Поэзия — это не «лучшие слова в лучшем порядке», это — высшая форма существования языка.
Иосиф Бродский
Один из ведущих мотивов творчества великого русского поэта М. Ю. Лермонтова — мотив одиночества. Обычно это связывается с мрачной эпохой, в которой поэту довелось жить, со светской средой, в которой поэт вращался.
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен…» было написано Лермонтовым под впечатлением от празднеств под новый 1840 год. На одном из балов в Дворянском собрании И. С. Тургенев видел Лермонтова. Впоследствии Тургенев вспоминал: «На бале Дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества. Быть может, ему приходили в голову те стихи» (И. С. Тургенев, «Литературные и житейские воспоминания»).
В стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…» поэт говорит о том, что его оставляют равнодушным светские красавицы, шумные балы, весь фальшивый блеск света. Он видит среди шума толпы лица людей, подобные безжизненным маскам:
Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличием стянутые маски…
Память вновь и вновь возвращает его в детство. И он себя видит ребенком, счастливым и свободным, будто птица. Поэт вспоминает все, что окружало его в детстве: «спящий пруд», село, «туманы над полями». Именно тогда поэт мог погрузиться в мир своего воображения, и никто и ничто не мешали ему.
Там царства дивного всесильный господин —
Я долгие часы просиживал один…
Но вот обман рассеялся. Воспоминания исчезли. И вновь поэт видит перед собой «шум толпы людской». И ему хочется бросить им в глаза «железный стих, / Облитый горечью и злостью!»
Лермонтов противопоставляет «образы бездушные людей», принадлежавших к светскому обществу, светлому миру природы как вместилищу этических ценностей, олицетворению естественного добра, противостоящего испорченному свету.
Последняя повесть Лермонтова
... Штосс». Ростопчина требует от Одоевского «страшной повести», - тот отвечает естественнонаучным трактатом, отсылая ее к автору фантастических повестей, своему «приятелю» «Иринею Модестовичу Гомозейке», автору «Пестрых ... и на воспоминаниях Ростопчиной о Лермонтове, где все время проскальзывает мотив предчувствия, фатальной предопределенности судьбы поэта. «Странное сближение» Ростопчина находит даже ...
Стихотворение построено на контрасте — «приличием стянутые маски» и «родные места» поэта. Природа названа «царством дивным»:
Зеленой сенью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
Вдали туманы над полями.
В алею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луг, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
Эти картины оживляют душу поэта: «я… плачу и люблю…». Итак, в стихотворении Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен…» настоящее, омраченное необходимостью быть среди светского общества, противопоставляется детским воспоминаниям, светлым, чистым.
И блеск пестрой толпы исчезает, давая поэту возможность насладиться чудными картинами прошлого, которое предстает перед его глазами.