Виды Импровизации (Часть 1)

Сочинение

Импровизация -сочинение музыки в процессе исполнения.

Это один из древнейших видов музыкального искусства в современном мире реализуется в самых различных формах.

обучение импровизации

В данном цикле статей я попытаюсь подробно разобрать существующие стили импровизации и подходы к их освоению.

Начнем с разбора двух наиболее важных видов импровизации.

свободная импровизация

Каждый из этих типов импровизации уникален по своему, хотя во многом они и пересекаются и используют много одинаковых выразительных средств. Это объясняется тем, что любая импровизация развивается по законам музыкального искусства, без соблюдения которых она не может существовать.

С другой стороны, разница между свободной и стилевой импровизацией огромна. Каждый способ организации сиюминутной композиции нацелен на реализацию различных музыкальных целей.

Свободная импровизация

Рассмотрим подробнее, в чем же проявляется свобода.

В любом импровизационном стиле существует своя сложившаяся система формообразования, интонирования, и т.д.

К примеру, джаз имеет более 10 направлений, тем не менее любой музыкант сможет отличить джазовую импровизацию от рок-импровизации или индийской раги. Это объясняется наличием заранее предопределенной системой образов.

В свободной импровизации не существует такой точки опоры. Здесь точкой опоры является исполнитель. И большую часть ограничений накладывает именно он.

  1. Это могут быть ограничения физиологического характера. Например, любой импровизатор ограничен только уровнем своей техники.
  2. Мировоззренческого (каждый музыкант имеет ограниченное количество слухового опыта)
  3. Инструментального (например, одноголосный инструмент предопределяет импровизации)
  4. Ансамблевого (количество исполнителей и их мастерство)

Исходя из вышесказанного, становится понятно, что свободная импровизация довольно сложный вид искусства, который предполагает умение играть в самых различных стилях музыки, начиная от этники и заканчивая додекафонией, что в свою очередь требует виртуозного владения инструментом, наличие и его связи с игровым аппаратом музыканта.

6 стр., 2563 слов

Взаимосвязь музыки с различными видами искусств: живописью, литературой, ...

... с другими видами искусства, оказывала на них воздействие и, в свою очередь испытывала на себе их влияние. Композиторы при сочинении ... музыку «сестрой живописи». И действительно, эти два вида искусства развивались параллельно, соприкасаясь не менее тесно, чем музыка и поэзия. Музыканты ... произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора. За основу « ...

Можно сказать, что освоение свободной импровизации это высочайшая ступень развития музыканта.

Однако, при всей сложности, свободная импровизация это не мистическое, непознаваемое искусство. Ей можно и нужно обучаться любому музыканту.

Зачем мне это нужно если я хочу играть рок (джаз, блюз и .т.д.)?

В первую очередь развитие навыков свободной импровизации развивает Ваши музыкальные способности во много раз быстрее.

Во вторых, обучаясь свободной импровизации, Вы получаете возможность черпать вдохновение из неограниченного числа источников и преобразовывать это для воплощения своих идей.

В третьих, свободная импровизация это наиболее прогрессивная и новейшая форма музыки, которая в будущем будет только укреплять свои позиции и проникать во все стили музыки (об этом говорит опыт, например такой группы как Mars Volta).

C чего начать?

Если у Вас уже есть навыки импровизации, то путь к освоению приемов свободной импровизации должен начаться с отказа от привычных Вам средств выразительности. Забудьте про , септаккорды, квартовые и другие банальные гармонии. Отбросьте тональную систему, используйте искусственные гаммы. Главная задача уйти от того, что Вы умеете в сторону того, что для Вас очень трудно и необычно. Преобразования должны происходить на всех уровнях музыкального знания.

Например, не должно напоминать знакомые всем 4-х, 8такты. Форма должна рождаться из мелодии. Также интересным является отказ от четкой звуковысотности в сторону шумовых звуков, эффектов. Такой подход позволяет Вам по новому взглянуть на свой инструмент. Когда Вы ищете что-то новое, а не используете устоявшиеся шаблоны, то раскрываете свой потенциал на 200%.

Рекомендую Вам позаниматься под минусовки с диска Aebersold 104 Free Play на котором записаны композиция для занятий свободной импровизацией.

]]>