1.1.1 Почему одно из первых замечательных произведений в истории русской литературы «Слово о полку Игореве» рассказывает не о победе, а о поражении?
О поражении, а не о победе рассказывается в замечательном произведении древнерусской литературы — военной повести «Слово о полку Игореве». И это, на мой взгляд, не может не показаться несколько странным. Попробуем разобраться, почему же это так?
Во-первых, именно поражение, а не победа способствует переосмыслению прежнего поведения, обретению нового взгляда на мир и на себя. То есть поражение стимулировало русских воинов на победы и подвиги во имя нашей великой Родины!
Во-вторых, главный герой военной повести – князь Игорь – проходит путь спасения души через страдание и покаяние. А разве блудного сына Отец не встречает с радостью: ведь он «был мертв и ожил».
критерия |
Мотивация выставленного балла |
||
Особые замечания |
|||
1.1.1 Как в отрывке создан образ беды, которую впустили на Русь Игоревы храбрые полки?
Уже с самого раннего утра читателей «встречают» «кровавые зори» и «темные тучи», которые «хотят прикрыть четыре солнца», — четырех светлых русских князей. Эпитеты «кровавые», «темные» подчеркивают зловещность наступающего дня. Ничего доброго не предвещают и ветры, «Стрибожьи внуки», которые дуют навстречу полкам Игоревым, «веют с моря стрелами», словно желая предотвратить наступающее несчастье. Используя олицетворения «веют стрелами», «земля гудит» автор как будто оживляет природу, которая старается оградить князя Игоря от совершаемой ошибки. Страх на читателей наводят и реки, «мутно текущие», и степь, «занесенная пылью»…
Половцы названы в отрывке – «дети бесовы», будто появились из преисподни, готовые разгромить полки русских князей. Автор ассоциирует врагов с темными силами дьявола.
Множество восклицательных предложений в первом абзаце, также настраивают читателей на трагичное окончание событий: «Быть грому великому!»,- пишет автор. Восклицательные знаки подчеркивают уверенность автора в беде и не оставляют надежды читателям. (158 слов, 11 предложений)
критерия |
Мотивация выставленного балла |
||
Особые замечания |
2.1 Можно ли князя Игоря назвать положительным героем? («Слово о полку Игореве)
«Слово о полку Игореве» — произведение древнерусской литературы, главной проблемой которого является спасение человеком своей души. Прочитав произведение, можно однозначно назвать князя Игоря одним из первых положительных героев русской литературы. Разберёмся почему.
Во-первых, положительным героем называется не человек с только хорошими качествами, а человек, ищущий главный смысл жизни, человек преобразившийся. Именно это и показывает Князь Игорь на своём примере. Он проходит по пути от гордыни к смирению. В начале повествования мы видим гордого воина, который ищет славу, а в конце поэмы это уже другой человек, который спас свою душу тем, что понял свою ошибку. Князь Игорь при возвращении из плена домой отправляется в церковь Пресвятой Богородицы, вероятно чтобы принести покаяние.
Во-вторых, нельзя не отметить авторскую симпатию к главному герою. На протяжении всего произведения автор показывает, как дорог ему князь Игорь. Он всегда присутствует рядом с ним, с любовью описывает. Он даже соединяет все силы природы, дабы помочь ему выйти из беды. Читая произведение, мы видим, что автор искренне желает спасения души этому персонажу. В конце «Слова…» торжественный финал, в котором князь Игорь предстаёт совершенно другим: он переосмыслил прежнее поведение и приобрёл новый взгляд на мир и на себя.
Притча о блудном сыне – сквозной мотив «Слова…». Как в притче блудный сын вернулся к Отцу, так и Игорь возвращается на свою родину. Связь этих произведений очевидна. Оба героя раскаиваются в своих грехах и получают прощение. Они уже не те, что были раньше, они преобразились.
Следовательно, князь Игорь несомненно оказывается положительным героем, который через испытания и страдания ведёт свою душу к спасению.
Таблица с критериями и мотивацией
критерия |
Мотивация выставленного балла |
||
2.1 Почему одно из первых замечательных произведений в истории русской литературы «Слово о полку Игореве..» рассказывает не о победе, а о поражении?
Перед автором «Слова..» стоит легкая задача – рассказать о поражении русских войск и при этом прославить князя Игоря. Только очень смелый, и в то же время, безрассудный человек, жаждущий славы, отважится пойти против половецких орд с небольшой дружиной. Почему так важно исследовать это поражение? Попробуем разобраться в этом, проследив путь князя Игоря.
В «Слове..» повествуется о печальных событиях, о предзнаменовании, которое не остановило князя, об обманчивой и легкой победе над отрядом половцев, за которой последовал сокрушительный разгром русских и пленение Игоря. Интересно отметить, что при описании событий автор использует метафорические образы, сравнивая жестокую битву с пиром.
Поражение как путь к личностному росту
Князь Игорь, главный герой «Слова о полку Игореве», был представлен как мужественный и смелый воин, который пренебрегал опасностью и даже шел навстречу ей. Однако, поражение в войне заставило его переосмыслить свои ошибки и пройти через физические и духовные муки.
Автор произведения искусно передал цену поступков и анализ поступков, что привело к преображению главного героя. Он стал другим человеком – искренним и чистым, и прошел путь от гордости к покаянию. Таким образом, «Слово о полку Игореве» становится символом традиционного русского мировоззрения, согласно которому поражение не должно рассматриваться как конец, а как возможность для личностного роста и самосовершенствования.
критерия |
Мотивация выставленного балла |
2.1 Почему одно из первых замечательных произведений в истории русской литературы «Слово о полку Игореве» рассказывает не о победе, а о поражении? Какие примеры в поздней культуре свидетельствуют о неразличении «пораженья от победы»?
Поэма «Слово о полку Игореве» является неотъемлимой частью древнерусской литературы, которая воплотила сюжет, посвященный мировой истории, и тему – смысл человеческой жизни. В сюжетную основу этого произведения вошел поход знаменитого князя Игоря на половцев. Так почему же «Слово о полку Игореве» рассказывает не о победе, а о поражении?
Уже всем в наше время известно, что главной целью для русского человека было спасение своей бессмертной души, так как он считал, что зло сокрыто в нем самом; это и стало тогда смыслом человеческой жизни. Вот почему в Древней Руси было принято подражать Богу, тем самым возрастая по его примеру, что охарактеризовано широко известным образом небесной лестницы который подтверждал, что для совершенствования не существовало границ. Однако, чтобы приблизиться к божественному идеалу, нужно уметь анализировать свои поступки, ведь не зря у нашего народа говорится: «На ошибках учатся». Только посредством переосмысления своих неправильных шагов и упущений человек может встать на путь спасения своей души; не что иное, как поражение, может в самый ответственный момент стать спасительным нравственным мерилом.
Более того, благодаря этой поэме была показана духовная эволюция человека. Для этого был использован образ князя Игоря, отправившегося в поход против половцев. Внимание читателя акцентировано на том, через какие трудности и преграды пришлось ему пройти, чтобы из гордого и ищущего лишь славы воины превратиться в человека, спасенного духовно, который, благодаря поражению и последующему пребыванию в плену врага, сумел переосмыслить прежнее поведение, раскаяться в своих поступках, обрести новый жизненный взгляд и моральные принципы. Именно поражение заставило князя Игоря перемениться, признать свою вину и встать на путь спасения своей души, о чем также свидетельствует то, что он по возвращении на Родину в первую очередь отправился в церковь для исповеди.
Безусловно, тема неразличения «пораженья от победы», подразумевающая под собой несравнимый ни с чем опыт, извлекаемый из любого поражения, имело свое отражение в менталитете нашего государства и, следовательно, в поздней культуре.
Влияние поражений на развитие личности героев в «Войне и мире» и «Слове о полку Игореве»
В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстого и поэме «Слово о полку Игореве» несколько разворачивается тема поражений и их влияния на развитие личности героев. Одним из наиболее ярких примеров такого влияния является описание сцен поражений русских во время войны 1805 года, которые имели место и в романе, и в поэме.
Аустерлицкое сражение в «Войне и мире»
Аустерлицкое сражение, описанное в «Войне и мире», закончилось для России сокрушительным поражением. Александр I, игнорируя советы Кутузова, стремился завоевать авторитет на международной арене. Природа сама была против этого сражения, создав плохую видимость для русского войска в виде тумана. Однако именно это сражение стало роковым для Андрея Болконского и помогло ему осознать свои ошибки и изменить свои жизненные и моральные позиции.
Андрей Болконский понял, что его действия на поле Аустерлица были совершены только во имя его собственного тщеславия и славы. Он осознал бессмысленность своих помыслов и понял настоящие жизненные ценности. Поражение на поле битвы помогло ему вырасти нравственно и получить неоценимый опыт.
Поражение князя Игоря в «Слове о полку Игореве»
В поэме «Слово о полку Игореве» также описывается поражение главного героя — князя Игоря. Это событие стало поворотным моментом в его жизни и помогло ему побороть гордость и тщеславие.
Поэма показывает, как человек может нравственно вырасти и осознать свои ошибки после поражения. «Слово о полку Игореве» стало фундаментом для формирования русской традиции и нравственных устоев, показывая важность самоанализа и преодоления собственных недостатков.
Вывод
Таким образом, поражения в «Войне и мире» и «Слове о полку Игореве» имеют глубокое влияние на развитие личности героев. Они помогают героям осознать свои ошибки, преодолеть гордость и тщеславие, и вырасти нравственно. Эти произведения являются важными источниками для формирования русской традиции и нравственных устоев.
2.1. Поражение как осмысление пути
Почему прекрасное произведение о том, как сражались русские войска, написано об их поражении? Существует одно неоспоримое доказательство, которое проверено временем: поражение несет с собой осмысление пройденного пути, а победа лишь еще больше воспаляет желание к завоеваниям.
Сюжет «Слово о полку Игореве», как и многие другие произведения древнерусской литературы, несет идею спасения человеческой души. Князь Игорь, один из многих полководцев Древней Руси, который мечтал о славе, завоеваниях и роскоши. Его не так сильно заботила Божья воля, чтобы дать успокоение смелым мыслям, и из-за этого он обрел себя и своих товарищей на поражение. Главной тематикой поэмы является то, что через душевные и физические муки, через осознание своих ошибок, можно прочувствовать в себе Божью благодать, стремясь к добродетели.
Как и Родион Раскольников, как и Андрей Болконский, князь Игорь испытал боль утраты, узрев смерть во всех смыслах этого слова, и, в конце концов, он пал в огненную геенну. Откуда нашел выход, идя по тропинке, протоптанной Богом.
Бахвальство как грех
Бахвальство означает грех перед самим Отцом Земли, который вдохнул в нас жизнь и позволил наслаждаться ею, и, гордиться тем, как люди убивают себе подобных, есть не что иное, как грех, который нельзя допустить.
Все едино и всесильно. Как и было сказано, акцент, в Древней Руси, ставился на том, чтобы спасти душу человеческую, а не рассказывать о том, как храбро сражались солдаты. Вот почему «Слово о полку Игореве» повествует о том, как князь Игорь сумел вырвать свою душу из цепких когтей лукавого и почувствовать в себе Божью благодать. (239 слов)
критерия | Мотивация выставленного балла | ||
2.1 Почему одно из первых замечательных произведений в истории русской литературы «Слово о полку Игореве» рассказывает не о победе, а о поражении?
Главной идеей древнерусской литературы становится проблема спасения души.
Поэма «Слово о полку игореве» наглядно отражает эту проблематику.
Князь Игорь – первый герой русской литературы
В истории русской литературы есть много персонажей, оставивших яркий след в менталитете и духовной культуре русского народа. Одним из таких персонажей является князь Игорь, герой воинской повести. Не смотря на описанное в произведении поражение, он считается первым героем нашей литературы. Возникает вопрос – какое объяснение можно найти этому феномену.
Путь от гордыни к смирению
По мере течения повести, мы становимся свидетелями необычного преображения главного героя. Игоря обычно представляют как героя-воина, но его жизненный путь в произведении – это путь от гордыни к смирению. Его поступки и события, например возвращение из плена и поход в церковь Пресвятой Богородицы для покаяния, говорят о его внутреннем преобразовании.
«Покаяние», как термин, происходит от древнегреческого слова «metanoia«, что переводится как «перемена сознания» или «переосмысление«.
В случае князя Игоря это означало осознание своих ошибок и шаг на путь к духовному спасению. Смыслом концовки поэмы стало покаяние главного героя.
Мотив блудного сына
Читая воинскую повесть, «Слово о полку Игореве», мы можем увидеть параллели с бессменной притчей о блудном сыне. Как и блудный сын, князь Игорь возвращается на родину с осознанием своей вины.
Этот путь к спасению души и осознание своей гордыни сделали образ Игоря положительным героем русской литературы.
Поэтому не удивительно, что русский народ радостно встречает его невзирая на поражение.
Критерии оценки
Критерий | Мотивация выставленного балла |
(236 слов)
2.1 Почему, несмотря на поражение русского войска, родная земля встречает Игоря как героя? (По поэме «Слово о полку Игореве»)
«Слово о полку Игореве» — самое загадочное произведение. Произведение древнерусской культуры, полагающее основы отечественной литературной традиции. Древнерусская литература однопроблемна: она свидетельствует о том, что единственная задача человека в земном пути – спасение души. Докажем, что в случае с поэмой, обретенной в 18 веке, а описывающей события 12 века русской истории, это именно так. Уверены, что именно этой «мерой», проблемой спасения души, можно измерить поступки и поведение главного героя и понять пафос произведения в целом.
Образ родной земли, плачущей, страдающей, радующейся, сопереживающей, – основной в знаменитом произведении древнерусской литературы. Родная земля, словно любящая и страдающая о своих сыновьях мать, воплотила великий гуманистический пафос нашей культуры. Главный герой – князь Игорь — уже наказан за свой проступок. А к человеку, получившему возмездие за совершенный проступок, отношение может строиться только по закону любви.
Поражение великого произведения русской литературы
Удивительно, что великое произведение русской литературы, которое считается одним из величайших, посвящено поражению. Эпическая поэма рассказывает о поражении князей Игоря и Всеволода, которые открыли ворота половцам и предали русскую землю. Таким образом, повествование о первой победе русских является кратким, в то время как поражение, его последствия, пленение Игоря и его побег занимают основное место.
Это явление можно отнести к нашему национальному менталитету, когда мы часто учимся на своих ошибках. Именно поражение, неудача помогают пересмотреть наше прежнее поведение и получить новый взгляд на мир и на себя. При этом не случайно говорят, что «на ошибках учатся».
Эволюция главного героя
В произведении мы наблюдаем эволюцию главного героя. В начале рассказа перед нами гордый князь, полагающийся только на себя и свою армию. Он игнорирует предупреждающие знаки, торопится вернуть свою славу в глазах других русских князей. Однако в конце поэмы этот герой страдает, осознав свою вину перед соотечественниками и любимой женой. Он проходит перемену и преображается, следовательно, спасается. Он направляется не в родной город, а в Киев, мать городов русских. Его путь приводит к храму Пресвятой Богородицы — Богородице Пирогощей. Тема блудного сына, возвращающегося к отцу, очевидна в финале произведения.
Князь Игорь как первый положительный герой русской литературы
Князь Игорь — это первый положительный герой в русской литературе. Положительный герой — это не просто добрый и хороший человек, но прежде всего человек, который ищет главные смыслы жизни. Все знаменитые герои русской литературы, сочетающие в себе силу и слабость, свою историю и трансформацию, образуются от образа князя Игоря. Он прошел испытания, изменился и преобразился.
До сих пор не утихают споры о подлинности «Слова…». Для меня здесь нет вопросов. Перед нами произведение, отразившее новое христианское сознание русского человека. Да, в нем достаточно рудиментов язычества. Но не это главное. Главное для православного сознания – отразить путь человека к Богу, отразить этапы спасения души. Именно путь спасения души через страдание и покаяние проходит главный герой поэмы князь Игорь. А разве блудного сына Отец не встречает с радостью: ведь он «был мертв и ожил». Только человек живого сердца, умеющий сострадать и любить, может быть в нашей литературе героем.
Не каждому дано постичь всю глубину мудрости произведения «Слово о полку Игореве». Созданный восемь веков назад древнерусский шедевр до сих пор можно смело называть памятником культуры и истории Руси. В «Слово о полку Игореве» жанр определить — не главное, важен язык, на котором написано произведение.
Некоторым может показаться, что в летописи рассказывается об одном человеке, но это не так.
Князь Игорь Святославович
Характеристика образа довольно интересна. Его описывают смелым, честным, прекрасно осведомленным человеком. Про него нельзя было сказать, что он сначала делает, а потом думает. Князь просчитывал каждый свой шаг, но, к сожалению, предупреждения и уговоры мудрых людей, окружавших Игоря, не остановили его. Мудрости, так необходимой Игорю, ему не хватало. Герой, к сожалению, ею не обладал. Несмотря на все это, Игорь не был глуп и понимал, что на поле боя его ожидает смерть.
Мнение историков
Как и в большинстве случаев, мнения ученых-историков не столь однозначны. «Слово о полку Игореве» не было исключением. Перед нами вновь два противоборствующих лагеря. На одной стороне — те, кто считает Игоря настоящим героем-патриотом, непоколебимо оборонявшим свою землю. Они считают, что летопись отображает всю Русь, а образ князя Игоря олицетворяет собой всех князей, правящих на Руси. Другие, наоборот, представляют его бездумным и безрассудным князем. Поход Игоря был заведомо обречен на провал, смысл такой жертвенности не ясен. Но все же в одном историки сходятся, Игорь так и не состоялся как мудрый политик, но воинской доблести ему было не занимать.
Есть еще и третий лагерь, он не такой многочисленный, как первые два, но не упомянуть о нем было нельзя. Третье мнение заключается в том, что князь Игорь был истинным корыстолюбцем, решившим просто-напросто прославиться как герой-освободитель, защитник русской земли, и тем самым потеснить своей возросшей популярностью Святослава.
Поэтизация образа
Поэтизация и характеристика образа князя Игоря автором несла сугубо политический характер, в поэме «Слово о полку Игореве» ясно наблюдается призыв к объединению разрозненных русских княжеств. Автор древнерусского шедевра прекрасно понимал, что княжья междоусобица на Руси не ведет ни к чему хорошему, лишь к внешнеполитической нищете и коллапсу. Таким образом автор стремится сплотить князей, напомнить им об их родственных связях. В летописи активно обсуждаются все приверженцы раздробленности и междоусобицы, а также один из их зачинателей — князь Олег.
Для того чтобы эффект был ярким и красочным, он (автор) наделяет Игоря качествами доблестного воина и рыцаря. Ведь в произведении «Слово о полку Игореве» жанр — поема. Князь способен на великий поступок, на любую жертву, для него нет ничего сложного в том, чтобы совершить подвиг. Все действия и поступки князя Игоря совершаются только во благо Руси. Он не лишен красноречия и, как любой полководец, перед боем красивыми, мужественными и полными отваги словами воодушевляет свою дружину. Позиция Игоря достаточно ясна — лучше погибнуть в бою чем быть в неволе: «О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем пленным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий Дон». Таков образ князя Игоря.
Присмотревшись к эпитетам, которыми наделяет князя автор, можно с уверенностью сказать, что именно он думает об Игоре. Автор отождествляет образ князя Игоря с соколом, называет его «солнце красное». На пути князя встречается отряд половцев, и его воины с легкостью, разбив их, приносят ему победу. Конечно, много добычи русичи получили после победы: дорогие аксамиты, золото, паволоки, красивых половецких девушек угнали в плен. В летописи сказано «добычи было настолько много, что коврами, кожухами, драгоценными камнями и даже золотом прокладывали себе путь через реки, болота и различные топкие места». Эта ситуация, как считает князь Игорь, показывает, насколько он бескорыстен и благороден. Ведь он пришел победить врагов, а не наживой тешиться. Подтверждением его слов является тот факт, что из всех богатств он взял себе только боевые знаки врагов.
Благодаря этому эпизоду можно сделать вывод, что для Игоря важна не личная выгода, а, прежде всего, борьба с врагами русских. Золото и другие богатства слишком мелки и ничего для него не значат. Он выше всех этих забот. Таково описание князя Игоря.
Поражение
Благородство князя проявляется в последнем сражении, но одновременно тут видна его недалекость как стратега и тактика. Следующая битва была просто сокрушительной для русичей. Когда Всеволод, брат Игоря, начал испытывать сложности во время боя, он тут же идет на помощь к нему, совершенно не думая о последствиях, так как жаль ему брата своего. Несмотря на все — героический поступок Игоря, мужество Всеволода и доблестных русских воинов, сражение проиграно, а самого Игоря уводят в плен. Вот так своим поступком он сделал смерть воинов напрасной. Многие историки думают, что характер князя Игоря и погубил его. Решение сложное, но иногда стоит выбирать между правильным и героическим поступком
Побег
Несмотря на то что князь, совершив безрассудный поступок, подставил под удар Русь, а вместе с нею и весь славянский народ, автор по-прежнему придерживается образа князя как положительного героя. Автор скорбит, описывая поражение в битве. Свое личное отношение к главному герою «Слова» он показывает не только при описании поражения, а еще и во время побега князя из плена. Автор переполнен искренним ликованием, ведь после возвращения Игоря на родину с ним ликует и весь народ русский.
Сила любви
Конечно же, автор «Слова» не мог не упомянуть о любви. Описание князя Игоря как покорителя женских сердец в летописи, конечно, отсутствует. И о том, что он испытывает чувства к какой-то персоне, ничего конкретно не сказано. В летописи рассказано о том, как его любят, сильно и искренне, таких образов в «Слове о полку Игореве» достаточно. Автор создает настолько мощный образ любви, что, кажется, его можно потрогать и прочувствовать. В тексте сказано: любовь настолько огромна, что она преодолевала большие расстояния и проникала в стан к половцам, и именно она помогла сбежать в итоге князю.
Ярославна: Воплощение Искренней Любви и Патриотизма
Любовь, как тема, всегда вызывает горячие споры и обсуждения. В русской литературе Ярославна стоит в центре внимания, олицетворяя высокие идеалы и искренние чувства. Ее горький плач об Игоре раскрывает перед читателем картину нежности и преданности. В каждой строке видно, что эти эмоции зарождаются только в сердце достойного человека. И здесь, перед нами, стоит князь Игорь — мужественный защитник и любящий супруг, который заслуживает такой любви.
Отношение к герою в «Слове»: Подлинная Доблесть и Вера
Геройство Игоря — тема, которая вызывает споры и разногласия. Некоторые осуждают его поступки, утверждая, что он поступил эгоистично, жертвуя многими жизнями. Однако, взгляд на князя должен быть всесторонним. Помимо его недостатков, необходимо признать его доблесть и верность идеалам. Не каждый способен на такие жертвы, не каждый обладает такой несокрушимой волей и патриотизмом. Эти черты характера делают его истинным защитником Руси.
«Слово о полку Игореве» не идеализирует образ Игоря. Он изображен реалистично, со всеми своими достоинствами и недостатками. Но именно в этой реалистичности кроется его величие. Автор не оправдывает его ошибки, но показывает, что именно благодаря этим ошибкам мы видим настоящего человека, готового пожертвовать всем ради своей страны.
Заключение: Образ Игоря как Символ Единения Русских
Итак, образ Игоря и его отношения с Ярославной представляют собой яркий образец любви и патриотизма. Он напоминает нам о том, что истинные герои не лишены недостатков, но их верность и преданность делают их великими. «Слово о полку Игореве» оставляет за собой важное послание — в объединении и вере лежит сила Руси.
Образ эпического героя
С одной стороны, автор создает образ эпического героя, для которого главное — воинская честь и рыцарское достоинство. Он воспевает его храбрость и мужество, заставляя читателей проникнуться к своему герою любовью и состраданием. Этот герой олицетворяет идеалы доблестности и отваги, сражаясь за свою землю и народ.
Противоречие в личности князя
С другой стороны, князь — человек своего времени. Привлекательные качества его личности вступают в противоречие с безрассудством и эгоизмом, поскольку князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины. Вот почему, несмотря на видимую личную симпатию к князю Игорю, автор все же подчеркивает в герое не индивидуальное, а общее, что роднит его с другими подобными ему князьями, самолюбие и недальновидность которых привели к междоусобной борьбе, раздорам и в конечном результате к потере единства Руси как государства.
Идея единения и гуманизма
Идея единения, патриотизма и гуманизма звучит в «Слове». Автор не просто излагает события, а показывает, почему в двухвековой борьбе побеждала Русская земля, а теперь — половцы. Он передает свою тревогу и призывает к защите Отечества и прекращению усобиц.
Сила в объединении и нравственном выборе
Своим произведением автор порывается показать людям, что мы будем сильны лишь тогда, когда объединимся. Но сила людей в свободе нравственного выбора между добром и злом, в способности пересилить, перебороть в самих себе эгоистические наклонности и встать на сторону правого дела, на благо Родины. Эта способность ценится автором «Слова…» превыше всего и наделяется самой высокой наградой – любовью отечества, любовью народа. Певец прямо и смело указывает на действительные причины поражения и предлагает устранить их политическим объединением князей, развитием чувства гражданственности и чести.
Сочинение-рассуждение на тему «Князь Игорь» по литературе
«Слово о полку Игореве» — жемчужина древнерусской литературы, как справедливо замечают многие исследователи. Это произведение вобрало в себя весь колорит богатейшей народной культуры древней Руси. Лирическое и эпическое начала в произведении переплетаются в единую картину, где автор высокохудожественно описал историческое событие – поход князя Игоря на половцев.
Образ Игоря – это некая модель средневекового правителя, наделенная всеми характеристиками эпохи. Он воинственный, храбрый до безрассудства, но, казалось бы, не дальновидный политик. Его распирает чувство собственного превосходства, он слишком самоуверен, поэтому идет в опасный и рискованный поход. Вместо того, чтобы объединиться со всеми своими родственниками и нанести мощный удар, он идет добывать легкую славу. Значит, Игорь тщеславен. Наверное, это потому, что он еще очень молод и горяч, а править должен человек зрелый, умудренный опытом. Игорь же больше заботится о своей славе и готов сложить голову ради престижа.
Спрашивается, зачем нужен был этот безрассудный подвиг? Неужели монарх такой ограниченный? Я думаю, Игорь все-таки не глуп. Его мучает комплекс неполноценности. Он рано взошел на трон, ему еще нужно доказать дружине и семье, что он может править. Мнение дружины было важнее, так как в средние века все вопросы решала сила. Если воины отвернутся от князя, ему не удержаться на троне. Авторитет среди воинов можно приобрести только на войне. Заодно и семье будет ясно, что Игорь не лыком сшит, что он может, если что-то случиться, управиться и с другими княжествами.
Средние века многие исследователи называют темными временами, потому что ум, умение идти на компромисс и идеи равенства, которые ценятся сегодня, тогда были не в цене. Поэтому нельзя требовать от Игоря наличия этих качеств и мыслей. Он правил, как умел, как тогда было принято. Многих возмущает, что Игорь без особого сочувствия оставил Ярославну, предпочел подвиги семейному счастью. Но я думаю, нам не понять того менталитета сегодня, так что суд неуместен. Отношения князя и княжны нужно воспринимать, как любопытную картину нравов того времени: жена должна была выставлять сои переживания на показ (плач – разновидность фольклорного жанра того времени), а муж, наоборот, должен проявлять себя на поле брани. Женщина в те времена вообще не являлась самостоятельным литературным образом: она даже имени не имеет, ее зовут по отчеству. Мужчина, как олицетворение грубой силы, в средние века, напротив, имел большую значимость. От него зависело все, ведь если бы мужчина позволил себе слабость, женщин угнали бы в рабство, а детей и стариков поубивали другие племена.
Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»
Исторически сложилось, что князь Игорь (и он не исключение) регулярно ходил с войском за данью. Это еще одна причина зарабатывать авторитет кровью. Если дани не будет, племена выйдут из повиновения, денег для содержания армии не будет. Значит, княжество не сможет обороняться и развалится. Поэтому Игорь не так-то прост, как кажется. Его действиями руководит расчет, характерный для средневекового менталитета.
В финале «Слова о полку Игореве» герой приобретает колоссальный жизненный опыт: он бежал из плена, едва спасся от смерти, погубил дружинников. Только тогда расчетливый, но все же слишком горячий князь понимает, насколько важно объединение для Руси. Он осознает, что нельзя тянуть одеяло на себя, нужно заботиться обо всей Руси, если ты ею владеешь. Это важное открытие облагораживает героя, делает его мудрее.
Таким образом, автор изобразил эволюцию героя, его взросление. Мы видим, как на примере князя он показывает необходимость объединения Руси и семьи Рюриковичей, ведь междоусобные войны создают уязвимость, которой пользуются внешние враги. Игорь набирается горького опыта и становится способным правителем, и историческая основа, находящаяся в нашем распоряжении, подтверждает, что прототип героя эволюционировал так же.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
31.12.2020
10.11.2019
20.10.2019
20.10.2019
20.10.2019
29.09.2019
22.09.2019
15.09.2019
10.03.2019
07.01.2019
16.09.2017
09.05.2017
16.04.2017
16.04.2017
25.02 2017
28.01.2017