«Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», — так считал известный русский писатель Лев Николаевич Толстой. Все его положительные герои так или иначе связаны с природой, которая помогает полнее раскрыть их внутренний мир, а также донести до читателя важные авторские мысли.
Рассказывая о нравственных исканиях Андрея Болконского, автор не раз сталкивает его с природными явлениями. После Аустерлицкого сражения, когда Болконский понял ничтожность своих ранних устремлений к славе, к своему Тулону, когда Наполеон, бывший его кумиром, пал в его глаза, происходит первая встреча Андрея с дубом. «Это был огромный… дуб, с обломанными суками и корой, заросший старыми болячками». Древнее дерево одушевляется автором. У него не ветви, а «растопыренные корявые руки и пальцы». Всем своим видом дуб словно подтверждает мрачные мысли князя Андрея: «…Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб… наша жизнь кончена!» Болконский приходит к выводу, что теперь он должен доживать свою жизнь в имении, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.
И совсем другую картину видит Андрей Болконский, возвращаясь через некоторое время той же дорогой.
Он даже не сразу узнал своего старого знакомца. Куда делись «корявые пальцы» и «болячки»? «Сквозь столетнюю жесткую кору пробивались… сочные, молодые листья». На фоне расцветающей весенней природы оживает и душа князя. Слушая пение соловьев, он заключает: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год». Вторая встреча с дубом была продолжением душевного перерождения князя Андрея после ночи в Отрадном. Он случайно оказался свидетелем восторженного диалога Наташи и Сони по поводу необычной майской ночи. В душе князя «поднялась… путаница молодых мыслей и надежд…»
Природа помогает Андрею Болконскому понять истинный смысл жизни, развенчав его ложные мечты о Тулоне. На фоне высокого неба Аустерлица его кумир Наполеон показался «маленьким ничтожным человеком». Тщеславные мечты о славе теряются на фоне вечности.
В чём видят любимые герои Толстого смысл жизни
... Толстой говорил: «Люди, как реки...» - подчеркивая этим сравнением многогранность и сложность человеческой личности. Духовная красота любимых героев писателя - князя Андрея Болконского и Пьера Безухова - проявляется в неустанных поисках смысла жизни, в ... неба». Андрей Болконский понял, что естественная жизнь природы и человека более значительна и важна, чем война и слава Наполеона. На фоне этого ...
Показывая военные действия, Толстой призывает на помощь природу, чтобы показать противоестественность войны. Если перед сражением мы видим «яркое солнце», «чистый утренний воздух… с золотым оттенком» и «блестящие золотые поля и перелески», то после сражения картина кардинально меняется: «Собрались тучки, стал накрапывать дождик на убитых, на раненых… Как будто он говорил: «Довольно, люди. Перестаньте, опомнитесь. Что вы делаете?» Кстати, блестящий цвет у Толстого – цвет оптимизма О разрушительном характере войны говорит и заброшенный сад в имении Болконских, и заросшие бурьяном поля с исхудавшим скотом .Природа словно протестует против массового убийства: «Над всем полем, прежде столь весело красивым… стояла теперь мгла сырости и дыма…»Суровая зима помогает русским солдатам прогнать захватчиков со своей земли.
Пьер Безухов, вернувшись из плена в Москву на фоне природы испытывает «новое чувство радости и крепости жизни».
Лев Николаевич считал, что на природе человек становится добрее и естественнее. Неслучайно, раскрывая образ Наташи Ростовой, он отправляет ее в гости к дядюшке, где она чувствует себя счастливой.
А вот описание неба глазами Наполеона предвещает его поражение: «небо застлано дымом», «небо и горизонт были цвета мутной воды», «черно-лиловое звездное небо». Свое небо видит и Петя Ростов. Оно в его сне «волшебное», то поднимающееся высоко, то опускающееся так низко, «что рукой можно было достать его».
Таким образом, природа у Толстого участвует в событиях, помогая раскрытию положительных образов произведения. Отрицательным героям автор в этом отказывает, так как он считает, что они лишены внутренней жизни, а природа предполагает постоянное движение. В одном из своих высказываний Толстой даже сравнивает людей с реками, которые могут быть разными по своим свойствам и качествам, но, соединяясь, образуют единое целое.