1. История создания произведения
Рассказ «Смерть чиновника» был написан в конце июня 1883 года, а 2 июля исполненного произведение было опубликовано в журнале «Осколки». Сюжет, описанный в рассказе, имеет свои корни в реальных событиях, происшедших в городе Таганроге. В данном случае конфликт возник между почтмейстером и сортировщиком Щетинским, который впоследствии извинился перед своим начальством. Тем не менее, почтмейстер никак не хотел принимать извинения, и, подавленный происходящими событиями, Щетинский покончил с собой.
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров)
«Смерть чиновника» – это рассказ, поскольку он имеет очень маленький объём, а главное событие описывается максимально кратко. Рассказ относится к жанру анекдота с неожиданным финалом.
3. Название произведения и его смысл
Название «Смерть чиновника» направлен его содержанию. В этом словосочетании заключен «намек» на последующее развитие сюжета. Важно отметить, что в названии произведения заключается смысловая несовместимость, поскольку такое словосочетание как «смерть чиновника» делает акцент не на самом человеке, а на его звании, позиции в обществе.
4. От чьего лица ведется повествование? Почему?
Автором «Смерти чиновника» выбрано повествование от третьего лица. Такой выбор обусловлен требованием присутствия оценочных суждений и кратких комментариев событийх. Оценочные заметки в тексте направлены на придание повествованию иронического тонуса.
5. Тема и идея произведения. Проблематика
Темой «Смерти чиновника» стал добровольный самоуничтожение человека, личность которого болезненно испытывает свое никчемное положение. Основной идеей произведения является необходимость сохранения собственного достоинства в обществе, среди людей. Так же произведение поднимает проблему отрицательного воздействия маленького человека на мировой порядок. Уязвленный осознанием своей ничтожности он вынужден на излишнее пресмыкательство перед своими вышестоящими начальниками, ведь любое заявление или шутка может повлечь за собой непредсказуемые последствия для личности.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
В театре, на спектакле «Корневильские колокола», экзекутор Иван Дмитрич Червяков некстати чихнул и обрызгал сидящего перед ним генерала Бризжалова. Червяков извинился, генерал ему ответил: «Ничего, ничего…». Но беспокойство Ивана Дмитрича не покидает. Он вновь подходит к генералу с извинениями в антракте. И на другой день, уже обсудив ситуацию с женой, идёт к Бризжалову в приёмную объяснить, что он не нарочно чихнул на него. Ещё одна попытка Червякова отвести от себя подозрение генерала в злом умысле закончилась срывом Бризжалова на крик. Чиновник был повергнут в шок, кое-как доплёлся до дому, где лёг на диван прямо в вицмундире и умер.
Гамбринус анализ произведения. Cочинение «Анализ рассказа «Гамбринус» ...
... рассказа мыслью о необратимой победе искусства, которое претерпевает любые трудности, над общественным самосознанием, демонстрируя вековую тоску еврейской народности, отрицая антисемитизм в виде национальной розни. Сочинение по произведению Гамбринус ... В одном из своих произведений Эрнест Хэмингуэй постулирует мысль, которая ...
7. Система образов произведения.
Червяков Иван Дмитрич, экзекутор (чиновник, ведавший хозяйственными делами учреждения), одержим пиететом по отношению к высоким чинам. В основе всех его извинений лежит принципиальное соображение, а именно: уважение к важной персоне — основа общества. Реакция генерала на его извинения очень удручает чиновника. Червяков производит впечатление весьма ограниченного человека, с узким взглядом на мир и с полным отсутствием человеческого достоинства.
Генерал Бризжалов, несмотря на высокий чин статского советника, выглядит в рассказе жертвой. Назойливые оправдания Червякова доводят Бризжалова, солидного человека, до исступления: затопал ногами и сорвался в крик «Пошёл вон!».
8. Композиция произведения.
Экспозиция рассказа: Червяков блаженствует в театре.
Завязка: Червяков внезапно чихает, брызги попали генералу на лысину.
Развитие действия: Череда попыток Червякова принести извинения генералу Бризжалову.
Кульминация: Генеральский крик «пошёл вон!».
Развязка: Чиновник Червяков умер.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
В рассказе Чехов даёт героям «говорящие» фамилии. Фамилия Червяков образована от слова «червь», то есть «кольчатое животное, которое ползает, пресмыкается». Фамилия Бризжалов — от глагола брезготать («ворчать, кричать резким голосом»).
Созданию образа Червякова служат глаголы, повторяющиеся несколько раз. Среди них — глядел, чихнул, сконфузился, обрызгал, извиниться, объяснить, бормотал.
В самом начале рассказа автор задаёт иронический тон в характеристике Червякова. Делая зачин «В один прекрасный вечер», Чехов на его фоне характеризует героя — «не менее прекрасный экзекутор».
Автор интригует читателя внезапностью: «Но вдруг…». Тут же следует умозаключение о внезапностях, которыми полна жизнь. Внезапностью было не только чихание, но и весь ход событий рассказа до самой смерти чиновника.
10. Отзыв о произведении.
В этой забавной истории отразилась правда жизни. Для мелкого чиновника 19 века нередко сановник был предметом языческого поклонения до самоуничижения. Сохранилось ли такое явление в наше время? Нет, поколения, прошедшие социализм, демократию, хотя бы и с иллюзией равенства, стали горды и, вместо почитания, испытывают зависть и ненависть к высоким чинам. На низость люди больше готовы из-за денег. Акценты сместились.