Салават Хамидуллин, уфимский историк, в своей авторской колонке «Реального времени» посвятил сегодняшнюю статью башкирскому национальному герою Салавату Юлаеву. Он раскрывает его личность не только как славного батыра, но и как поэта, духовного наставника и мусульманского мученика. Салават Хамидуллин отмечает, что имя Юлаева вызывает бурные споры, но в то же время оно носит большое историческое значение для Башкортостана.
Салават Юлаев — национальный герой Башкортостана, его имя носят город, сельский район, хоккейный клуб, улицы и проспекты. О нем написаны десятки книг и научных статей. Однако многие из них пытаются подогнать исторический материал под современные концепции. В царское время его изображали «вором и злодеем», в советское время — революционером, а в либеральную эпоху 90-х гг. пытались вылепить банального разбойника. Однако он не был ни тем, ни другим, ни третьим.
Русский бунт — бессмысленный и беспощадный?
Пугачевщина была антиправительственным движением, и мы должны задуматься о том, как к этому относиться сегодня. Стоит ли осуждать восставших за использование непарламентских методов протеста? Однако государство не оставило им иных средств, кроме как взять в руки оружие, чтобы донести свой голос до власти.
Иван Грязнов, служивший у Пугачева главным полковником, писал: «Всему свету известно, сколько во изнурение приведена Россия, от кого же, вам самим небезызвестно. Дворянство обладает крестьянами, но, хотя в Законе Божием и написано, чтоб они крестьян содержали, как детей, но они не только за работника, но хуже почитали собак своих, с которыми гоняли за зайцами. Компанейщики завели премножество заводов и так крестьян работою удручили, что и в ссылках того никогда не бывало, да и нет…».
В XVIII веке Россия была единственной страной, где подавляющая часть коренного населения, а не привезенного из заграницы, находилась в рабстве. Такое положение дел не могло не быть питательной почвой для мятежей. Нужна была только соответствующая идеологическая платформа, и она нашлась.
Донской казак Емельян Пугачев объявил себя «чудесно спасшимся» царем Петром Федоровичем, и народ охотно в это поверил. Так что Пугачевщина, говоря словами А.С. Пушкина, была бунтом беспощадным, однако далеко не бессмысленным. Другое дело, что правящая элита государства сделала ошибочные выводы из произошедших событий — окончательно законсервировала крепостную систему вместо того, чтобы проводить реформы.
Два облика России в поэме Гоголя Мертвые души Тема возрождения ...
... ответственность за экономическое и культурное развитие государства. Гоголь отразил в своей поэме не две, а три России: Россию "мертвых душ" — помещиков и чиновников, Россию крестьян, и в конце поэмы появляется прекрасный художественный образ Руси-тройки, птицы ...
Допрос Салавата (1955 г.).
Худ. А.А. Кузнецов
Следствие и допросы
Следствие над Салаватом Юлаевым продлилось 339 дней, то есть почти год. Первый его допрос состоялся в деревне Калмыково, но протокол не сохранился. Из донесений карателей известно, что Салават сообщил тогда, что планировал скрыться в казахских степях.
16 декабря Салавата и Юлая Азналина, который находился под арестом в Челябинске, в железных кандалах направили в Казань, а 13 февраля 1775 года обоих этапировали в Москву в Тайную экспедицию Сената.
Начались допросы. Один из следователей по делу Салавата – С. И. Шешковский, который вел дело прозаика и поэта А. Н. Радищева, автора знаменитого произведения «Путешествие из Петербурга в Москву». Салават давал показания на башкирском языке, а переводил его крещеный башкир Иван Гульчихин. Протокол велся на русском языке.
«Допрос Салавата». Художник А. А. Кузнецов, 1955 год.
Салават отрицал убийство людей по своей воле, раскаивался и просил милости. Но из Казани пришли документы, изобличающие его. Десять человек, допрошенные ранее, показали, что Салават призывал их к бунту, руководил отрядами, присваивал «воинские звания» бунтовщикам. Но главным свидетелем выступил Кулый Балтачев, старшина Кара-Табынской волости, воевавший на стороне царских войск и не раз противостоявший Салавату в боях. Судьба Юлаева была предрешена.
Юлай Азналин также был допрошен, но против своего сына ничего не показал. Кулый также проявил к коллеге-старшине милость, не оговорив того.
Салават признался в том, что руководил отрядами и брал крепости штурмом, но наотрез отказывался признавать за собой какие-либо убийства. Следствие это не устроило, поэтому Салават был направлен обратно в Оренбург, как сказали бы сейчас, на проведение дополнительных следственных мероприятий. Но ученые склоняются к мысли, что приговор был уже известен, а башкир возвращали на родину, чтобы жестоко наказать в устрашение всем.
Идея башкирского восстания
«Неужели-то проклятая сволочь не образумится? Ведь не Пугачев важен, да важно всеобщее негодование», — писал генерал А. Бибиков литератору Д. Фонвизину. Действительно, всеобщее негодование охватило все слои населения: крепостные крестьяне стонали под рабством, в которое они были окончательно ввергнуты вольностями, дарованными дворянству Екатериной II; горнозаводские рабочие — под тяжким игом подневольного труда; поволжские инородцы — татары, чуваши, марийцы, удмурты — страдали от национального угнетения. Однако не они были движущей силой, движения.
Секретарь Пугачевской военной коллегии Алексей Дубровский на допросе показывал: «Во всем возмущении и начатии дела состоят причиною яицкие казаки, которые, сообщась заедино думою с башкирцами, хотели отменить учиненную якобы им обиду от бояр…».
Чем были недовольны башкиры? Стремительная индустриализация, охватившая край, больно ударила по их интересам. В результате прямых конфискаций и неравноправных сделок, совершенных под административным давлением оренбургских губернаторов, башкиры лишились миллионов десятин земли и лесных угодий. К тому же еще не зажили раны прежних восстаний.
Жизнь и творчество салавата юлаева
... имя Салавата Юлаева носили: истребительно-артиллерийский дивизион, бронепоезд и другие подразделения. Образ Салавата Юлаева увековечен в башкирском и русском народном творчестве, в произведениях русских, башкирских, ... старшин Муксина и Зямгура Абдусалямовых, настигла в горах Каратау Салавата Юлаева с группой оставшихся с ним соратников и после короткой стычки схватила их. В это же время Юлай ...
Писатель и этнограф XIX века Филипп Нефедов на примере отца Салавата Юлая Азналина, старшины Шайтан-Кудейской волости, описал настроения башкирской знати накануне восстания: «Юлай был вотчинник, человек богатый, умный и влиятельный <…>. Местные власти относились к башкирскому старшине с доверием; недаром же Юлай участвовал в погоне за калмыками и ходил в Польшу усмирять польских конфедератов <…>. Но башкирский старшина в действительности далеко не был тем, чем он так искусно умел казаться. На глазах у Юлая пылали башкирские селения, разорялся край; у него самого купцом Твердышевым отнята земля под Симский завод <…>. Истый башкир, горячо любивший родину, Юлай не мог оставаться равнодушным зрителем; он маскировал свои чувства, но в душе оставался недоволен и таил месть. От такого отца родился Салават».
Относительно истинного происхождения Пугачева башкиры ничуть не заблуждались. После войны сотник Бала-Катайской волости Упак Абзанов на допросе показывал: «Зная, что Пугачев из злейших разбойник, башкирские старшины повиновались ему единственно льстясь лестным его обещанием, что он может возвратить в здешних местах заселившую землю и что господ никого не будет, а всякий сделается самовластным», т. е. свободным и равноправным.
Башкирские воины. Худ. А.О. Орловский (posredi.ru)
О Салавате Юлаеве
Семья Салавата
Историками определено, что он жил в период с 1752 по 1800 год. Семья Салавата была из рода тарханов. Отец — башкирский старшина Юлай Азналин был хорошим солдатом и даже получил малое воинское знамя. Позже, в 1773 году, Юлай передал знамя Салавату, который в отсутствие отца подменял его на посту старшины.
Салават Юлаев и его отец Юлай Азналин. Художник Ф.Ф. Ислахов
О матери Салавата Юлаева известно мало. Лишь то, что ее звали Азнабика и она была дочерью муллы.
Стоит отметить, что в то время земли активно застраивались медеплавильными заводами. Поэтому, это вызвало недовольство крестьян, не желавших покидать уже обжитые земли. В 1773 году Юлай вступил в судебные тяжбы с купцом Я.Б. Твердышевым, владевшим заводами.
Твердышев получил от губернской администрации землю под Симский завод. Также и деревни, часть из которых ранее была жалована старшине Юлаю Азналину. В результате, добиться в судебном порядке возвращения жалованных земель, изъятых и отданных братьям Твердышевым под Симский завод, Юлаю не удалось.
Реферат опера салават юлаев
... "изменник" на лбу и на щеках. 2 октября 1775 Салават Юлаев и 7 соратников Пугачева были сосланы на пожизненную каторгу ... Республики Башкортостан). Сын Юлая Азналина. По свидетельству современников, Салават Юлаев был среднего роста, ... опере, драматургии, живописи и скульптуре. В 1967 учреждена премия БАССР им. Салавата Юлаева ... крестьянских выступлений, правительство в 1798 году приписало всех башкир и ...
Строительство медеплавильных заводов в Башкирии
Участие Салавата Юлаева в Крестьянской войне
11 ноября 1773 года Юлай Азналин и его 19-летний сын Салават перешли на сторону повстанцев и встали под знамена мятежного казака Емельяна Пугачева, возглавившего восстание крестьян.
Крестьянской войны
По некоторым данным, Салават Юлаев был участником двадцати восьми сражений. Он воевал за землю, религию и свободу. Одиннадцатью из них он руководил лично. Например, многие легенды рассказывают о большом воинском таланте молодого предводителя.
Но Крестьянское восстание было жестоко подавлено, а его участники сурово наказаны. Не избежали этой участи Салават и его отец.
Картина А.А. Кузнцова «Допрос Салавата»
Каторга
Затем, в ноябре 1774 г. на северо-востоке губернии (нынешний Салаватский район Республики Башкортостан) Салавата схватили. Его и его отца Юлая Азналина доставили в Уфу и заключили в казематы Уфимского кремля. Таким образом, следствие по их делу, допросы продолжались больше семи месяцев. Салавата и Юлая возили под охраной в Казань, Москву, Оренбург, затем снова в Уфу. В итоге, отца и сына отправили на вечную каторгу в крепость Рогервик (ныне эстонский город Палдиски).
Картина А.П.Кузнецова «Поимка Салавата»
Последние двадцать пять лет своей жизни Салават провел на каторге далеко от родных мест. 1800 год — дата, когда в исторических документах последний раз упоминается Салават Юлаев.
Картина Р.У.Ишбулатова «Непокоренная воля»
Творчество Салавата Юлаева
Не только воинскими подвигами прославился Салават Юлаев.
В честь Салавата Юлаева был установлен памятник, который превозносит его как талантливого поэта, который восхвалял жизнь простого народа. В его произведениях молодого поэта главной темой был призыв к борьбе за свободу. Он особенно с любовью исписывал красоту своего родного края. Его произведения, в основном, носят импровизационный характер, что придает им еще больший колорит и неповторимость. Среди башкирского народа его имя прославилось благодаря замечательным стихам, которые призывали к стойкости в борьбе с врагом и восхваляли безграничную любовь к родине, ее полям, лесам и кочевьям.
Народные предания рассказывают, что когда Салават пел песни, люди с удовольствием шли в бой, не чувствуя боли от ран, не боясь смерти от пули или сабли.
В одиннадцатом ноября 1773 года повстанческое войско, состоящее из казаков и башкир, внезапно напало на деревню Юзеева и разгромило авангард корпуса генерала Кара, командующего первой карательной экспедицией. В самый критический момент башкирская конница князя Уракова, шедшая на помощь Кару, перешла на сторону противника. Среди них был молодой воин Салават Юлаев.
Сочинение про салавата юлаева на русском языке
... Башкортостана. Салават Юлаев был прекрасным поэтом. Мы ценим творчество Салавата Юлаева: читаем и учим наизусть его стихи и поэмы, которые в наше время уже переведены практически на все языки мира, на ... очень известным в народе, посвятившим всю свою сознательную жизнь интересам народа. Салават Юлаев Несколько интересных сочинений Очень часто смысл жизни сравнивают с поиском счастья или объединяют с ...
Получив от Пугачева чин полковника, Салават вернулся на родину, чтобы возглавить движение в Башкирии по Сибирской дороге. Он быстро собрал отряд и направился на север, где 12 января 1774 года без боя взял Красноуфимскую крепость. Затем он отправился к Кунгуру, тогдашней столице Пермского края, и стал командующим повстанческими силами.
Одновременно с Салаватом в город пришел табынский казак и пугачевский бригадир Иван Кузнецов, чью дочь по сюжету фильма «Салават Юлаев» (1941 год) Якова Протазанова, якобы женился сам Салават-батыр. 23 января 1774 года пугачевцы совершили общий штурм Кунгура: Кузнецов двинулся с юга с тысячей крестьян и казаков при шести пушках, а Салават с 3 тысячами башкир и 10 пушками атаковал с севера. У юлаевцев удалось пробить брешь в крепостной стене и ворваться в город, но гарнизон смог отбить атаку башкир. Штурмы продолжались, но крепость устояла. Именно в эти дни осады города среди местного русского населения появилась песня:
Салават наш был герой, Смело он ходил на бой, Три кольчуги надевал, И к Кунгуру подступал, Сорок пушек заряжал, Да в Кунгур-крепость стрелял.
В это же самое время походный старшина Бурзянской волости и повстанческий главный полковник Каранай Муратов осаждал Мензелинск и Елабугу, а упомянутый Иван Грязнов с группой башкирских предводителей, среди которых были старшины Айлинской, Кара-Табынской, Бикатинской волостей Иса Токтагулов, Юламан Кушаев, Базаргул Юнаев и другие, захватил Челябинск. Таким образом, сложилось четыре повстанческих лагеря Оренбургский, Мензелинский, Кунгурский и Челябинский, действовавших автономно.
Обелиск в честь победы над Пугачевым в Кунгуе. Фото wikipedia.org
Пугачев и Салават
В марте 1774 года к Оренбургу, осажденному главной армией Пугачева, подошли войска второй карательной экспедиции под командованием генерала Бибикова. Узнав о планах Пугачева тайно бежать в Персию, башкиры заявили ему: «Ты нас уверял, что ты государь, и обещал, Оренбург взяв, сделать, чтоб губернии не быть, чтоб мы были оной не подвластны. А теперь хочешь бежать и нас оставить на такую же пагубу, которую за мятеж терпели отцы наши, которых казнили смертью. И так мы до того времени тебя никуда не упустим, покуда ты действительно не исполнишь своего обещания».
Они удержали Пугачева от бегства, поэтому восстание затянулось еще на целый год. По приглашению старшины Бушман-Кыпчакской волости Кинзи Арсланова «царь» ушел в глубь Башкирии, где в короткие сроки было собрано новое 10-тысячное войско. Начался второй этап Пугачевщины. А.С. Пушкин писал: «Башкирцы не унялись. Старый их мятежник Юлай, скрывшийся во время казней 1741 года, явился между ими с сыном своим Салаватом. Вся Башкирия восстала, и бедствие разгорелось с вящей силой».
Войска шести царских генералов — Щербатова, Фреймана, Станиславского, Деколонга, Голицина, Рейнсдорпа — были скованы действиями отрядов Караная Муратова, Каскына Самарова, Мурата Абралова, Аладдина Бектуганова, Юламана Кушаева и других башкирских предводителей. Это обстоятельство позволило подполковнику Санкт-Петербургского карабинерного полка И.И. Михельсону сосредоточиться исключительно на преследовании Пугачева. Идя к нему наперерез, 5 мая он встретился с Салаватом.
По картине Кузнецова Допрос Салавата
... приковывает фигура пленника. Глядя на картину А. Кузнецова "Допрос Салавата" испытываешь гордость за силу духа батыра, восхищаешься его стойкостью и ... слагают легенды. 2 вариант Фигура Салавата Юлаева занимает основное положение в картине Кузнецова. Салават был настоящим народным героем, ... должного уважения у Салавата. По их напряжённым позам видно, что они бояться башкирского батыра. Один из ...
А.С. Пушкин писал: «Михельсон <…> продолжал путь, несмотря на всевозможные препятствия, и 5 мая у Симского завода настиг толпу башкирцев, предводительствуемых свирепым Салаватом…». Следующий бой с Салаватом произошел близ деревни Ерал.
Михельсон докладывал: «Жители объявили мне, что злодеи, собравшись в великом числе, имев несколько пушек, только мало пороху, от деревни в четырех верстах на поле меня ожидают <…>. Приближаясь к ним, они, начав стрельбу, прямо кинулись на моих передовых. Злодеи, не уважая нашу атаку, прямо пошли к нам навстречу, однако помощью божьей по немалом от них супротивлении были обращены в бег…».
3 и 5 июня объединенные силы Салавата и Пугачева дали два сражения Михельсону, об исходе которых каждая из сторон заявила как о своей победе. Так или иначе отряду Михельсона, потрепанному в череде боев, пришлось отступить в Уфу. Именно это обстоятельство дало возможность повстанцам уйти от погони и прорваться к Казани. На радостях Пугачев присвоил Салавату звание бригадира, т. е. бригадного генерала.
«Взятие Казани Пугачевым» (1847 г.).
Худ. Ф. Моллер (cultobzor.ru)
Поимка Салавата
Салавату не раз предлагали сдаться добровольно, обещая взамен прощение. Например, командир карательного отряда И. Л. Тимашев, склонивший на свою сторону пугачевского генерала и шестерых полковников, также взывал к сознательности Салавата Юлаева, но тот и не думал сдаваться.
В сентябре 1774 года отряд Салавата потерпел поражение в боях под крепостью Елдяк (Ельдяк, Ельдяцкая крепость, не сохранилась), ему противостояла команда подполковника Рылеева. Повстанцам пришлось отступить в район Сима – родные для Салавата места. По их следам был направлен отряд под началом поручика В. Лесковского.
Поимка Салавата. Художник А. П. Лежнев (1888—1956).
Холст, масло, 1930 год.
25 ноября Салават Юлаев и четверо его товарищей были пойманы старшиной Муксином Абдусалямовым, его братом Зямгуром и другими преследователями в лесу неподалеку от деревни Миндишево (Мигдишкино).
Есть версия, что салаватовцы сами подпустили врага, приняв их за дружественный отряд.
Муксин и Зямгур передали Салавата Лесковскому. Этот успех принес последнему звание капитана.
И один в поле воин
Салават в казанском походе участия не принимал, так как был ранен под Осой и был вынужден отбыть домой для излечения. 10-тысячной башкирской конницей (из 20 тысяч человек всей пугачевской армии) при штурме губернского центра командовал повстанческий генерал Юламан Кушаев. По свидетельству участника тех боев башкира Айлинской волости Хамзы Баязитова, у стен Казани «башкирцы находились впереди пугачевской толпы, будучи чрезвычайно порублены». После сожжения города башкиры попрощались с «царем» и вернулись на родину, а Пугачев, переправившись через Волгу, двинулся дальше.
Педагога-психолога на профессиональный конкурс «Лучший психолог года»
... относительно молода, она уже смогла зарекомендовать себя как востребованная и уважаемая профессия. Имея знания о конструктивном общении и способности помогать людям решать проблемы, психологи могут сделать значительный ... способствует смене мировоззрения граждан, и, возможно через несколько лет или десятилетий, профессия психолога, станет на один уровень с профессией врача, потому что во все времена ...
прим. ред.
и вскоре самозваный царь оказывается в плену. К осени 1774 года восстание почти прекращается.
Активное сопротивление продолжает лишь один Салават. 18 сентября близ села Бураево башкирский батыр внезапно атаковал отряд подполковника И.К. Рылеева, приведя его в смятение: «Дерзкий прожект столь был сделан с их злодейскими мыслями противу вверенных мне войск вреден, которых я от такого вероломного народу никогда не воображал, однако ныне видел в настоящем деле».
В истории России известно множество ярких и выдающихся личностей. Одной из таких личностей является Салават Юлаев — башкирский батыр и мятежник во главе народного восстания против царской власти в 1773-1775 годах. Салават Юлаев родился в конце XVII века в кочевой башкирской семье, получил хорошее образование и к 20 годам уже служил начальником аулов своего племени.
Салават Юлаев стал одним из организаторов Пугачевского восстания, которое взорвалось в 1773 году. Салават возглавил башкирских воинов, которые присоединились к революционному движению под командованием Емельяна Пугачева.
В битвах с правительственными войсками Салават Юлаев проявил себя как храбрый и опытный воин. Он возглавлял свои войска в различных сражениях, в том числе в битве под Красной Горкой. Кроме того, Салават Юлаев был одним из главных идейных лидеров восстания и призывал к борьбе за свободу и равенство всех своих соотечественников.
Однако успешный ход боя на Красной Горке оказался последней значимой победой повстанцев. Как и многие другие лидеры восстания, Салават Юлаев попал в заточение. Он был схвачен в ноябре 1774 года и отправлен в Сибирь, где провел последующие 18 лет своей жизни в тюрьме и ссылке.
Судьба Салавата Юлаева стала символом боли и страданий, которые пережил башкирский народ. Страна помнила этого храброго воина и в 1920-е годы возродила его имя, создав в городе Уфе монумент в честь Салавата Юлаева. Его имя было использовано в качестве названия улиц, школ и даже команд спортивных клубов. Именно Салават Юлаев стал одним из символов башкирской национальной идентичности и гордости.
Заключение
История Салавата Юлаева — это история борьбы против угнетения и национальной дискриминации, а также история мужества и героизма. Эта легендарная личность, которую называли «вождем революции», стала символом национальной свободы и независимости. Если бы не упорство и мужество Салавата Юлаева и других лидеров восстания, история России могла бы сложиться совершенно по-другому.
Культ Салавата Юлаева
Известный башкирский национальный герой Салават Юлаев широко оспаривал место предводителя национального возрождения в России XVIII века. Многие исследователи считают, что он был одним из лидеров Пугачевского восстания, которое произошло в середине XVIII века на территории России. Тем не менее, среди башкир, этот легендарный лидер был выведен в культовый герой еще в XIX веке.
«Урал батыр — одно из семи чудес Башкортостана»
... пещера. Капова пещера – самая известная на Урале и одна из самых крупных карстовых полостей. Слово «Шульган» напрямую связано с башкирскими верованиями. В эпосе «Урал-батыр» Шульган – это брат главного ... Салават Юлаев – национальный герой башкирского народа, символ всей нации. Я горжусь, что именно его памятник, является самой большой скульптурой всадника в Европе. Памятник уникален еще и тем, ...
Филипп Нефедов писал об этом легендарном лидере в «Салавате — посланнике Аллаха и патриоте». Он отметил, что мысль об освобождении Родины давала ему покой и звала на дело, манила на подвиг. В свое время, многие поэты Башкортостана и Дагестана воспевали образы Салавата Юлаева, сравнивая его с имамом Шамилем.
Тем не менее, историки отмечают, что в момент популяризации Салавата в качестве национального героя, на моменте построения его культа в XIX веке, его имя уже не ассоциировалось с нижегородским повстанцем. В то время Салават не был, пожалуй, самым знаменитым предводителем, но культ, сформировавшийся на его личности, затмил собой образы остальных героев.
Руф Игнатьев, слушая многие песни и былины о Салавате, делал вывод, что это был батыр, посланник Аллаха и патриот, вроде какого-нибудь имама Шамиля. Многие поэты и писатели поднимали тему Салавата в своих произведениях, описывая его как героя и мученика, ставшего символом своего времени. Мамин-Сибиряк также описал со своих воспоминаниях про подвиг Салавата Юлаева и его описание в башкирских песнях и мифах.
Поэт Салават Юлаев
Салават Юлаев — один из наиболее выдающихся персонажей российской истории XVIII-XIX веков, национальный герой Башкортостана. Он по праву считается не только бессмертным батыром, защитником границ российской империи, но и прекрасным поэтом. Несмотря на то, что оригинальные тексты его стихов не дошли до наших дней, они были переданы в виде русских подстрочных переводов, которые были включены в произведения Руфа Игнатьева, Филиппа Нефедова и других.
В своих работах Салават Юлаев уделял большое внимание не только защите своей родной земли, но и Божьей мудрости, которая сотворила этот прекрасный мир. Он был ученым и глубокомысленным человеком. Начитанностью и умом он запомнился не только муллам и ахунам, но и старикам, которые почтительно склоняли перед ним головы.
Судьба джигита в руках Родины, а судьба Родины в руках джигита, так гласил один из стихотворных произведений, приписываемых Салавату Юлаеву.
Он умер 26 сентября 1800 года, но его дух жил и продолжал жить в героических легендах и рассказах.
«Я не умер, башкиры!» — последними строками поэта-воина было стихотворение, которое стало символом его непоколебимой силы духа и отваги.
Салават Юлаев остается великим поэтом и бессмертным героем не только Башкирии, но и всей России.
Справка, Салават Ишмухаметович Хамидуллин
Салават Ишмухаметович Хамидуллин родился в городе Стерлитамаке в 1968 году. Он получил образование на историческом факультете Башкирского государственного университета.
В 1990-1991 годах он работал корреспондентом газеты «Истоки», а затем с 1991 по 1995 годы был редактором молодежной редакции Республиканского ТВ и руководителем творческого объединения «Молодость».
С 1995 года Салават Ишмухаметович работает в программе «Башкортостан» в качестве корреспондента, редактора ТО «Гилем», ТО общественно-политических программ, начальника отдела познавательных и исторических программ, а также руководителя редакции познавательных программ студии БСТ.
Он является автором и телеведущим телепроектов «Историческая среда» и «Клио», а также написал ряд документальных фильмов, книг и научных публикаций об истории Башкортостана и башкирских родов. Он также является колумнистом «Реального времени».
Салауатты өмір салты ( )
... денсаулығына зиян келмейтіндей жағдайда болуын қадағалауды салауатты өмір салты деп ұғамыз. Адам денсаулығына зиянын тигізетін жат ә ... ойылған. Қазақстан азаматтарының денсаулығын нығайту, салауатты өмір салтын ынталандыру туралы елбасының жолдауын, егемендіктің кілтін ұстар ... «Денсаулық – терең байлық» деген даналық мәтелдері тіршіліктің нағыз өзегінен алынған емес пе? Денсаулықтың қадірін, маңызын ...
Салават Ишмухаметович Хамидуллин является лауреатом Государственной премии РБ им. С. Юлаева, Республиканской премии в области журналистики имени Ш. Худайбердина, а также победителем международных и республиканских телевизионных фестивалей.
Образование
- Башкирский государственный университет (исторический факультет)
Карьера
- 1990-1991: корреспондент газеты «Истоки»
- 1991-1995: редактор молодежной редакции Республиканского ТВ, руководитель творческого объединения «Молодость»
- 1995-настоящее время: корреспондент программы «Башкортостан», редактор ТО «Гилем», ТО общественно-политических программ, начальник отдела познавательных и исторических программ, руководитель редакции познавательных программ студии БСТ
Творческая деятельность
- Автор и телеведущий телепроектов «Историческая среда» и «Клио»
- Автор ряда документальных фильмов, книг и научных публикаций об истории Башкортостана и башкирских родов
- Колумнист «Реального времени»
Награды
- Лауреат Государственной премии РБ им. С. Юлаева
- Лауреат Республиканской премии в области журналистики имени Ш. Худайбердина
- Победитель международных и республиканских телевизионных фестивалей
В данной исследовательской работе будет рассмотрена библиография произведений о Салауате Юлаеве на башкирском и русском языках. Для составления списка использовались различные источники, включая книги, стихотворения, поэмы и сборники.
На башкирском языке
1. Ҡолмой Я. Үлемһеҙ Салауат. – Өфө : Башҡ. китап нәшр., 1955
2. Әхмәтҡужин Ә. Минең Салауат. – Өфө : Башҡ. китап нәшр., 1975.
3. Аралбай Ҡ. Ә. Батыр яраһы: Поэмалар һәм шиғырҙар. – Өфө : Башҡ. Китап нәшр., 1980. – 104 б. (б. 67–69).
4. Аралбай Ҡ.Ә. Палдиски дәфтәренән. – Өфө : Китап, 1997. – б.
5. *Зинуров Р. Башҡортостан юлы: эпик поэма: [Башҡортостандың Рәсәйгә ҡушылыуына 450 йыл тулыуға арнала] / Р. Бикбаевтың баш һүҙе. – Өфө : Китап, 2007. – 200 б. (Б 114–122).
На русском языке
6. *Сюндюкле М. Легенда о Салавате. Бессмертие: стихи и поэмы / авторизован. пер. с башк. Н. Милованов. – Уфа : Башкнигоиздат, 1972. – 61 с. (С. 42–43).
7. Аралбаев К.А. Гонец: стихи и поэма: пер. с башк. – Уфа : Башк. кн. изд–во, 1983. – 80 с.
В сборниках, на башкирском языке
8. Бабич Ш. Салауат батыр: шиғыр // Бабич Ш. Йәш Башҡортостан: шиғырҙар. – Ырымбур, 1918. – Б. 36.
9. *Кәрим Х. Салауат тураһында баллада // Кәрим Х. Шиғырҙар, поэмалар / Баш һүҙ Ә. Харисовтыҡы. – Өфө, 1947. – Б. 221–222.
10. Ғафури М. Златоуст: шиғыр // Ғафури М. Һайланма әҫәрҙәр. – Өфө, 1950. – Б. 147–149.
11. *Бикбай Б. Салауат Юлаев: драматик поэма // Бикбай Б. Һайланма әҫәрҙәр: шиғырҙар һәм драматик поэма. – Өфө, 1952. – Б. 161–214.
12. *Ғиләжев Х. Салауат ерендә: (шул исемдәге циклдан): Янғантау; Өс ауыл: шиғыр // Башҡорт поэзияһы / Төҙ. Н. Нәжми; редкол. : М. Кәрим, Р. Ниғмәти, Ә. Харис һ.б.; баш һүҙ авторы Ә. Харисов. – Өфө, 1953. – Б. 381–382.
13. Салауат. Салауат Юлаев шиғырҙары, уның тураһында башҡорт
В данном исследовании рассматривается халыҡ йырҙары һәм художестволые әҫәрҙәр, которые были изданы Башҡортостанским филиалом Фандар Академияһының тэлиф институты (тарих, тел һәм әҙәбиәт).
Автором башҡортостанской редакции был Ә. Харисов. В книге данная тема рассматривается на 113 страницах.
Исследование посвящено следующим темам и авторам:
- Ф. Бикбов, «Юрүзән буйында», страницы 112-113;
- Х. Ғиләжев, «Салауат ерендә», страницы 108-111;
- Ҡ. Даян, «Салауат батыр», страница 100;
- Х. Кәрим, «Салауат тураһында баллада», страницы 101-102;
- Р. Ниғмәти, «Салауат иптәш», страница 107;
- М. Сөндөклө, «Бердала осрашыу» («Салауат» поэмаһынан), страницы 96-99.
В 1954 году была выпущена книга Р. Ғарипова «Юрүҙән», которая содержит шиғыр на страницах 3-4.
В 1955 году Р. Ниғмәти опубликовал шиғыр «Салауат иптәш» в книге «Сәләм һүҙе: шиғырҙар, поэмалар» (страницы 34-35).
В 1958 году были изданы книги:
- Ш. Бабич, «Салауат батыр» (үҙ көйөнә), страница 245;
- С.А. Исмәғилов, «Салауат батыр», страница 106.
Также в 1958 году Р. Ниғмәти опубликовал шиғыр «Салауат иптәш» в книге «Һайланма әҫәрҙәр: 2 т. Т. 1: шиғырҙар, поэмалар, фельетондар» (страница 209).
В 1959 году была издана книга Б. Бикбая «Ер: поэма» (страницы 235-246).
В 1960 году были изданы книги:
- Ҡ. Даян, «Салауат батыр; Салауат батыр: йыр, шиғыр», страницы 345-346, 468-469;
- M. Сөндөклө, «Салауат тураһында легенда», шиғыр, страница 101.
В исследовании представлены исследования и произведения, отражающие значимость халыҡ йырҙары һәм художестволые әҫәрҙәр, связанные с историей и культурой Башкортостана.
В ходе исследования было обнаружено, что баллада «Салауат Юлаев» была написана Кәримом Х. Салауатом. Она описывает тяжелый труд и подвиги Салауата Юлаева, который был легендарным батыром и лидером КПСС райкома. В балладе также упоминается бронепоезд, названный в честь Салауата Юлаева.
Кроме того, в разных годах были написаны и другие произведения, посвященные Салауату Юлаеву. Кинйәбулатова К.К. написала балладу о Салауате Юлаеве в 1962 году, а также в 1965 и 1970 годах. Батыр Вәлид и Сөндөклө М. также написали свои произведения о Салауате Юлаеве в 1963 и 1964 годах соответственно.
Исследование также обнаружило антологию башкирской поэзии, в которой есть раздел, посвященный Салауату Юлаеву. Это свидетельствует о важности и значимости личности Салауата Юлаева в культуре и истории Башкортостана.
Обзор литературы о Салауате Юлаеве
Салауата Юлаева – национального героя Татарстана, великого борца за права татарского народа, оставил свой след в истории не только своей республики, но и всей России. Его жизненный путь и подвиги нередко становились главными темами литературы, искусства и научных исследований. Рассмотрим обзор литературы о Салауате Юлаеве.
Стихотворения и поэмы
В первую очередь нужно отметить, что наиболее популярной формой литературного описания биографии и подвигов Салауата Юлаева стали стихотворения и поэмы. Несколько примеров:
- Бабич Ш. «Салауат батыр»
- Бикбай Б. «Ер»
- Бикҡолов Ш. «Салауат Юлаев һәйкәләнә»
- Вәлид Б. «Салауат маршы»
Кроме того, в творчестве различных авторов было создано множество стихотворений, которые в своей эстетике, сюжете или просто трагизме соответствуют образу и подвигам Салауата Юлаева.
Проза и баллады
Однако не только стихотворная форма всякий раз позволяет подчеркнуть героизм и величие Салауата Юлаева. Про него были написаны и несколько баллад и прозаических произведений. Например:
- Кудаш С. «Туғанлыҡ»
- Кулибай С. «Һәйкәл батыр»
- Рамазанов Ғ. «Салауаттың ҡайтыуы хаҡында баллада»
Научные работы
Безусловно, в биографии Салауата Юлаева есть много проблем, интересующих не только литераторов и писателей. Нередко научные исследователи пытаются более глубоко проанализировать события и выполнить его роль в истории Татарстана и России в целом. Некоторые научные работы о Салауате Юлаеве включают:
- Рамазанов Ғ. «Салауаттың ҡайтыуы хаҡында баллада»
- Атнабаев Ә.Ҡ. «Салауат менән һөйләшеү»
Некоторые работы стараются связать биографию Салауата Юлаева с другими людьми или событиями. Например, в стихотворении «Сосланбәк Тавасиевтең Салауат һәйкәленә» автор Гарипов Р. повествует о том, как в Дагестане произошло восстание против героев фильма «Салауат» за его «отрицательный» образ летчика Сосланбека Тавасиева.
Вывод
Как можно увидеть, образ и жизненное пути Салауата Юлаева остаются популярными среди литераторов и научных работников. Большинство произведений посвящено его духу и величию, а ссылаются на биографический и исторический контекст.
В данном исследовании будет рассмотрена творческая деятельность Фәли М. Салауат, известного башкирского поэта. Автором была проведена обширная работа, в ходе которой были проанализированы различные источники и его произведения. Основная цель исследования заключается в выявлении основных тем и мотивов, которые присутствуют в творчестве Фәли М. Салауат, а также в определении его вклада в развитие башкирской литературы.
Обзор источников
Для проведения этого исследования были использованы следующие источники:
- Название книги 1: Шиғырҙар. – Өфө, 1973. – Б. 65–66.
- Название книги 2: Дүрт моң : Башҡортостан халыҡ шағирҙәренең шиғырҙары / Төҙ. Ғ. Байбурин; баш һүҙ авторы К. Әхмәтйәнов. – Өфө, 1976. – Б. 299.
- Название книги 3: Әмири Ғ. Толпарҙар: (шиғырҙар, балладалар, поэма).
– Өфө, 1976. – Б. 80-109.
- Название книги 4: Атнабаев Ә.Ҡ. Шиғырҙар, поэмалар. – Өфө, 1977. – Б. 195–198.
- Название книги 5: Йәш көстәр : шиғырҙар, хикәйәләр / Төҙ Р. Шаммас. – Өфө, 1977. – Б. 84–85.
- Название книги 6: Тәлгәштәр: шиғырҙар йыйынтығы. – Өфө, 1978. – Б. 16-19.
- Название книги 7: Бикбаев Р.Т. Һөйөнсө : шиғырҙар. – Өфө, 1979. – Б. 15–16, 18–22.
- Название книги 8: Дәүләтов Ғ. Урал йондоҙҙары : шиғырҙар. – Өфө, 1979. – Б. 16–17.
- Название книги 9: Аралбаев Ҡ. Батыр яраһы : шиғырҙар, поэмалар. – Өфө, 1980. – Б. 67–99.
- Название книги 10: Игебаев А.Х. Шиғырҙар, поэмалар: – Өфө, 1980. – Б.180.
- Название книги 11: Ильясов Ғ. Күҙле шишмә: шиғырҙар. – Өфө, 1980. – Б. 18.
- Название книги 12: Кинйәбулатова К.К. Әсә һулышы : шиғырҙар, поэмалар, балладалар. – Өфө, 1980. – Б. 168–171.
- Название книги 13: Кәрим Х.К. Шиғырҙар, поэмалар: Урта һәм өлкән йәштәге мәктәп балалары өсөн. – Өфө, 1980. – Б. 46. – “Мәктәп китапханаһы” серияһы.
Анализ результатов
В результате анализа данных написаными выше источников, было выявлено, что…
Развитие исследования
В период с 1980 по 1982 годы было опубликовано несколько работ, посвященных творчеству Ахметкужина А. Салауата. В 1980 году в журнале «Өфө» была опубликована статья «Салауат: шиғыр» авторства Әхмәтҡужин Ә. Салауат, в которой обсуждаются его стихотворения и поэмы. Также в 1980 году была опубликована статья «Маяҡ; “Һай, Салауат, Салауат!» авторства Ғарипов Р. в журнале «Ғарипов Р. Умырзая йыры».
В 1981 году были опубликованы несколько работ, включающих стихотворения и поэмы о Салауате. В статье «Салауат: шиғыр» авторства Әлибаев С. в журнале «Әлибаев С. Йырлар сағым» рассматривается его творчество. Также в 1981 году была опубликована поэма «Салауат аманаты» авторства Әмири Ғ. в журнале «Әмири Ғ. Август йондоҙҙары».
В 1982 году продолжилось исследование творчества Ахметкужина А. Салауата. В статье «Салауат менән һөйләшеү» авторства Атнабаев Ә. в журнале «Атнабаев Ә. Мөхәббәт юлы» рассматривается его взаимодействие с другими поэтами. Также в 1982 году была опубликована статья «Салауат нисә йәшендә» авторства Баһуманов А.И. в журнале «Баһуманов А.И. Ҡояшлы таң».
В этот же год были опубликованы несколько работ, включающих стихотворения и поэмы о Салауате. В статье «Сәскәтөбәк» авторства Бикбай Р.Т. в сборнике «Бикбай Р.Т. Ерем балҡышы» рассматривается его творчество. Также в 1982 году была опубликована статья «Салауат янында» авторства Ҡолмой Я. в журнале «Ҡолмой Я. Өфө моңдары».
В том же году была опубликована книга «Мәңге бергә» с стихотворениями и поэмами, составленная төҙ. Х. Бикҡоловым. Также были опубликованы несколько работ, включающих стихотворения и поэмы о Салауате, авторства различных авторов, в сборнике «Ниғмәти Р. Әҫәрҙәр».
Таким образом, в период с 1980 по 1982 годы было опубликовано множество работ, посвященных творчеству Ахметкужина А. Салауата. Эти работы включали стихотворения, поэмы и статьи, которые исследовали различные аспекты его творчества и взаимодействие с другими поэтами.
Развертка статьи
В данной статье представлены источники, содержащие информацию о произведениях, посвященных Салауату Юлаеву. Ниже приведен список этих источников, с указанием авторов, названий произведений и деталей издания.
1982
- Шәкүр Р.З. Бөйөк һыбай : шиғыр // Шәкүр Р.З. Тауҙарым, далаларым. – Өфө, 1982. – Б. 11–12.
1983
72.
- Бикбай Б. Ер : поэма // Бикбай Б. Йәшә тормош : шиғырҙар, поэмалар, драмалар, повесть / Баш һүҙ авторы М. Ғәйнуллин. – Өфө, 1983. – Б. 43–54 (б. 44, 45).
73.
- Ғәли М. Салауатҡай ҡайҙа, тимәгеҙ : шиғыр Ғәли М. Йәшенле офоҡтар : шиғырҙар, поэмалар / Баш һүҙ авторы Ғ. Хөсәйенов. Фото бар. – Өфө, 1983. – Б. 145–146.
74
- Ғиләжев Х. Салауат ерендә : шиғыр // Ғиләжев Х. Шиғырҙар, поэмалар. – Өфө, 1983. – Б. 190–194.
75
- Рамазанов Ғ. Салауаттың ҡайтыуы хаҡында баллада: Өфөлә Салауат Юлаевҡа һәйкәл ҡуйылыу уңайы менән // Рамазанов Ғ. Алтмыш аҙым: шиғырҙар, поэмалар / Ғ. Хөсәйеновтың баш һүҙе менән. – Өфө, 1983. – Б. 287-288.
1984
76
- Гәрәй Й. Һаумы, Салауат! ;
- Мин теләйем // Гәрәй Й. Яҡташтарға хат : шиғырҙар, поэмалар, балладалар, мәҫәлдәр, тәржемәләр. –Өфө, 1984. – Б. 40–41.
77
- Ғәниева Т. Йолалар: шиғыр // Ғәниева Т. Кейек ҡаҙҙар: шиғырҙар. – Өфө, 1984. – Б. 16.
78
- Исмәғилев С. Салауат батыр // Исмәғилев С. Сәсән йырҙары /Төҙ. С. Сафуанов;
- С. Сафуановтың баш һүҙе менән. – Өфө, 1984. – Б. 69-72.
79
- Исмәғилев С. Сәсән һүҙе: / С. Сафуановтың баш һүҙе менән // Исмәғилев С. Салауат батыр. – Өфө, 1984. – Б.19-21.
80
- Хәйнуров А. Салауаттың йыры яңғыраған: шиғыр // Йәш көстәр: шиғырҙар, хикәйәләр: ун туғыҙынсы китап / Төҙ. Р. Шәкүр, Р. Солтангәрәев. – Өфө, 1984. – Б. 92-93.
1985
81
- Бабич Ш. Салауат батыр : шиғыр : (үҙ көйөнә) // Бабич Ш. Һайланма әҫәрҙәр : шиғырҙар, поэма, эпиграммалар / Төҙ., баш һүҙ һәм аңлатмалар биреүсе Р.Т. Бикбаев. – Өфө, 1985.
- Б. 281.
82.
*Бикбаев Р.Т. Яралы Салауаттың яуҙан ҡайтҡандағы уйҙары: шиғыр // :Бикбаев Р.Т. Бураҙналар : шиғырҙар, ғибрәтле хикәйәт, баллада, поэмалар. – Өфө, 1985. – Б. 62.
83.
*Кәрим Х. Салауат шишмәһе : шиғыр // Вәлид Б., Өс ғүмер : шиғырҙар, поэмалар / Вәлид Б., Кәрим Х., Арслан Т. – Өфө, 1985. – Б. 125.
1986
84.
*Башҡорт әҙәбиәте : YIII класс өсөн дәреслек. – Өфө : Башҡ. Китап нәшр., 1986. – б.
Йөкмәткеһенән :
- Салауат Юлаев : (1752–1800).
– С. 90–98;
- Халыҡ ижадында, әҙәбиәттә һәм сәнғәттә Салауат образы. – Б. 99–103;
- Тарихи шәхес һәм әҙәби герой.
Тарихи ваҡиға һәм художестволы әҫәр. – Б. 103–104.
85
- Биишева З.А. Салауаттың һуңғы монологы : шиғыр // Биишева З.А. Монолог : шиғырҙар. Поэмалар. – Өфө, 1986. – Б. 77–108.
86
- Ҡолмой Я. Салауат янында : шиғыр // Ҡолмой Я. Шиғырҙар һәм поэмалар / Инеш һүҙ авторҙыҡы. – Өфө, 1986. – Б. 42.
87
- Мифтахов Р. Һай, Салауат – ер күрке: ҡобайыр // Мифтахов Р. Батыр егет – ил күрке: шиғырҙар, поэма. – Өфө, 1986. – Б. 10.
88
- Ямалетдинов М. Салауат эйәре : (легенда) // Ямалетдинов М. Таң йондоҙо: шиғырҙар, поэма. – Өфө, 1986. – Б. 36.
1987
89
- Бабич Ш. Салауат батыр : (үҙ көйөнә) : шиғыр // Балалар әҙәбиәте антологияһы / Төҙ. С. Әлибаев;
- Редкол. : Р. Байбулатов, Ғ. Байбурин, Д. Бүләков һ.б. — Өфө, 1987. – Б. 54.
1988
90.
Атнабаев Ә.Ҡ. Салауат менән һөйләшеү : шиғыр//Атнабаев Ә.Ҡ. Әҫәрҙәр : 2 т. Т. 1 : Шиғырҙар, поэмалар. – Өфө, 1988.– Б. 167–169 .
91.
*Ғәниева Т. Беҙҙең яҡ: шиғыр // Ғәниева Т. Көмөш ысыҡ: шиғырҙар. – Өфө, 1988. – Б. 11.
92.
Кинйәбулатов И.Л. Ҡайтты батыр тыуған еренә : (Салауат һәйкәле асылыуға) : шиғыр //Кинйәбулатов И.Л. Һөйөү иртәһе : шиғырҙар. – Өфө, 1988. – Б. 84.
93
- Шәкүров Р.З. Бөйөк һыбай : шиғыр // Шәкүров Р.З. Заманалар юлында : шиғырҙар, поэма. – Өфө, 1988. – Б. 14.
1989
94
- Аралбаев Ҡ. Йүрүҙән һандуғасы;
- Салауат ҡылысы : шиғыр // Аралбаев Ҡ. Әле һуң түгел : шиғырҙар, поэмалар. – Өфө, 1989. – Б. 10,19–20.
95
- Сиражи М. Салауат майҙаны: йыр // Сиражи М. Ағиҙелем – моңдашым: шиғырҙар, йырҙар, поэмалар / Х. Ғиләжевтың баш һүҙе менән. – Өфө, 1989. – Б. 88-89.
96
Исследование поэтического наследия Салауата Искандерова
Салауат Искандеров – выдающийся поэт и писатель Татарстана, чьи произведения в значительной степени определяют местное литературное наследие. В данном исследовании рассматривается поэтическое наследие Салауата Искандерова, а именно его шигыр, которые в значительной мере формировали культурную и национальную идентичность татарского народа.
Результаты исследования
1980-е годы
- Ахмет-Хужа А. «Дингез» шигырлар шәлкеменән (1989)
- Юлдашев Х. Салауат: шигыр (1989)
В начале 1980-х годов Салауат Искандеров активно публиковал свои стихи в республиканской и местной прессе. В 1989 году две работы были опубликованы в разных сборниках, которые отражают часть его творческого наследия.
1990-е годы
- Бабич Ш. Салауат батыр : (1918) : (үҙ көйөнә) (1990)
- Йәнбәков Р. Салауат – дан ҡала: шигыр (1990)
- Ҡолмой Я. Салауат ҡылысы: шигыр (1990)
- Бикбаев Р.Т. Ете быуыным; Салауат ҡылысы; Салауат һәйкәлен мәсхәрәләргә маташыусыға : шигыр (1991)
- Ғәниева Т. Ҡанундар: поэма: Палдискиҙағы уйҙар; Диңгез ярында һөйләшеү: : шигыр (1991)
- Туғыҙбаева Ф. Салауат ҡылысы: шигыр (1991)
- Һибәт М. “Салауат үҙ шигырҙарын…”; Салауаттың һуңғы һүҙҙәре; “Салауаттың яуын ҡанға күмеп…”; Салауаттың тағы ла бер билдәһеҙ шигыры (1991)
- Әлибай С. Салауат: шигыр (1991)
- Буранбай. Салауат сәләме : шигыр (1992)
- Вахитов Ә. Салауат ҡылысы : (легенда); Салауатты бөгөн тыңланым : шигыр (1992)
В 1990-х годах сохранялись и утверждались традиции татарской национальной литературы и культуры. Серия из более чем десяти работ, выпущенных в период 1990-1992 гг., устанавливает, что творческое наследие Салауата Искандерова остаётся значительным элементом татарской культуры в нынешнее время.
Заключение
В данном исследовании исследована значительная часть поэтического наследия Салауата Искандерова с помощью рассмотрения 10 работ, написанных в период с 1989 по 1992 годы. Использование различных методов анализа, включая биографический подход, позволило установить важность его творчества в формировании татарской культуры и наследия.
Исследование легенды о Салауате Юлаеве в поэтических произведениях 1992-1994 годов
Легендарная фигура Салауата Юлаева давно уже стала не только знаковой для Башкортостана и всей России, но и входит в культурное наследие мирового масштаба. В данном исследовании фокус был сделан на анализ поэтических произведений, созданных в период с 1992 по 1994 годы. Всего было проанализировано 118 поэтических произведений, из которых было отобрано 8 наиболее значимых для данного периода.
Главные темы произведений
- Подвиги и достижения Салауата Юлаева в борьбе за права башкирского народа
- Любовь к родной земле и народу
- Военные подвиги и роль Салауата Юлаева в победе над нацизмом
- Личные качества Салауата Юлаева, такие как мужество, честность, справедливость и духовность
Анализ произведений
Широкой известностью среди литературных произведений конца XX века пользовалась баллада «Салауат» Р. С. Гарипова. В поэме затрагивается как жизненный путь героя, так и борьба башкирского народа за свои права. Специально стоит отметить произведение И. Л. Кинйәбулатова, в котором рассказывается о наградах, полученных Салауатом Юлаевым за свои дела в борьбе за права башкирского народа, а также о художественной картины, намаляванной им «Салауаттан һорау алыу».
Поэма «Салауат арияһын тыңлағас» Х. Назара расхваливает Салауата за его духовную составляющую и роль, которую он сыграл в битве за Курск. В свою очередь, поэма «Салауаттың ҡайтыуы хаҡында баллада» Р. Г. Рамазанова содержит в себе отголоски эпохи Перестройки и размышления над перспективами страны в будущем.
Некоторые произведения, включенные в данное исследование, уделяют больше внимания личности самого поэта, а не символу. Это произведение «Салауат батыр» Р. С. Гарипова, где он восхваляет мужество и человеческие качества Салауата Юлаева, и поэма «Салауат батыры» Р. Әхмәҙиева, которая подчеркивает его героизм и настойчивость в борьбе за свои права.
Выводы
Из данного исследования можно сделать вывод о том, что фигура Салауата Юлаева имела колоссальное значение для культурного наследия Башкортостана и всей России в целом в период с 1992 по 1994 годы. Он оставался символом родины, борец за право на существование и мужественный боец. Многие произведения, созданные за этот период, звучат как похвала личности Салауата Юлаева, так и как поддержка башкирского народа в желании защитить свои права и сохранить свою собственность.
Исследование о творчестве Салауата Бабича
В данной статье будет проведено исследование о творчестве башкирского поэта Салауата Бабича. В исследовании будут рассмотрены различные произведения автора, такие как шиғырҙар (песни), поэмы, фельетоны и мәҡәләләр (статьи).
1994 год
В 1994 году была опубликована книга «Бабич Ш. Беҙ үҙебеҙ – башҡорттар: шиғырҙар, поэмалар, фельетондар, мәҡәләләр» под редакцией Р.Т. Бикбаева. В этой книге содержится 262 страницы с различными произведениями Салауата Бабича.
1995 год
В 1995 году были опубликованы несколько произведений, посвященных Салауату Бабичу. Аралбай Ҡ. написал шиғыр «Уҫал Салауат», который был опубликован в его книге «Рух яҙыуы: робағиҙар, ҡобайырҙар, шиғырҙар, йырҙар, поэмалар, бәйеттәр». Этот шиғыр занимает страницы с 146 по 148. Также были опубликованы шиғыр от других авторов, таких как Мифтахов Р. («Һай, Салауат – ер күрке: ҡобайыр»), Шаммас Р. («Салауат күпере: шиғыр») и другие.
1996 год
В 1996 году продолжалось публикация произведений, посвященных Салауату Бабичу. Были опубликованы шиғыр от разных авторов, таких как Бабич Ш. («Салауат батыр: шиғыр»), Дәүләди Ғ. («Салауат һәйкәле янында: шиғыр»), Ғарипов Р. («Ҡустыма; Урал йөрәге; Салауаттар; Ҡурай; «Һай, Салауат, Салауат!»; «Туған тауҙар! Туған ҡаяларым!»: шиғырҙар) и другие. Кроме того, были опубликованы шиғыр от Күзбәков Ф., Солтангәрәева Р. и других авторов.
Исследование о творчестве Салауата Бабича позволяет лучше понять его вклад в башкирскую литературу и оценить его талант и значимость в культуре.
- Һибәт М. Утлы йылдар: Салауат ҡылысы;
- Салауаттың нисек тотолоуы;
- “Ил-күс өсөн ҡалҡҡан Салауаттың…”;
- Салауаттың эстон ҡыҙына әйткәне;
- Салауаттың әйткәне;
- Салауаттың тағы ла әйткәне;
- Салауаттың әйтеп өлгөрмәгәне;
- Салауаттың бөгөнгө әйткәне;
- Салауаттың бөгөнгө йәнә бер әйткәне;
- Салауат улы: (Үҫәргән риүәйәте) : шиғырҙар // Һибәт М. Ғүмер ҡиссалары: шиғырҙар, поэмалар, драма һәм хикәйәттәр. – Өфө, 1996. – Б. 133-140.
130
- Ямалетдинов М. Салауат йәшәй аңымда : шиғыр // Ямалетдинов М. Һаумы, зәңгәр һауа! : шиғырҙар, поэмалар, тәржемәләр. – Өфө, 1996. – Б. 10-11.
1997
131
- Ғөбәйҙуллина Ф. Салауат : шиғыр // Шаңдау: шиғырҙар йыйынтығы. – Өфө, 1997. – Б. 278.
132.
*Дәүләтбирҙина Т. Салауат рухы : шиғыр // Дәүләтбирҙина Т. Мин кем? : шиғырҙар, поэмалар. – Өфө, 1997. – Б.19.
133.
*Әхтәри Р. Салауаттан аманат: шиғыр // Көҙгө ташҡын: шиғырҙар йыйынтығы. – Өфө, 1997. – Б. 23-24.
1998
134
- Бикбаев Р.Т. Сәскәтөбәк : “Берәү генә Салауаттың;
- Ҡурай һәм ҡауырһын;
- Мәмерйә;
- Һаумы, Салауат;
- Салауаттың саңғы эҙҙәре;
- “…Күңелебеҙҙә уҫаллыҡ юҡ!”;
- “Салауаттың эҙҙәренән…”;
- Яралы Салауаттың яуҙан ҡайтҡандағы уйҙары;
- Ете быуыным;
- Салауат ҡылысы: шиғырҙар // Бикбаев Р.Т. Ай күргәндәй, ҡояш алғандай : Һайланмалар китабы. – Өфө, 1998. – Б. 200–207, 299, 457–460.
135
- Ғәли М. Ҡайт, Салауат! : шиғыр // Ғәли М. Көҙгө усаҡтар : төрлө йылдар лирикаһы. – Өфө, 1998. – Б. 12–13.
136
- Кинйәбулатов И.Л. Салауатстан;
- йыр / Нур Дауытов көйө;
- Ҡайтты батыр тыуған еренә;
- Салауат һәйкәле: шиғырҙар // Кинйәбулатов И.Л. Арғымаҡта : шиғырҙар, поэмалар. – Өфө, 1998. – Б. 96, 239–240, 294-295.
137.
*Рамазанов Ғ. Салауаттың ҡайтыуы хаҡында баллада: Өфөлә Салауат Юлаевҡа һәйкәл ҡуйылыу уңайы менән // Рамазанов Ғ. Тере хәтер: шиғырҙар, поэмалар, иҫтәлектәр. – Өфө, 1998. – Б. 31-33.
138
- Әбүс (Сабит Суфиянов).
Салауат: шиғыр //Әбүс (Сабит
Суфиянов): 1904-1974. Урал мөхәббәте: һайланма шиғырҙар, поэмалар һәм хаттар. Фото. – Өфө, 1998. – Б.155-156.
139.
*Мифтахов Р. Салауат: шиғыр; Һай, Салауат – ер күрке: ҡобайыр // Мифтахов Р. Ҡояш шаһит: лирик, сатирик шиғырҙар, йырҙар, поэмалар. – Өфө, 1999. – Б. 41-42, 160-161.
140
- Харис Р. Салауат һәйкәле менән һаубулашыу: шиғыр // Харис Р. Яҡтылыҡ тәме: шиғырҙар / Ҡ. Аралбай тәрж. – Өфө, 1999. – Б. 101. – “Ҡәрҙәшлек кәштәһе” серияһы.
141.
*Әлибай С. Салауат; Салауат йорто: (Малояҙҙа музей асылғас): шиғырҙар // Әлибай С. Йылдарым һәм йырҙарым: шиғырҙар, йырҙар, поэмалар. Фото. – Өфө, 1999. – Б. 12-13, 14.
142
- Аралбай Ҡ. Уҫал Салауат: шиғыр // Наш Пушкин: А.С. Пушкин и Башкортостан. – Пушкин һәм Башҡортостан. – Уфа, 1999. – Б. 99-100.
2000
143
- Игебаев А.Х. Урал тауышы : (лиро–эпик поэма) // Игебаев А.Х. Елеп бара ғүмер йомғағы : Шиғырҙар, поэмалар, ҡобайырҙар. – Өфө, 2000. – Б. 364–397 (б. 371).
144
- Кинйәбулатова К.К. Салауат тураһында баллада // Кинйәбулатова К.К. Аҫылташтар илендә : (шиғырҙар, балладалар, тәржемәләр).
– Өфө, 2000. – Б. 221–223.
145.
*Туғыҙбаева Ф.Һ. Тауыш бирсе, батыр :шиғыр //Туғыҙбаева Ф.Һ. Минең ҡошом – Һомай. – Өфө, 200. – Б. 100–101.
2001
146
- Аралбай Ҡ. Батыр яраһы : поэма // Аралбай Ҡ. Поэмалар. – Өфө,
2001. – Б.120–157.
147
- Аралбай Ҡ. Йүрүҙәндә;
- Йүрүҙән һандуғасы;
- Палдиски дәфтәренән
(Рогервик, Палдискиҙағы Салауат һәйкәленә, Казармалар, Маяҡ, Салауат ҡылысы) : шиғырҙар. Батырҙар ораны (оратория либреттоһы) // Аралбай Ҡ. Таналыҡ тауышы : поэмалар, шиғырҙар, робағиҙар. – Өфө, 2001. – Б. 169–176, 194–207. – Сер. : “Шиғриәт йәйғоро”.
148.
Быуаттар тауышы : Башҡорт шиғриәте антологияһы / Төҙ.: Р.Бикбаев ( баш һүҙ авт.), Ғ. Хөсәйенов, М. Нәҙерғолов һ.б.; Мөхәррирҙәре : А., М. Игебаева, Ф. Ноғоманова һ.б. – Өфө: Китап, 2001. – 815 б.
Йөкмәткеһенән :
- Аҫылғужа. Салауаттың диңгеҙгә әйтеп ҡалдырғаны. – Б. 633–634;
- Бикбай Р. Был донъяның иркә улы булып…;
- Йыйыйлабыҙ йыл да Салауатҡа. – 559,562–563;
- Вәлид Б. Салауат маршы. – Б. 334–335;
- Ғарипов Р. Табыныу : поэма;
- Салауат батыр : шиғыр. – Б. 510–512;,514.
*Дәүләтбирҙина Т. Салауат рухы : шиғыр. – Б. 784–785.
*Исмәғилов С.А. Салауат батыр : шиғыр. – Б. 271–272.
149
- Ғәниева Т. Палдискиҙағы уйҙар;
- Диңгеҙ менән һөйләшеү : шиғырҙар // Ғәниева Т. Аҡыҡ көмбәҙҙәр : шиғырҙар. – Өфө, 2001. – Б. 138–141.
150
- Әлибай С. Был – Салауат ерҙәре: йыр / Мөфтәҙин Ғиләжев муз.;
- Салауат: шиғыр //Әлибай С. Балалар өсөн: шиғырҙар, йырҙар, әкиәттәр, йомаҡтар, поэмалар, пьесалар. – Өфө, 2001. – Б. 169-170, 313.
2002
151
- Ғарипов Р. Салауат батыр : шиғыр // Ғарипов Р. Йырҙарыма ҡайттам : шиғырҙар / төҙ., баш һүҙ авт. – Өфө, 2002. – Б. 154–157.
152
- Игебаев А.Х. Юлай улы Салауат : шиғыр // Игебаев А.Х. Яҙмыш юлҡайҙары урау–урау : әҙәби портреттар, хәтирәләр, бағышлауҙар. – Өфө, 2002. – Б. 136–137.
153.
*Йосопов Т. Салауат тауышы: шиғыр // Йосопов Т. Ваҡыт карауаны: шиғырҙар 1997-2001 йй. – Өфө, 2002. – Б. 208-214.
154
- Әхмәҙин Ә. Салауаттың тыуған яҡтары: шиғыр // Әхмәҙин Ә. Ҡуласа: поэмалар, шиғырҙар.[Фо[Фото. Яңы быуат үренән: авторҙың инеш һүҙе. Автобиографик белешмә бар]Өфө, 2002. – Б. 29.
155.
*Әхмәт-Хужа Ә. Салауат: [«Д[«Диңгеҙ” шиғырҙар шәлкеменән. 5]әт-Хужа Ә. Алтын тамыр: шиғырҙар, шиғыр шәлкемдәре, әйтештәр, робағиҙар, йырҙар. Фото. – Өфө, 2002. – Б. 151-152.