Начинается подготовка к итоговому сочинению по литературе.
В этом году мы повторим акцию «Секреты ЗАЧЕТного сочинения» и в библиотеках на выставках представим литературу по 5 тематическим направлениям итогового сочинения в 2017-2018 учебном году.
6 декабря 2017 года будет проведено итоговое сочинение для выпускников 11-х классов. Данное сочинение будет оцениваться по системе зачёт/незачёт. Для допуска к ЕГЭ нужно получить зачёт. При получении незачёта будет ещё две попытки в первые среды февраля и мая (7 февраля и 2 мая).
Задача экзамена – оценить навыки школьника по таким направлениям:
· Умение придерживаться одной темы при размышлениях.
· Применение правил культуры речи.
· Способность обосновать свое мнение.
· Знание произведений русской и мировой литературы.
В первую очередь, сочинение показывает уровень культуры речи автора, умение ясно излагать мысли, начитанность и способность анализировать произведения.
Темы итогового сочинения будут в рамках пяти направлений. Участнику необходимо будет выбрать одну тему из любого из пяти направлений:
Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
1. «Верность и измена».
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
Список литературы к направлению «Верность и измена», А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Станционный смотритель», Н. В. Гоголь «Тарас Бульба», «Ревизор», А. Н. Островский «Гроза», Л. Н. Толстой «Война и мир», «Крейцерова соната», «Анна Каренина», М. Горький «Детство», Л. Андреев «Иуда Искариот», А. И. Солженицын «Один день из жизни Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», А. Платонов «Возвращение», Б. Васильев «Летят мои кони», В. Быков «Сотников», «Волчья стая», «Карьер»
Е. Носов «Белый гусь»
Направления сочинений по литературе 11 класс в декабре
... в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов). Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ» 1. «Верность ... *Вспомните, по какой из предложенных тем вы знакомы с критической литературой, с ... условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных ...
В. Астафьев «Белогрудка», Ч. Айтматов «Буранный полустанок или и дольше века длится день», Е. Замятин «Мы», В. Набоков «Лолита», Л. Улицкая «Казус Кукоцкого», «Дочь Бухары», В. Железников «Чучело», Е. Мурашова «Класс коррекции», П. Санаев «Нулевой километр», И. Курамшина «Сыновний долг», Э.М. Ремарк «Три товарища», Дж.Оруэлл «1984»
Ф. Саган «Через месяц, через год»
Р.Р. Толкин «Властелин колец», Э.Э. Шмитт «Оскар и Розовая дама», Халед Хоссейни «Бегущий за ветром», Д. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме», Дж. Пиколт «Ангел для сестры», У.Спаркс «Дневник памяти»
2. «Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
Список литературы к направлению «Равнодушие и отзывчивость», А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Медный всадник»;, Н. В. Гоголь «Мертвые души», Л. Н. Толстой «Война и мир», А. Н. Островский «Бедность не порок», В. Г. Короленко «Дети подземелья», «В дурном обществе», Л. Н. Андреев «Кусака», рассказы, М. А. Горький «Легенда о Данко», А. П. Платонов «Юшка», А. Солженицын «Матренин двор», К. Паустовский «Телеграмма», «Теплый хлеб», В. Астафьев «Царь-Рыба», «Людочка», Ф. Абрамов «Пелагея», «Алька», Е.Носов «Акимыч (Кукла)»;, А. Алексин «Сигнальщики и горнисты», «А тем временем где-то» и др, Б. Екимов «Ночь исцеления», В. Железников «Чучело», Л. Улицкая «Дочь Бухары», О. Бальзак «Отец Горио», Ф. Кафка «Воздушный замок», У. Голдинг «Повелитель мух», Л. Оливер «Прежде чем я упаду», Д. Киз «Цветы для Элджернона», Т.М. Кенэлли «Список Шиндлера»
3. «Цели и средства»
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
Список литературы к направлению «Цели и средства»
А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель», «Выстрел», «Дубровский»
Н. В. Гоголь «Мертвые души», А. Н. Островский «Бесприданница», «Бедность не порок», Л. Н. Толстой «Война и мир», А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители», М. Горький «Песня о Соколе», «Челкаш», И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок», А. И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Матрёнин двор», В. Астафьев «Конь с розовой гривой», Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада», Ж.-Б. Мольер «Тартюф», О. Уайльд «Портрет Дориана Грея», Ф. Саган «Здравствуй, грусть», Д. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме», Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи», Ч. Паланик «Бойцовский клуб», К. Воннегут «Колыбель для кошки», Э. Хэмингуэй «Старик и море», У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
4. «Смелость и трусость»
Человек создан чтобы жить в обществе
... люди снижают темпы загрязнения воздуха. Сочинение на тему взаимосвязь общества и природы 1. Вступление Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Для человека, как и для общества в ... следующие основные направления в переработке: ... тем, что Бог создал мир для человека. ... жили на земле, исчезли или эволюци-онировали в новые виды. Массовое вымирание в далеком прошлом происходило в ...
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
Список литературы к направлению «Смелость и трусость», А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Дубровский», «Выстрел», А.Н. Островский «Бедность не порок», Л. Н. Толстой «Война и мир», «Кавказский пленник», М. Горький «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль», Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке», В. Закруткин «Матерь человеческая», Б. Васильев «В списках не значился», «А зори здесь тихие…», В. Быков «Сотников», «Журавлиный крик», «Обелиск», Ч. Айтматов «Плаха», Д. Рубина «Адам и Мирьям», В. Железников «Чучело», А. Алексин «Поздний ребёнок», Э. М. Ремарк «На западном фронте без перемен», «Три товарища», «Жизнь взаймы», Р.Р. Толкин «Хоббит», Д. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме», Дж.Роулинг «Гарри Поттер», Р.Ригз «Дом странных детей»
5. «Человек и общество»
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
Список книг к направлению «Человек и общество», Г.Р. Державин «Властителям и судиям», А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель», «Дубровский», А. Н. Островский «Гроза», Л. Н. Толстой «Война и мир», «После бала», М. Е. Салтыков-Щедрин «Медведь на воеводстве», «Дикий помещик», В. Г. Короленко «В дурном обществе», А. С. Грин «Алые паруса»
А. И. Солженицын «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг Гулаг», «В круге первом»
А. П. Платонов «Юшка», Б. Васильев «Не стреляйте белых лебедей», Е. Замятин «Мы», Э. М. Ремарк «Тени в раю»
С. Моэм «Луна и Грош»
Дж. Оруэлл «1984», Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи», О. Хаксли «О дивный новый мир», Т. Капоте «Завтрак у Тиффани», К. Кизи «Пролетая над гнездом кукушки», Х. Ли «Убить пересмешника», Д. Киз «Цветы для Элджернона»
Если эти произведения хорошо прочитать, осмыслить, почитать дополнительную литературу, можно по этим книгам писать сочинение по каждому направлению и любой теме.
по литературе по направлению «Человек и общество»
... сочинения, я решил обратиться к произведениям художественной литературы. Писатели всегда проявляли интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и ... по Фаренгейту». В романе автор показывает современное общество, общество потребителей, утративших интерес к искусству ,литературе и науке. Люди теряют ...
Приходите в библиотеки за книгами!
Успехов!
Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
При подготовке к сочинению полезно знать следующее:
- Результатом итогового сочинения является «зачёт» или «незачёт». К сдаче ЕГЭ допускаются только выпускники, получившие «зачёт».
- Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
- Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.
- Рекомендуемый объём сочинения – 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе служебные), то ставится незачёт. Максимальное количество слов не устанавливается.
- Время написания сочинения – 3 часа 55 минут.
- Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём, который выдадут в аудитории.
- Для каждого из 11-и часовых поясов будут разные темы.
- Итоговое сочинение может учитываться при приёме абитуриентов. В этом случае вузы сами оценят сочинение в баллах. Максимально можно получить 10 баллов, которые прибавятся к баллам ЕГЭ.
- Темы сочинений объявят выпускникам в день написания сочинения в 9.45 (за 15 минут до начала работы).
В это же время темы будут опубликованы на открытых информационных ресурсах (ege.edu.ru, fipi.ru).
- Работа выполняется чёрной гелевой, капиллярной или перьевой ручкой.
- Сочинение оценивается по пяти критериям:
- соответствие теме;
- аргументация, привлечение литературного материала;
- композиция;
- качество речи;
- грамотность.
- Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.
- Сочинение должно быть проверено в течение семи календарных дней.
Источники:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/kakie-proizvedeniya-nujno-prochitat-dlya-sochineniya-v-dekabre/