Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен…»

Сочинение

Поэзия — это не «лучшие слова в лучшем порядке», это — высшая форма существования языка.

Иосиф Бродский

Один из ведущих мотивов творчества великого русского поэта М. Ю. Лермонтова — мотив одиночест­ва. Обычно это связывается с мрачной эпохой, в кото­рой поэту довелось жить, со светской средой, в кото­рой поэт вращался.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окру­жен…» было написано Лермонтовым под впечатле­нием от празднеств под новый 1840 год. На одном из балов в Дворянском собрании И. С. Тургенев видел Лермонтова. Впоследствии Тургенев вспоминал: «На бале Дворянского собрания ему не давали покоя, бес­престанно приставали к нему, брали его за руки; од­на маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение по­этического творчества. Быть может, ему приходили в голову те стихи» (И. С. Тургенев, «Литературные и житейские воспоминания»).

В стихотворении «Как часто пестрою толпою ок­ружен…» поэт говорит о том, что его оставляют рав­нодушным светские красавицы, шумные балы, весь фальшивый блеск света. Он видит среди шума толпы лица людей, подобные безжизненным маскам:

Как часто, пестрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличием стянутые маски…

Память вновь и вновь возвращает его в детство. И он себя видит ребенком, счастливым и свободным, будто птица. Поэт вспоминает все, что окружало его в детстве: «спящий пруд», село, «туманы над поля­ми». Именно тогда поэт мог погрузиться в мир своего воображения, и никто и ничто не мешали ему.

Там царства дивного всесильный господин —

Я долгие часы просиживал один…

Но вот обман рассеялся. Воспоминания исчезли. И вновь поэт видит перед собой «шум толпы люд­ской». И ему хочется бросить им в глаза «железный стих, / Облитый горечью и злостью!»

Лермонтов противопоставляет «образы бездушные людей», принадлежавших к светскому обществу, свет­лому миру природы как вместилищу этических цен­ностей, олицетворению естественного добра, проти­востоящего испорченному свету.

25 стр., 12008 слов

Последняя повесть Лермонтова

... Штосс». Ростопчина требует от Одоевского «страшной повести», - тот отвечает естественнонаучным трактатом, отсылая ее к автору фантастических повестей, своему «приятелю» «Иринею Модестовичу Гомозейке», автору «Пестрых ... и на воспоминаниях Ростопчиной о Лермонтове, где все время проскальзывает мотив предчувствия, фатальной предопределенности судьбы поэта. «Странное сближение» Ростопчина находит даже ...

Стихотворение построено на контрасте — «при­личием стянутые маски» и «родные места» поэта. Природа названа «царством дивным»:

Зеленой сенью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится — и встают

Вдали туманы над полями.

В алею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луг, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

Эти картины оживляют душу поэта: «я… плачу и люб­лю…». Итак, в стихотворении Лермонтова «Как час­то, пестрою толпою окружен…» настоящее, омрачен­ное необходимостью быть среди светского общества, противопоставляется детским воспоминаниям, свет­лым, чистым.

И блеск пестрой толпы исчезает, давая поэту воз­можность насладиться чудными картинами прошло­го, которое предстает перед его глазами.