Метод словесной импровизации: на х музыки методическая разработка по музыке

Л.В.Желтикова

учитель музыки

Метод словесной импровизации: сочинение на уроке музыки

Возможность изложения в каком-либо литературном жанре продукта восприятия музыки присутствует во всех современных методиках музыкального воспитания, однако на практике реализуется достаточно редко. Это связано как с психолого-возрастными особенностями учащихся, так и с социальными реалиями.

Основной проблемой сегодняшнего поколения, выросшего в контексте компьютерной субкультуры, является неумение свободного словесного изложения эмоций с помощью русского литературного языка. Кроме того, имеются и возрастные особенности, усугубляющие сложности «перевода» языка музыки на литературный язык.

В 5-х классах превалирует комплекс предвосхищения правильного ответа, «ожидаемого результата». При этом социально-психологическая база остаётся на уровне начальной школы и репродуцирует в основном образы примитивно-бытовые, либо сказочные, фантастические, в основном сформированные иноязычной кинематографической культурой. Отсюда литературные ассоциации, навеянные, как правило, американскими мультфильмами. В особо «тяжёлых» случаях используются образы фильмов-ужасов.

6 класс демонстрирует некоторый уровень критичности. Активно расширяется кругозор, обозначаются социальные приоритеты. Спектр образности литературных композиций начинается с уровня бытовых констатаций и простирается до художественно-философских умозаключений. Восприятие многочастных форм воплощается в сюжетные сочинения с обозначениями конфликтов между героями и характеристиками их взаимодействия.

Семиклассники редко откликаются на предложение «посочинять», так как в большинстве своём уже утратили или не имели способности к эмоциональному, ассоциативному представлению музыкального произведения. Но и аналитический способ мышления ещё не выработан.

Итак, есть музыкальное произведение: Ф.Шопен баллада № 1 и четыре класса в шестой параллели. Заранее договариваемся, что фиксируются только оценки выше «3».

класс

уч-ся

сдавшие сочинение

«6» и «5»

«4»

без оценки

6 «а»

24

10

8

2

6 «б»

28

12

10

2

6 «в»

24

15

1

4

10

6 «г»

25

12

2

10

Результат неоднозначен:

— только лишь примерно половина учащихся сдали свои сочинения на проверку учителю, надеясь на положительную оценку;

— в 6 «а» и «б» уровень самооценки оказался реальным: (18 к 4),

— в 6 «в» и «г» уровень самооценки сильно завышен (7 к 20).

Почему так мало учащихся выполнили предложенную работу? Почему такая разница в самооценке учащихся? Это вопросы скорее психологического плана.

Важно определить:

— насколько применим данный метод в учебной программе,

— как интерпретировать участие\неучастие в выполнении задания учащимися,

— как использовать полученный результат в диагностике коммуникативных УУД на уроках музыки.

План реализации метода «Музыкальное сочинение»

Подготовительный этап:

  • информационное погружение;
  • осознание учебной задачи;
  • договор об условиях оценки.

Этап восприятия :

  • восприятие произведения через восприятие степени конфликтности музыкальных образов,
  • осознание тематического развития,
  • фиксация результата конфликта, осознание идеи, художественного смысла произведения.

Этап литературного осмысления: