаний.
Главная героиня произведения – бездомная собака Кусака. У дворняжки никогда не было хозяев, люди относились к ней жестоко: кидали камнями, били палками, никогда не ласкали и не жалели. Бедная собака еле сводила концы с концами: еле добывала пищу и ночевала в прогнивших, холодных и всеми забытыми местами. Люди, обиженные жизнью и несправедливостью в ней, срывали всю злость на невинном животном. Поэтому Кусака становится озлобленной, не доверяет ни одному человеку и остерегается всех.
Но однажды холодной зимой она нашла заброшенную дачу и осталась там. Весной приехали люди, временные хозяева жилья и территории. И они приручили ее! Это был, можно сказать, долгий процесс: хозяева всячески ее ласкали, поощряли, кормили, хорошо относились, жалели и ухаживали. Вначале Кусака не понимала этого, сторонясь, но позже люди ее приручили, и она расцвела своей собачьей душой, счастливая от того, что теперь нужна и любима. Но счастье длилось не долго…
Люди, ее хозяева, приручившие ее, уехали. А девочка, первая познакомившаяся с собакой, не смогла уговорить родителей забрать ее с ними. Девочка отвела Кусаку подальше, тем самым запутав той след, чтобы она не смогла найти их. Собака долго металась, пыталась вынюхать и пойти по следу любимых, но не смогла, у нее не получилось, и она вернулась когда-то в уютный и шумный дом. И когда наступила ночь, когда тьма поглотила город, животное завыло. Крик всеми и снова брошенной души прорезал ночную тишину. Кусака отчаянно, надрывно выла…
После всего случившегося собака была разбита, так как животные могут испытывать всю боль, боль предательства. Ведь Кусаку, можно сказать, люди заставили их полюбить и привязаться, а потом, действительно, бросили на произвол судьбы. Мы в ответе за тех, кого приручили. В этом предложении и заключается основная мысль, которую хочет донести автор до читателей.
Про собаку (Мое любимое животное) 5 класс
... человека. Но и человек должен уметь понимать настроение своего пса по его поведению и выражению глаз, ведь собака не может объяснить, что с ней не так. У собаки и хозяина ... Сочинение Мое любимое животное Собака За мою недолгую жизнь у меня было много домашних животных: кошки, собаки, ... собак. Всего их у меня было 5: немецкая овчарка Деззи, американский кокер-спаниель Дина, беспородная Джина, русский ...
Сочинение по произведению
Рассказ «Кусака» написан представителем серебряного века — Леонидом Николаевичем Андреевым. Русский писатель 19 века. Он повествует об отношениях между людьми и братьями нашими меньшими.
Порой люди относятся слишком жестоко и плохо к животным, что, несомненно, отражается на них. Они становятся замкнутыми, недоверчивыми и злыми. Особенно это касается бездомных животных. Свою боль они выражают с помощью укусов и громкого лая, животные причиняют вред, но только потому, что бояться. Но даже их когти и клыки не всегда могут помочь против человека. Они бояться быть загнутыми в угол, ведь человек способен причинить ужасную боль. Недаром говорят, что самые ужасные звери — это люди. Сначала приручат, подарят ласку, а потом выбросят как ненужную игрушку или грязную тряпку.
Так и произошло с нашей главной героиней рассказа. Кусака была озлобленная и пугливая собака. Но она не боялась выкриков со стороны прохожих или брошенного камня, она не боялась палок и боли, которую причиняли окружающие ее люди. Кусака боялась ласки и теплого взгляда, направленного на нее. Однажды она встретила семью, которая не стала ее бить или отгонять со двора. Вся семья дружно подкармливала собаку и пыталась одомашнить ее. Возникает вопрос. Зачем? Зачем пытаться приручить собаку и наладить с ней контакт, если вы не собираетесь любить ее? Ведь то, что делают такие люди нельзя назвать любовью или заботой. Потому что, когда заканчивается их отпуск, они спокойно уезжают и бросают животное на произвол судьбы. Разве такое поведение норма? Я так не думаю. Люди должны быть ответствены за тех, кого приручили. В этой истории не будет хэппи-энда, потому что Кусака осталась совсем одна, одна посреди улицы без еды. Единственные, кто ее кормил, уехали. Теперь она может погибнуть. Но в это время Кусака думает совсем не о еде, а о семье, которая ее покинула. Она начинает выть, а в этом вое так отчетливо слышно, как собака тоскует по хозяевам. Возможно, она умерла так и не дождавшись возвращение семейства, а, возможно, перестала верить людям совсем. Этого мы не узнаем, так как на расставании заканчивается рассказ.
Хочется верить, что люди перестанут выбрасывать маленьких и старых животных, которые резко им наскучили. Ведь это такие же существа как мы, которые чувствуют и любовь и боль. Давайте заботиться о братьях наших меньших, а не калечить их, ведь они не всегда могут за себя постоять.
Л.Андреев «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим.
Разработка урока
литературы в 7 классе
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/kogda-pribejali-deti-shumnyie-zvonkogolosyie-byistryie-i-svetlyie/
общеобразовательной школы по программе В.Я.Коровиной
Л.Андреев «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим.
Быкова Марианна Владимировна
Учитель русского языка и литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/kogda-pribejali-deti-shumnyie-zvonkogolosyie-byistryie-i-svetlyie/
МБУ СОШ №16 го Тольятти
Тема: Л.Андреев «Кусака» (2 часа)
Цели и задачи:
- Проанализировать художественную реальность во всем её многообразии, оценить её с разных точек зрения;
- дать характеристику героям, объяснить собственное впечатление от прочитанного;
- помочь учащимся понять замысел автора;
- присвоение полученных знаний учащимися, приобретение опыта решения проблем;
- создание собственного текста.
Используемые приемы:
Стильный человек эссе в художественном стиле
... в моде, и сейчас многие живут именно в таком стиле. В любом случае стиль жизни – это выбор каждого человека, ... Аркадьевне, когда они с помощью горничных одеваются В рассказе «Честное слово» Леонид Иванович Пантелеев повествует ... стиль жизни и главное стиль мысли. Сейчас в моде примитивное мышление, которое понятно каждому. Этот факт становится легко понятен, когда посмотришь телевидение после чтения ...
чтение с остановкой, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, работа в группах, написание эссе.
Ход урока:
- Орг.момент. (2 минуты)
- Стадия вызова. Прогнозирование по названию. (3 минуты)
Вопросы:
- Какие ассоциации вызывает у вас название рассказа?
- Как вы думаете, почему он так называется?
- Стадия осмысления. Чтение с остановками. (30 минут)
Возможные вопросы:
Первая остановка.
- О ком этот рассказ?
- Есть ли у собаки имя? И почему?
- Как она живет?
- Какие ключевые слова характеризуют её жизнь?
- Почему она перестала доверять людям?
- Как вы думаете, что будет дальше?
- Что-то изменится в жизни собаки?
Вторая остановка.
- Расскажите о дачниках.
- Сразу ли они решились оставить у себя собаку?
- От чего делались добрее?
- Изменилась ли цветовая гамма рассказа?
- Чья заслуга в том, что Кусака осталась на даче?
- Почему собаке было больно от непривычной ласки «словно от удара»?
- От чего расцвела Кусака?
- Какой финал вы предполагаете и почему?
Третья остановка.
- Как меняется пейзаж на протяжении рассказа?
- Почему дачники не взяли собаку с собой?
- Искренне ли жалела Леля, что Кусаку не берут в город?
- Как реагировала Кусака на отъезд дачников?
- Примирилась ли Кусака со своим одиночеством?
- Стадия рефлексии. Работа в группах. Написание эссе. (35 минут)
- Осмысление текста, как единого целого.
- Какова идея рассказа?
- О чем он заставляет задуматься?
- Беспорядочная запись ключевых слов (возможно составление кластера)
- Индивидуально
- Обсуждение в парах
- Обсуждение в группах
- Обсуждение классом
- Запись на доске ключевых слов
- Составление предложений, запись мыслей.
- Написание эссе. (20 минут) «О чем заставил меня задуматься рассказ Л.Андреева «Кусака»»
- Чтение эссе в группах. Выбор лучшего.
- Чтение лучших эссе в классе.
- Подведение итогов урока. (3 минуты)
- Как вы думаете, какие бы слова могли стать эпиграфом к этому рассказу?
- Домашнее задание.
Прочитать: В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
Приложение.
Текст рассказа с остановками.
Кусака
I
Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто
не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем
Главная основная мысль рассказа Человек на часах Лескова
... письменные работы. Вниманию читателя предлагается сочинение «Человек на часах» по одноименному рассказу Лескова. На уроках литературы мы проходили рассказ Николая Лескова «Человек на часах». Я не могу сказать, что произведение ... желание деятельности, то он точно достигнет своей цели. Анализ рассказа Лескова Человек на часах 6 класс по жанровой направленности Основной темой, Главным героем, ...
кормилась. От теплых изб ее отгоняли дворовые собаки, такие же голодные,
как и она, но гордые и сильные своею принадлежностью к дому; когда, гонимая
голодом или инстинктивною потребностью в общении, она показывалась на
улице,- ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и
страшно, пронзительно свистали. Не помня себя от страху, переметываясь со
стороны на сторону, натыкаясь на загорожи и людей, она мчалась на край
поселка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном месте.
Там
она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу.
Только один раз ее пожалели и приласкали. Это был пропойца-мужик,
возвращавшийся из кабака. Он всех любил и всех жалел и что-то говорил себе
под нос о добрых людях и своих надеждах на добрых людей; пожалел он и
собаку, грязную и некрасивую, на которую случайно упал его пьяный и
бесцельный взгляд.
- Жучка!- позвал он ее именем, общим всем собакам.- Жучка! Пойди сюда,
не бойся!
Жучке очень хотелось подойти; она виляла хвостом, но не решалась.
Мужик похлопал себя рукой по коленке и убедительно повторил:
- Да пойди, дура! Ей-Богу, не трону!
Но, пока собака колебалась, все яростнее размахивая хвостом и
маленькими шажками подвигаясь вперед, настроение пьяного человека
изменилось. Он вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми,
почувствовал скуку и тупую злобу и, когда Жучка легла перед ним на спину, с
размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога.
- У-у, мразь! Тоже лезет!
Собака завизжала, больше от неожиданности и обиды, чем от боли, а
мужик, шатаясь, побрел домой, где долго и больно бил жену и на кусочки
изорвал новый платок, который на прошлой неделе купил ей в подарок.
С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели ее приласкать, и,
поджав хвост, убегала, а иногда со злобою набрасывалась на них и пыталась
укусить, пока камнями и палкой не удавалось отогнать ее. На одну зиму она
поселилась под террасой пустой дачи, у которой не было сторожа, и
бескорыстно сторожила ее: выбегала по ночам на дорогу и лаяла до хрипоты.
Уже улегшись на свое место, она все еще злобно ворчала, но сквозь злобу
проглядывало некоторое довольство собой и даже гордость.
Зимняя ночь тянулась долго-долго, и черные окна пустой дачи угрюмо
глядели на обледеневший неподвижный сад. Иногда в них как будто вспыхивал
голубоватый огонек: то отражалась на стекле упавшая звезда, или остророгий
месяц посылал свой робкий луч.
(Первая остановка)
II
Наступила весна, и тихая дача огласилась громким говором, скрипом
колес и грязным топотом людей, переносящих тяжести. Приехали из города
дачники, целая веселая ватага взрослых, подростков и детей, опьяненных
воздухом, теплом и светом; кто-то кричал, кто-то пел, смеялся высоким
женским голосом.
Первой, с кем познакомилась собака, была хорошенькая девушка в
коричневом форменном платье, выбежавшая в сад. Жадно и нетерпеливо, желая
охватить и сжать в своих объятиях все видимое, она посмотрела на ясное
Вдвоем с собакой. : «Человек рождается жить, а не готовиться к жизни
... не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется. Изложение В жизни каждого человека обязательно должна быть одна собака. Собака, которая спасла его от опасности, собака, которая скрасила одиночество. Или просто пробудила к жизни ... жизни и традиции живущих. Это и язык, и вера, и определённые склонности, вынесенные из самой земли вместе с её солью. Это «родимые» пятна каждого человека, а ...
небо, на красноватые сучья вишен и быстро легла на траву, лицом к горячему
солнцу. Потом так же внезапно вскочила и, обняв себя руками, целуя свежими
устами весенний воздух, выразительно и серьезно сказала:
- Вот весело-то!
Сказала и быстро закружилась. И в ту же минуту беззвучно подкравшаяся
собака яростно вцепилась зубами в раздувавшийся подол платья, рванула и так
же беззвучно скрылась в густых кустах крыжовника и смородины.
- Ай, злая собака! — убегая, крикнула девушка, и долго еще слышался ее
взволнованный голос: — Мама, дети! Не ходите в сад: там собака! Огромная!..
Злюу-щая!..
Ночью собака подкралась к заснувшей даче и бесшумно улеглась на свое
место под террасой. Пахло людьми, и в открытые окна приносились тихие звуки
короткого дыхания. Люди спали, были беспомощны и не страшны, и собака
ревниво сторожила их: спала одним глазом и при каждом шорохе вытягивала
голову с двумя неподвижными огоньками фосфорически светящихся глаз. А
тревожных звуков было много в чуткой весенней ночи: в траве шуршало что-то
невидимое, маленькое и подбиралось к самому лоснящемуся носу собаки;
хрустела прошлогодняя ветка под заснувшей птицей, и на близком шоссе
грохотала телега и скрипели нагруженные возы. И далеко окрест в неподвижном
воздухе расстилался запах душистого, свежего дегтя и манил в светлеющую
даль.
Приехавшие дачники были очень добрыми людьми, а то, что они были
далеко от города, дышали хорошим воздухом, видели вокруг себя все зеленым,
голубым и беззлобным, делало их еще добрее. Теплом входило в них солнце и
выходило смехом и расположением ко всему живущему. Сперва они хотели
прогнать напугавшую их собаку и даже застрелить ее из револьвера, если не
уберется; но потом привыкли к лаю по ночам и иногда по утрам вспоминали:
- А где же наша Кусака?
И это новое имя «Кусака» так и осталось за ней. Случалось, что и днем
замечали в кустах темное тело, бесследно пропадавшее при первом движении
руки, бросавшей хлеб,- словно это был не хлеб, а камень,- и скоро все
привыкли к Кусаке, называли ее «своей» собакой и шутили по поводу ее
дикости и беспричинного страха. С каждым днем Кусака на один шаг уменьшала
пространство, отделявшее ее от людей; присмотрелась к их лицам и усвоила их
привычки: за полчаса до обеда уже стояла в кустах и ласково помаргивала. И
та же гимназисточка Леля, забывшая обиду, окончательно ввела ее в
счастливый круг отдыхающих и веселящихся людей.
- Кусачка, пойди ко мне!- звала она к себе.- Ну, хорошая, ну, милая,
пойди! Сахару хочешь?.. Сахару тебе дам, хочешь? Ну, пойди же!
Но Кусака не шла: боялась. И осторожно, похлопывая себя руками и
говоря так ласково, как это можно было при красивом голосе и красивом лице,
Леля подвигалась к собаке и сама боялась: вдруг укусит.
- Я тебя люблю, Кусачка, я тебя очень люблю. У тебя такой хорошенький
носик и такие выразительные глазки. Ты не веришь мне, Кусачка?
По рассказу Кусака Андреева 7 класс
... а потом оставляют на произвол судьбы. Дачники так поступили с Кусакой. Рассказ учит милосердию и тому, что нельзя, наигравшись, бросать животное. Сочинение по произведению Рассказ «Кусака» написан представителем ... познакомившаяся с собакой, не смогла уговорить родителей забрать ее с ними. Девочка отвела Кусаку подальше, тем самым запутав той след, чтобы она не смогла найти их. Собака долго ...
Брови Лели поднялись, и у самой у нее был такой хорошенький носик и
такие выразительные глаза, что солнце поступило умно, расцеловав горячо, до
красноты щек, все ее молоденькое, наивно-прелестное личико.
И Кусачка второй раз в своей жизни перевернулась на спину и закрыла
глаза, не зная наверно, ударят ее или приласкают. Но ее приласкали.
Маленькая, теплая рука прикоснулась нерешительно к шершавой голове и,
словно это было знаком неотразимой власти, свободно и смело забегала по
всему шерстистому телу, тормоша, лаская и щекоча.
- Мама, дети! Глядите: я ласкаю Кусаку!- закричала Леля.
Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как
капельки разбежавшейся ртути, Кусака замерла от страха и беспомощного
ожидания: она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в
силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее
непримиримую злобу. И когда все наперерыв стали ласкать ее, она долго еще
вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от
непривычной ласки, словно от удара.
III
Всею своею собачьей душою расцвела Кусака. У нее было имя, на которое
она стремглав неслась из зеленой глубины сада; она принадлежала людям и
могла им служить. Разве недостаточно этого для счастья собаки?
С привычкою к умеренности, создавшеюся годами бродячей, голодной
жизни, она ела очень мало, но и это малое изменило ее до неузнаваемости:
длинная шерсть, прежде висевшая рыжими, сухими космами и на брюхе вечно
покрытая засохшею грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как
атлас. И когда она от нечего делать выбегала к воротам, становилась у
порога и важно осматривала улицу вверх и вниз, никому уже не приходило в
голову дразнить ее или бросить камнем.
Но такою гордою и независимою она бывала только наедине. Страх не
совсем еще выпарился огнем ласк из ее сердца, и всякий раз при виде людей,
при их приближении, она терялась и ждала побоев. И долго еще всякая ласка
казалась ей неожиданностью, чудом, которого она не могла понять и на
которое она не могла ответить. Она не умела ласкаться. Другие собаки умеют
становиться на задние лапки, тереться у ног и даже улыбаться, и тем
выражают свои чувства, но она не умела.
Единственное, что могла Кусака, это упасть на спину, закрыть глаза и
слегка завизжать. Но этого было мало, это не могло выразить ее восторга,
благодарности и любви,- и с внезапным наитием Кусака начала делать то, что,
быть может, когда-нибудь она видела у других собак, но уже давно забыла.
Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя, и
ее тело, бывшее всегда таким гибким и ловким, становилось неповоротливым,
смешным и жалким.
- Мама, дети! Смотрите, Кусака играет!- кричала Леля и, задыхаясь от
смеха, просила:-Еще, Кусачка, еще! Вот так! Вот так…
И все собирались и хохотали, а Кусака вертелась, кувыркалась и падала,
и никто не видел в ее глазах странной мольбы. И как прежде на собаку
Дети войны — рассуждение
... Вот такой рассказ я услышала от своей бабушки. Мне стало очень жаль тех детей, которые жили в то военное время. Я считаю, что мы ... воевал. Это сочинение я посвящаю тем детям. Детям 1941-1945… Детям войны. ... жизни страны: фронт и тыл. Мы много знаем про страшные бои, ... остался совсем один. Долгое время двенадцатилетний ребенок скитался по земле ... -летнего мальчика. Прямо на глазах у прадедушки падали дома, ...
кричали и улюлюкали, чтобы видеть ее отчаянный страх, так теперь нарочно
ласкали ее, чтобы вызвать в ней прилив любви, бесконечно смешной в своих
неуклюжих и нелепых проявлениях. Не проходило часа, чтобы кто-нибудь из
подростков или детей не кричал:
- Кусачка, милая Кусачка, поиграй!
И Кусачка вертелась, кувыркалась и падала при несмолкаемом веселом
хохоте. Ее хвалили при ней и за глаза и жалели только об одном, что при
посторонних людях, приходивших в гости, она не хочет показать своих штук и
убегает в сад или прячется под террасой.
Постепенно Кусака привыкла к тому, что о пище не нужно заботиться, так
как в определенный час кухарка даст ей помоев и костей, уверенно и спокойно
ложилась на свое место под террасой и уже искала и просила ласк. И
отяжелела она: редко бегала с дачи, и когда маленькие дети звали ее с собою
в лес, уклончиво виляла хвостом и незаметно исчезала. Но по ночам все так
же громок и бдителен был ее сторожевой лай.
(Вторая остановка)
IV
Желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и
быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер
гасили их, точно свечи, одну за другой.
- Как же нам быть с Кусакой?- в раздумье спрашивала Леля.
Она сидела, охватив руками колени, и печально глядела в окно, по
которому скатывались блестящие капли начавшегося дождя.
- Что у тебя за поза, Леля! Ну кто так сидит?- сказала мать и
добавила:- А Кусаку придется оставить. Бог с ней!
- Жа-а-лко,- протянула Леля.
- Ну что поделаешь? Двора у нас нет, а в комнатах ее держать нельзя,
ты сама понимаешь.
- Жа-а-лко,- повторила Леля, готовая заплакать.
Уже приподнялись, как крылья ласточки, ее темные брови и жалко
сморщился хорошенький носик, когда мать сказала:
- Догаевы давно уже предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый
и уже служит. Ты слышишь меня? А эта что — дворняжка!
- Жа-а-лко,- повторила Леля, но не заплакала.
(Третья остановка)
Снова пришли незнакомые люди, и заскрипели возы, и застонали под
тяжелыми шагами половицы, но меньше было говора и совсем не слышно было
смеха. Напуганная чужими людьми, смутно предчувствуя беду, Кусака убежала
на край сада и оттуда, сквозь поредевшие кусты, неотступно глядела на
видимый ей уголок террасы и на сновавшие по нем фигуры в красных рубахах.
- Ты здесь, моя бедная Кусачка,- сказала вышедшая Леля. Она уже была
одета по-дорожному — в то коричневое платье, кусок от которого оторвала
Кусака, и черную кофточку.- Пойдем со мной!
И они вышли на шоссе. Дождь то принимался идти, то утихал, и все
пространство между почерневшею землей и небом было полно клубящимися,
быстро идущими облаками. Снизу было видно, как тяжелы они и непроницаемы
Напишите пожалуйста, !! рассуждение по рассказу «»Кусака
... Родители Лели — бездушные люди, для которых важнее всего бытовой комфорт. «Кусака» анализ Писатель Леонид Андреев в письме к К. И. Чуковскому писал, что все рассказы его «Книги рассказов и ... воем. Полезный материал по теме: Мы должны быть в ответе за тех кого приручили Кусака Краткое содержание по главам Кусака Характеристика главных героев рассказа «Кусака» О чем заставил задуматься ...
для света от насытившей их воды и как скучно солнцу за этою плотною стеной.
Налево от шоссе тянулось потемневшее жнивье, и только на бугристом и
близком горизонте одинокими купами поднимались невысокие разрозненные
деревья и кусты. Впереди, недалеко, была застава и возле нее трактир с
железной красной крышей, а у трактира кучка людей дразнила деревенского
дурачка Илюшу.
- Дайте копеечку,- гнусавил протяжно дурачок, и злые, насмешливые
голоса наперебой отвечали ему:
- А дрова колоть хочешь?
И Илюша цинично и грязно ругался, а они без веселья хохотали.
Прорвался солнечный луч, желтый и анемичный, как будто солнце было
неизлечимо больным; шире и печальнее стала туманная осенняя даль.
- Скучно, Кусака!- тихо проронила Леля и, не оглядываясь, пошла назад.
И только на вокзале она вспомнила, что не простилась с Кусакой.
V
Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и
- промокшая, грязная — вернулась на дачу. Там она проделала еще одну новую
штуку, которой никто, однако, не видал: первый раз взошла на террасу и,
приподнявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла
когтями. Но в комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке.
Поднялся частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней
длинной ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он
из кустов и вместе с дождем лился с неприветного неба. На террасе, с
которой была снята парусина, отчего она казалась обширной и странно пустой,
свет долго еще боролся с тьмою и печально озарял следы грязных ног, но
скоро уступил и он.
Наступила ночь.
И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и
громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в
монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся
над темным и обнаженным полем.
Собака выла — ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто
слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама
беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу.
Собака выла.
Используемая литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/kogda-pribejali-deti-shumnyie-zvonkogolosyie-byistryie-i-svetlyie/
1. Андреев Л. Повести и рассказы в 2-х томах. — М.: Худож.лит., 1971.
2. Основы критического мышления: Междисциплинарная программа: Пособие I/ Дж. Стил, К. Мередит, Ч.Темпл, С. Уолтер.- М., 1997.
3. Мередит К., Стил Дж., Темпл Ч. Воспитание вдумчивых читателей,- М., 1998
4. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. –М.: Просвещение, 2004.