Анализ рассказа Холодная осень Бунина

Эссе

Анализ рассказа Бунина «Холодная осень» по плану

С чего начинать выполнение этого задания? Анализ рассказа Бунина «Холодная осень» можно начать с небольшой биографической справки. Несколько слов об авторе допустимо изложить и в конце, как сделано в этой статье. Главное, что непременно должно присутствовать в художественном анализе «Холодной осени» Бунина — это упоминание о важных исторических событиях, произошедших в России в 1914- 1918 годах.

План анализа «Холодная осень» Бунин:

  1. Война.
  2. Прощальный вечер.
  3. Разлука.
  4. Смоленский рынок.
  5. Кубань.
  6. Эмиграция.

Анализ «Холодной осени» Бунина И.А.

Время. Что это такое? Мы привыкли всему давать обозначение: часы, минуты, сутки. Мы делим жизнь на прошлое и будущее, стараясь все успеть и не пропустить главного. А что это — главное? Анализ «Холодной осени» Бунина И.А. показал, как автор передал условность существующего миропорядка. Пространство и время принимают другие формы и окрашиваются совсем в иные тона в душе человека. Описание последнего в их жизни осеннего вечера занимает большую часть произведения, в то время как тридцать лет жизни — всего один абзац. Во время ужина в столовой вместе с главной героиней мы ощущаем едва уловимые вздохи, замечаем каждый наклон головы, видим бесконечно меняющиеся всех присутствующих, и незаметно к нам приходит понимание того, что все эти малозначительные на первый взгляд детали и есть самое важное.

Детальное описание столовой с запотевшими от самовара окнами, жаркой лампы над столом в первой части рассказа противопоставляется бесконечному списку городов и стран, в которых пришлось побывать нашей героине: Чехия, Турция, Болгария, Бельгия, Сербия, Париж, Ницца… От небольшого и уютно-нежного дома веет теплом и счастьем, в то время как от прославленной Европы с «коробками из шоколадного магазина в атласной бумаге с золотыми шнурочками» — серостью и равнодушием.

Продолжая анализ «Холодной осени» Бунина И.А., хочется остановиться на «тайном психологизме», который используется писателем для передачи внутренних переживаний главных действующих лиц. Прощальная встреча имеет свое лицо и изнанку: внешняя безучастность, притворная простота и рассеянность главных героев скрывают их внутреннее смятение и страх перед будущим. Вслух произносятся незначительные фразы, преувеличенно спокойные слова, в голосе звучат ноты безразличия, но за всем этим чувствуется возрастающее волнение и глубина чувств. От этого становится «трогательно и жутко», «грустно и хорошо»…

2 стр., 926 слов

Анализ рассказа Холодная осень Бунина

... на что он хотел пролить хоть лучик света. Также читают: Картинка к сочинению Анализ рассказа Холодная осень Популярные сегодня темы Иван Александрович Гончаров написавший роман «Обломов» описал по настоящему, ... хранит в собственном сердце, где огонь любви не угас. Сочинение по произведению Холодная осень Детально изучив творчество Ивана Александровича Бунина периода 30-40-х годов 20-го века, ...

Заканчивая анализ «Холодной осени» Бунина И.А., обратим внимание еще на одну немаловажную деталь. Персонажей в рассказе не так много: герой и героиня, родители, муж, его племянник с женой и маленькой дочкой… Но кто они? Ни одно имя не названо. Хотя в самом начале звучит имя кронпринца — Фердинад, убийство которого стало предлогом для и привело к описываемой трагедии. Таким образом, автор пытается донести, что трагическая судьба главных героев как исключительна, так и типична, потому что война — это всеобщая трагедия, которая редко кого обходит стороной.

Мещерякова Надежда.

Классика.

Война…

Повествование ведется от первого лица — от лица женщины, которая вспоминает свою юность. Правда, о том, что главная героиня пребывает в ностальгических мыслях, читатель узнает позже. События происходят в родовом имении. В России становится известно об убийстве Фердинанда в Сараеве . Спустя два месяца в доме будут праздновать помолвку девушки и молодого человека, которого она давно любит и любить будет до последних дней своей жизни. И в этот день станет известно: Германия объявила войну России. Началась война.

В конце июня 1914 года в Сараеве был убит австрийский эрцгерцог. Это событие стало формальным поводом к войне. В те дни в России многие были убеждены, что Германия не нападет на Россию. Тем не менее это произошло. Но даже когда война началась, люди верили, что это недолго. Никто и не подозревал, сколь масштабным и долгим будет этот вооруженный конфликт.

При анализе «Холодной осени» Бунина очень важно уделить внимание историческому фону. События, которые последовали после убийства эрцгерцога изменили весь мир. Накануне войны в России дворяне составляли 1,5% от всего населения. Это около двух миллионов человек. Одни, составившие большую часть, эмигрировали. Другие остались в Советской России. Непросто было и тем, и другим.

Тема любви в рассказе «Холодная осень»

Рассказ «Холодная осень» можно условно разделить на две части: до войны и после смерти героя. Причем вечер, который молодые люди провели вместе саду, описан до мельчайших подробностей, поэтому что этот фрагмент заставляет остановить внимание читателя на нем, что опять доказывает мысль главной героини о том, что в ее жизнь «был только тот холодный осенний вечер». Бунин писал: «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его, цените их, живите ими». Вот и жизнь героини – это «ненужный сон», лишь один лучик солнца был в нем – это вечер, который навсегда останется в памяти лирической героини. Главный герой в саду был очень лиричен, ему вспомнились стихотворение, которое будто бы предсказывает будущее, словно «пожар» — это и есть война, красная и кровавая война… так же он говорит, что «совсем особенно, по-осеннему светят окна домов», ведь это действительно «особенная» осень, последняя в его жизни и последняя в мире счастья героини. Когда мать зашивала «маленький шелковый мешочек», каждый чувствовал в себе нотки трогательности, потому что столь скорое расставание молодых людей очень неприятно колет сердца всех членов семьи. Девушка гонит от себя мрачные мысли, боится их, но с уверенностью говорит, что без него жизнь лишится смысла. Ведь, действительно, так и будет потом, она не найдет больше свое счастье, она останется одна, никому не нужная пожилая женщина, потерявшая всю семью, потерявшая его… Она говорит, что «пережила его смерть», но это не так, она всю жизнь свою ждет его, но «любовь не понимает смерти, любовь есть жизнь», и это держит ее в мире. Но она ждет своей смерти, чтобы там встретить его, чтобы вновь окунуться в прошлое, чтобы тот осенний вечер вернул краски чувствам…

6 стр., 2903 слов

Юмористический рассказ о смешном случае из жизни 3, 5 класс

... Сочинение Смешной случай из моей жизни 3 класс К началу нового учебного года мама купила мне красивый школьный рюкзак. В нем три больших отдела – один для ... циклы Вы «складываете» несколько рассказов слоями друг в друга. ... один день. Был вечер, я сидел за ... ситуацию. Чем именно запомнился смешной случай. Подобный детальный план поможет ребенку детально и развернуто выполнить задание. Такое сочинение ...

Сейчас смотрят:{module Сейчас смотрят:}

Похожие материалы:

  • Почему в финале шестой главы романа «Евгений Онегин» звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом? — —
  • Почему любовь героев в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник» названа «странной»? — —
  • Как раскрывается И.А. Буниным философская тема в рассказе «Господин из Сан-Франциско»? — —
  • Можно ли говорить о разрушении традиции изображения «маленького человека» в рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника»? — —
  • Чем смешны и чем страшны герои в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»? — —
  • Как и почему меняется мироощущение героя в рассказе А.П. Чехова «Студент»? — —
  • Тема милосердия — ведущая тема в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»? — —
  • Почему в финале шестой главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом? — —
  • Как в образе Евгения Онегина воплощается традиционная для пушкинского творчества тема свободы? — —
  • < Назад
  • Вперёд >

Прощальный вечер

Для чего при анализе «Холодной осени» Бунина необходимо делать экскурс в историю? Дело в том, что стиль писателя довольно лаконичен. Он очень мало говорит о своих героях. Нужно иметь хотя бы поверхностные знания о том, что происходило в начале прошлого столетия в России и в мире в целом . Кто главная героиня? Вероятно, дочь потомственного дворянина. Кто ее возлюбленный? Белый офицер. В 1914 году он отправился на фронт. Произошло это в сентябре. В 1914 году была ранняя и холодная осень.

Бунин, при анализе произведения стоит об этом сказать, имен своих героев не называет. Писатель всегда был верен своему принципу: ни одного лишнего слова. Не имеет значения, как зовут возлюбленного героини. Важно, что тот прощальный вечер запомнился ей навсегда.

Разлука

Как же прошел тот день? Мать зашивала маленький шелковый мешочек. На следующий день она должна был повесить его на шею своему несостоявшемуся зятю. В этом мешочке золотой образок, который достался ей от отца. Был тихий, осенний вечер, наполненный безграничной, неутешительной грустью.

Накануне расставания они вышли в сад погулять. Вдруг он вспомнил стихи Фета, которые начинаются словами «Какая холодная осень…». Анализ произведения Бунина стоит начинать с прочтения самого рассказа. В нем много на первый взгляд незначительных деталей , которые раскрывают глубину переживаний главной героини. Он процитировал стихи Фета и, быть может, благодаря этим строкам она помнила всю жизнь о том, что осень 1914 года была очень холодной. В действительности, она не видела ничего вокруг. Только думала о предстоящем расставании.

4 стр., 1550 слов

Осень мое любимое время года

... паркам, покрывает пушистым белым одеялом снег. Осень мое любимое время год сочинение 3, 4 класс Осенью солнце светит нежно, не обжигая, будто ... представляется, что землю укрывают серым мягким и в тоже время плотным одеялом. Чем ближе холодная зима, тем больше плачет осень долгими ... осени, которые длятся всего несколько недель сентября. Называются они бабье лето. Для меня это самые лучшие недели в году. ...

Утром она проводила его. Девушка и ее родители, которые любили молодого человека как родного сына, долго смотрели ему вслед. Они пребывали в состоянии отупения, типичном для людей, которые провожают кого-то на долгую разлуку. Его убили через месяц в Галиции .

Галицкая битва началась 18 августа и продолжалась больше месяца. Русская армия одержала победу. Австро-Венгрия с тех пор не рисковала выступать без помощи германских войск к каким-либо крупным операциям. Это был важный этап в Первой мировой войне. О том, сколько погибло российских офицеров и солдат в этом сражении, точных сведений нет.

«Холодная осень», Бунин: содержание

«В июне того года он гостил у нас в имении…» — с этих слов начинается рассказ, и у читателя невольно создается впечатление, что перед ним некий отрывок из дневника, вырванный где-то посередине. Это одна из особенностей данного произведения. Главная героиня, от лица которой ведется повествование, начинает свой рассказ с прощальной встречи с ее возлюбленным. Мы ничего не знаем об их прошлых отношениях, о том, когда и как началась их любовь. Перед нами, по сути, уже развязка: влюбленные и их родители договорились о скорой свадьбе, и будущее видится в светлых тонах, но… Но отец героини приносит газету с печальными известиями: в Сараево убит Фердинанд, австрийский кронпринц, и значит, война неминуема, расставание молодых людей неизбежно, и до развязки еще далеко.

Сентябрь. Он приехал всего на один вечер, чтобы проститься перед отъездом на фронт. Вечер прошел удивительно тихо, без лишних фраз, без особенных чувств и эмоций. Каждый старался скрыть то, что творилось внутри: страх, тоску и бесконечную грусть. Она рассеяно подошла к окну и выглянула в сад. Там на черном небе холодно и остро сверкали ледяные звезды. Мама старательно зашивала шелковый мешочек. Все знали, что там внутри — золотой образок, который некогда служил оберегом на фронте для деда и прадеда. Это было трогательно и жутко. Вскоре родители пошли спать.

Оставшись одни, они еще недолго посидели в столовой, а затем решили пройтись. На улице стало холодно. На душе становилось все тяжелее… Воздух совсем зимний. Этот вечер, эта холодная осень навсегда останутся в их памяти. Он не знал, как сложится его судьба, но надеялся, что она не сразу забудет его, если он погибнет. Самое главное, чтобы она пожила, порадовалась, и прожила счастливую жизнь, а он обязательно будет ждать ее там… Она горько заплакала. Она боялась и за него, и за себя: а вдруг его и правда не станет, и однажды она забудет его, ведь все имеет свой конец…

Рано утром он уехал. Они долго стояли и смотрели ему вслед. «Убили его — какое странное слово! — через месяц, в Галиции» — вот она развязка, которая уместилась в одном единственном предложении. Эпилог — это дальнейшие тридцать лет — бесконечная череда событий, которые с одной стороны были важными, значительными, а с другой… Смерть родителей, революция, бедность, брак с пожилым военным в отставке, побег из России, еще одна смерть — кончина мужа, а затем и его племянника с женой, скитания по всей Европе с их маленькой дочкой. Что все это было? Главная героиня подводит итог и сама себе отвечает: только тот далекий, уже едва различимый холодный осенний вечер, а все остальное — ненужный сон.

6 стр., 2715 слов

Творческое рассказывание: рассказы детей о жизни лягушек

... на сочинение рассказа. Некоторые рассказы могут составлять серию и объединяться одной темой Свободное сочинение заключается ... Камилла 6 лет Алина Жила-была лягушонок Алина. Она часто грустила, так как ... особенно комаров. Понаморенко Даниил 6 лет., Жизнь лягушки У лягушки склизкая кожа ... вечерам она очень громко квакает, поэтому люди и говорят, что она дождь вызывает. Табала Кристина 6 лет., Рассказ ...

Смоленский рынок

Прошло четыре года. Не осталось ни отца, ни матери главной героини. Она жила в Москве, недалеко от Смоленского рынка. Как и многие занималась торговлей: продавала то, что у нее осталось от былых времен . В один из этих серых дней девушка познакомилась с человеком удивительной доброты. Это был немолодой отставной офицер, который вскоре женился на ней.

После Октябрьской революции гражданских чинов и сословий больше не существовало. Дворяне лишились также и земельной собственности, которая являлась для многих основным источником существования. Найти новые источники было сложно еще и в силу классовой дискриминации.

При анализе текста Бунина «Холодная осень» стоит привести несколько цитат. В свой недолгий московский период героиня проживала в подвале у одной торговки, которая к ней обращалась не иначе как «ваше сиятельство». В этих словах было, конечно, не уважение , а издевательство. Представители дворянства, которые еще несколько лет назад жили в огромных роскошных усадьбах, вдруг оказались на самом дне социальной жизни . Справедливость восторжествовала — примерно так думали те, что еще вчера перед ними раболепствовали.

Эмиграция

О том, что происходило после гибели возлюбленного, героиня рассказывает как о странном непонятном сне. Она вышла замуж, затем уехала в Турцию. Муж по дороге умер от тифа. Близких у неё совсем не осталось. Только племянник мужа и его жена. Но они вскоре отправились к Врангелю , в Крым, оставив ей семимесячную дочку.

С ребёнком она долго скиталась. Была и в Сербии, и в Болгарии, и в Чехии, и во Франции. Обосновалась в Ницце. Девочка выросла, живёт в Париже, к женщине, которая ее воспитала, дочерних чувств не испытывает.

В 1926 году в Европе проживало около тысячи русских беженцев. Пятая часть из них осталась во Франции. Тоска по родине, которой больше не существует — вот основа душевных терзаний русского эмигранта.

Ты поживи, порадуйся…

Прошло 30 лет. Женщина поняла: настоящим был ее в жизни тот далекий и близкий осенний вечер. Последующие годы прошли как во сне. Тогда, за день до отъезда, он вдруг заговорил о смерти. » Если меня убьют, ты поживи еще , а я тебя там подожду» — это были его последние слова, которые она запомнила на всю жизнь.

Рассказ Бунина о невыносимой боли человека, разлученного с родиной. Это произведение об одиночестве, страшных потерях, которые принесла война.

Ностальгией пронизаны многие произведения Ивана Бунина. Россию писатель покинул в 1920 году. За границей занимался литературным творчеством, в 1933 году получил Нобелевскую премию. Он до последних дней своей жизни оставался человеком без гражданства. Рассказ «Холодная осень» был опубликован в 1944 году. Писатель скончался спустя 11 лет. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа .

Лидия Ивановна НОРИНА — заслуженный учитель РФ, учитель гимназии № 10 г. Новосибирска.

«Холодная осень», анализ рассказа Бунина, сочинение

2 стр., 995 слов

Рассказ Чаша жизни. Я все молчу. Святые. — художественный анализ. ...

... Отец Кир? Отец Кир... ( Данный материал поможет грамотно написать и по теме Рассказ Чаша жизни. Я все молчу. Святые.. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, ... молчу»... Ян, пока слепые пели, внимательно всматривался в каждого...» Одного из калек Бунин заставил «рассказывать свою биографию, иногда шутил с бабами, девками, давал пятаки мальчишкам, ...

темы: любви и смерти

Любовь воспринимается Буниным как высший дар человеческой судьбы. Но чем чище, совершеннее, прекраснее чувство, тем кратковременнее оно. Истинная любовь всегда заканчивается трагедией, за минуты счастья герои расплачиваются тоской и болью. Высокое любовное переживание связано с представлением о бесконечности и тайне, к которой человек может лишь прикоснуться.

сюжетного

С нежностью вспоминает героиня свою юношескую любовь, ощущение щемящей грусти, тоски по несбывшемуся, несостоявшемуся счастью скрыто за каждым ее словом. Но о смерти возлюбленного говорится как о чем-то обыденном, самое страшное событие в жизни представлено мигом в череде событий.

Бунин — тончайший психолог. Нет в тексте яркой экспрессии, нет открытых переживаний, но за внешним спокойствием кроется тщательно подавляемое желание еще раз насладиться тем глотком счастья, что подарила когда-то холодная осень. Черство говорит женщина о череде насмешек судьбы. Чем была ее жизнь? Вся она сосредоточена только в том холодном осеннем вечере, когда счастье было таким возможным. А потом только вереница событий и лиц. Как о чем-то, не волнующем, неважном говорит героиня о не знающем пощады голоде, о смерти мужа, бегстве родных, отдалении названой дочери. Самое сухое упоминание — это слова о гибели любимого человека. Чем сильнее боль, тем больше эмоций она вбирает, выжигая душу. Неповторимая, живая интонация связана лишь с описанием того мига, «зарницы счастья», что посчастливилось познать героине.

оксюморон

  • Анализ рассказа «Легкое дыхание»
  • «Темные аллеи», анализ рассказа Бунина
  • Краткое содержание произведения Бунина «Кавказ»
  • «Солнечный удар», анализ рассказа Бунина
  • «Кукушка», краткое содержание произведения Бунина
  • «Вечер», анализ стихотворения Бунина
  • «Чистый Понедельник», краткое содержание рассказа Бунина
  • «Лапти», краткое содержание рассказа Бунина
  • «Цифры», краткое содержание рассказа Бунина
  • «Антоновские яблоки», анализ рассказа Бунина
  • «Грамматика любви», анализ рассказа Бунина
  • «Деревня», анализ повести Бунина
  • «Красавица», анализ рассказа Бунина, сочинение
  • «Листопад», анализ стихотворения Бунина
  • «Сверчок», анализ рассказа Бунина

По писателю: Бунин Иван

Анализ рассказа И.А. Бунина «Холодная осень»

А нализ рассказа следует начать с достаточно традиционной, но действенной формы — чтения учителем самого текста. Как известно, преподаватель, читающий вслух, становится первым интерпретатором произведения, расставляет с помощью голоса и интонации его смысловые акценты. Бунинский рассказ небольшой по объёму, и чтение его в начале урока тем более целесообразно, что не занимает много времени.

Следующий этап урока — “слово учителя”, необходимо и как вступление, и как напоминание ученикам о главных темах бунинской прозы (лекция по творчеству писателя и анализ стихотворений уже проводились ранее).

Сам анализ текста целесообразно начать с выделения в рассказе базовых мотивов и художественных приёмов. На доске предварительно выписаны эти моменты.

Фабула и персонажи., Хронотоп:

бытийное и бытовое пространство и время, реальное и космическое.

10 стр., 4811 слов

Любовь в рассказах Бунина

... Алексеевича именно за ту его часть творчества, что можно назвать «малым» жанром. И особенно мне нравятся рассказы Бунина, основной темой которых является любовь. В этих произведениях наиболее ярко ... нежностью», и «он почувствовал такую боль и такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас, отчаяние», ведь он не знал ни ...

Цветопись и “тактильность” текста.

Мотивы

(любви, смерти, памяти, жизни).

Дома ученики должны были найти в тексте проявления этих мотивов и выписать как можно больше примеров на каждый из пунктов. По ходу урока схема на доске будет расширяться и дополняться сделанными на уроке наблюдениями. Учителю необходимо подчеркнуть принципиальную последовательность зафиксированных на доске тем.

Первый вопрос учителя звучит так:

  • Какова фабула рассказа? Изложите её в нескольких предложениях.

Есть некий он, есть она — они любят друг друга; должна была состояться свадьба. Девушка очень боится потерять его. Он убит на войне. И потом всю свою жизнь (тридцать лет) она сохраняет память об одном-единственном вечере — их самой счастливой встрече.

Необходимо начать с того, что лежит на поверхности текста, что может воспринять любое обыденное сознание. Ученики выясняют, что фабула слишком проста, значит, смысл нужно искать глубже.

Если школьники не обратят внимания на важную черту бунинской любовной прозы — отсут­ствие у героев имён, обозначение их только местоимениями (особый приём Бунина, подчёркивающий обобщённость судеб людей, трагедию всех), можно задать провокационный вопрос: почему при пересказе фабулы вы постоянно делаете “речевую ошибку” — повторяете местоимения “он” и “она”?

От обыденного уровня восприятия текста переходим к работе с художественными категориями.

Любой художественный текст, как вам известно, соотносится с универсальными категориями — пространством и временем, которые в тексте приобретают значение символическое. Как “сконструировано” данное произведение, какие хронотопы мы можем выделить и как они связаны друг с другом?

Один из учеников составляет схему, а остальные комментируют текст. Постепенно вырисовывается такая картина.

  • Дом как храм и оберег и последующее его разрушение; соответственно жизнь как путь и скитание.
  • Путь как жизненный путь одного человека и как исторический вектор России начала XX века.
  • Наконец, дом, лишённый пространственных границ, дом, находящийся за пределами земного мира. Это то пространство, куда стремится героиня к своему возлюбленному, это движение к бессмертию: “И я верю, горячо верю: где-то там

    он ждёт меня — с той же любовью и молодостью, как в

    тот вечер

    ”. “Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи

    ко мне

    …” “Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду”. Вместе с учениками учитель отмечает ключевые слова фрагмента:

    “где-то там”

    ,

    “тот вечер”

    ,

    “ко мне”

    • Таким образом, Бунин переводит пространство земное в пространство космическое, время линейное во время вечное.

— Время как мгновение (жизнь человеческая) и как вечность. Вечность у Бунина всегда циклична и неуничтожима. Так, героиня говорит в конце рассказа про единственный их вечер: “И это всё, что было в моей жизни — остальное ненужный сон”. Учитель обращает внимание старшеклассников на слова “сон” и “ненужный”.

  • Почему жизнь названа сном?

Мотив жизни как сна (в буддистском понимании) вообще свойственен бунинской поэтике. Жизнь — это иллюзия, но иллюзия горестная и трагическая.

4 стр., 1520 слов

Тема любви в рассказах Бунина (в творчестве)

... рассказ «Холодная осень». Только один был счастливый вечер в жизни героини. Это вечер, когда она провожала жениха на войну. Здесь нет любви в общем понимании слова. Есть нежность, трогательная ... не просто рассказы – это поэзия в прозе. Также читают: Картинка к сочинению Тема любви в рассказах Бунина Популярные сегодня темы В 1873 была написана непростая картина « Зима ...

  • Кто виноват в этой трагедии? Война? Революция? Бог? Неправильное социальное устройство?

Бунин внесоциален, поэтому и война, и революция, и история для него лишь частные проявления мирового зла, которое неуничтожимо. Весь рассказ — это попытка писателя понять и осмыслить, как мировое зло отражается на судьбе отдельного человека. Опять вспомним: у героев нет имён, и это подтверждение тому, что разные человеческие судьбы одинаковы, что человек является игрушкой в руках рока.

Затем учитель акцентирует внимание старшеклассников ещё на одном важном временном аспекте произведения:

— Обратим внимание, что весь рассказ написан как воспоминание героини о прошлом. Какой мотив в связи с таким построением художественного времени проявляется в тексте?

Память. В мировом хаосе она является спасением от забвения. Память, по Бунину, не менее, а более реальна, чем поток действительности. Она всегда связана с культурой, которая есть сохранение всего того, что уходит в небытие.

Преподаватель может прочитать ряд стихотворений Осипа Мандельштама (например, из цикла «Камень»), в которых наиболее ярко проявляется так называемая “культурная память” — особого рода поэтическая категория, служившая Мандельштаму основой его отношения к ценностям культуры. Такое обращение к “чужому” голосу позволит проложить пути к изучению поэтики акмеизма, а также сравнить “две памяти” великих художников слова.

— Какие художественные средства использует Бунин, чтобы подчеркнуть реальность памяти и ирреальность действительности? Как известно, Бунин — мастер описания тонких человеческих ощущений и состояний природы. И в этом он близок к импрессионизму.

Прежде всего цветопись, светопись и “тактильность”. Также в произведении мы видим прямое включение стихотворной цитаты. Что касается импрессионизма, то герой в рассказе словно намеренно читает своей возлюбленной стихотворение Фета, так как именно в творчестве Фета много импрессионистических черт.

— Поработаем с этими категориями: назовите основные цвета, описания физических ощущений героев и определите значения цитируемых героем строчек Фета в контексте рассказа (один ученик на доске выписывает слова: “цвет”, “тактильность”, “интертекст”).

Цвет и свет. Ученики называют слова, обозначающие цвета, и дают их символическую интерпретацию, используя «Словарь символов»: “чёрное”, “блестящее”, “красное”, “солнечное”, “минерально-блестящие звёзды”, “сверкающее солнце”. Чёрный цвет — трагедия человека, предчувствие беды. Красный — цвет крови и также трагедии, цвет, знаменующий будущую катастрофу. Золотой (осень) связан с природой. Сочетаясь, цвета подчёркивают неразрывную связь человеческих ощущений с природным началом. Школьники отмечают, что эпитет “блестящие” (“светящиеся”, “сверкающие”) объединяет такие художественные детали, как звёзды (“блестящие звёзды”), окна дома (“как… по-осеннему светят

окна дома”), глаза героини (“как блестят глаза”) и делают вывод о единстве всего в мире: природы, человека, неодушевлённых объектов (дом).

Много слов в рассказе посвящено ощущениям героев. Уже само название — «Холодная осень» — обозначение не только холодного времени года, но и метафорически — холода этого мира по отношению к человеку, всё того же мирового зла. Старше­классники называют слова и словосочетания, связанные с темой холода: “запотевшие от пара окна”, “удивительно ранняя и холодная осень”, “протёрла стекло платком”, “ледяные звёзды”, “сверкающий изморозью”.

3 стр., 1014 слов

Анализ рассказа И.А.Бунина «Холодная осень»

... мне». Подводя итог своей жизни, героиня думает о том, что в её жизни был только тот холодный осенний вечер, всё остальное ненужный сон. ... с милой усмешкой вспомнил стихи Фета: Какая холодная осень! Надень свою шаль и капот… Героиня заметила, что капота (устаревшее слово – ... с той же любовью и молодостью. Она пожила, порадовалась и готова встретиться с ним. Время героев рассказа Бунина – это время ...

Что же касается Фета, то это и символ русской дореволюционной старины, и поэтическое осмысление природы, и наконец, приятие смерти, вечности. У Фета не замерзание и умирание, а вечное грандиозное движение по кругу; недаром в стихо­творении употреблено слово “пожар” — антитеза холодному и ледяному миру.

  • Какие ещё традиционные мотивы встречаются в тексте?

Любовь и смерть. Любовь, по Бунину, тоже прикосновение к вечности, а не путь к земному счастью, в художественном мире Бунина не найти счаст­ливой любви. Любовь у Бунина вне законов времени и пространства, и поэтому смерть не только не уничтожает любви, но является продолжением её в вечности. Несмотря на кратковременность любви, она всё равно остаётся вечной — она неуничтожима в памяти героини именно потому, что мимолётна в жизни. Неслучайно рассказ заканчивается мотивом любви: “Но, вспоминая всё то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же всё-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер”.

домашнего задания

дадим небольшое сочинение-эссе, темой которого станут слова героини в конце рассказа: «И это всё, что было в моей жизни — остальное ненужный сон».

Рассказ “Холодная осень” можно условно разделить на две части: до войны и после смерти героя. Причем вечер, который молодые люди провели вместе саду, описан до мельчайших подробностей, поэтому что этот фрагмент заставляет остановить внимание читателя на нем, что опять доказывает мысль главной героини о том, что в ее жизнь “был только тот холодный осенний вечер”. Бунин писал: “Счастья в жизни нет, есть только зарницы его, цените их, живите ими”. Вот и жизнь героини – это “ненужный сон”, лишь один лучик солнца был в нем – это вечер, который навсегда останется в памяти лирической героини. Главный герой в саду был очень лиричен, ему вспомнились стихотворение, которое будто бы предсказывает будущее, словно “пожар” – это и есть война, красная и кровавая война… так же он говорит, что “совсем особенно, по-осеннему светят окна домов”, ведь это действительно “особенная” осень, последняя в его жизни и последняя в мире счастья героини. Когда мать зашивала “маленький шелковый мешочек”, каждый чувствовал в себе нотки трогательности, потому что столь скорое расставание молодых людей очень неприятно колет сердца всех членов семьи. Девушка гонит от себя мрачные мысли, боится их, но с уверенностью говорит, что без него жизнь лишится смысла. Ведь, действительно, так и будет потом, она не найдет больше свое счастье, она останется одна, никому не нужная пожилая женщина, потерявшая всю семью, потерявшая его… Она говорит, что “пережила его смерть”, но это не так, она всю жизнь свою ждет его, но “любовь не понимает смерти, любовь есть жизнь”, и это держит ее в мире. Но она ждет своей смерти, чтобы там встретить его, чтобы вновь окунуться в прошлое, чтобы тот осенний вечер вернул краски чувствам…

«Холодная осень»

Рассказ «Холодная осень» очень ярко демонстрирует все сказанное выше. Главная героиня, которая рассказывает о собственной жизни, которая оказалась для нее довольно трудной и долгой, в один прекрасный момент подводит окончательный итог. Вспоминая все прошлые моменты собственного существования, она пытается вспомнить и выделить какие-то действительно яркие, запоминающиеся моменты, которые произошли с ней, но на ум приходит лишь один холодный осенний вечер. Для нее этот вечер был особенным и страшным одновременно – женщина провожала своего жениха, который отправлялся на войну, прощалась с ним. Казалось бы, вроде бы это – сугубо печальный момент, но для нее в то же время, он был каким-то радостным, особенным и уникальным в своей мере.

Как раз вечером, того же дня, ей начали приходить в голову не самые приятные мысли, которые, по сути, должны были посетить ее намного раньше, вроде таких, что жениха убьют на войне и он оттуда не вернется. Главная героиня боится и не хочет думать, но мысли о том, что, если он погибнет героем и в итоге она посмеет его забыть – не дают ей покоя. Она пугается таких навязчивых мыслей и старается уйти от них, пытается уговорить саму себя отказаться от всего того, что приходит ей на ум.

Как бы печально ни было, но жених главной героини действительно погибает на войне, как герой. Девушка переживает этот момент, что, в принципе, заложено в природе самого человека – время способно излечить абсолютно все. Она выходит замуж за другого молодого человека, рожает ему ребенка. Ее жить оказалась весьма трудной, впрочем, как и большинства соотечественников в период революции 1917 года. Девушка скитается по стране в поисках пристанища, спасения, которое поможет пережить ей все ужасы, унижения. Муж главной героини также погибает, дочь становится отчужденной, черная работа – все это мучает ее саму изнутри. Все эти события, которые ей пришлось пережить, она вспоминает, но понимать, что истинную радость и наслаждение ей принесла лишь та осенняя холодная ночь. Именно тогда они понимает, что в жизни у нее была лишь одна единственная любовь, которая не может сравниться ни с чем. Этот яркий момент освещает всю жизнь героини, он становится своеобразным смыслом жизни, ее опорой и истинной надеждой в будущем.

Несмотря на множество лишений, сложностей, которые ей пришлось пережить в своей жизни, греет лишь одно воспоминание ее скончавшегося жениха, а именно — его слова: «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне…». Женщина отвечает, как бы сама себе: «Я пожила, порадовалась, а теперь жди, я скоро приду».

Сочинение по литературе на тему: Тема любви в рассказе “Холодная осень” Бунина

Другие сочинения:

  1. Рецензия рассказа Бунина “Холодная осень” из цикла “Темные аллеи”. Данный цикл Иван Бунин написал в эмиграции, когда ему было семьдесят лет. Несмотря на то, что Бунин провел долгое время в эмиграции, писатель не утратил остроту русского языка. Это видно по Read More ……
  2. Общий смысл всех произведений И. А. Бунина о любви можно передать риторическим вопросом: “Разве любовь бывает нечастной?” Так, в его цикле рассказов “Темные аллеи” (1943) нет, наверное, ни одного произведения, посвященного счастливой любви. Так или иначе, это чувство кратковременно и Read More ……
  3. Цикл И. А. Бунина “Темные аллеи” представляет собой раздумья автора о самом главном в человеческой жизни – о любви в широком понимании слова. В рассказах цикла писатель постарался со всех сторон осветить это чувство, выразить свое понимание любви, ее значение Read More ……
  4. Данный цикл Иван Бунин написал в эмиграции, когда ему Было семьдесят лет. Несмотря на то, что Бунин провел Долгое время в эмиграции, писатель не утратил остроту Русского языка. Это видно по этому циклу рассказов. Все рассказы посвящены любви, только в Read More ……
  5. Холодная осень Действие рассказа начинается в начале первой мировой войны и делится на две части: до ухода героя на фронт и после его смерти. Вечер в саду, проведенный влюбленными, описан в мельчайших подробностях. Юноша лиричен, ему вспоминаются стихи, где образ Read More ……
  6. Сборник рассказов “Темные аллеи”, созданный в годы второй мировой войны в эмиграции, Бунин считал самым лучшим, что написал в жизни. Чистым родником душевного подъема был он для писателя в это непростое время. Тема любви объединяет все новеллы цикла. Часто это Read More ……
  7. Тема любви занимает едва ли не главное место в творчестве Бунина. Эта тема позволяет писателю соотнести то, что происходит в душе у человека, с явлениями внешней жизни, с требованиями общества, которое основывается на отношениях купли-продажи и в котором порой царят Read More ……
  8. В эмиграции, куда Бунин уехал после известных Октябрьских событий, за годы одиночества и медленного забвенья в его творчестве появляются произведения на темы любви, смерти и человеческой памяти. Творения этого цикла, отмеченные необыкновенной поэтизацией человеческого чувства, раскрыли чудесное дарование писателя, его Read More ……

Тема любви в рассказе “Холодная осень” Бунина

Сочинение на тему бунин холодная осень

Общий смысл всех произведений И.А. Бунина о любви можно передать риторическим вопросом: «Разве любовь бывает нечастной?» Так, в его цикле рассказов «Темные аллеи» (1943) нет, наверное, ни одного произведения, посвященного счастливой любви. Так или иначе, это чувство кратковременно и заканчивается драматично, если не трагично. Но Бунин утверждает, что, несмотря ни на что, любовь прекрасна. Она, пусть и на короткий миг, освещает жизнь человека и дает ему смысл для дальнейшего существования. Так, в рассказе «Холодная осень» рассказчица, прожив долгую и очень трудную жизнь, подводит ее итог: «Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер». Только тот осенний холодный вечер, когда она прощалась со своим женихом, уходящим на войну. Так светло и, в то же время, грустно и тяжело было у нее на душе. Только в конце вечера герои заговорили о самом страшном: вдруг возлюбленный не вернется с войны? Вдруг его убьют? Героиня не хочет и не может даже подумать об этом: «Я подумала: «А вдруг правда убьют? и неужели я все-таки забуду его в какой-то срок – ведь все в конце концов забывается?» И поспешно ответила, испугавшись своей мысли: «Не говори так! Я не переживу твоей смерти!» Жениха героини действительно убили. И девушка пережила его гибель – это особенность человеческой природы. Рассказчица даже вышла замуж, родила ребенка. После революции 1917 года ей пришлось скитаться по России, пережить множество унижений, черную работу, болезни, смерть мужа, отчуждение дочери. И вот, на исходе лет, задумавшись о своей жизни, героиня приходит к мысли, что в ее жизни была только одна любовь. Больше того, в ее жизни была только одна осенняя ночь, которая осветила всю жизнь женщины. В этом – ее жизненный смысл, ее опора и поддержка. Рассказчицу в ее горькой жизни, оторванной от родины, греет только одно воспоминание, одна мысль: «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне…» Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду». Итак, основную часть рассказа, имеющую кольцевую композицию, составляет описание холодного осеннего вечера, последнего в совместной жизни героев. Из слов отца девушки мы узнаем, что в Сараеве убили австрийского кронпринца. Это означало, что неизбежно начнется война. Возлюбленный героини, который был в ее семье своим, родным человеком, должен был пойти на фронт. В этот же печальный вечер его объявили женихом героини. По иронии судьбы их первый вечер как жениха и невесты стал и последним. Именно поэтому весь этот вечер в восприятии рассказчицы и ее возлюбленного, был пронизан светлой печалью, щемящей тоской, увядающей красотой. Как и холодный осенний вечер, который окружал героев в саду. Большое значение в рассказе имеют бытовые детали, которые превращаются в произведении в психологические. Так, героиня точно перечисляет все даты, которые «окружали» описываемые события. Она помнит все в мельчайших подробностях, хотя прошло уже тридцать лет и за плечами – очень трудная жизнь. Это говорит о том, что этот вечер был очень значим для женщины. Психологически тонко описывается последний домашний ужин. Все его участники сидели в напряжении, думая о том, что это, может быть, последний их совместный вечер. Но все перебрасывались незначительными словами, маскируя свое напряжение и то, что им действительно хотелось сказать. Но вот наконец молодые люди остались одни. Возлюбленный приглашает рассказчицу прогуляться по осеннему саду. Он цитирует строки из стихотворения Фета. Они, в какой-то мере, предсказывают и его судьбу, и судьбу их пары: Смотри — меж чернеющих сосен Как будто пожар восстает… И затем герой добавляет: «Все-таки грустно. Грустно и хорошо. Я очень, очень люблю тебя…» Какие простые и, в то же время, пронзительные слова! Молодые люди любят друг друга, но не могут быть вместе. Это, по теории Бунина, просто невозможно. Ведь любовь – это всегда лишь вспышка, лишь краткий миг, обжигающий на всю жизнь… Наутро герой уехал, как оказалось, навсегда. На шею ему надели «роковой мешочек» с образком, но он не спас возлюбленного героини от гибели. Рассказчица вернулась в дом, не замечая солнечного утра и не чувствуя радости от него. Бунин тонко передает ее состояние на грани истерики, огромное душевное переживание: «…не зная, что теперь делать с собой и зарыдать ли мне или запеть во весь голос…» С тех пор прошло много лет. Но пожилая героиня в Ницце все возвращается и возвращается в памяти к этому вечеру и с надеждой ждет скорой смерти. А что еще ей остается? Нищая старость, лишенная поддержки единственного родного человека – дочери. Образ дочери героини в рассказе очень важен. Бунин показывает, что человек, оторванный от своих корней, далекий от своей Родины, теряет главное – душу: «стала совсем француженкой, очень миленькой и совершенно равнодушной ко мне, служила в шоколадном магазине возле Мадлэн, холёными ручками с серебряными ноготками завертывала коробки в атласную бумагу и завязывала их золотыми шнурочками…» Дочь рассказчицы – это кукла, за вещной мишурой утратившая свою сущность. «Холодная осень»… Название рассказа символично. Это и конкретное обозначение временных рамок происходящего в рассказе. Это и символ первого и последнего вечера в жизни героев. Это и символ всей жизни героини. Это и обозначение жизни всех эмигрантов, потерявших после 1917 года свою Родину… Это и символ состояния, которое наступает после потери любви-вспышки… Холодная осень… Она неизбежна, но и она обогащает человека, потому что у него остается самое ценное – воспоминания.