Понедельник, 2 октября 2017 г

Сочинение

Начинается подготовка к итоговому сочинению по литературе.

В этом году мы повторим акцию «Секреты ЗАЧЕТного сочинения» и в библиотеках на выставках представим литературу по 5 тематическим направлениям итогового сочинения в 2017-2018 учебном году.

6 декабря 2017 года будет проведено итоговое сочинение для выпускников 11-х классов. Данное сочинение будет оцениваться по системе зачёт/незачёт. Для допуска к ЕГЭ нужно получить зачёт. При получении незачёта будет ещё две попытки в первые среды февраля и мая (7 февраля и 2 мая).

Задача экзамена – оценить навыки школьника по таким направлениям:

· Умение придерживаться одной темы при размышлениях.

· Применение правил культуры речи.

· Способность обосновать свое мнение.

· Знание произведений русской и мировой литературы.

В первую очередь, сочинение показывает уровень культуры речи автора, умение ясно излагать мысли, начитанность и способность анализировать произведения.

Темы итогового сочинения будут в рамках пяти направлений. Участнику необходимо будет выбрать одну тему из любого из пяти направлений:

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

1. «Верность и измена».

В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.

Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

Список литературы к направлению «Верность и измена»:
1. А. С. Пушкин: «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Станционный смотритель».
2. Н. В. Гоголь: «Тарас Бульба», «Ревизор».
3. А. Н. Островский: «Гроза».
4. Л. Н. Толстой: «Война и мир», «Крейцерова соната», «Анна Каренина».
5. М. Горький: «Детство».
6. Л. Андреев: «Иуда Искариот».
7. А. И. Солженицын: «Один день из жизни Ивана Денисовича», «Матрёнин двор».
8. А. Платонов: «Возвращение».
9. Б. Васильев: «Летят мои кони».
10. В. Быков: «Сотников», «Волчья стая», «Карьер».
11. Е. Носов: «Белый гусь».
12. В. Астафьев: «Белогрудка».
13. Ч. Айтматов: «Буранный полустанок или и дольше века длится день».
14. Е. Замятин: «Мы».
15. В. Набоков: «Лолита».
16. Л. Улицкая: «Казус Кукоцкого», «Дочь Бухары».
17. В. Железников: «Чучело».
18. Е. Мурашова: «Класс коррекции».
19. П. Санаев: «Нулевой километр».
20. И. Курамшина: «Сыновний долг».
21. Э.М. Ремарк: «Три товарища».
22. Дж.Оруэлл: «1984».
23. Ф. Саган: «Через месяц, через год».
24. Р.Р. Толкин: «Властелин колец».
25. Э.Э. Шмитт: «Оскар и Розовая дама».
26. Халед Хоссейни: «Бегущий за ветром».
27. Д. Бойн: «Мальчик в полосатой пижаме».
28. Дж. Пиколт: «Ангел для сестры».
29. У.Спаркс: «Дневник памяти».

3 стр., 1181 слов

Сочинение культура древней греции

... стали ее достойными продолжателями. Классический период Классический период древней Греции характеризуется наивысшем расцветом ее культуры, философии, искусства, именно в этот период появляются такие выдающиеся личности как Солон ... споры о достоверности раскопанной им Трои ведутся до сих пор, у нас на сайте есть отдельная интересная статьяпо этой теме, а мы пока возвращаемся к истории Греции.

Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).

В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.

Список литературы к направлению «Равнодушие и отзывчивость»

А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Медный всадник»;

Н. В. Гоголь «Мертвые души»;

Л. Н. Толстой «Война и мир»;

А. Н. Островский «Бедность не порок»;

В. Г. Короленко «Дети подземелья», «В дурном обществе»;

Л. Н. Андреев «Кусака», рассказы;

М. А. Горький «Легенда о Данко»;

А. П. Платонов «Юшка»;

А. Солженицын «Матренин двор»;

К. Паустовский «Телеграмма», «Теплый хлеб»;

В. Астафьев «Царь-Рыба», «Людочка»;

Ф. Абрамов «Пелагея», «Алька»;

Е. Носов «Акимыч (Кукла)»;

А. Алексин «Сигнальщики и горнисты», «А тем временем где-то» и др;

Б. Екимов «Ночь исцеления»;

В. Железников «Чучело»;

Л. Улицкая «Дочь Бухары»;

О. Бальзак «Отец Горио»;

Ф. Кафка «Воздушный замок»;

У. Голдинг «Повелитель мух»;

Л. Оливер «Прежде чем я упаду»;

Д. Киз «Цветы для Элджернона»;

Т. М. Кенэлли «Список Шиндлера».

Список литературы к направлению «Цели и средства»

А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель», «Выстрел», «Дубровский»

5. «Человек и общество»

В литературе существует множество произведений, в которых раскрывается взаимодействие человека с обществом. Это направление позволяет рассмотреть различные аспекты социальной жизни, отношения между людьми и влияние общественных норм и ценностей на индивидуальное поведение.

Одним из ярких примеров такого взаимодействия является роман Александра Пушкина «Капитанская дочка». В этом произведении автор описывает жизнь главного героя Петра Гринева и его сложные отношения с обществом. Пушкин рассматривает темы чести, преданности и справедливости, а также показывает, как внешние обстоятельства и социальные условия могут повлиять на судьбу человека.

Другим примером является роман Льва Толстого «Война и мир». В этом масштабном произведении автор исследует взаимодействие между индивидуумами в условиях войны и общества. Толстой показывает, как события и конфликты влияют на жизнь отдельных персонажей, и как общественные ценности и нормы формируют их поведение и выборы.

4 стр., 1612 слов

Проблема неприятия человека обществом. По Н.С. Лескову

... человека обществом. Сочинение ЕГЭ По старым критериям проверки сочинения ЕГЭ: Что может быть причиной неприятия человека обществом? Можно ли изменить отношение к себе со стороны других людей? Именно эти вопросы возникают при чтении текста ... только по слухам о нём. Но когда этот человек совершает достойный поступок, отношение к нему изменяется в лучшую сторону. Текст Н.С. Лескова (1) Мой отец и ...

Также стоит отметить роман Максима Горького «Песня о Соколе», в котором автор рассказывает о жизни рабочих и их борьбе за справедливость и лучшую жизнь. Горький показывает, как общество может воздействовать на индивидуальные судьбы, а также описывает сложные взаимоотношения между разными слоями общества.

В романе Антона Чехова «Вишневый сад» автор исследует тему социальных изменений и смены старых порядков на новые. Чехов описывает жизнь дворянской семьи и их борьбу с общественными изменениями, что позволяет читателям задуматься о роли и значимости общественных изменений в жизни индивидуумов.

Таким образом, литература предоставляет нам возможность изучать и анализировать сложные взаимоотношения между человеком и обществом, а также понимать влияние общественных факторов на индивидуальные судьбы и поведение.

Для тем данного направления актуален
взгляд на человека как представителя социума.
Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум.
Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта.
Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека.
Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Список книг к направлению «Человек и общество»:

  • Г.Р. Державин «Властителям и судиям»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель», «Дубровский»
  • А. Н. Островский «Гроза»
  • Л. Н. Толстой «Война и мир», «После бала»
  • М. Е. Салтыков-Щедрин «Медведь на воеводстве», «Дикий помещик»
  • В. Г. Короленко «В дурном обществе»
  • А. С. Грин «Алые паруса»
  • А. И. Солженицын «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг Гулаг», «В круге первом»
  • А. П. Платонов «Юшка»
  • Б. Васильев «Не стреляйте белых лебедей»
  • Е. Замятин «Мы»
  • Э. М. Ремарк «Тени в раю»
  • С. Моэм «Луна и Грош»
  • Дж. Оруэлл «1984»
  • Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
  • О. Хаксли «О дивный новый мир»
  • Т. Капоте «Завтрак у Тиффани»
  • К. Кизи «Пролетая над гнездом кукушки»
  • Х. Ли «Убить пересмешника»
  • Д. Киз «Цветы для Элджернона»

Если эти произведения хорошо прочитать, осмыслить, почитать дополнительную литературу, можно по этим книгам писать сочинение по каждому направлению и любой теме.

Приходите в библиотеки за книгами!

Успехов!

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

2 стр., 547 слов

Как правильно оформить цитату в сочинении (итоговом, вступительном ...

... Фамусов «собрал все книги бы да сжег». Как приводить цитаты из прозы? (примеры) Не обязательно запоминать наизусть очень большие прозаические фрагменты. Наоборот, ... в тексте, но и обойтись без них нельзя. Совет по цитированию:, Правило оформления цитаты из стихотворения без кавычек! МОЖНО изменять некоторые грамматические ... Концовка сочинения: «Симпатичны Вы мне, Базаров. Пусть и несвоевременный Вы, ...

Итоговое сочинение в ЕГЭ

Итоговое сочинение является одним из важных компонентов ЕГЭ. Результатом данного задания ставится либо «зачёт», либо «незачёт». Только выпускники, получившие «зачёт», допускаются к сдаче экзамена.

Состав экзаменационного комплекта

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня. Каждая тема сочинения относится к одному из открытых тематических направлений. Темы формируются по часовым поясам, как и в прошлом году.

Объём и время написания сочинения

Рекомендуемый объём сочинения составляет 350 слов. Если сочинение содержит менее 250 слов, ставится «незачёт». Максимальное количество слов не ограничено. Время на написание сочинения составляет 3 часа 55 минут.

Использование орфографического словаря

Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём, который будет выдан в аудитории.

Учёт итогового сочинения при поступлении

Итоговое сочинение может учитываться при приёме абитуриентов. В этом случае вузы сами оценивают сочинение в баллах. Максимально можно получить 10 баллов, которые прибавятся к баллам ЕГЭ.

Темы сочинений и их объявление

Темы сочинений объявляются выпускникам в день написания сочинения за 15 минут до начала работы. Также темы будут опубликованы на открытых информационных ресурсах, таких как ege.edu.ru и fipi.ru.

Оценка сочинения

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме, аргументация и использование литературного материала, композиция, качество речи и грамотность.

Проверка сочинений

Сочинения проверяются Комиссиями образовательных организаций или экспертными комиссиями, созданными на муниципальном или региональном уровне. Проверка должна быть завершена в течение семи календарных дней.