В своём романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский создал особенную систему персонажей, использовав традиционный метод «кривого зеркала». Проекции характеров использовали и М. Ю. Лермонтов («Герой нашего времени»), и А. С. Грибоедов («Горе от ума»).
Достоевский в романе «Преступление и наказание» создаёт сеть двойников, в каждом из которых доведена до логического завершения какая-либо черта характера главного героя — Родиона Романовича Раскольникова. По словам одного из известных критиков творчества Достоевского, «Раскольников — единственный герой книги, все остальные — проекции его души».
Раскольников занимает центральное место в системе персонажей романа, поскольку к нему сходятся все основные нити повествования. Он связывает различные эпизоды и ситуации романа, всё же второстепенные персонажи обрисованы таким образом, чтобы, не утрачивая самостоятельного значения, они, каждый по-своему, «разъясняли» ту драму, раскрывали характер главного героя.
Система персонажей «Преступления и наказания» динамична: соотношение действующих лиц и персонажей, сошедших «со сцены», постоянно меняется. Одни герои перестают участвовать в действии, другие, наоборот, появляются. Умирают Мармеладов (ч. 2, гл. 7) и Катерина Ивановна (ч. 5, гл. 5).
Порфирий Петрович в последний раз появляется в ч. 6, гл. 6. В эпилоге система образов резко меняется: остаются только два действующих лица — Раскольников и Соня. Это обусловлено как сюжетом (события, о которых рассказывается в эпилоге, — прямое следствие сюжетных событий: Раскольников попадает на каторгу, Соня следует за ним), так и замыслом писателя — Соня должна сыграть особую роль в судьбе главного героя, помочь ему возродиться к новой жизни.
Внутренняя жизнь второстепенных героев изображается далеко не так подробно, как внутренняя жизнь Раскольникова. Однако у каждого из них есть своя система взглядов, которую можно сопоставить с системой взглядов главного героя. Преступление Раскольникова («идейного убийцы») обусловлено его мировоззрением. Сопоставляя мировоззрение Раскольникова со взглядами других героев, автор испытывает его на прочность и проверяет истинность этих взглядов.
Отношения Раскольникова с Лужиным, Свидригайло-вым, Соней, Порфирием Петровичем, Дуней и матерью можно определить как конфликтные. Несмотря на то, что у Раскольникова со многими персонажами есть внешнее сходство (общественное и материальное положение), важнее оказываются глубокие внутренние различия (идейные, нравственные), которые не позволяют ему жить так же, как живут они. Второстепенные герои романа как бы представляют различные жизненные возможности, которые главный герой может принять или отвергнуть.
Мое отношение к роману преступление и наказание кратко. Моё отношение ...
... тяжело переживать моральную кару. Семья Раскольниковых в романе «Преступление и наказание» также ощутила, насколько сильно можно мучиться от поступков, которые совершают любимые и родные люди. Сочинение мое отношение к роману преступление и наказание Реальный поступок все переворачивает с ...
У двойников Раскольникова — Лужина и Свидригайлова — много общего с главным героем. В частности, их объединяет принцип вседозволенности, который они исповедуют.
Подобно бывшему студенту, Петр Петрович Лужин создаёт свою теорию («целого кафтана»), согласно которой необходимо «возлюбить прежде всего одного себя», что приведёт к всеобщему экономическому благоденствию. Однако недаром Раскольников говорит, что если довести теорию до конца, то получится, что и «человека можно убить». Но Лужину не нужно убивать людей — для достижения своей цели у него есть и другие, не менее грязные методы. Он претворяет свои идеи в жизнь, пользуясь «материалом», «тварью дрожащей». Сходство теорий двух соперников также и в том, что оба желают достичь власти: Раскольников хочет стать во главе «стада», самолично построить Новый Иерусалим, Лужин же мечтает получить власть над своей будущей женой. Однако в отличие от Лужина Раскольни-кову не свойственны расчётливость и эгоизм.
Другим двойником Раскольникова, который имеет с ним «общую точку», можно считать Аркадия Ивановича Свидригайлова. Несмотря на внешние различия в социальном положении (Родион Раскольников — бедный бывший студент, а Свидригайлов — зажиточный дворянин), они имеют много общего. Студент прекрасно понимает, что они «одного поля ягоды»: Свидригайлов высказывает мысли, неоднократно приходившие в голову и Раскольникову. Оба они выбрали путь дьявола, обрекая себя на мучения: Раскольникова терзает собственная совесть, мучается и Свидригайлов, хотя уверяет себя, что совесть его «совершенно покойна». Оба героя непомерно горды, они возвысили себя над миром, выбрав путь зла, причём выбрав его добровольно. Гордыня же — страшнейший грех. («Смирись, гордый человек…», — призывал Ф. М. Достоевский.) Но всё же Раскольников и Свидригайлов имеют и заметные различия: Свидригайлов, порочный и развратный человек, в своём грехе зашёл гораздо далее. Об этом свидетельствует его последний сон: в подсознании Свидригайлова мелькают образы мышей, порочной пятилетней девочки, другой девочки, не выдержавшей позора и утопившейся. Спасти Свидригайлова нельзя, но всё же в нём ещё осталась живая, хоть и изломанная душа, и она побеждает в борьбе с его развратной натурой, когда он имел шанс овладеть Дуней. Раскольникову же помогает обрести истинный путь Соня своей всеобъемлющей, чистой и действенной любовью.
Пара Соня Мармеладова — Раскольников построена по принципу антитезы, Мармеладова — нравственный антипод героя. Она избрала иной путь, нежели Раскольников, — не бунт, но смирение перед Богом. По мнению Достоевского, именно этот путь ведет к спасению. Любовь и внутренняя сила Сони спасают Раскольникова.
Семья Мармеладовых занимает важное место в системе персонажей романа. Семен Захарович, опустившийся чиновник, заинтересовал Раскольникова «с первого взгляда» — во время их первой встречи в распивочной. Сам Раскольников считал, что его знакомство с Марме-ладовым произошло не случайно: он «несколько раз припоминал потом это первое впечатление и даже приписывал его предчувствию». Мармеладов и его жена Катерина Ивановна, как и Раскольников, принадлежат к миру «униженных и оскорблённых», их судьбы сопоставимы с судьбой главного героя.
Двойники раскольникова
... на свете на личном интересе основано». Однако, если Раскольников больше размышляет о гуманистических принципах и старается делать добро, пусть даже и посредством плохих поступков, то Лужин делает все только ради себя. ... он убил ее. Еще один персонаж, отражающий главного героя, — Свидригайлов. Это один из самых противоречивых образов романа. На совести у Свидригайлова – несколько человеческих жизней, ...
Они, как и Раскольников, находятся в жизненном тупике, мучительно страдая от того, что их жалкое положение не соответствует их амбициям. Однако претензии на «благородство» не помешали Мармеладовым принять со-нечкину жертву: «Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! И пользуются! …Поплакали и привыкли. Ко всему-то подлец человек привыкает!» — думает о них Раскольников.
В общении с этой семьей Раскольников проявляет свои лучшие человеческие качества: способность к жалости и состраданию. Бескорыстная помощь, которую он оказывает Катерине Ивановне и её детям, забота о них свидетельствуют о том, что есть нравственные законы, которые его теория не может отвергнуть.
Мать Пульхерия Александровна и сестра Дуня занимают довольно скромное место в системе персонажей. Между Раскольниковым и его сестрой и матерью существует только видимость родственных отношений, на самом деле они уже почти чужие. Достоевский показал, что преступление привело не только к распаду личности Раскольникова, но и к разрушению его семьи. В распаде родственных отношений виноват прежде всего Раскольников. Но его сестра и мать также не свободны от трагической вины. И хотя они не совершили никакого преступления, у них были «преступные» намерения. Дуня хотела пожертвовать собой ради брата, выйти замуж за человека, которого не любила и не уважала и который к тому же не уважал её. Но Раскольников «не хочет жертвы» Дунечки, противясь её браку.
Соотносятся по принципу контраста также образы главного героя и его друга, Разумихина. В самом начале романа автор кратко и довольно поверхностно характеризует его («добрый», «сообщительный», «весёлый»), однако это не значит, что характер Разумихина проще, чем характер Раскольникова. Автор отмечает, что у него есть своя «идея», своя жизненная позиция — под «простотой» Разумихина «таились глубина и достоинство». Любовь Разуми-_ хина к Дуне свидетельствует о его способности к сильным переживаниям, несмотря на то, что линия их отношений едва намечена и не имеет отношения к центральной проблеме романа. С образом Разумихина связан один из способов выражения авторской позиции в романе: У Разумихина есть черты героя-резонера, высказывающего некоторые взгляды самого писателя (герой даёт нравственную оценку теории
Раскольникова: «кровь по совести» «страшнее, чем бы официальное разрешение проливать кровь, законное»).
Автор показывает, что пути современной ему молодежи могут быть разными. Кто-то становится «рабом» модных теорий, отвергая Бога (Раскольников), кто-то же сохраняет нравственную «почву», способность различать добро и зло (Разумихин).
Одни из самых ярких и «загадочных» персонажей романа — следователь Порфирий Петрович. Он — представитель закона, но не того закона, к которому тщетно взывала Катерина Ивановна. Порфирий Петрович олицетворяет суд праведный и справедливый. Следователь вполне оценил ум и проницательность Раскольникова, а потому понимает, что поймать его с помощью допроса, «по форме» нельзя. Героя подводит осознание преступности своих помыслов. Порфирий Петрович это понимает и раскрывает перед жертвой свои психологические расчёты. Но всё же не следователь спасает Родиона Раскольникова, ему суждено уйти «согнувшись». В Порфирии Петровиче есть очень многое от «гордого» человека, и он сам это осознает. И именно из-за своей гордыни следователь чувствует себя одиноким, смысл жизни ускользает от него («Я, знаете… законченный человек, закостенелый человек-с»).
Герои и персонажи романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского ...
... исцеление приходит к Раскольникову вместе с любовью Сони. Лишь ей было дано пробудить добрые и светлые порывы и обратить героя к богу. Остальные персонажи романа Чтобы понять каждого персонажа романа, надо прежде ... Прокофьевич Вразумихин – такой же бедный студент, как и Родион Раскольников, и его единственный друг. Разница между молодыми людьми прежде всего в том, что Дмитрий не жалуется на судьбу, ...
Рассматривая всю систему персонажей как разветвлённую сеть двойников Раскольникова, несомненно, можно и Пор-фирия Петровича отнести к проекциям главного героя.
Эпизодических персонажей в «Преступлении и наказании» множество. Старуха-процентщица, Лизавета, Лебе-зятников, мещанин и другие не только создают фон, обстановку действия, но и играют важную роль в сюжете романа, в последовательной смене событий и их мотивировке.
Образ старухи-процентщицы, хотя она почти не участвует в действии, — образ ёмкий, символический: старуха является не только жертвой преступления, но и символом мирового зла, на которое отважился замахнуться Раскольников.
Другой эпизодический персонаж, даже не названный по имени, — мещанин, «человек из-под земли» — доставил немало хлопот и переживаний главному герою. Его свидетельство против Раскольникова могло бы привести к разоблачению преступника, если бы не неожиданное признание Миколки.
Образ Миколки связан с идеей добровольного страдания — Миколка как бы показал пример Раскольнико-ву, кроме того его признание отодвинуло развязку конфликта между главным героем и следователем.
Образ Лизаветы, второй, случайной жертвы Раскольникова, связан с антитезой «смирения» и «бунта». Лиза-вета принадлежит к разряду «смиренных» персонажей — таких, как Соня или покойная невеста Раскольникова (о которой в романе упоминается несколько раз).
Итак, система персонажей романа «Преступление и наказание» сложна и интересна: почти все герои образуют сопоставимые пары, то есть реализуется принцип зеркальности, двойничества. Рассматривая систему персонажей романа как один из приёмов создания психологической атмосферы в прозе Ф. М. Достоевского, исследователь творчества Ф. М. Достоевского Вячеслав Иванов сказал, что здесь «чужое становится родным».