Напишите плииис об интеллигентности, какие черты должны быть у интеллигентного

Сочинение

Интеллигентный человек

Интеллигентный человек, кто же он такой? Думаю это тот, кто имеет хорошее воспитание, манеры в общении с другими людьми и совершенно неважно, какого возраста его собеседники, главное это уважение к людям. Пожилой человек или совсем ещё юный, он должен понимать и знать, что можно, кому и когда говорить и делать. Ведь за свои слова и поступки, нужно отвечать. Если интеллигентный человек, едет в переполненном вагоне метро или автобусе, конечно же его могут нечаянно, а иногда увы и специально, толкнуть, задеть, накричать, обвинить во всех смертных грехах и при этом, он может остаться крайним, но никогда он не опустится до такого уровня, как нагрубить в ответ и не дай бог, так же толкнуть или еще что-то. Нет, он не так воспитан и не может себе позволить, из-за каких-то мимолетных не до пониманий, сорваться, ответив на хамство и грубость, тем же. Возможно, он даже извинится, хотя и не виноват или просто промолчит, чтобы не разжигать конфликт, на беспочвенных обвинениях. Но к сожалению, в последнее время, интеллигентных людей, встречается не так и много, они словно раритет, антиквариат и среди молодежи таких, можно встретить очень редко. В основном молодые люди, ругаются матом, не все, но большинство, они не говорят спасибо, не благодарят за помощь, как будто, так и надо, будто люди обязаны им помогать.

Видимо слова благодарности, это нечто непостижимое и трудно запоминаемое или может быть, им не хочется показаться хорошими, среди своих ровесников, не стать белой вороной, ведь все грубые, так почему я должен быть другим. Вот так вот, глядя друг на друга и боясь быть непонятыми и высмеянными, молодые люди, все чаще становятся грубыми и хамоватыми, не только со своими друзьями и знакомыми, но и с незнакомыми людьми, которые иногда им в бабушки и дедушки годятся. Они упорно не замечают или делают вид, что не хотят замечать, возраст тех, с кем они спорят. А уж об извинениях и речи не идет, такие простые и нужные слова, как простите, извините, сожалею, мне очень жаль, вообще в их лексиконе не значатся. Для них, это словно иностранный язык, слова паразиты, которые они стараются искоренять из своей речи. Вот и получается, что интеллигентный человек, это большая редкость в нашем современном обществе, хотя многие родители, пытаются внушать своим детям, еще с пеленок, как правильно нужно себя вести, как поступать и что говорить, если вдруг их ребенок, кого-то нечаянно обидит словом или делом. Но есть и такие родители, которые показывают плохой пример, своим маленьким детям, ругаются матом, обзывают друг друга нецензурными словами, пьют, курят, гуляют и даже распускают руки. И вот в таких семьях, видя, как ведут себя взрослые, дети впитываю в себя словно губка, весь этот негатив. А становясь старше, начинают копировать своих родителей. Конечно, воспитание зависит не только от родителей. Все же большая часть того, как человек себя ведет, зависит от него самого и если он поборет в себе, все плохое, не даст выйти наружу гневу, то возможно, не все потеряно и став взрослым, он извлечет урок из прошлого и станет с пониманием, относится к людям.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Похожие материалы:

  • Русские поэты XX века о духовной красоте человека — —
  • Человек и природа в русской прозе XX века (на примере одного произведения) — —
  • Подвиг человека на войне (по одному или нескольким произведениям о Великой Отечественной войне) — —
  • Рассказ М.Горького «Старуха Изергиль». Подвиг человека во имя людей — —
  • Образ «дна» и проблема нравственного выбора человека в пьесе М. Горького «На дне» — —
  • Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне» — —
  • Романтический идеал Человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» — —
  • Жизнь человека и мир природы в лирике А.А. Фета — —
  • Сочинение на тему: Кто сильнее — человек или война? (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека») — —
  • Сочинение на тему: История и судьба человека: Айвенго (по роману В. Скотта «Айвенго») — —
  • < Назад
  • Вперёд >

Интеллигентные люди! Кто же они такие?

Вот представьте – приехали вы в администрацию района за справкой и встали у кабинета № 158, ждете момента, чтобы проскользнуть. А вам граждане, что ещё раньше прибыли караулить заветный кабинет, вежливо так говорят: «Женщина, вас тут не стояло». Заметьте, не грубо, а очень даже ласково они это вам сообщают. Получается, что и граждане не унизили себя грубостями, и вы не обиделись. А все почему? Потому что в очереди собрались интеллигентные люди. Кстати, а кто они?

Что это вообще такое, интеллигентность – чуткое состояние души, буддистский уровень эмоциональной зрелости, дипломный статус или небоскрёбы прочитанных книг?

У каждого утверждения есть критерии: если ранней весной ваш сад – пионер по части тюльпанов, вы без сомнений талантливый садовод; если вчера вы снова принесли домой голодного котёнка — вы добрый и чуткий человек; если вы можете часами вести аргументированный спор о противостоянии литературной значимости Пушкина-Карамзина – вы умница и эрудит. При этом не факт, что интеллигент. Спор о том, кого можно отнести к интеллигенции, ведется уже несколько столетий и продолжается сегодня. Исторические события и социальные нормы не раз меняли портрет интеллигента. Мы составили собственный шорт-лист определений этого культурного явления, принадлежащих перу личностей национального и муниципального масштаба.

2 стр., 545 слов

«Горьким словом моим посмеются»ы

... слова из библейской книги пророка Иеремии : «Горьким словом моим посмеются» . пророк Иеремия говорит: «Понеже горьким словом моим посмеюся» (20:8), т. е. поскольку говорю людям горькое (в греч. тексте pikros — горький, суровый, острый, жестокий) слово, ... чтобы хоть как-то избавиться от горечи поражения от его первого сочинения. Несмотря на обилие впечатлений, он чувствовал себя одиноким. Он думал ...

В латинском языке слово intellego являлось глаголом и значило «мыслить, разбираться», т.е. транслировало действие.

Сегодняшний интеллигент больше склонен наблюдать и выносить оценки, чем забираться на баррикады и оттуда с девяти до шести азартно менять мир.

Русского интеллигента ХХI века легче всего найти на Фейсбуке. Именно тут он собирает или сеет урожай мнений, обменивается реверансами с приятными гражданами, пикируется с неприятными и отчаянно противостоит злу — ханжеству, глупости и лицемерию. У зла есть рейтинг – первое место занимает любая политика и произвол власти, второе – падение нравов, третье – околорелигиозные прения, четвертое – чёрствость и хамство чиновников, пятое – всякие мелочи, типа pr-околесицы звезд шоу-бизнеса.

Интеллигентный человек образован и эрудирован, постоянно самосовершенствуется. Его разум не знает покоя.

В части добра современная интеллигенция — понятие клубное. Благодаря распространению социальных сетей интеллигент больше не индивидуалист. Интеллигент делится яркими мыслями, пламенными призывами и стихийными манифестами с членами клуба – благо, сегодня это делается простым репостом. И да, согласны вы с этим или нет, тренд современной русской интеллигенции — мат. Причем, у самих носителей идеологии мата аргументы на этот счет имеются надежные, как сейфовая дверь – во-первых, мы не ханжи, во-вторых, мат придает речи образность, в-третьих, мат – это демонстрация свободы личности. Сдается нам, что интеллигентный мат – простое пижонство. Однако такой аргумент интеллигенции не мил.

В России принято считать, что, в среднем по палате, натура русского человека тоньше, чувствительнее и острее в восприятии, чем натура толстокожего европейца. Отчасти это подтверждается фактом возникновением в России интеллигенции. Запад не стал разбираться в тонкостях и нюансах этого явления, а просто разбил общество на две команды – работников умственного и работников физического труда. Во время формирования в России особого класса идеалистов с пламенным сердцем и чуткой душой, западные империи назначили цветом наций юристов и философов, назвав их intellectuals — интеллектуалы. Получается, что европейцы просто не выделили в отдельную группу интеллектуальных джедаев, хранителей духовности и чести своей цивилизации, считая, что образованный и законопослушный человек приносит обществу исчерпывающую пользу и не нуждается в дополнительных социальных нагрузках.

6 стр., 2758 слов

Про известного человека россии на английском языке

... Русский космонавт Гагарин был первым человеком, которые в 1961 году облетел нашу Землю. Рассказ о знаменитом человеке на английском языке Английский топик или сочинение – отличный повод протестировать ... includes Pyotr Tchaikovsky, Modest Mussorgsky, Nikolai Rimsky-Korsakov and others. Выдающиеся люди России Роль российских ученых, писателей, музыкантов, художников и других выдающихся деятелей ...

Советский энциклопедический словарь 1988 г. определяет интеллигенцию как «общество, слой людей, профессионально занимающийся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры».

Действительно, вроде всё на своих местах – непонятно только где найти творческую составляющую в труде образованного и даже начитанного участкового терапевта? И у идейного дауншифтера – вдохновенного булочника, защитившего когда-то диссертацию о влиянии северного ветра на стихотворную форму Цветаевой, в этом определении тоже нет шансов на интеллигентность.Многие русские философы не скрывали негативного отношения к интеллигенции. Так, когда Льва Гумилева спросили, считает ли он себя интеллигентом, историк ответил:

«Боже меня сохрани! Нынешняя интеллигенция – это такая духовная секта. Что характерно: ничего не знают, ничего не умеют, но обо всем судят и совершенно не приемлют инакомыслия».

Вячеслав Плеве отозвался об интеллигенции так:

«Русская интеллигенция имеет одну, преимущественно ей присущую особенность: она принципиально и притом восторженно воспринимает всякую идею, всякий факт, даже слух, направленные к дискредитированию государственной, а также духовно-православной власти, ко всему же остальному в жизни страны она индифферентна».

Иван Бунин тоже довольно резко отзывался о предмете споров:

«Не будь народных бедствий, тысячи интеллигентов были бы прямо несчастнейшие люди. Как же тогда заседать, протестовать, о чем кричать и писать? А без этого и жизнь не в жизнь была».

Получается, что главные претензии, которые предъявляли значительные русские мыслители к понятию интеллигенция, это поверхностность, прикрытая склонностью к показному беспокойству и хлопотливости на фоне апатичности и безынициативности.

6 стр., 2736 слов

Роль документа в жизни человека в обществе

Предметом исследования стали свойства, признаки документа, а также роль и значение документа в жизни человека в обществе. Понятие «документ», его историческое развитие Понятие «документ» является центральным, фундаментальным в понятийной системе документоведения. Оно отражает признаки ...

Сегодня это выглядит так: значимая персона с высокими гуманными принципами бросает в сеть язвительный пост, ругающий и высмеивающий, допустим, тупость чиновника N. Пост оканчивается пронизывающей горечью автора по поводу проржавевшей системы. И все. Никаких предложений. Никаких действий. Каждый лайк и репост, выдаваемый за действие, таковым не является. Это удобная иллюзия того, что вы несёте в мир добро и справедливость. Просто. Удобно. Для тебя!

По счастью, существует и противоположный взгляд на интеллигенцию. После идеологов понятия – Николая Чернышевского и Николая Добролюбова, самым ярким представителем прекраснодушной русской интеллигенции был Антон Чехов — интеллектуал, «стремившийся не столько к политическому, сколько к нравственному переустройству мира».

Василий Шукшин писал так:

«Интеллигентный человек — это неспокойная совесть, ум, … горький разлад с самим собой из-за проклятого вопроса: «что есть правда», гордость… И сострадание к судьбе народа. Неизбежное, мучительное»

Тонкости восприятия интеллигенции в новейшей истории доходчиво обозначил Александр Солженицын:

«В Советском Союзе это слово приобрело совершенно извращенный смысл…Сюда попали все партийные, государственные, военные и профсоюзные бюрократы…Все канцелярские служащие. С тем большей легкостью причисляют сюда всех учителей (и тех, кто не более, как говорящий учебник, и не имеет ни самостоятельных знаний, ни самостоятельного взгляда на воспитание).

Всех врачей (и тех, кто способен только петлять пером по истории болезни).

И уж безо всякого колебания относят сюда всех, кто только ходит около редакций, издательств, кинофабрик, филармоний, не говоря уж о тех, кто публикуется, снимает фильмы или водит смычком. А между тем ни по одному из этих признаков человек не может быть зачислен в интеллигенцию. Если мы не хотим потерять это понятие, мы не должны его разменивать. Интеллигент не определяется профессиональной принадлежностью и родом занятий. Хорошее воспитание и хорошая семья тоже еще не обязательно выращивают интеллигента. Интеллигент — это тот, чьи интересы и воля к духовной стороне жизни настойчивы и постоянны, не понуждаемы внешними обстоятельствами и даже вопреки им. Интеллигент — это тот, чья мысль не подражательна»

Опираясь на мнение адептов, можно утверждать, что важнейшие характеристики интеллигентного человека – неподдельная искренность, острое милосердие, неутолимая жажда духовности и упрямое безоглядное взращивание собственной личности. Говорить, о чем думается. Помогать тихо. Благодарить обязательно. Думать всегда. Как-то так…

2 стр., 803 слов

Как общество влияет на человека? (2 варианта)

... в стихах «Евгений Онегин» описал специфику влияния дворянского общества на людей. Рассказывая читателю про детство, отрочество и стиль жизни своего героя, автор обращается ко всем своим современникам ... жизни и не нуждалась в обществе кого-либо, кроме возлюбленного и бабушки. У нее сформировалась сильная и независимая натура. В данном примере мы видим, что влияние окружения навязало человеку ...

«А что подумал по этому поводу Кролик, никто не узнал, так как Кролик был очень воспитанным». С интеллигенцией, несмотря на её хорошее воспитание, всё обстоит иначе. Можно примерять на себя все вышеприведённые определения. Можно относить себя к интеллигенции или не относить. Можно вообще не задумываться о собственной «классификации». Но нам было бы очень интересно узнать ваше мнение — считаете ли вы себя интеллигентным человеком и что вы вкладываете в это понятие?

Источник

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/intelligentnost-i-obrazovannost-eto-odno-i-toje/

Мне нравится 29

Великая история любви Истории Истории из жизни История История успеха История моды Правила Правила жизни

Похожие посты

Оставить комментарий

Напишите плииис сочинение об интеллигентности, какие черты должны быть у интеллигентного…

Отличительными чертами любого интеллигентного человека являются доброжелательность, культура поведения и терпимость ко всем людям, и уж потом, при более тесном общении выявляется уровень образованности, умения мыслить, хотя, конечно, желательно иметь этот уровень не очень низкий.

Интеллектуалы обладают значительным объёмом знаний, определённым мировоззрением, продвигают прогресс человечества, но это не означает, что они являются интеллигентами. Если они не уважают чужие жизни, и их деятельность направлена на уничтожение людей, то могут быть даже очень опасны для общества. Интеллектуалы легко превращаются в тиранов, если используют антигуманные средства для достижения своих целей. Их никак нельзя назвать интеллигентами, хотя намерения у них могут быть благими. Наверное, Вы не раз встречались со взглядами колючими, злыми, неприязненными. Иногда от взгляда отвернуться хочется, спрятаться, прервать общение. Но попробуйте в ответ не испепелять такой же ненавистью, недоверием, а послать дружелюбный, готовый к пониманию сигнал зрения – это и есть первый шаг к интеллигентности. Учитесь вежливости в общении – постарайтесь выбросить из своего лексикона грубые слова с циничной иронией, примитивные короткие выражения, замените их тонким юмором, метким, не обидным сравнением, используйте афоризмы или просто научитесь выдерживать паузу молчания. Следить за культурой своего поведения в разговоре, быту, в общественных местах, не перебивать своего собеседника – это второй признак интеллигентности. В культуре поведения важно следовать установке: «Не спешить, чтобы не насмешить и не наделать глупостей» . Каждый случай проявления терпимого и гуманного отношения является важным шагом к закреплению интеллигентности. Научитесь уважать чужую жизнь, как свою собственную, не ущемлять права других, сострадать. И не путайте: знание имеет общий характер, действие – частный. Люди, оправдывающие насилие во имя «великих целей» , не являются интеллигентами, и в душе у них сплошная целесообразность… Изучайте как можно больше книг по психологии, философии, истории, что позволит Вам не только получить большой объём знаний, но и научиться грамотно мыслить Образованность и умение мыслить украшают любого интеллигента. Не беда, если у Вас образование даже ниже среднего – Вы можете всегда помочь себе сами! Самообразование, как фактор саморазвития успешно действует до глубокой старости. Запомните – учиться никогда не поздно и всегда почётно!

18 стр., 8594 слов

Дом и семья. Общество. Мир женщины. Ждем ребенка. Гороскопы. ...

... из них: Пословицы Легче друга потерять, чем найти. Какову дружбу заведёшь, такову и жизнь поведёшь. Человек без друзей, что птица без ... несколько старше. Но все остальное в них было совершенно противоречиво. Евгений Онегин довольно быстро раскусил лицемерность светского общества. ... Владимира, одаривая ее комплиментами и танцуя лишь с ней. Своими действиями он заставлял нервничать и другую личность ...

Сочинение на тему кого можно назвать интеллигентным человеком

Ctrl+Enter

  • Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В предложенном тексте Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым поднимается такая проблема, как интеллигентность человека. Она продолжает оставаться актуальной в современное время. Раскрытие проблемы проводится в тексте на основе стереотипов, царствующих в обществе, а так же на личном жизненном опыте автора. Кроме этого, помогают развивать мысль множество риторических вопросов, также используемых в рассуждении. Дмитрий Сергеевич в своём тексте уходит от общепринятого понятия интеллигенции и говорит нам о том, что это качество, которое не приобретается не только с учёбой и культурным образованием. В первую очередь – это врождённое, тонкое чувство окружающего человека мира. Я полностью согласна с мнением автора. Действительно, часто бывает так, что прекрасно воспитанный и образованный человек отнюдь не являлся интеллигентом, так как в мыслях и поступках своих он груб, неискренен и высокомерен. В художественной культуре можно встретить много примеров, подтверждающих мысль автора. В комедии «Вишнёвый сад» А.П.Чехов отказывает в интеллигентности людям, которые ничего не делают, к труду не способны, ничего серьёзного не читают, о науках только говорят, а в искусстве понимают мало. Он считает, что человечество должно совершенствовать свои силы, много работать, помогать страждущим, стремиться к нравственной чистоте. В свою очередь я считаю подлинно интеллигентным человеком великого писателя А. И. Солженицына. Он прожил трудную жизнь, но до конца дней своих оставался физически и нравственно здоровым. Именно на таких людей стоит равняться в своём нравственном воспитании! В заключение можно сказать, что интеллигентность всегда можно развить, главное обратить свой взор внутрь себя, на свой внутренний мир, и начать его преобразовывать. Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены. Внимание, только СЕГОДНЯ!

7 стр., 3001 слов

«лишнего человека» в литературе

... общества в цыганский табор, но и в нем не нашедший своего места и назначения в жизни. Алеко послужил предшественником , как литературного героя. Почему мы считаем Евгения Онегина лишним человеком? ... Белинский назвал Онегина «эгоистом поневоле», «страдающим эгоистом», потому что таковым «сильную, недюжинную натуру» сделало общество. Это говорит о том, что под стереотипом «лишнего человека» можно ...

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

Балабанова Анна, гр. 133

В последнее время все чаще и чаще слышится слово «интеллигенция» по радио и телевидению. Споры о русской интеллигенции являются одной из любимых тем обсуждения в СМИ, где ведутся разговоры о возрождении России, возвращении к ее культуре, воссоздании интеллектуального слоя общества и т. д.

Так что же такое интеллигенция?

За ответом сначала обратимся к истории. Как писал П. Б. Струве в сборнике «Вехи», «русская интеллигенция как особая культурная категория есть порождение взаимодействия западного социализма с особенными условиями нашего культурного, экономического и политического развития. До рецепции социализма в России русской интеллигенции не существовало, был только «образованный класс» и разные в нем направления». Таким образом, можно сделать вывод, что интеллигенция – это образованный класс общества, стремящийся к его реформированию, улучшению жизни, демократии. Малый Энциклопедический Словарь (издание Брокгауза и Ефрона) добавляет, что интеллигенция «живет» интересами не только политики, но также «литературы и искусства». Передовые люди, одним словом, духовная и интеллектуальная элита.

Однако после революции 1917 г. смысл понятия «интеллигенция» стал искажаться. Многие интеллигенты, не смирившись с новой властью, вынуждены были эмигрировать, другие были репрессированы и конец своей жизни провели в лагерях. В итоге «сливки общества» были собственно из общества удалены, а их место заняла новоиспеченная «советская народная интеллигенция», «сельская интеллигенция» и другие социальные группы с не менее абсурдными названиями. Так, в «Словаре иностранных слов» (1979 г.) говорится, что к интеллигенции относятся «люди, профессионально занимающиеся умственным трудом и обладающие необходимым для такого труда специальным образованием (инженеры, техники, врачи, учителя, юристы, работники науки и искусства)». Получается, что роль этого социального слоя как «двигателя прогресса», некой политической силы была упразднена, поскольку единственно верной идеологией была линия партии.

Российская интеллигенция, как и вся Россия, развивалась отлично от европейской. В связи с этим интересно рассмотреть различия между русской интеллигенцией и западными интеллектуалами (обратите внимание, само слово «интеллигенция» существует только в русском языке).

Говоря о русской интеллигенции, стоит отметить такую ее характерную черту, как «подпольность», противостояние государственной власти, даже склонность к анархизму. Не зря же в середине 19 в. появилась Собственная Его Императорского Величия Канцелярия и ее небезызвестное III отделение, осуществлявшее политический надзор и сыск! Интеллигенция была как бы оторвана от реальности, ей приходилось прятаться, жить в своем собственном мире надежд и мечтаний, не имея возможности реализовать свои планы.

В Европе же дело обстояло совсем иначе: западные интеллектуалы всегда очень бережно относились к государству, видя в нем не врага, а товарища, средство достижения своих целей. Им было присуще сотрудничество с верховной властью, отстаивание своих интересов и интересов общества, т. е. они были реальной политической силой, которая продвигала новые законы, осуществляла реформы и т. д. Русская же интеллигенция такой способности была практически лишена.

6 стр., 2586 слов

Функции дизайна в жизни человека, общества, бытии

... человека, общества в целом. Организующая функция дизайна Дизайн упорядочивает пространство. Он помогает управлять чувствами, вниманием, эмоциями людей. Он акцентирует внимание на определенных предметах, позволяет воспринимать пространство как ... Изобилие средств - первая серьезная опасность, с которой приходится бороться искусству. Фактически это парадокс (нет излишка средств, скорее есть недостаток ...

Еще одно важное отличие состоит в том, что у западных интеллигентов было национальное самосознание, гордость за свою нацию, тогда как русские интеллигенты чаще считали себя космополитами и отстаивали уравнительные принципы – «чтобы всем все было поровну».

И последняя, на мой взгляд, отличительная черта русской интеллигенции – это ее ориентированность на Запад, т. е. «подстраивание» под чужие мысли. Появился К. Маркс – заговорили о социализме, в Европе прошли либеральные реформы – мы стали думать, как свергнуть царя и т. д. Но вся проблема заключается в том, что Россия и Европа – суть разные вещи! Исторически уж так сложилось, что в России всегда была очень сильная самодержавная власть, и западные проекты переустройства общества попросту не подходили для нас, были обречены на провал, а этого многие не понимали…

На этом хочется закончить исторический экскурс и поразмышлять о роли интеллигенции в современной России. Есть ли у нас в стране образованные люди? Конечно, есть! Занимаются ли они литературой и искусством? Конечно, занимаются! А наукой? Еще бы! А культурой общества, в смысле духовного его развития, а не просто производством материальных продуктов? На этот вопрос ответить сложнее… Засилье групп-однодневок на отечественной эстраде и детективных романов, похожих один на другой, практически отсутствие качественных кинопроектов – все это говорит о недостаточной роли современной интеллигенции и слабом ее влиянии на умы людей. Печально. А ведь в этом и состоит одна из ее главных функций!

А как насчет политики? Разве можно отнести Жириновского или, скажем, Зюганова к интеллигенции?! Могут ли люди, заботящиеся только о своем имидже и которые годами «водят избирателей за нос», быть интеллигентами?

Конечно, у нас есть интеллигенция, которая думает о России, занимается благотворительностью и служит, прежде всего, своему народу. Это Мстислав Ростропович, Александр Солженицын, правозащитник Сергей Ковалев и другие.

Одним словом, для улучшения положения дел русской интеллигенции нужно научиться находить компромисс с властью, научиться выслушивать все «за» и «против», а не вступать с ней в конфронтацию. Только тогда она сможет способствовать развитию общества и в достаточной степени служить ему, т. е. выполнять свое истинное предназначение.

Теги: Интеллигенция в России Эссе Философия

Сочинение на тему Интеллигенция самый уязвимый класс общества

Ни один общественный класс не признает в интеллигенте своего человека, даже если этот человек живет в том же квартале, в том же доме, а его родители работали в одном и том же цехе с вашими. Поэтому поднявшиеся массы, всегда страдающие ксенофобией, в первую очередь истребляют тех, кто как будто и свой, но однако, не похож на других по своему образу жизни, по стандартам, предъявляемым к жизни. Так было и во время революция 1917 года, и в гражданскую войну. «Ты из киндербальзамов, и очки на носу. Какой паршивенький! Шлют вас, не спросясь, а тут режут за очки». «Канитель тут у нас с очками, и унять нельзя. Человек высшего отличия — из него здесь душа вон. А испорть вы даму, самую чистенькую даму, тогда вам от бойцов ласка…» (И. Бабель, «Мой первый гусь»).

Так относились к интеллигенции революционные массы, низы, те, «кто был ничем» и стал «всем», основная сила, совершившая революцию.

Была и другая оценка интеллигенции со стороны принявших революцию людей. Так писатель А. Фадеев, в двадцатые годы создавший роман «Разгром», действующие лица и сюжет которого очень напоминают реальных людей и реальные события из жизни партизана Фадеева, делил интеллигенцию на две группы. К одной он относился крайне отрицательно, ко второй — положительно, хотя с оговорками. В его романе показаны только два человека, которых можно отнести к интеллигенции. Этих двух людей автор сталкивает на протяжении всего романа, эти люди имеют противоположные мнения практически по любому вопросу. Причем автор каждый раз встает на сторону одного и того же героя. Эти два героя — Левинсон, командир партизанского отряда, и Мечик, городской парень, решивший податься в партизанский отряд и воевать против «белых».

Левинсон вышел из мелкобуржуазной семьи, получил образование, женился, имел детей, но пошел в партизаны. Уже в детстве отличался «недетским упорством». «Он беспощадно задавил в себе бездейственную, сладкую тоску по ним (по птичкам, которые должны откуда-то вылететь и которых многие бесплодно ожидают всю свою жизнь) — все, что осталось в наследство от ущемленных поколений, воспитанных на лживых баснях о красивых птичках!

Видеть все так, как оно есть, — для того чтобы изменять то, что есть, приближать то, что рождается и должно быть», вот к какой — самой простой и самой нелегкой мудрости пришел Левинсон». Левинсон подавил в себе все чувства и мысли, которые ему казались ненужными, непрактичными, мешающими Делу, он подчинил все в себе разуму, который был заполнен только одной идеей его Дела, войной, отрядом. Получив письма — одно от жены, от которой он долгое время не получал никаких известий, второе — от начальника партизанских отрядов по округу, Левинсон, не читая, положил письмо жены в карман и почти забыл о нем, всецело погрузившись в содержание второго письма. Таким образом, Левин-сон превратил себя в сверхчеловека, в «силу, стоящую над отрядом», который всегда должен быть прав, который действует для людей, который помогает людям.

Мечик же «только хотел», а ничего не мог. Он пошел в отряд, «смутно представляя себе, что его ожидает». Мечик совершает ряд предательств: сначала предает девушку, фотографию которой хранил, потом Варю, потом весь отряд, свою идею, себя самого. Мечик оказался размазней, пустоцветом, ничего не смог сделать.

И осталась лишь мысль: «Что я наделал, как мог я это сделать, — я, такой хороший и честный и никому не желавший зла, — о-о-о… как мог я это сделать?» «А не все ли равно?» Автор показывает Мечика как никчемного человека, который не умеет «находить под ворохом всяких добрых и жалостливых мыслей и чувствований» «прямоту и трезвость». Автор презирает Мечика за его индивидуализм, за то, что он не смог слиться с отрядом, как это сделал Левинсон, за то, что он ничего не может сделать, а только хочет, причем сам не знает чего.

Несмотря на то что Фадееву нравится Левинсон, он вводит в роман героя, чьи достоинства высвечивают недостатки Левинсона, В романе есть откровенно вставная глава «Разведка Метелицы», в которой командир взвода, ладный, красивый, физически крепкий Метелица, своей неуемной энергией покоряюще действовал на тех, кто был с ним рядом. Сам командир «втайне» любовался порывистыми действиями его гибкого тела. Эксинтеллигент Левинсон, вероятно, безотчетно чувствовал сам, что ему не хватает физической силы и ловкости, не хватает удали, присущих смелому и смышленому пастуху Метелице.

Интеллигенция оказалась в очень сложной ситуации — нужно было сделать выбор — присоединиться или не присоединяться к революции. Интеллигенты, как никто другой, понимали весь ужас гражданской войны, насилия. Так, в рассказе И. Бабеля «Гедали» показана жуткая неразбериха, царящая в головах людей. «Революция — это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают. Значит, революцию делают злые люди. Но поляки тоже злые люди. Кто же скажет Гедали, где революция и где контрреволюция?» Интеллигент мог принять сторону большевиков, как И. Бабель и его повествователь Лютый. Так, в рассказе «Мой первый гусь» наглядно показано, что надо сделать, чтобы тебя приняли за своего, признали люди, для которых ты и стараешься. Надо раздавить голову гусю, С одной стороны, это просто, но, с другой — это убийство, уничтожение своих принципов, предательство самого себя.

И. Бабель, в отличие от многих других растерянных, выбитых из колеи интеллигентов, таких, к примеру, как И. Бунин или М. Волошин, осознавал происходящее на редкость ясно, четко и полно. Он радостно приветствовал Октябрь и пошел в Первую Конную, имея за плечами опыт журналиста столичных газет, политработника, сотрудника в иностранном отделе ЧК, участника продовольственных экспедиций на Волгу. И. Бабель, вернее, Лютый понимал проблемы и задачи, стоявшие перед страной в тот период, как никто другой. Но как никто другой повествователь «Конармии» видел насилие, ужас, несправедливость, неправильность с гуманистической точки зрения войны. Это отразилось в рассказах «Переход через Збруч» — о бессмысленной жестокости поляков, не выполнивших единственной просьбы человека, умолявшего не убивать его на глазах дочери; «Письмо» — письмо одного из бойцов домой к матери, где на первом месте стоят рекомендации по уходу за лошадью, а на втором, как незначительное и само собою разумеющееся, описано убийство брата отцом, а потом убийство отца третьим братом. Лютый чувствовал невозможность слиться с массой до конца, чувствовал, что интеллигенция никогда не примет психологии и «гуманизма» массы. Так, в рассказе «Смерть Долгушова» Лютый не смог убить смертельно раненного и мучающегося бойца, и это пришлось сделать другому — Афоне.

«- Афоня, — сказал я с жалостной улыбкой и подъехал к казаку, — а я вот не смог.- Уйди, — ответил он, бледнея, — убью! Жалеете вы, очкастые, нашего брата, как кошка мышку…И взвел курок.- Холуйская кровь! — крикнул Афонька. — Он от моей руки не уйдет…» То есть Лютый — это что-то среднее между фадеевскими Мечиком и Левинсоном. С одной стороны, он человек дела, славился выдержкой и храбростью, но с другой стороны, он не смог, да и вряд ли хотел изжить в себе гуманность, в досоциалистическом понимании, отказаться от понятий о добре и зле, о заповедях.

В рассказе «Пан Аполек» Бабель полностью раскрыл свои принципы, «дал обет следовать примеру пана Аполека», который смог в каждом человеке найти частицу Бога и заставить ей поклоняться.

М. Булгаков, как известно не принявший революции, предлагает интеллигенту свой путь. Создать свой параллельный мир, отделенный от внешнего кремовыми занавесками. Там, за ними, жить в ладу с собой, не убегая никуда крысьей побежкой, просто жить. Не выходить никуда, не соприкасаться с тем миром, потому что от этого соприкосновения происходят лишь боль и страдания, голод и смерть. Семья Турбиных из «Белой гвардии» создала свой мир, в который стремятся все остальные герои, который охраняют часы с башенным боем и где звучит «Фауст». Не надо ничего менять — все ненужное само изменится. Самое главное — человек. Человек, который живет в соответствии со своими принципами, выполняет свое предназначение. Ведь «все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда тени наших дел и тел не останется на земле». М. Булгаков, как и И. Бабель, страдал раздвоением своего «я». Его душа разрывалась, но уже по другим причинам. М. Булгаков однозначно отрицал революцию, видя в ней только страдания людей. Тема страдания, причем обеих воюющих сторон, как «белых» так и «красных», появляется уже в ранних рассказах, таких, как «Красная корона».

Рассказ основан на двух эпизодах — белый генерал вешает рабочего-социалиста, и «красные» в бою убивают вольноопределяющегося. И все. Никто ничего не получил, кроме страданий, даже нейтральный рассказчик страдает от своих видений, чувства вины за происходящее, бессилия, невозможности остановить весь ужас войны, от сумасшествия. Жертвы действительно оказались бессмысленными, все люди, убитые на войне, в соответствии со сном Турбина, должны попасть в рай, так как Господу все равно, «красный» или «белый», верит в Бога или нет. Главное — просто Человек и его достоинство, его жизненный путь. Вот эта проблема стала определяющей для всего творчества М. Булгакова. Как прожить достойно? Что может творец и художник разрешить себе сделать для обеспечения собственной безопасности, для того, чтобы его творения увидели свет? Взаимоотношения писателя и властей занимали М. Булгакова с 20-х до 40-х годов, до последних дней его жизни. Этим взаимоотношениям посвящен роман его жизни — «Мастер и Маргарита», об этом свидетельствует пьеса о Мольере, созданная в период работы над «Мастером…». Ради себя, своей жены, своих произведений М. Булгаков пошел по пути коллаборационизма, как, должно быть, и

Страницы: 1 2