Произведения (список) по данной теме: И.Бабель «Конармия», М.Булгаков «Белая гвардия», «Дни Турбиных», «Бег» А.Веселый «Россия, кровью умытая», Б.Лавренев «Сорок первый», Б.Пастернак «Доктор Живаго», Серафимович «Железный поток», А.Фадеев «Разгром», Д. Фурманов «Чапаев», И.Шмелев «Солнце мертвых», М.Шолохов «Донские рассказы»
В конце ХХ века после тех событий, которые произошли в нашей стране, мы можем относительно беспристрастно посмотреть, как изображали наши соотечественники события, которые были названы гражданской войной. Конечно, те, кто писал о войне, имели свою четко выраженную позицию.
Писатели-большевики
Это Серафимович, Шолохов, Фурманов, Фадеев, для них:
- война справедлива,
- ведется против врагов советской власти,
- герои в их произведениях четко делятся на своих и чужих. Вражда их непримирима.
Писатели-интеллигенты
Для писателей беспартийной ориентации (это И. Шмелев, М.Булгаков, Б.Пастернак):
- война братоубийственна,
- власть большевиков вносит разруху, губит людей,
- но и действия белых не менее страшны.
В одном все русские писатели сходятся: война жестока, человек на войне ожесточается, ему приходится преступать общечеловеческие нравственные законы.
Понятие войны и образ человека в произведениях
Как братоубийственная война предстает во всех произведениях, независимо от социально-политических оценок. Михаил Шолохов в рассказе «Родинка» показывает, как отец убивает сына и только по родинке узнает, что стал сыноубийцей. В «Конармии» Бабеля мальчик-красноармеец диктует автору письмо, в котором рассказывает, как старший брат пытал отца, потому что тот был врагом, как сам потом был убит. Братоубийственный характер гражданской войны ощущает на себе Юрий Живаго, герой романа Б.Пастернака, врач, предназначение которого спасать жизни людей. Герой пьесы М.Булгакова «Бег» белогвардейский генерал Хлудов тяжким бременем несет в себе память о повешенных по его приказу людях.
Почти во всех произведениях в центре стоит человек, который берет на себя ответственность за других людей — командир.
В центре романа А.Фадеева «Разгром» — образ командира партизанского отряда Левинсона. Жизнь этого человека подчинена служению революции, именно во имя революционной целесообразности действует командир. Он воспитывает своих бойцов ( Морозка), он в любом случае берет ответственность на себя. Но революционная целесообразность требует жестокости не только к тем, кто является и считается врагом, но и к тем, кто просто мешает революции. При этом деятельность Левинсона становится абсурдной : он и его отряд сражаются за трудовой народ, но ради сохранения отряда Левинсон вынужден отнять свинью у корейца ( простого крестьянина, ради которого и ведется война), семья корейца скорее всего погибнет зимой от голода, Левинсон отдает приказ отравить смертельно раненного Фролова, так как раненые мешают продвижению отряда.
Подвиг человека на войне по рассказу Шолохова “Судьба человека”
... А. Шолохов умудрился уместить его в небольшом рассказе. До войны Соколов ... до изнеможения на заводах. Это были мужественные люди, которые, оставив свои семьи, шли на смерть ... подобрал маленького, беспризорного мальчишку-сироту по имени Ваня. Несмотря на все жизненные испытания, через ... войны в его душе, но он жил не ради себя и не ради славы, а ради других людей. И в этом смысле велик его подвиг! Подвиг ...
Так революционная целесообразность подменяет понятие гуманизма и гуманности.
Именно офицеры являются героями романа и пьес М.Булгакова. Алексей Турбин — русский офицер, прошедший германскую войну, настоящий боевой офицер, цель которого защищать родину, а не воевать с собственным народом. Булгаков показывает, что власть Петлюры в Киеве ничуть не лучше власти большевиков: грабежи, карьеризм во власти, насилие над мирным населением. Алексей Турбин не может воевать с собственным народом. А народ, по мнению героя, поддерживает большевиков.
Итог войны смерть, опустение.
Именно пафос опустения, мертвой земли, людей без будущего звучит в «Солнце мертвых» Ивана Шмелева. Действие происходит в Крыму, который до революции был цветущим раем, а сейчас, после гражданской войны, превратился в пустыню. В пустыню превращаются и души людей.
Любовь и нравственный выбор в романах о гражданской войне
Ложно понятая идея социальной справедливости нарушает социальное равновесие и превращает пролетариев в грабителей, впрочем, не делая их от этого богаче.
Революция и гражданская война — не время для любви.
Но писатели не могут не говорить о вечном. Герои рассказа Б.Лавренева «Сорок первый» — белогвардейский офицер Говоруха-Отрок и красноармеец Марютка. Волею судьбы и автора они оказываются на острове вдали от гражданской войны, между ними вспыхивает чувство. Но Марютка убивает любимого тогда, когда перед нею встает социальный выбор — революция превыше всего, превыше человеческого счастья и вечной любви.
Абстрактная идея общечеловеческой любви заслоняет перед героями революции и гражданской войны любовь к конкретному человеку.
Так, герой «Чевенгура» А.Платонова Копенкин преданно любит Розу Люксембург, которую никогда не видел.
Любая война ставит перед человеком проблему нравственного выбора.
Как уже говорилось, для революционеров такой нравственный выбор однозначен: целесообразно все, что служит революции.
Для российской интеллигенции этот выбор крайне труден.
- С одной стороны, именно интеллигенция принимала участие в революции или сочувствовала ей.
- С другой стороны, ужас гражданской войны, большевистский террор отвратил интеллигенцию от происходящего или заставил служить ее идеям, несмотря на внутренние противоречия.
» Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая в ответ одно на другое, точно перемножали. От крови тошнило, она подступала к горлу, бросалась в голову, ею заплывали глаза»,
21 стр., 10177 словГражданская война в произведениях русских писателей ХХ века
... тему революции и гражданской войны в России, значение исторической обусловленности данной тематики и проблематики в русской литературе. Изучить и проанализировать тему революции и гражданской войны в ... вания. Глава 1. Тема революции и гражданской войны в творчестве русских писателей. 1.1. А.А. Фадеев – «важнейший ... свой писательский и гражданский долг. Чем, какими веками различаются этапы движения ...
— так пишет Борис Пастернак. Его герой не хочет быть ни на чьей стороне, как истинно русского интеллигента его привлекает общечеловеческая истина. Но стать в стороне от войны не удается никому. Совсем иная судьба — судьба, приводящая героиню в стан большевиков, у Любови Яровой. Позиция автора пьесы, К.Тренева, однозначна — жизнь Любови Яровой обретает смысл только в служении народу, революции, т.е.большевикам. Правда, в жертву героиня должна принести своего мужа — поручика Ярового.
«Россия, кровью умытая» — так называется роман Артема Веселого, писателя, погибшего в сталинских застенках. Многоголосая Россия, сражающаяся, запутавшаяся в выборе, страстная, сильная, такой предстает страна в романе. Название же его символистично. Так можно определить и отношение всех отечественных писателей к теме гражданской войны, независимо от их политической и социальной ориентации.
Наша презентация
Читая произведения о гражданской войне, мы в конце ХХ века не можем не вспомнить слова Пушкина:
«Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный.»
Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. Мазневой О.А.
Революция — слишком масштабное событие, чтобы не быть отраженным в литературе, и редкий писатель, её переживший никак не коснулся её в своем творчестве.
Существуют разные подходы к этой теме. Скажем «Конармия» Бабеля или «Донские рассказы» Шолохова — это ряд не очень связанных между собой эпизодов, выстраивающихся в огромные мозаичные полотна, а «Белая гвардия» Михаила Афанасьевича Булгакова — классический роман. У разных писателей события подаются с разных точек зрения: у Серафимовича в «Железном потоке» — с точки зрения народа, у Булгакова и большинства эмигрантских писателей — с точки зрения дворянства. Шолохов вообще исследует не борьбу угнетателей и угнетенных, а противоречия, которые возникают в самом народе в ходе братоубийственной войны. Существует еще один подход к теме — исторический. Марк Алданов в романе «Девятое термидора» описывает не нашу революцию, а французскую. Революция для этого автора — не просто смена власти или даже социальной формации, а взрыв животных инстинктов, возвращение человечества в зверское состояние. Он пишет: «Страшна революция не против монархии, а против носового платка», то есть — против культуры.
И все же среди множества мнений можно выделить два основных подхода к данной теме. Удобнее всего будет проанализировать этот процесс на примере двух романов — «Разгрома» Фадеева и «Белой гвардии» Булгакова.
Персонажи Булгакова — это русская интеллигенция, дворянство, офицерство, и события изложены с их точки зрения. Герои Фадеева же — люди из народа (единственный, кого худо-бедно можно назвать «интеллигентом» — Мечик, подан как представитель «мелкой буржуазии»).
Эти два писателя находятся в разных лагерях и, соответственно, у Булгакова представители простого народа, «мужички — богоносцы Достоевские» представлены отрицательно. Этим людям все равно, где белые, где красные, они заботятся только о себе, а интеллигенция предстает перед нами как хранительница народной памяти, великой культуры и твердых нравственных принципов. У Фадеева же все наоборот. Культурный и образованный Мечик оказывается предателем, в нем нет внутренней силы, позволяющей следовать за народом и служить ему. Морозко же, как олицетворение простого народа, хотя и несколько импульсивен, но интуитивно чувствует правду.
Стойкость, мужество, героизм, русского воина в войне 1812 года
... народа, пробудили “Народное сознание и народную гордость”. Национально - освободительный характер войны 1812 года показал, что народ ... наглядно проявились мужество и героизм русских ... и гражданского опыта. Оба они были тонкими дипломатами. Как же были готовы армии к войне? ... и правого крыла. Стремясь осуществить окружение русской армии, Наполеон требовал быстрейшего продвижение для дезорганизации русского ...
Есть у Фадеева и еще одна идея: «Цель оправдывает средства». Показателен образ Левинсона, который не останавливается ни перед какой жестокостью, чтобы спасти отряд. Его можно сравнить с Хлудовым из булгаковского «Бега», но Хлудов в конце драмы понимает свою ошибку, осознает пагубность этой идеи. Левинсон же, напротив, убежден в своей правоте, и Фадеев оправдывает его.
Естественно, из всего вышеперечисленного видно, что у Фадеева и Булгакова диаметрально противоположные взгляды на саму революцию. Если у Фадеева это событие представлено как необходимое и закономерное, которое освободило народ (и в целом, несмотря на трагические судьбы героев, роман «Разгром» — вещь оптимистическая), то для Булгакова революция — прообраз апокалипсиса, гибель старой России, уничтожение культуры и всего, что дорого человеку.
Мы видим, что такое грандиозное событие никого не могло оставить равнодушным. Могут существовать разные мнения по этому поводу, но то, как революция была отражена в разных произведениях разных писателей, может помочь и нам, потомкам, разобраться во всем, осознать и осмыслить свою историю…
Читаемое в разделе:
- Поэтика Чехова и Бунина. Сравнительный анализ
- Сочинение: Любовь к человеку в русской литературе
- Образ Петра Первого в русской литературе
- Судьба человека в тоталитарном государстве
- Проблема «лишнего человека» в русской литературе XIX века
- Человек и окружающий его мир в произведениях Бунина, Куприна, Короленко
- Пути развития русской прозы конца 19 — начала 20 века
Ранее опубликованные в разделе:
- Судьба крестьянства в произведениях М.А.Шолохова и А.П.Платонова
- Человек и окружающий его мир в произведениях Бунина, Куприна, Короленко
- Поэтика Чехова и Бунина. Сравнительный анализ
Новые материалы раздела:
- Судьба человека в тоталитарном государстве
- Устроило бы счастье Пьера и Наташи героев Достоевского?
- Пути развития русской прозы конца 19 — начала 20 века
- Сравнительная характеристика Онегина и Печорина
- Сочинение на тему: Советская сатира 20-30-ых годов
Раскрытие темы в кинематографе
Тематика Гражданской войны впервые была раскрыта в фильме «Красные дьяволята», снятом в 1923 году. В центре событий борьба «красных» с махновцами. Фильм пользовался огромным успехом, как и повесть, по которой снята кинолента – авторства Павла Бляхина.
Первая экранизация «Тихого Дона» в 1930 году была еще немой и озвучена только в 1933. Эта история стала одной из наиболее проникновенных и драматических повествований о событиях Гражданской войны. В 1954 году на экраны выходит еще одна экранизация произведения Шолохова – на этот раз режиссером был Сергей Герасимов.
Говорящие фамилии в произведениях русских писателей XIX века
... Говорящие фамилии в произведениях русских писателей 2.1 Говорящие фамилии в творчестве Д.И. Фонвизина За 14 лет до появления фонвизинского «Недоросля», в 1764 году, В.И. Лукин ... тематикой произведения, жанром, общей композицией и характером образов, они несут определенную стилистическую нагрузку, имеют стилистическую окраску. Уже античная литература предоставляла тот материал, на основе которого в ...
В 1934 году вышел один из наиболее ярких кинофильмов – «Чапаев». Режиссура братьев Васильевых – фильм получил высокую оценку. Основой для съемок стал сценарий Анны Фурмановой и воспоминания очевидцев событий.
Через 3 года выходит «Дума про казака Голоту» — история о последнем этапе Гражданской войны. Действия происходят в 1920 году. Кинофильм И.Савченко, как и все киноленты о периоде войны советского времени, демонстрируют героизм «красных» на фоне морального разложения и бесчестия «белых».
По фильму «Неуловимые мстители» многие еще с детства знакомы с тематикой Гражданской войны. Этот фильм, как и первая кинолента – «Красные дьяволята, является экранизацией повести П.Бляхина.
В 1969 году был экранизирован роман И.Болгарина – «Адъютант его превосходительства».
Один из наиболее известных фильмов о периоде Гражданской войны – «Белое солнце пустыни». Кинолента вышла в 1970 году. Хронологически события в фильме происходят в 1920 году на территории Средней Азии, когда масштабные военные действия в этом регионе закончились, но продолжали орудовать басмачи.
В том же году выходит фильм «Бег» — лента А.Алова. В основу фильма положены романы М.Булгакова «Белая гвардия», «Черное море», «Бег». Экранизация не пользовалась успехом по идеологическим причинам – «Бег» сняли с показа из-за «чересчур положительных» образов «белых» офицеров, которые показаны в фильме.
На протяжении 50-80-х годов было снято более десятка лент, повествующих о событиях Гражданской войны. С начала 90-х тематика развивалась в кинофильмах «Адмиралъ», «Доктор Живаго», «Белая гвардия», «Страсти по Чапаю», «Девять жизней Нестора Махно». Тематика фильмов о Гражданской войне стала более разнообразна, лишена идеологического влияния.
Тематика войны в живописи
Работы, посвященные событиям 1917-1922 годов в России, появлялись на протяжении 20-30-х годов XX века. Тематика освещена в произведениях К.Петрова-Водкина, И.Бродского, А.Дейнеки, Ф.Богородского, творческого объединения Кукрыниксы. В работах использован реалистический жанр.
События Гражданской войны повлияли на культурное развитие России – тематика на долгие годы оставалась центральной для кинематографистов и писателей.
Источники:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/grajdanskaya-voyna-glazami-russkih-pisateley/
https://resoch.ru/tema-revolyucii-i-grazhdanskoj-vojny-v-russkoj-literature-20-veka/ https://histerl.ru/periudi_istorii/grazhdanskaya-voyna-1917-1922/grazhdanskaya-vojna-v-proizvedeniyax-iskusstva.htm