Метод словесной импровизации: на х музыки методическая разработка по музыке

Сочинение

Метод словесной импровизации: сочинение на уроке музыки

Л.В.Желтикова

учитель музыки

Метод словесной импровизации: сочинение на уроке музыки

Возможность изложения в каком-либо литературном жанре продукта восприятия музыки присутствует во всех современных методиках музыкального воспитания, однако на практике реализуется достаточно редко. Это связано как с психолого-возрастными особенностями учащихся, так и с социальными реалиями.

Основной проблемой сегодняшнего поколения, выросшего в контексте компьютерной субкультуры, является неумение свободного словесного изложения эмоций с помощью русского литературного языка. Кроме того, имеются и возрастные особенности, усугубляющие сложности «перевода» языка музыки на литературный язык.

В 5-х классах превалирует комплекс предвосхищения правильного ответа, «ожидаемого результата». При этом социально-психологическая база остаётся на уровне начальной школы и репродуцирует в основном образы примитивно-бытовые, либо сказочные, фантастические, в основном сформированные иноязычной кинематографической культурой. Отсюда литературные ассоциации, навеянные, как правило, американскими мультфильмами. В особо «тяжёлых» случаях используются образы фильмов-ужасов.

6 класс демонстрирует некоторый уровень критичности. Активно расширяется кругозор, обозначаются социальные приоритеты. Спектр образности литературных композиций начинается с уровня бытовых констатаций и простирается до художественно-философских умозаключений. Восприятие многочастных форм воплощается в сюжетные сочинения с обозначениями конфликтов между героями и характеристиками их взаимодействия.

Семиклассники редко откликаются на предложение «посочинять», так как в большинстве своём уже утратили или не имели способности к эмоциональному, ассоциативному представлению музыкального произведения. Но и аналитический способ мышления ещё не выработан.

Итак, есть музыкальное произведение: Ф.Шопен баллада № 1 и четыре класса в шестой параллели. Заранее договариваемся, что фиксируются только оценки выше «3».

класс

уч-ся

сдавшие сочинение

«6» и «5»

«4»

без оценки

6 «а»

24

10

8

2

6 «б»

28

12

10

2

6 «в»

24

15

1

4

10

6 «г»

25

12

2

10

Результат неоднозначен:

— только лишь примерно половина учащихся сдали свои сочинения на проверку учителю, надеясь на положительную оценку;

— в 6 «а» и «б» уровень самооценки оказался реальным: (18 к 4),

— в 6 «в» и «г» уровень самооценки сильно завышен (7 к 20).

Исследование метода «Музыкальное сочинение»

Метод «Музыкальное сочинение» является одним из инновационных учебных методов, направленных на развитие коммуникативных УУД у учащихся на уроках музыки.

В рамках исследования данного метода было проведено пилотное исследование среди учеников 7-8 классов. Участникам исследования было предложено выполнить задание по написанию сочинения под музыку, после чего они заполнили анкету, в которой давали свою оценку выполненной работе и выражали свои мысли о задании. В итоге, учащиеся, незначительно превысившие группу контроля, показали лучшие результаты в коммуникативных УУД.

Почему было выполнено мало учащихся?

Опрос показал, что трудности возникли из-за недостаточного понимания учащимися условий оценки. В целях развития метода в дальнейшем необходимо сделать упор на информирование и мотивацию учеников.

Применимость метода в учебной программе

На основе проведенного исследования можно утверждать, что данный метод является успешным в развитии коммуникативных УУД, у группы наших учеников. Он может быть продолжен в обязательную программу по музыке в школах и институтах.

Интерпретация участия/неучастия в выполнении задания учащимися

Результаты исследования показали, что не все учащиеся были готовы выполнить задание из-за недостаточного обучения русскому языку и стресса. Такие проблемы можно избежать, помогая им на начальной ступени и заботясь о доброй атмосфере во время таких интересных процессов, как «Музыкальное сочинение». Поскольку задания были свободными, примененный метод может также быть использован для работы по поддержанию внутренней мотивации к обучению.

Использование результатов исследования в диагностике коммуникативных УУД на уроках музыки

Полученные в ходе исследования результаты могут использоваться учителем музыки в дополнение к уже используемым методам контроля и регулярной диагностике умений и знаний на уроках музыки.

План реализации метода «Музыкальное сочинение»

Для успешного выполнения метода «Музыкальное сочинение» предложен следующий план:

Подготовительный этап:

  • информационное погружение;
  • осознание учебной задачи;
  • договор об условиях оценки.

Этап восприятия:

  • восприятие произведения через восприятие степени конфликтности музыкальных образов;
  • осознание тематического развития;
  • фиксация результата конфликта, осознание идеи, художественного смысла произведения.

Этап литературного осмысления:

  • одновременно с музыкальным восприятием фиксация собственных литературных ассоциаций;
  • корректировка текста.