Образ грозы в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)

Сочинение

(492 слова)

Так, Катерина, очень боится грозы. Но не самих раскатов грома, и даже не смерти, а того, что она явится перед Богом, не избавившись от своих грехов. Катерина – девушка богобоязненная. Для неё гроза – это возможное наказание. Она боится Бога, боится, что даже Тот, кто всех любит, накажет её.

На самом деле Катерина сама наказывает себя, и в отличие от Вари, которая ничуть не пугается. Катерина спешит найти опору, избавится от страха, тогда как Варя имеет эту опору в себе.

Когда Кабаниха слышит раскаты грома, она тоже трактует их как знак свыше. Однако она уверена, что Бог сочтёт все её действия разумными, правильными. Марфа Игнатьевна не боится этого природного явления – по её мнению, Бог не может осудить её. Кабаниха пытается ещё больше запугать всех и говорит, что Бог гневается на людей за непослушание. Но на самом деле Кабаниха хочет, чтобы все слушались одну её. Она стремится контролировать каждый шаг своего сына, но даже если Тихон будет делать всё, как она хочет, угодить матери он не сможет. Потому что Марфа Игнатьевна не может почувствовать свою силу и значимость другим способом. Дикой тоже боится грозы, он трепещет перед ней, как и большинство жителей города.

Тихон, уезжая произносит фразу, в которой под грозой понимает свою мать и её действия:

«Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?»

Здесь Островский использует этот образ с новой стороны. Гроза – уже не гнев Божий, а ощущение непременной кары за свободу от матери. Тихон ждёт глотка свободы, и готов отправиться куда угодно, лишь бы хоть немного отдохнуть от вечного контроля матери.

Единственные в пьесе, кто не боится грозы, – это Варвара и Кулигин. Варя – внутреннее свободна, она смелая девушка, и не боится матери. Ей приходится действовать обходным путём, но она не забывает о себе. В конце Варя сбегает из дома. Кулигин же страстно увлечён наукой, и это позволяет ему чувствовать себя свободным.

Но у грозы в пьесе будет ещё одна роль. Катерина, не выдержав подобной жизни и ужасного отношения Марфы Игнатьевны, а главное, стыда за своё чувство к Борису, бросается в Волгу. Этот поступок девушки как гром среди ясного неба для всех жителей Калинова. Душа Катерины сильна, она много раз говорит Варе, что у неё сильный и порывистый характер. Она не может жить так мучительно и предпочитает смерть. Этот поступок потрясает старые устои города, заставляет жителей задуматься о своих поступках. Кулигин, возвращая тело Катерины, говорит, что душа девушки теперь свободна. Никто не имеет над ней власти, кроме Творца, который милосерднее людей.

2 стр., 762 слов

"«Без идеала нет твердого направления, а нет на¬правления — нет ...

... грозы боишься», — говорит ей Варвара. «Как, девушка, не бояться! — отвечает Катерина. — Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а ... «высшее выражение» современной ему жизни или обличает в ней отрицательное, ... говорил о драме Ос­тровского: «Пьеса «Гроза» есть, без сомнения, самое решительное про­изведение Островского... В «Грозе» ... гроза, но толь­ко ли в природе происходит это явление? Нет. ...

Так, Островский показал, насколько острой стала необходимость менять уже устаревшие устои, которые только калечат судьбы людей. Смерть Катерины – это гроза, знак гнева, который навис над городом и его главными представителями: Кабановой, Диким и прочими, кто не способен быть милосердным к ближнему.

Автор: Таисия Ишниазова