Л.В.Желтикова
учитель музыки
Метод словесной импровизации: сочинение на уроке музыки
Возможность изложения в каком-либо литературном жанре продукта восприятия музыки присутствует во всех современных методиках музыкального воспитания, однако на практике реализуется достаточно редко. Это связано как с психолого-возрастными особенностями учащихся, так и с социальными реалиями.
Основной проблемой сегодняшнего поколения, выросшего в контексте компьютерной субкультуры, является неумение свободного словесного изложения эмоций с помощью русского литературного языка. Кроме того, имеются и возрастные особенности, усугубляющие сложности «перевода» языка музыки на литературный язык.
В 5-х классах превалирует комплекс предвосхищения правильного ответа, «ожидаемого результата». При этом социально-психологическая база остаётся на уровне начальной школы и репродуцирует в основном образы примитивно-бытовые, либо сказочные, фантастические, в основном сформированные иноязычной кинематографической культурой. Отсюда литературные ассоциации, навеянные, как правило, американскими мультфильмами. В особо «тяжёлых» случаях используются образы фильмов-ужасов.
6 класс демонстрирует некоторый уровень критичности. Активно расширяется кругозор, обозначаются социальные приоритеты. Спектр образности литературных композиций начинается с уровня бытовых констатаций и простирается до художественно-философских умозаключений. Восприятие многочастных форм воплощается в сюжетные сочинения с обозначениями конфликтов между героями и характеристиками их взаимодействия.
Семиклассники редко откликаются на предложение «посочинять», так как в большинстве своём уже утратили или не имели способности к эмоциональному, ассоциативному представлению музыкального произведения. Но и аналитический способ мышления ещё не выработан.
Итак, есть музыкальное произведение: Ф.Шопен баллада № 1 и четыре класса в шестой параллели. Заранее договариваемся, что фиксируются только оценки выше «3».
класс |
уч-ся |
сдавшие сочинение |
«6» и «5» |
«4» |
без оценки |
6 «а» |
24 |
10 |
8 |
— |
2 |
6 «б» |
28 |
12 |
10 |
— |
2 |
6 «в» |
24 |
15 |
1 |
4 |
10 |
6 «г» |
25 |
12 |
2 |
— |
10 |
Результат неоднозначен:
— только лишь примерно половина учащихся сдали свои сочинения на проверку учителю, надеясь на положительную оценку;
— в 6 «а» и «б» уровень самооценки оказался реальным: (18 к 4),
— в 6 «в» и «г» уровень самооценки сильно завышен (7 к 20).
Почему так мало учащихся выполнили предложенную работу? Почему такая разница в самооценке учащихся? Это вопросы скорее психологического плана.
Важно определить:
— насколько применим данный метод в учебной программе,
— как интерпретировать участие\неучастие в выполнении задания учащимися,
— как использовать полученный результат в диагностике коммуникативных УУД на уроках музыки.
План реализации метода «Музыкальное сочинение»
Подготовительный этап:
- информационное погружение;
- осознание учебной задачи;
- договор об условиях оценки.
Этап восприятия :
- восприятие произведения через восприятие степени конфликтности музыкальных образов,
- осознание тематического развития,
- фиксация результата конфликта, осознание идеи, художественного смысла произведения.
Этап литературного осмысления:
- одновременно с музыкальным восприятием фиксация собственных литературных ассоциаций,
- корректировка текста.