Направляемое изложение с элементами сочинения в 9 кл. в технологии РКМЧП по тексту Д. Гранина из очерка « О милосердии»

Сочинение

Пример 1

Даниил Гранин, русский писатель, поднимает очень важную нравственную проблему исчезновения милосердия в обществе. Он считает, что чувство милосердия «отторгнуто нашей жизнью, а изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности». Полностью разделяю мнение писателя. Чувство милосердия – это показатель здоровья общества. Только духовный человек может быть милосердным. А что будет представлять собой общество бездуховных, безнравственных людей? Даже страшно представить. Думается, что прав автор и в том, что милосердие – чувство «врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой». Но если человек не использует его, оно потихоньку исчезает. Душа должна трудиться, преодолевая эгоизм, скупость, равнодушие. А это сложно. Истинно милосердных людей, готовых отказаться от чего-то, поделиться, помочь всегда, а не от случая к случаю. И милосердие воспитывать надо с раннего детства. Причем не только словами, а личным примером. Тогда для человека такое поведение станет привычным укладом его жизни. Хотя новое время скоростей, образа жизни не оставляют порой возможности даже с соседями познакомиться. Все спешим. Своих забот хватает. Тут некогда проявлять милосердие. Но это все отговорки черствых, равнодушных, себялюбивых людей. Есть ведь и те, кто работает волонтером в хосписах, ходит в больницы, где лечатся больные дети, готовит подарки для пожилых людей в домах престарелых. И делают это от души, не ставя себе это в заслугу. Я считаю, таких людей высоконравственными. Нельзя позволять душе «лениться».

Проблема совести. По Д. Гранину , Сочинение по тексту:

Даниил Александрович Гранин (род. 1918) – русский писатель, общественный деятель. В своей статье описывает проблему совести. Эта проблема актуальна в наши дни, так как совесть в человеке – знак хорошего воспитания. И бессовестные люди обычно показывают свое плохое поведение и воспитание. Даниил Александрович пишет: «Церемония заканчивалась, когда вдруг, растолкав всех, прорвался к гробу Леонид Борисов». Д. Гранин повествует, «С течением времени начинаю понимать, что до человека порой может достучаться только совесть – внутренний его голос, он куда действенней, чем бесконечные призывы, требования учителей, воспитателей, даже родителей». Писатель рассказывает, «Поступок по совести не обесценивается, не приводит к разочарованию». Автор считает, что совесть – это внутренний судья человека, выражающий его способность к оценке собственного поведения, именно она заставляет человека взглянуть на свои поступки со стороны и сделать правильный вывод. Я согласна с Даниилом Александровичем Граниным. Действительно, не первый раз мы слышим о том, что совесть – внутренний судья человека! Во-первых, давайте вспомним произведение Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

В этом произведении Раскольников, главный герой романа, в поисках справедливости, перешел грань человеческого бытия. Убив старушку-процентщицу, он долго мучился, но понял, что человек не имеет права лишать других людей жизни, какая бы не была на то причина. И именно совесть, которая проснулась в нем, побудила его сознаться в этом преступлении. Во-вторых, как-то раз моя сестра пришла со школы и увидела, что я разбила любимую мамину вазу. Она решила помочь мне, сказав родителям, что это она. Но спустя некоторое время, я не смогла спокойно жить. Я чувствовала свою вину перед ней. И решила рассказать всю правду родителям. После этого мне стало намного легче на душе! Таким образом, я хочу сделать вывод. Совесть относится к важным человеческим качествам, ведь в большинстве случаев именно она ставит человека на верный путь истины.

Текст Даниила Александровича Гранина:

(По Д. Гранину)*

Еще сочинения по данному тексту

Проблема определения понятия «совесть»

Пример 2

В наше время люди все чаще стали забывать о доброте. Предложенный текст Даниила Александровича Гранина не может оставить равнодушным, так как в нем поднимается такая проблема, как утрата милосердия. Привлекая внимания читателей к данной проблеме, советский писатель пишет о том, как чувство милосердия, одно из составляющих нравственности, стало забываться людьми. Даже сам термин «милосердие» постепенно стал «устаревшим и непопулярным». Автор приводит в пример изничтожение милосердия во времена раскулачивания. Милосердие стали запрещать, «даже сочувствие невинно арестованным запрещалось.» Эти слова имеют глубокий смысл и демонстрируют, до какого абсурда могут дойти попытки изъятия милосердия. Его последствием, по мнению автора, может быть лишение человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. Затем, Даниил Гранин приводит пример из детства. Он вспоминает, как его отец всегда подавал нищим медяк и учил его делать также. Отец писателя никогда не рассуждал, притворяется человек или нет, «раз нищий — надо подать.». Это было неким упражнением милосердия, которое, к большому сожалению, «заросло, заглохло, оказалось запущенным» в наши дни. Автор убеждает нас в справедливости вывода о том, что утрата милосердия опасна, так как милосердие — это одно из важнейших действенных проявлений нравственности человека.

Милосердие намеренно уничтожали и вытравляли в непростые периоды истории нашей страны. Оно могло помешать проявлению жестокости и беззакония по отношению к тем, кто по определенным причинам оказывался неугоден существующему режиму. Еще одной причиной утраты милосердия, по мнению автора, является тот факт, что в современном мире оно все чаще не находит практики. Я согласна с точкой зрения автора. Сейчас люди стали забывать о доброте и милосердии, оно стало тяжелым и неугодным для многих. К большому сожалению, сегодняшние реалии не позволяют с полной уверенностью сказать, что искреннее, бескорыстное милосердие действительно все еще существует. Причиной этому служит множество факторов, но исторический контекст и изменения моральных ценностей человечества являются основными. Нельзя не вспомнить рассказ А. Солженицына «Матренин двор». Героиня с тяжелой судьбой всю жизнь хранила свет в душе. Она потеряла мужа на войне и детей, болела и жила совершенно одна. Однако, несправедливость жизни и жесткие условия тоталитаризма не смогли затмить и остановить ее милосердие по отношению к окружающим. Это доказывает, что даже такие причины, как непростая ситуация в стране и непростая судьба не остановят по-настоящему светлые и добрые порывы души. Таким образом, важно несмотря ни на что воспитывать и поддерживать в себе милосердие.

2 стр., 912 слов

Что такое совесть? Определение понятие для сочинения

... совести, муки совести). Совесть сформировала у людей чувства участливости, сострадания, милосердия. Сознание совести занимает особую роль в духовной жизни, в поведении человека. Не случайно человеку непорядочному бросают такой упрек: “У тебя совести нет!”. Совесть в таких ...

Оцените, на сколько материал был вам полезен

[Всего: 4 Средний: 4.8/5]

Сборник идеальных эссе по обществознанию

(1)В прошлом году со мной приключилась беда. (2)Шёл я по улице, поскользнулся и упал… (З)Упал неудачно, хуже некуда: сломал переносицу, всё лицо разбил, рука выскочила в плече. (4)Было это примерно в семь часов вечера. (5)В центре города, недалеко от дома, где я живу.

(б)С большим трудом поднялся… (7)Лицо залито кровью, рука повисла плетью. (8)3абрёл в ближайший подъезд, пытался унять платком кровь. (9)Куда там — она продолжала хлестать, и я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает всё сильнее и надо быстро что-то сделать. (10)И говорить-то не могу — рот разбит.

(11) Решил повернуть назад, домой.

(12) Я шёл по улице, думаю, не шатаясь. (13)Шёл, держа у лица окровавленный платок, пальто уже блестело от крови. (14)Хорошо помню этот путь — метров примерно триста. (15)Народу на улице было много. (16)Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята. (17)Все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. (18)Хоть бы кто на этом пути подошёл ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. (19)Я запомнил лица многих людей — видимо, безотчётным вниманием, обострённым ожиданием помощи…

(20)Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. (21)Надо добираться до дома.

(22)Позже я раздумывал над этой историей. (23)Могли ли люди принять меня за пьяного? (24)Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. (25)Но даже если бы и принимали за пьяного… (25)Они же видели, что я весь в крови, что- то случилось: упал, ударился. (26)Почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чём дело? (27)3начит, стремление пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил стало обычным явлением, а «меня это не касается» стало убеждением?

(28)Раздумывая, с горечью вспоминал этих людей; поначалу я злился, обвинял, недоумевал, негодовал, а вот потом стал вспоминать самого себя. (29)И нечто подобное отыскивал и в своём поведении. (ЗО)Легко упрекать других, когда находишься в положении бедственном, но обязательно надо вспомнить и самого себя. (31)Не могу сказать, что при мне был точно такой случай, но нечто подобное обнаруживал и в собственном поведении: желание отойти, уклониться, не ввязываться… (32)И, уличив себя, начал понимать, каким привычным стало это стремление, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.

20 стр., 9799 слов

Рассуждение милосердие по тексту гранина

... голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. (35) Из твоей части, из другой ... острова была некогда улица Милосердия. (8)Сочли это название отжившим даже для улицы, переименовали в улицу Текстильщиков. (9)Слова стареют ... Почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чём дело? (27) 3начит, стремление пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил стало ...

(ЗЗ)Раздумывая, я вспоминал и другое. (34)Вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. (35)Из твоей части, из другой — было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. (Зб)Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили… (37)Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. (38)Но не о них речь, мы сейчас говорим о главных жизненных правилах той поры.

(39)И после войны это чувство взаимопомощи, взаимообязанности долго оставалось среди нас. (40)Но постепенно оно исчезло. (41)Утратилось настолько, что человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле. (42)Мы привыкли делать оговорки, что-де не все люди такие, не все так поступают, но я сейчас не хочу оговариваться. (43)Мне как-то пожаловались новгородские библиотекари: «Вот вы в «Блокадной книге» пишете, как ленинградцы поднимали упавших от голода, а у нас на днях сотрудница подвернула ногу, упала посреди площади — и все шли мимо, никто не остановился, не поднял её. (44)Как же это так?» (45)Обида и даже упрёк мне звучали в их словах.

(46)И в самом деле, что же это с нами происходит? (47)Как мы дошли до этого? (48)Как из нормальной отзывчивости перешли в равнодушие, в бездушие? (49)Как это стало обычным, нормальным?

(50)Я уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. (51)Думаю, что это врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. (52)Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

(бЗ)Вспомнилось мне, как в детстве отец, когда проходили мимо нищих — а нищих было много в моём детстве, — всегда давал мне медяк и говорил: поди подай. (54)И я, преодолевая страх, — нищенство нередко выглядело страшновато, — подавал. (55)Иногда преодолевал и свою жадность — хотелось приберечь деньги для себя, мы жили довольно бедно. (56)Отец никогда не рассуждал: притворяются или не притворяются эти просители, в самом ли деле они калеки или нет. (57)В это он не вникал: раз нищий — надо подать.

(58)И, как теперь я понимаю, это была практика милосердия, то необходимое упражнение в милосердии, без которого это чувство не может жить. (59)Упражняется ли милосердие сегодня в нашей жизни?.. (60)Есть ли постоянная принуда для этого чувства? (61)Толчок, призыв к нему?

(62)Всегда существовали и будут существовать разные возможности для проявления милосердия человеческого, которые нужно использовать. (63)Не только в чрезвычайных, аварийных случаях необходимо проявление милосердия, оно должно находить своих адресатов и в обычной жизни. (64)Пусть не угаснет свет милосердия в сердцах людей!

(ПоД. Гранину*)

* Даниил Александрович Гранин (1919-2017 гг.) — советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель.