Оды М. В. Ломоносова как образец русского классицизма

Сочинение

По происхождению Ломоносов был государственным крестьянином. Родился он в Архангельской области, в деревне Денисовка. С юности занимался рыбным промыслом, однако всегда стремился к учению, быстро научился читать. В 19 лет (1730 год) он уходит из дома продолжать образование в Москве.

лучший ученик Академии

В 1736 году его отправили в Марбургский университет в Германии. Там Ломоносов планировал получить техническое образование, но, поссорившись с одним из преподавателей, ушел из университета без документов и денег. Несколько лет он бродил по Германии, женился, а в 1741 году вернулся в Москву. Через год он был принят в Академию Наук, и уже в 1745 году стал академиком по классу химии.

Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года , Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года

За время пребывания при дворе Ломоносов знакомится с графом И.И. Шуваловым, который становится его другом. Они оба увлечены наукой, и вскоре рождается их главное общее детище: в 1755 году они основывают Московский государственный университет (МГУ).

В конце жизни Ломоносов был избран почетным членом Стокгольмской и Болонской академии наук, а также избран в российскую Академию художеств. Умирает он 4 апреля 1765 года.

Значение поэтических творений Ломоносова

Очень многое для русской словесности сделал Ломоносов. Вклад в литературу его настолько велик, что можно говорить о том, что именно с него начинается русская литература. Это отметил Белинский Виссарион Григорьевич, знаменитый критик. В своей статье под названием «Литературные мечтания» он дал такую оценку его творчеству. И с этим мнением нельзя не согласиться. Не только работой по созданию русского национального художественного языка, но и своими поэтическими творениями открыл новую страницу М. В. Ломоносов в литературе. И не только в ней.

Можно говорить о том, что Ломоносов, вклад в литературу которого был бесценным, открыл новый этап и в истории всей русской культуры. Он стремился в своей деятельности к освобождению культуры от сословной ограниченности. Ломоносов стремился и к тому, чтобы она не была связана с церковью. Михаил Ломоносов хотел построить общенациональную культуру.

Ломоносов филолог и поэт , Письмо о проблемах российского стихотворства, Ода на взятие Хотина, Предисловие о пользе книг церковных в российском языке

Определение классицизма, Черты, особенности классицизма

КЛАССИЦИЗМ

  • от латинского classicus («образцовый»): в искусстве воссоздаются идеальные, образцовые формы.

Ориентация на классику

античность

5 стр., 2371 слов

Великий сын России М. В Ломоносов (7-й класс)

... решила судьбу Михаила Ломоносова. Трое из этих учеников, в том числе Михаил, были отправлены в сентябре 1736 года в Германию, в ... В 1741 году Михаил Ломоносов вернулся на родину. Несмотря на оды, переводы сочинений иностранцев-академиков, студент Ломоносов не получил ... использованы материалы с сайта https://russia.rin.ru/ Детство и юность учёного Ломоносов с детства полюбил книги, мать научила его ...

как эстетику совершенства форм.

В содержании

  • дидактизм, изображение не «того, что есть», а «того, что должно быть»,

в форме

  • строгий канон, регламентация приемов и средств для каждого жанра, разделение высоких и низких жанров.

В философии

  • картезианство, культ разума, главенство разума над чувством. Потом — эпоха Просвещения и Великая Французская революция. Вольтер и «вольтерьянство». Это подготавливает романтизм.

Классицизм

  • литературное направление (течение) XVII — нач. XIX вв. в России и Западной Европе, базировавшееся на подражании античным образцам в строгих стилистических нормативах.

Хронологические рамки классицизма:

вторая половина XVII первая треть XVIII вв. (на Западе уже исчерпало себя к середине XVIII в.).

исторической предпосылкой

возникновения классицизма был абсолютизм, единоличное правление монарха (король, царь, император) в европейских странах, особенно во Франции, где классицизм зародился и получил своё развитие.

Единовластие требовало от каждого человека абсолютного подчинения монарху, а литература и искусство должны были этому учить. В свою очередь, правитель строго следил (регламентировал) за творчеством художников, не допуская никакого свободомыслия.

Образцом искусства было признано античное искусство, античная эстетика в лице Аристотеля и Горация, в связи с чем классицистами был выдвинут принцип «подражания природе», подразумевающий строгое соблюдение незыблемых правил, примером чему является «Поэтика» Аристотеля, на которую опирался теоретик классицизма Н.Буало в своем «Поэтическом искусстве»

основные её принципы

в дидактической поэме ≪Поэтическое искусство≫ (1674).

В основе классицизма картезианская философия, которая выводит материальное существование из идеи (≪

Я мыслю, следовательно, я существую

≫).

Разум интерпретируется как первичная и высшая духовная способность человека.

Картина мира в классицизме делит реальность на два уровня: эмпирический и идеологический.

Эмпирический уровень

— это хаос разрозненных материальных предметов и явлений, над которым существуют всеобщая идея мироздания и совокупность идеальных образов материальных объектов. Подобная бинарная картина мира обусловливает такие аспекты классицизма, как концепция личности и типология конфликта.

Концепция личности

в классицизме тоже двухуровневая: первый уровень ≪естественный≫ человек, часть материального, эмпирического мира; второй — ≪общественный≫ человек, часть идеального мира, руководствующийся не страстями, а разумом. Так складывается сложная и противоречивая концепция личности, т.к. ≪естественный ≫ и ≪общественный≫ человек — это один и тот же характер, находящийся в ситуации выбора.

Законы классицизма опирались на идеализацию жизни, то есть при абсолютизме все ограничено правилами, регламентом, тем, что полезно, нужно государству. Главная идея искусства – долг перед государством. Поэтому основной конфликт в произведениях — между долгом и чувством, при этом герой подчиняет личные интересы государственным, а в случае нарушения данного соотношения всегда несет наказание.

7 стр., 3356 слов

«Мир художественного произведения»

... литературных произведениях: в летописи, в трагедии классицизма, в исторических романах реалистического направлениям и т.д. И в этой сфере обнаружатся не только точные или неточные воспроизведения событий ... То же следует сказать об социальном устройстве мира художественных произведений, и это социальное устройство художественного мира произведения следует отличать от взглядов автора по социальным ...

иерархичность и нормативность

античная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/janrovyie-osobennosti-odyi-v-poezii-russkogo-klassitsizma/

, понимаемая как наивысший эталон искусства. Одним из главных достижений античной литературы теоретики классицизма считали подражание природе. Но природа представлена как строго распланированный сад, в котором все подчинено красоте (хорошему вкусу).

Классицистов не интересует правда, если она изображает безобразное. Поэтому правде они предпочитают правдоподобие.

Жанры классицизма

Жанры классицизма подразделяются на три категории:

  • Высокие (ода, трагедия, эпопея).
  • Средние (идиллия, эклога
  • Низкие (сатира, комедия, басня

иерархия жанров

  • Произведения, в которых воспевалось служение государю, относили к

высоким

– эпопея, героическая поэма, ода (их сфера – государственная жизнь, исторические события, мифология, их герои – монархи, полководцы, мифологические персонажи, религиозные подвижники), трагедия (В России авторами трагедий на исторические темы были А.Сумароков («Дмитрий Самозванец») Я.Княжнин («Вадим Новгородский)).

Произведения, где описывалась жизнь обыкновенных людей, считались

низкими

(комедия, басня, сатира).

Блестящим создателем комедий был Д.Фонвизин, автор знаменитых комедий «Недоросль» и «Бригадир»; создателем басни в русской литературе был И.Крылов («Ворона и лисица», «Волк на псарне», «Слон и Моська»).

Между высокими и низкими помещались

средние

жанры – проза, послание (эпистолы), научная поэзия.

Классицистическая драматургия утвердила принцип «трёх единств»: места, времени, действия, усиливая строгость поэтики. Все события в произведениях должны были проходить в одном месте, за двадцать четыре часа (сутки) и должны быть объединены действием вокруг одной интриги, определяющей события и поступки всех героев. Например, в комедии Фонвизина «Недоросль» все события происходят в доме госпожи Простаковой в течение 24 часов и все главные герои (Митрофанушка, Скотинин, Милон) хотят жениться на Софье.

Образы в классицистических произведениях были лишены индивидуальных черт, так как призваны были запечатлевать устойчивые, неизменяющиеся родовые признаки (тупоумие, скупость, деспотизм и пр.).

Классицистический герой не эволюционирует. Автор в классицистическом произведении предстает как высоконравственная личность, он всегда ставит перед собой дидактические цели.

Жанровые образцы

, на которые ориентировались писатели-классицисты это эпопея Гомера и Вергилия, трагедия Эсхила, Софокла и др., ода Пиндара, комедия Аристофана, басня Эзопа, сатира Горация и Ювенала.

2 стр., 524 слов

Чтение литературного произведения — труд или отдых? — (11 класс)

... для «развлечения» - прочёл и забыл. Но я такие не люблю! ` Чтение литературного произведения - труд или отдых? Популярные сочинения Не так много людей занималось стихотворным творчеством во второй половине XIX века. ... читать одну книгу по-разному. К примеру, первую главу он читает расслаблено – на диване с чаем, получает удовольствие. Вторую главу ему нужно прочесть серьёзно: ...

В XIX в. произведения, которые полностью или частично определяются эстетикой классицизма: анакреонтическая поэзия А. С. Пушкина и К. Н. Батюшкова, из программных — басни И. А. Крылова, «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Элементы классицизма можно найти и в более поздних произведениях («Вакхическая песня», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А. С. Пушкина, следы традиционных комедийных характеров и ситуаций в «Грозе», «Лесе» А. Н. Островского).

Великие люди велики во всем

С самого раннего детства будущего ученого интересовали многие отрасли науки: он занимался серьезно математикой, языками, механикой, инженерией. Чутко относился к филологии и литературе. Получив такой большой опыт в различных отраслях, Ломоносов не мог не «выплеснуть» свои мысли на бумагу. Так получилось, что произведения Ломоносова оказались важны и нужны России и его соотечественникам. И сейчас его труды изучаются многими исследователями и просто теми, кто интересуется личностью ученого, достижениями российской науки.

Какие произведения Ломоносов только не сочинял. Это были литературные труды и оды, материалы по химии, физике, математике. Даже сатирические произведения Ломоносова интересны для современного читателя.

Экономические труды Ломоносова

Ученый радел о развитии России. Он был настоящим сыном и патриотом своей страны. Никак не обойти тему экономики в таком случае. Для быстрого роста благосостояния в государстве необходимо развивать промышленность, металлургию в частности, считал Ломоносов. Произведения (список) в этой области есть следующие:

  • «Об исправлении и размножении ремесленных дел и художеств».
  • «О размножении и сохранении российского народа».
  • «О лучшей государственной экономии».
  • «Об исправлении земледелия».
  • «О сохранении военного искусства во время долговременного мира».
  • «О лучших пользах купечества».

Сельскохозяйственные вопросы, вопросы увеличения численности населения, интерес к мореходству тоже отражен в этих трудах.

Интересные факты, открытые Ломоносовым

Некоторые труды Ломоносовым не были закончены, но из них мы почерпнули необыкновенные факты, до которых додумался, открыл великий ученый:

8 стр., 3614 слов

М.В. Ломоносов- личность, учёный, поэт

... стремление всячески содействовать экономическому и культурному прогрессу России были основной побудительной причиной разносторонней деятельности Ломоносова. Ломоносов рано научился грамоте, прочёл всё книги, ... и общественно-экономическими условиями России в целом. Высокое развитие естественнонаучной мысли в России, отразившееся в трудах и открытиях Ломоносова, было не посредственно обусловлено ...

  • найдены чертежи академика, которые являются прообразом настоящих вертолетов; эти труды Ломоносов самостоятельно разрабатывал, не касаясь и не зная о трудах да Винчи; схемы были обнаружены после смерти русского практика;
  • ученый при помощи математических расчетов определил, что вокруг планеты Венера существует атмосфера; даже астрономы, современники Ломоносова, не смогли этого определить, а русский физик и химик сумел это сделать;
  • «ночезрительная» труба – прообраз современного телескопа, позволяющая наблюдать далекие небесные тела в темное время суток – тоже разработка Михаила Васильевича.

Недаром труды Ломоносова популярны и сейчас. Это дань уважения и признания велика этому известному академику. Он действительно очень многое сделал для российской науки и культуры, общества, России в целом. Памятники Ломоносову расположены в Архангельске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, на Воробьевых горах, в Краснодаре, в Харькове (Украина), Марбурге (Германия).

В честь ученого названы улицы и площади, библиотеки, школы, вузы и другие заведения. Один из престижных вузов Москвы, например, носит имя Михаила Васильевича.