Поэтика импрессионизма

Сочинение

Импрессионизм в литературе

Импрессионистская поэтика находит свое место и в литературе Украины конца XIX — начала XX века. Отражение принципов этого художественного течения можно обнаружить в произведениях таких авторов, как М. Коцюбинский, В. Стефаник, М. Черемшина и частично О. Кобылянская. Основной стилевой прием импрессионистов — это не простое описание предмета, а передача впечатлений, которые он производит.

Одним из основных законов искусства импрессионизма было «Видеть, чувствовать, выражать». Это утверждали известные французские художники и литераторы — Эдмон и Жюль Гонкуры. На протяжении всего конца XIX века Анатоль Франс, ставший одним из основных теоретиков и защитников импрессионизма, разрабатывал и продвигал принципы этого искусственного направления. Он утверждал, что мы познаем мир через получаемые от него впечатления, которые мы передаем через искусство. А. Франс говорил, что наше видение мира зависит от наших чувств, которые деформируют и окрашивают его.

Импрессионисты художники не изображают мир в литературе таким, каким он был известен раньше или каким его помнят, а передают свое современное видение мира. Они стремятся зафиксировать первое впечатление от объекта, которое возникает у них. Как сказал Камиль Писсарро: «Я пишу то, что сейчас чувствую». Образ в импрессионистском искусстве возникает при прямом взгляде на предмет, без предварительной обработки.

Братья Гонкуры описывали свою цель как «создание самого живого впечатления человеческой правды, какой бы она ни была». Это позволяет нам почувствовать окружающий мир таким, каким он является для нас на данный момент.

Художники-импрессионисты Произведения
М. Коцюбинский «Intermezzo», «Росцвітай, мала!»
В. Стефаник «Камінний Хрест», «Сад Гетсиманський»
М. Черемшина «Межі», «Шлях попереду», «За гарячий пюре!»
О. Кобылянская «Та з самого прісьвятшого світу», «Cтрашна мить», «Хелецька повість»

Импрессионизм: основные принципы и художественные особенности

Импрессионизм – художественное движение, преобладавшее во второй половине XIX века. Основные принципы этого направления были связаны с передачей впечатлений и эмоций через образы и цвета, а не через рациональные мысли и идеи. Импрессионисты отвергали формализм и рационализм в искусстве и стремились запечатлеть мир таким, каким он виден в момент созерцания.

Импрессионисты полагали, что главное в искусстве – это способность видеть, а не анализировать происходящее. О. Ренуар заявил, что ему не важно, что происходит в его мозгу, главное – умение видеть. Таким образом, импрессионизм является теорией «чистого наблюдения». Отсутствие манифестов и программ в импрессионистском движении было обусловлено их недоверием к уму, который фиксирует мысли и идеи, не отражая чувство и впечатление. Это подтверждало важнейшие принципы импрессионизма – простое наблюдение и отрицание эпического охвата действительности.

Художники-импрессионисты не рассуждают, а схватывают мгновение. Они не стремятся охватить всю реальность, а создают фрагментарные, незавершенные картины и этюды. Импрессионистическое мировосприятие преимущественно лирическое и личностное.

Влияние мировоззрения импрессионистов на литературу

Мировоззрение импрессионистов сказалось на жанровых предпочтениях в литературе. Новеллы и лирические стихотворения стали господствующими формами произведений в период импрессионизма, а не романы и поэмы. Принципы импрессионистской передачи впечатления и эмоций также нашли свое отражение в стилистике литературы этого направления. Характерной чертой импрессионистической прозы стала недосказанность и отрывочность рассказа, что позволяло передать лирическое и субъективное мироощущение автора.

Впечатление и импрессионизм в литературе и живописи

Импрессионизм — это художественное направление, которое охватывает как живопись, так и литературу. Оно характеризуется особым подходом к восприятию и изображению внешней реальности. Вместо стремления к реалистическим и точным образам, импрессионисты предпочитают передать свои впечатления и переживания, создавая картину, эскиз или очерк.

В литературе писатели-импрессионисты используют различные стилистические приемы, чтобы передать свое восприятие окружающего мира. Они ориентируются на достижения импрессионистов-живописцев, используя яркие пятна, мазки, полутона и нечеткие контуры. Эти приемы помогают подчеркнуть эфемерность впечатления от действительности.

Одним из ключевых элементов импрессионизма в литературе является создание впечатления у читателя. Писатели-импрессионисты не стремятся передать полностью готовую картину, а оставляют пространство для воображения и восприятия читателя. Читатель должен самостоятельно додумать и дорисовать целостную картину на основе предоставленных импрессионистскими произведениями деталей.

Леся Украинка отмечает, что рассказы Стефаника, хоть и реалистичны, напоминают эскизы к будущей картине. Они не являются фотографиями, а скорее рисунками, созданными для вызова определенных впечатлений. Импрессионистские образы, такие как в рассказах Стефаника, не воспринимаются автоматически, они превращаются в сознании читателя.

Одним из примеров импрессионистского подхода в литературе является творчество Антона Чехова. Он не стремится создавать детальные и точные описания, а использует небольшие детали, чтобы вызвать определенные впечатления и настроение. Вместо реалистической картины лунной ночи, он описывает яркую звездочку на дамбе и тень собаки, которые создают особую атмосферу и эмоциональную напряженность.

Импрессионизм в литературе и живописи тесно связаны между собой. Оба направления стремятся передать впечатления и эмоции, а не просто воспроизвести точные образы. Они используют яркие мазки, полутона и нечеткие контуры, чтобы передать эфемерность и мимолетность впечатления от окружающей действительности.

Таким образом, импрессионизм в литературе и живописи представляет собой особый подход к восприятию и изображению мира. Он позволяет передать впечатления и переживания, а также вызывает активное восприятие и участие читателя или зрителя.

* Художник нам изобразил

* Глубокий обморок сирены

* И красок звучные ступени

* На холст, как струпья, положил.

* Он понял масла густоту —

* Его запекшееся лето

* Лиловым мозгом разогрето,

* Расширенное в духоту.

* А тень-то, тень все лиловей

* Свисток, иль хлыст, как спичка, тухнет

* Ты скажешь: повара на кухне

* Готовят жирных голубей.

* Угадывается качель,

* Не дорисованы вуали,

* И в этом солнечном развале

* Уже хозяйничает шмель.