Учимся писать изложения и сочинения. 4 класс. Губернская Т.В

Сочинение

Урок написания сочинения для 4 класса

Сегодня на уроке мы научимся писать сочинения. Чтобы написать хорошее сочинение, необходимо иметь план. Пункты плана нужно расположить по порядку.

Например, если писать сочинение о картине, то план может выглядеть следующим образом:

  • Как называется картина и кто ее автор?
  • Что изображено на картине?
  • Какова основная мысль картины?
  • Каково мое отношение к картине?

Перед написанием сочинения необходимо проверить свои знания по теме. Давайте перечитаем определения незнакомых слов:

  • Восторг – подъем радостных чувств, восхищение.
  • Изба – деревянный крестьянский дом.
  • Крестьянин – сельский житель, занимающийся возделыванием сельским хозяйством как своей основной работой.
  • Крестьянские дети – дети крестьян.

Теперь попробуем написать изложение на тему «Весна». Для этого мы сначала перечитаем текст:

«Прибавились значительно дни. Потемнела полосами белая пелена снега, и почернели дороги. Ярче, прямее стали солнечные лучи, и сильно пригревает в полдень. Вода показалась на улицах…
Перелетная птица начинает понемногу возвращаться. Грачи прилетели первые и заняли свои обыкновенные летние квартиры, самые лучшие березовые и осиновые рощи. Уже начали заботливые хозяева поправлять свои старые гнезда. Далеко слышен их громкий, докучный крик.»

После чтения текста мы можем составить план для написания изложения:

  • О чем этот текст?
  • Что изменяется в природе с наступлением весны?
  • Какие птицы являются первыми вестниками весны?
  • Что они делают сразу после прилета?
  • Как можно назвать этот текст?

Теперь перейдем к написанию самого изложения:

В природе наступает весна. Дни становятся длинней, а снег медленно тает и местами уже почернел. Солнечные лучи становятся ярче и пригревают все сильней. На улицах уже видно воду. Подслушивая весенние знаки, одни из первых наших перелетных птиц – грачи прилетают на свои летние места обитания. Они выбирают себе самые лучшие рощи из берез и осин. Некоторые заботливые хозяева, гнезда которых грачи посещали раньше, принимаются их поправлять. С громким и докучным криком грачи напоминают нам о наступлении весны. Можно назвать этот текст «Весенние знаки».

6 стр., 2982 слов

План сочинения по картине и речевые шаблоны учебно-методический ...

... клише для написания сочинения по картине. Это примерные варианты, которые по желанию можно использовать в сочинении. Используя клише, не ограничивайтесь ими – добавляйте свои мысли. План Речевые клише (шаблоны) ... осень (лето, зима, весна) – любимое время года художника, поэтому он и решил изобразить ее на своем полотне? Перед нами картина замечательного художника_____(указать Ф.И. художника ...

Получилось хорошее изложение. Но также важно правильно использовать всю полученную информацию при написании сочинения. Главное – это не забывать про план, так как он помогает структурировать информацию и не допустить ошибок.

Сегодня мы рассмотрим картину А. К. Саврасова «Грачи прилетели». На этой картине изображено время года, когда грачи возвращаются. Небо на картине имеет светло-голубой цвет. Снег на ней изображен как белый и пушистый. В реке много воды, что указывает на наступление весны и половодья. На картине изображены березы, которые начинают зеленеть. На ветвях деревьев расселись грачи, которые прилетели первыми. Они кричат и суетятся, заботливые хозяева квартир смотрят на них. Грачи — перелётные птицы, которые прилетают весной и улетают осенью. Они пригреваются на деревьях в полдень и потом продолжают свой перелёт. Основная мысль картины заключается в том, что прилет грачей является признаком наступления весны.

Изложение:

На картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» изображено время года, когда грачи возвращаются. Небо на картине имеет светло-голубой цвет, а снег выглядит белым и пушистым. В реке много воды, что говорит о наступлении весны и половодье. На картине изображены зеленеющие березы, на ветвях которых расселись грачи. Грачи — перелётные птицы, которые прилетают весной и улетают осенью. Они пригреваются на деревьях в полдень и потом продолжают свой перелёт. Грачи прилетели первыми, их докучный крик привлекает внимание заботливых хозяев летних квартир. Прилет грачей является признаком наступления весны.

Информация о художнике и его творчестве:

Алексей Константинович Саврасов (1830-1897) — русский художник-пейзажист. Саврасов считается одним из основателей русской пейзажной живописи. Он был членом Передвижников и преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества. Саврасов создал много ярких и выразительных пейзажей, в которых передавал настроение и красоту русской природы. Основная мысль его картины «Грачи прилетели» заключается в символическом значении прилета этих птиц, которое связывается с наступлением весны и возвращением жизни в природе.

Эпиграф: «Если прилетели грачи, значит, действительно наступила весна.»

Проверка понимания слов:

Половодье — весенний разлив реки при таянии снега и льда.

Церковь — храм, здание для богослужения; все верующие.

Берёзы — какие?

Березы на картине изображены зеленеющими.

Слова для замены:

значительно прибавились увеличились
пригревает в полдень согревается днём
перелётная птица мигрирующая птица
начинает возвращаться стартует обратный путь
прилетели первые (первыми) прибыли вначале
летние квартиры дачи
заботливые хозяева заботливые владельцы
докучный крик надоедливый крик

Тема: Времена года

1. Изложение с элементами рассуждения

Текст:

Все думают, что в заморских странах таятся чудеса. Но в тропиках их нет. Там всё одинаково, всё просто. Два времени года, а на самом деле ни одного, потому что зимой жарко, а летом знойно. Всё однообразно. Тропики — это страна вечного лета.

А вот у нас на севере четыре сезона по календарю, а на самом деле их семь или восемь. В апреле может внезапно наступить лето, а в июне ударят заморозки. Раза три в год Финский залив и серое небо нарядятся в голубой цвет и любуются друг другом, и прохожие не насмотрятся на это редкое чудо. (95 слов)

(По И. А. Гончарову)

Изложение по рассказу «Тайна заброшенного дома»

Рассказ «Тайна заброшенного дома» рассказывает о группе друзей, которые оказались в старом заброшенном доме. Ребята быстро обнаруживают, что дом наполнен тайнами и загадками. Главный герой рассказа, Максим, начинает расследовать эти тайны вместе с друзьями.

В ходе расследования, ребята обнаруживают множество странных вещей в доме, например, шифрованные записки и скрытые подсказки. В конце концов, они находят ключ к тайне — духовную доску, которая сообщает им место спрятанного клада.

Но главная тайна остаётся не разгаданной. Ребята не могут выяснить, что произошло с владельцами дома, куда их дели и как они попали в этот дом. Рассказ заканчивается открытием клада и уходом друзей из дома.

План изложения:

  1. Описание заброшенного дома.
  2. Обращение главного героя к друзьям.
  3. Обнаружение тайны в доме.
  4. Долгие расследования героев.
  5. Решение тайны духовной доской.
  6. Нахождение клада.
  7. Неразгаданная тайна судьбы владельцев дома.

Текст можно назвать «Тайна заброшенного дома».

Сочинение-отзыв о рассказе «Красные туфельки»

Рассказ «Красные туфельки» — это история юной девочки, которая одержима желанием купить красные туфельки. Как оказалось, эти туфельки принесли ей несчастие.

Главная мысль этого рассказа заключается в том, что красивые вещи бывают опасны. Героиня рассказа единственной своей мечтой обладает сильнее всего и не обращает внимания на окружающих. В итоге, она не только из-за этого погибает, но и теряет целую жизнь, которую могла бы жить, если бы оставила своё желание на заднем плане.

Рассказ можно назвать «Красные туфельки: опасная привычка красивого».

План сочинения-отзыва:

  1. Краткое описание сюжета рассказа.
  2. Анализ главной мысли текста.
  3. Характеристика главной героини.
  4. Какие ошибки совершила героиня.
  5. Как можно применить уроки рассказа в своей жизни.
  6. Как рассказ относится к жанру сказки.

План сочинения

Введение:

В данном сочинении будет рассмотрен рассказ Константина Георгиевича Паустовского «Подарок». В первой части рассказа автор представляет нам героев и описывает их стремление сохранить лето. Во второй части рассказа происходит некий поворот событий, а в третьей части автор делает выводы и раскрывает основную мысль произведения.

Основная часть:

1. Желание героев сохранить лето и их сожаление по поводу его ухода.

2. Действия Вани для сохранения лета.

3. Неудачная попытка сохранить лето в комнате и объяснение этого факта.

4. Мнение лесничего о причине пожелтения березы.

5. Объяснение деда Митрия о причине пожелтения березы.

6. Основная мысль произведения.

Заключение:

Рассказ «Подарок» Константина Георгиевича Паустовского заставляет задуматься о ценности времени и необходимости наслаждаться моментами жизни. Герои рассказа стремятся сохранить лето, но не смогут сделать это, так как природа имеет свои законы. Основная мысль произведения заключается в том, что нам следует ценить каждый миг и наслаждаться им, так как время неумолимо и не поддается нашему контролю.