На доске разные снежинки.
- Снежная королева приглашает нас в один из уголков своего волшебного царства. Что это за уголок, я сама пока еще не знаю.
Грамзапись музыки П.И.Чайковского “Декабрь”.
– О зиме можно рассказать не только словами. Художники заменили слова красками. Фотографы сделали прекрасные фотографии. Композиторы написали музыку. Картины, фотографии, музыка – все это может создать зимнее настроение. А мы попытаемся передать зимнее настроение с помощью “зимних” или “белых” слов. Какое же слово главное, с чего начинается зима?
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Покружились звездочки
В воздухе немножко.
Сели и растаяли
На моей ладошке.
(Снег)
II. Актуализация знаний. Подготовительная работа.
- Да, это все о нем, о снеге. Хотите узнать историю этого слова? Снег – русское слово, обозначает осадки, выпадающие в виде кристалликов. (Словарная статья с.133 Толковый словарь, Е.Леоновича).
Всего у слова снег – 42 однокоренных слова. В народном творчестве многих стран – песнях, сказках, – снег служит символом всего мягкого, пушистого, нежного. “Заметает пурга белый путь. Хочет в мягких снегах потонуть”, – писал С. Есенин. Давайте и мы отправимся в путешествие по этому пышному царству и возьмем в попутчики пристрастный взгляд натуралиста, зоркий – художника;
- пусть будут вместе с нами яркое образное слово поэта и писателя, чуткий слух музыканта. А звучит ли снег?
- Да.
Покрывая всю землю, с утра
Хлопья снежные падают с неба.
Сочинила зима сама
Еле слышную музыку снега.
(Легкий, спокойный, высокий, прозрачный)
(Мороз – звонкий)
- А музыкальный характер: это танец, песня или марш?
- А какой танец? (Вальс)
– Сейчас вы послушаете вальс “Снежных хлопьев” из балета “Щелкунчик”, который написал Петр Ильич Чайковский. Слушайте и представляйте, как идет снег. В музыке будет слышно, как снег то спокойно танцует, то кружится, переливаясь, при дуновении ветра (изобразить снег ).
- Какое настроение у вас? Как снег падал?
- Попробуем под музыку изобразить веселую метель.
Представим, что на Масленицу (слайд Б.Кустодиева) пошел снег. Кстати, и музыка, которую вы услышите, называется “Метель”, а отрывок – “Тройка”. Веселая, радостная картина и веселая музыка.
Урок « по личным наблюдениям «Музыка снега»
... название вы можете предложить («Музыка снега», «Зимняя сказка», «Зима – волшебница»). 2.Работа над содержанием сочинения. Составление плана. Для того чтобы написать сочинение, вам потребуется вспомогательный лист, ... Дети объясняют орфограммы во всех словах, записанных на доске) 1.Как можно назвать зиму? (Зимушка, волшебница, матушка, рукодельница..) 2.Какие слова могут быть опорными: сущ., прил., ...
Итак: яркий, разноцветный, сверкающий на солнце снег морозного утра будет призывать к веселью и радости, а грязно-желтый снег будет навевать уныние и тоску.
Снега, снега, белы снега
Снега во всю Россию
– Вот и мы постараемся научиться передавать неповторимость и красоту окружающего мира. Поделитесь своими наблюдениями: снег – какой? (Холодный, белый, мягкий, пушистый, хрустящий, колючий, тихий, робкий, новый, первый, молодой, блестящий)
(Падает, идет, опускается, порхает, валит, кружится, сверкает, белеет, блестит, сыплется)
(Пушистый ковер, пуховый платок, белое одеяло, ковер зимы)
- А какого же цвета снег? Посмотрим на снег глазами художника.
Снег бывает разный,
Глубокий и пушистый,
В морозный день – скрипучий,
Холодный и колючий.
Первый снег бывает легкий,
Будто пух он лебединый.
В марте грязный он и рыхлый,
Состоит из мелких льдинок.
(От неба, от самой природы)
(Белый, светлый, серый, разноцветный)
Слайд картины В. Кандинского “Зимний пейзаж”.
(Коричневого, серого, желтовато-коричневого под темно-серым небом)
- А какое настроение он вызывает? Почему?
(На севере, на Южном полюсе, в горах, в Саянах)
Картина Н.Рериха, «Канченджанга», 1933.
(Красный, розовый, оранжевый)
(На солнце)
- А в тени он темно-синий.
Слайд картины «Первый снег» А. Пластова.
- А теперь подумайте, как можно назвать эту картину? А какой здесь снег? Да, свежий снег, а особенно первый, всегда чистый и ярко-белый.
Он кружится,
легкий, новый,
первый снег.
Он имеет вкус и запах
первый снег.
- Много мы узнали, вспомнили о снеге, а теперь мне бы хотелось узнать, какое настроение у вас вызывает снег?
Итак, снег бывает разный, и настроение у разных людей он может вызвать разное.
ЗИМНЕЕ
А я все гладил снег рукой,
А он все звездами отсвечивал…
На свете нет тоски такой,
Которой снег бы не излечивал.
Живет он в белом шалаше,
Колдует там необычайно
Ах, этот снег…В его душе
Всегда какая-нибудь тайна.
16 стр., 7728 словПо картине А.А. Пластова «Первый снег». 4-й класс план-конспект ...
... розоватый, белый, сероватый. Мне очень нравится эта красивая, нежная зимняя картина великого художника. Сочинение по картине А. А. Пластова “Первый снег” ... поэтому картина вызывает светлые и радостные чувства. Мне очень понравилась эта картина. Я вспомнила, как я увидела первый снег ... Его ветки от снега опустились вниз. Вся земля покрыта пушистым снегом. Только около палисадника проталинка, снег её не ...
То станет жестким, будто лед.
То все заткет суровой пряжей.
А то вдруг крыльями взмахнет
И – вот он – легкий да лебяжий…
Летит… летит… Лови его.
Губами. Горстью. Без оглядки.
Гляди на это волшебство –
Как он с землей играет в прятки.
Как затаится вдруг. Немой.
Как петь начнет. А то засвищет.
Ни по кривой, ни по прямой
Никто и следа не отыщет.
И снова добрый. И простой.
И просветленный весь. И новый.
Омою душу чистотой.
И прямотой его суровой.
Он весь как музыка. Он – весть.
Его безудержность бескрайна.
Ах, этот снег… Не зря в нем есть
Всегда какая-нибудь тайна.
Сергей Островой
- Попробуйте про снег рассказать так, чтобы угадали, какое настроение он у вас вызывает. Чтобы более стройно, логично, красиво организовать ваши мысли, пользуйтесь планом, по которому будете писать сочинение.
III. Составление плана сочинения.
I. Вступление.
1. “Здравствуй, гостья-зима!”
II. Основная часть.
1. “Снег да снег кругом…”
2. Снежное покрывало.
3. Снег: цвет, запах, характер.
III. Заключительная часть.
1. Чем хорош снег?
IV. Выполнение работы.
V. Подведение итогов работы.