Что означает слово эссе в литературе

Эссе

эссе

эссе́ (из «попытка, проба, очерк», от «взвешивание») — литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции , подразумевающее впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету.

эссе

нескл. ср.Жанр философской и публицистической прозы, характеризующийся свободной формой авторского изложения и трактовки затрагиваемой проблемы.

эссе

( фр. essai) жанр критики, публицистики и др. — прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-л, предмете или по какому-л. поводу, нередко случайному.

эссе

ср. нескл. Очерк, трактующий литературные, философские, социальные и т.п. проблемы не в систематическом, строго научном виде, а в свободной форме.

эссе

[фр. essai]жанр критики, публицистики и др. — прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-л, предмете или по какому-л. поводу, нередко случайному.

эссе

прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно Философское э. Литературно-критическое э.

2 стр., 868 слов

Эссе свободная композиция

... или отвечать на один вопрос. 3 Свободная композиция В эссе не должно присутствовать абсолютно никаких формальных рамок. Зачастую многие работы в жанре эссе построены отнюдь не на законах логики, ... и т.п. 6 Смысловая целостность Это как раз один из парадоксов эссе: отличающееся свободной композицией и субъективностью изложения произведение наряду с этим обладает внутренней смысловой целостностью, ...

эссе

(франц. essai — опыт, набросок), жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь (основатель жанра — Мишель Монтень; в русской литературе образцы у Ф. М. Достоевского, В. В. Розанова, Вячеслава И. Иванова).

эссе

эссе ср. нескл. Очерк, трактующий литературные, философские, социальные и т.п. проблемы не в систематическом, строго научном виде, а в свободной форме.

эссе

— (от франц. essai — попытка, очерк) — прозаическое произведение небольшого объема, передающее субъективные впечатления и размышления автора по тому или иному поводу и изначально не претендующее на полноту изображения и исчерпывающую трактовку темы. Главная примета Э. как жанра — свободная композиция: последовательность изложения подчинена только внутренней логике авторских размышлений, мотивировки, связи между частями текста часто носят ассоциативный характер, что проявляется в особом синтаксисе — множестве неполных предложений, вопросительных и восклицательных конструкций и т. п. Кроме того, эссеистический стиль обычно отличается образностью и афористичностью, непринужденной, в духе свободной беседы с читателем, манерой изложения, нередко — использованием разговорной лексики. Встречаются литературно-критические (посвященные осмыслению произведений литературы), философские, историко-биографические, публицистические, научно-популярные и др. Э. Родоначальником Э. как самостоятельного литературного жанра считается М. Монтень, автор книги «Опыты», после появления которой жанр и получил свое название. В этом жанре писали Д. Дидро, Вольтер, Г. Гейне и др. В русской литературе эссеистический стиль нашел отражение в произведениях А.И. Герцена («С того берега»), Ф.М. Достоевского («Дневник писателя») и др. Жанр эссе разрабатывали также В. Розанов, И.Ф. Анненский, М.И. Цветаева, К.Г. Паустовский, И.Э. Эренбург, Лев Гинзбург и многие другие. Примером поэтического Э. является стихотворение В. Набокова «Толстой», демонстрирующее все признаки жанра.

эссе

(франц. essai — попытка, проба, очерк, от лат. exagium — взвешивание), прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, Э. предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику. Он издревле формировался в сочинениях, где на первый план выступала личность автора: у Платона и исократиков, Оригена и Тертуллиана, Майстера Экхарта и Лютера. На Востоке жанр, аналогичный европейскому эссе, складывался, например, у Хань Юя (8-9 вв., Китай) и Камо Темэя (13 с., Япония).

11 стр., 5242 слов

Лямзина т ю жанр эссе к проблеме формирования теории

... к теории и функционированию жанра эссе в отечественных и зарубежных исследованиях разнятся. Очевидного жанр эссе ... жанр эссе всем другим жанрам, достигли высот литературного творчества и прославились именно своими эссе: ... эссе к особенностям очерка в отечественных исследованиях влечет за собой пренебрежение эссе, которое является самобытным жанром. Эссе ... фактов и решать проблемы познавательного и ...

В качестве самодовлеющего жанра Э. ввел в литературу М. Монтень в своих ‘Опытах’ (

1580).

Столь же непосредственны и прихотливы — с парадоксальным оттенком торжественности — проповеди Дж. Донна . Эссеистическое начало питает философско-теологические медитации Н. Мальбранша и научно-популярные беседы Б. Фонтенеля. Первым английским эссеистом был поэт-‘метафизик’ А. Коули (1618-

1667), автор ‘Некоторых рассуждений в форме эссе’; литературно-критические эссе Дж. Драйдена открыли историю английской критики. В 18-19 вв. Э. — один из ведущих жанров английской и французской журналистики. Развитию эссеистики содействовали Дж. Аддисон и Р. Стил, Г. Филдинг и С. Джонсон, Дидро и Вольтер, Лессинг и Гердер. Э. стало основной формой философско-эстетической полемики у романтиков (Г. Гейне, Р. У. Эмерсон, Г. Д. Торо).

Наиболее глубоко жанр Э. укоренился в английской литературе: Т. Карлейль, У. Хэзлитт, М. Арнолд — в 19 в.; М. Бирбом, Х. Беллок, Г. К. Честертон — в 20 в. Их лучшие образцы — импровизированное, скрыто диалогизованное обращение к широкому читателю. В 20 в. эссеистика переживает расцвет; крупнейшие прозаики, поэты, философы обращаются к жанру Э. в целях популяризации достижений естественнонаучной и гуманитарной мысли и сближения разных кругов читателей (Р. Роллан, Б. Шоу, Г. Уэллс, Г. и Т. Манны, И. Бехер, А. Моруа, Ж. П. Сартр).

Для русской и советской литературы жанр Э. не характерен; однако образцы эссеистического стиля обнаруживают у А. С. Пушкина (‘Путешествие из Москвы в Петербург’), А. И. Герцена (‘С того берега’), Ф. М. Достоевского (‘Дневник писателя’).

В начале 20 в. к жанру Э. обращались В. Иванов, Д. Мережковский, А. Белый, Л. Шестов, В. Розанов. Из советских писателей эссеистику создавали И. Эренбург, Ю. Олеша, В. Шкловский, К. Паустовский. В 70-е гг. наиболее продуктивной отраслью жанра остается опыт литературно-критической оценки.Лит.: Walker Н., The English essay and essayists, Delhi, 1966; Priestley J. B., Essayists, past and present, L., 1967; Champigny R., Pour une esthetique de l’essai, P.,

1967. В. С. Муравьев.

20 стр., 9850 слов

Отличие эссе от рассказа

... метагипотезу, со своей оригинальной действительностью и способом изображения этой действительности. Отличия от романа Жанр эссе развивался параллельно с жанром романа. Последний, однако, более привычный для русской литературы, особенно ... значит «», в какой бы форме она не была представлена – в виде рассказа, эссе или даже очерка? Согласись, что интересы у читателя бывают разные, поэтому говоря ...

эссе

эсс е , нескл., с.

эссе

река в Германии

эссе

небольшое литературное произведение, очерк, изложение мыслей автора на определённую, обычно актуальную (социологическую, политическую и т.п.), тему

эссе

прил. горячий, жаркий, знойный, жгучий (нар. горячо, жарко, знойно) сущ. жар, жара, зной, пар (в бане)