«Война и мир» — это роман-эпопея. Одно из значений слова эпопея — изображение жизни народа в национально-исторических масштабах. Основным событием 1805— 1807 годов была война, начатая императорами, но участвовали в ней простые люди.
Эпизод, в котором изображен подвиг капитана Тушина, имеет важное значение в романе. В нем находит свое отражение «мысль народная», возможно, в наиболее ярком аспекте, а также он чрезвычайно важен и потому, что все сюжетные линии героев сходятся в нем. Мы видим князя Андрея, начинающего понимать, кто есть истинные герои. Это не Долохов, который столько рассказывал о своем ранении, и не Ростов, изображенный в бою испуганным, а после рассказывающим о своем «подвиге».
Настоящие герои не те, что спешат доложить начальству о победе, но такие личности, как Тушин. Даже когда его ругают за оставленные на поле битвы пушки, он думает о командире отряда прикрытия, боясь, что того будут ругать больше. Истинный герой — народ.
Эпизод помещен в середине первого тома, и многие герои проходят в нем свое боевое крещение. Читатель, еще мало знающий о них, открывает для себя довольно интересные черты персонажей. Впервые выходит на поле боя князь Андрей, грезящий о своем «Тулоне», и Николай Ростов, просто юнкер, и капитан Тушин. Капитан не показан в отрыве от всех. Наоборот», с самого начала он в постоянном общении с кем-нибудь: будь это простой солдат, или князь Багратион. Князь Андрей все время то слышит, то видит капитана. Создается впечатление, что Тушиных много. И действительно, каждый настоящий воин в душе немного Тушин. С другой стороны, можно подумать, что он просто такой деятельный, суетливый.
Капитан сливается со своими солдатами в одно целое, он не отделяет себя от других. На его батарее царит атмосфера семейственности: все солдаты, их командир — братья друг другу. Но семья — мирное начало, а идет война. Каждый стоит за всех, и все за одного. Подобная же ситуация будет на батарее Раевского во время Бородинского сражения, только свидетелем будет не Болконский, а Пьер в своей знаменитой белой шляпе. Чувствуется «скрытая теплота патриотизма».
До начала сражения Тушин рассуждает о смерти и единственный признается, что умереть страшно. Он честен и добр, отзывчив. Князь Андрей слышит все, и, очевидно, что ему, в душе философу, интересно знать, что думает представитель народа.
Образ и характеристика Тушина в романе Война и мир Толстого
... князь Андрей, характеризовал его как: «Малый Тушин, с трубкой прикушенной в сторону». Взгляд Тушина довольно-таки умный и добрый и глаза его большие и глубокие. После, автор романа напрямую восхищается поразительной комплекцией капитана, ... таких людей, как он, стоит брать пример и ставить в пример своим детям. Сочинение Тушин в Войне и мире Капитан Тушин, в романе играет второстепенную роль, но его ...
Но вот началось сражение. «Земля как будто ахнула от страшного удара». После разговора, услышанного князем Андреем, кажется, что это «оживление» земли происходит под влиянием Тушина, более того, сказано его словами, ведь он даже пушку
называл по имени («Матвеевна»), любя. Сразу же казавшиеся разрозненными люди сплачиваются, у всех есть одна общая цель — победить. У всех лица говорят: «Началось! Вот оно! Страшно и весело». Так думают и Тушин, и Болконский, так будет думать и Пьер в Бородинском сражении, человек невоенный, но приехавший поддержать армию, чувствующий, что случится что-то важное (русские будут драться за свою землю, за Родину).
Тушин и Багратион в чем-то противопоставлены друг ДРУГУ — Особенно это заметно при появлении князя Багратиона на месте сражения тушинской роты: Тушин оживлен, «пищит» (подчеркивается его в какой-то степени ненужность: эти великаны, окружающие его, знают, что и как надо делать), старается «придать молодцеватость своей фигуре», а глаза полководца тусклы, безжизненны.
Также Тушин напоминает Кутузова, когда «робким и неловким движением… как благословляют священники» прикладывает «три пальца к козырьку». Таким образом, Толстой подчеркивает «невоенность» капитана батареи, его робость, но здесь есть и
христианское начало, когда, вопреки запрету убивать, берут оружие и идут защищать свою землю. Возможно, важно не присутствие Михаила Кутузова как главнокомандующего в штабе, но присутствие человека с истинно русской идеологией.
Тушину, так же как и Кутузову, жалко людей, жалко смотреть на убитых и раненых, он морщится, видя их. Благодаря ему рота, да и войско выстояли, хотя по достоинству оценить его заслуги перед Отечеством смог только князь Андрей, сказавший: «Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой».
Интересно, что первую часть сражения читатель видит Тушина глазами князя Андрея, и в его сознании это «маленький худенький артиллерийский офицер» с «большими, умными и добрыми глазами» (создается образ маленького человека).
Есть ощущение, что его героический дух и незаметная внешность не складываются в одно целое, несовместимы. С одной стороны, он робкий и застенчивый, его постоянно окружают люди выше него ростом, но на войне в нем просыпается «детская радость» (он словно играет в какую-то игру, где французы — «муравьи», а он — герой), и кажется, что он шире, выше, больше, чем есть на самом деле. Но в нем нет той кровожадности, которая будет впоследствии в Тихоне Щербатом. Оба служат Родине, но Тушин по своей философии ближе к Каратаеву, хотя тот проповедует непротивление злу насилием. Капитан не убивает, а защищает, и
в этом основное различие между ним и Щербатым.
В этом эпизоде Л. Н. Толстой дает не только косвенную оценку народному движению, но и роли отдельной личности в истории. Мне кажется, что особенно ясно его мнение при встрече Багратиона и Тушина. Самое главное, что сам капитан, имеющий указание стрелять в одну конкретную цель, «посоветовался с фельдфебелем» и решил, что «хорошо было бы зажечь деревню», отряд прикрытия тоже уходит вместо того, чтобы защищать тушинскую роту — все показывает, что «это невозможно» (так сказал князь Андрей в разговоре с Пьером накануне Бородина), что распоряжения и сам командующий ничто. Народ, только народ с огромным, присущим только ему чувством патриотизма спасет Россию.
Диалектика души» героев Л. Н. Толстого (Князь Андрей Болконский)
... Раньше Болконский был согласен с этим старым дубом, но после встречи с Наташей, ночи в Отрадном преображается, возрождается душа князя Андрея. ... считает, что великие личности, такие, как Наполеон, Александр I, Кутузов, могут решать судьбы миллионов, и верит, что благодаря ему ... души», то есть Толстой описывает в своем романе все моменты развития человека, и именно это для него важно. Болконский достиг ...
«Скрытая теплота патриотизма» явно противопоставлена псевдопатриотизму, царящему в салоне Анны Павловны Шерер, а также патриотизму Долохова. Да, он смел и бесстрашен, но его храбрость проявляется лишь в том, что он «в упор убил одного француза и первый взял за воротник сдавшегося француза». Но после этого он тут же бежит доложить о своем героизме, показывая рану и говоря: «Попомните, ваше превосходительство…» Долохов старается ради себя, пытаясь вернуть себе офицерский чин.
Истинное чувство патриотизма проявляется по-разному. Князь Андрей, вообще человек скрытный, выскажет Пьеру свои чувства только перед Бородинским сражением, т. е. намного позже. Багратион скажет: «С Богом, ребята!» — и сколько любви к сынам
Отечества в этой фразе! Тушин проявляет свои чувства на поле битвы. Он не хочет отступать, на его глазах слезы.
(Возможно, ему жалко тех двух пушек, которые описаны как люди, и отношение к ним у Тушина человеческое, оттого, когда солдаты отступают, они как будто бросают на поле битвы раненных в бою друзей, что не соответствует солдатской этике.)
Для него нет тактики и всех военных наук. Он солдат, цель которого не допустить врага на территорию России, впрочем, и для Кутузова это самое главное. В конце романа Толстой напишет: «Представителю русского народа, после того, как враг
уничтожен, Россия освобождена… делать больше нечего. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти».
Так сказано про Кутузова, но эти слова можно! в полной мере отнести к Тушину. Ведь в последний раз читатель видит его в госпитале для больных тифом. Ростов и Тушин
встречаются в последний раз, но если для раненого Николая Тушин сделал все, что мог, то Ростов не очень волнуется за судьбу капитана.