Краткая история создания и особенности музыки «Итальянского концерта» И.С. Баха
«Итальянский концерт» И.С. Баха — это единственное сольное произведение для клавира без инструментального сопровождения, написанное в жанре concertо grosso. Это старинный жанр, который характеризуется противопоставлением Tutti и Solo. Группа солистов или один солист исполняют эпизоды, отличные от тех, которые исполняются всем оркестром. Влияние итальянской музыки в этом жанре заключается в облегчении фактуры и освобождении ее от полифонической перегрузки.
И.С. Бах не был единственным композитором, кто писал в жанре concertо grosso. Влияние произведения Иоганна Маттезона «Sonate pour le Clavecin, dedie a qui la jonera le mieux» (Гамбург, 1713 г.) сказалось на I часть концерта Баха.
«Итальянский концерт» был успешно принят современниками Баха и представляет праздничную атмосферу. Концерт начинается с жизнерадостного тона, который сохраняется на протяжении всего произведения.
В I части концерта — Allegro — главную роль играет первая тема, которая придает энергию всему движению. II часть — Andante — является мечтательной и лирической, с импровизационным развитием мелодии. Звучание лидирующей мелодии напоминает звучание скрипки или духового инструмента. Финал — Presto — контрастен Andante, но близок к Allegro. В этой части также проявляется жизнерадостность, как и в первой.
И.С. Бах редко оставлял указания в своих произведениях, но «Итальянский концерт» содержит некоторые авторские ремарки. Хотя автограф произведения утерян, И.С. Бах подготовил второе издание с исправлениями. К сожалению, эти исправления лишь незначительно касаются исполнительских указаний.
Развертывание
Концерт состоит из трех частей, каждая из которых содержит свои особенности и авторские ремарки.
I часть концерта
Концерт начинается с цитаты из симфонии Георга Муффата «Florilegium Musicum». А. Швейцер отмечает, что родство мыслей в этой цитате слишком явно, чтобы считать его случайностью. [5;235]
Автор не указывает характер и темп исполнения в этой части концерта. Отсутствие таких указаний не удивительно, учитывая, что И.С. Бах не всегда оставлял подобные инструкции. Исследователи отмечают, что, исходя из общего характера музыки и традиций жанра, уместно использование термина «Allegro».
Иоганн Себастьян Бах. Жизнь и творчество вне времени
... было напечатано и издано на средства муниципалитета. Большинство произведений Баха увидело свет лишь после смерти автора. Снова Веймар. Бах на светской службе. Приобщение к мировому музыкальному искусству. ... художественных впечатлениях. Так возникла мысль о путешествии в город Любек, где давал концерты на органе знаменитый немецкий композитор Дитрих Букстехуде. Осенью 1705 года, воспользовавшись ...
По мнению А. Майкапара, первый аккорд и аналогичные аккорды следует арпеджировать снизу — вверх, «ломая» их и беря бас точно «на долю». Этот способ был распространен во времена И.С. Баха и считался более акцентированным и богатым. Однако такое исполнение аккордов не относилось к орнаментике.
А. Майкапар отмечает, что указанное Бахом «forte» в эпизодах «solo» должно отличаться от «forte» разделов «Tutti» и быть более прозрачным. Для фортепиано в терминах исполнительства рекомендуется: для «Tutti» — «forte», для верхнего голоса в эпизодах «Solo» — «mezzo forte», для аккомпанирующих голосов — «piano».
При передаче «неудобных» нот из одной руки в другую следует учитывать, что на клавесине могло предполагаться использование разных клавиатур.
II часть концерта
Вторая часть концерта содержит элементы «quasi pizzicato».
Эта часть также характеризуется большим количеством мелизмов. Как отмечает Л. Ройзман, из 150 разнообразных украшений, присутствующих в этой части, 134 выписаны самим композитором крупными нотами в тексте. [3;2]
III часть концерта
Третья часть концерта обозначена термином «Alla breve».
В международной практике зачастую музыкальные произведения И. С. Баха преподаются с особенным подходом к артикуляции. Этот фактор тесно взаимодействует с техникой исполнения, музыкальной экспрессией и другими областями.
или Произведение, в котором не указана конкретная артикуляция, требует навыка и разборчивости исполнителя. Игра на инструменте может быть как связной, так и разчлененной. Отметим, что разчлененная игра не обязательно означает исполнение в стиле staccato, а указывает на четкое разделение звуков. Границы такой артикуляции устанавливаются для каждой отдельной композиции, подчиняясь её характеру и смысловому замыслу.
Становится ясным, что артикуляция тесно связана с фразировкой. Если перефразировать, можно сказать, что артикуляция связана с ясной и точной передачей мелодии, а фразировка ориентирована на передачу мелодической линии с учетом её смыслов и интонационных характеристик.
Что касается «Итальянского концерта», то в нотном тексте указаны некоторые штрихи, однако они являются довольно редкими. Например, указания к игре в виде «лиг» и «точек» помещаются в тексте в определенных местах, и только подтверждают общий характер исполнения.
В заключение следует упомянуть, что исполнение «Итальянского концерта» на современном инструменте, таком как фортепиано, требует основательного исследования особенностей и характера произведения. Исполнитель должен быть аккуратным в адаптации указаний артикуляции исполняемого произведения к приемам, которые доступны на фортепиано.
Список литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/italyanskiy-kontsert-baha/
Некоторые проблемы исполнения полифонии на баяне
... ИСПОЛНЕНИЯ ПОЛИФОНИИ НА БАЯНЕ Одной из характерных особенностей баяна является широкая возможность исполнения на нем полифонии С появлением готово-выборных баянов усилилась полифонизация музыкальной ткани в современных оригинальных сочинениях, поскольку возможность исполнения ...