Недоросль | |
Жанр | комедия |
Автор | Денис Иванович Фонвизин |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1781 |
Дата первой публикации | 1783 |
Текст произведения в Викитеке | |
Цитаты в Викицитатнике |
«Недоросль»
— комедия Дениса Ивановича Фонвизина. Слово «недоросль» в XVIII веке означало молодого дворянина, не получившего письменного удостоверения о выучке от учителя. Недорослей не принимали на службу, им не давали «венечных памятей»[1] — документов, разрешающих вступление в брак[2].
Д. И. Фонвизин
Героями комедии являются представители разных социальных слоёв XVIII века в России: чиновники, дворяне, крепостники, слуги, самозваные модные учителя. Главные персонажи: сам недоросль Митрофан и его мать, барыня-крепостница XVIII века — госпожа Простакова, управляющая всем и всеми — в её руках и хозяйство с дворовыми слугами, не считаемыми ею за людей, и собственный муж, которого, не стесняясь, она может поколотить, и воспитание сына Митрофана — на самом деле его воспитанием и образованием она не обременена, а лишь старательно исполняет модные условности общества и своего положения в нём: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».
Как и другие пьесы эпохи классицизма, «Недоросль» прямолинеен по своей проблематике — осуждению традиционного дворянского воспитания и «злонравия», «дикости» провинциального дворянства; персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных, им даны говорящие фамилии (Простаковы, Скотинины, Митрофан — «проявление матери» по-гречески, Стародум, Милон, Правдин, Софья — «мудрость» по-гречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин).
Однако огромную популярность у публики и читателей комедия получила не только из-за мастерски поставленной общественно-политической проблематики, но и из-за чрезвычайно ярких образов отрицательных персонажей (положительные получились скорее резонёрами, передающими авторскую точку зрения), живости диалога, юмора, многих быстро вошедших в пословицу цитат («Не хочу учиться — хочу жениться», «Вот злонравия достойные плоды»).
Имена Митрофанушки, Простаковой и Вральмана стали нарицательными.
История создания[ | ]
Замысел складывается у Фонвизина в конце 1778 года после возвращения из Франции, где он провёл около полутора лет, знакомясь с юриспруденцией, философией и социальной жизнью страны, давшей миру передовые просветительские доктрины. Во Франции ему очень понравились театральные постановки, в особенности комедии[3].
Работа над «Недорослем» займёт у писателя около трёх лет и будет окончена в 1782 году. Имеется также текст, предположительно начала 1760-х годов, на ту же тематику и с тем же названием, но иными персонажами и сюжетом (так называемый «Ранний „Недоросль“»); неизвестно, принадлежит ли эта пьеса молодому Фонвизину или какому-то его анонимному предшественнику[4].
Текст первого раннего «Недоросля» значительно отличается от текста общеизвестной, сценической, редакции поздней одноимённой комедии, они отличаются не только наименованием действующих лиц, трактовкой образов, числом и характеристикой отдельных персонажей, замыслом пьесы и всем её драматургическим и идейным построением[5].
Действующие лица[ | ]
- Терентий Простаков
— глава семейства. Сам по себе человек «маленький» и слабый. Во всем старается угодить своей жене: «При твоих глазах мои ничего не видят» — говорит он в начале произведения, когда она спрашивает про кафтан. Любит сына. «По крайней мере, я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости истинно не верю, что он мой сын». Не умеет читать. Когда его просят прочитать письмо, присланное Софье, он только отвечает: «Мудрено».
- Госпожа Простакова
— жена его, главный отрицательный персонаж пьесы. Очень любит сына и стремится женить его на Софье, после того, как узнаёт о её наследстве. Дворянка, из-за чего считает, что ей всё позволено.
- Митрофан Терентьевич Простаков
— сын их, недоросль. Разбалованный молодой человек.
- Еремеевна
— «мама» (то есть кормилица) Митрофана.
- Правдин
— государственный чиновник, призванный разобраться в делах Простаковых. Он узнаёт о зверствах Простаковой, а также о том, что она обкрадывает Софью. При помощи Стародума и Милона уличает Простакову и отбирает у неё имение в пользу государства.
- Стародум
— дядя и опекун Софьи. Именно из-за его состояния Простакова пыталась женить Митрофана на Софье.
- Софья
— племянница Стародума, честная, приличная, образованная и добрая девушка.
- Милон
— молодой офицер, возлюбленный Софьи, именно он предотвратил её похищение.
- Тарас Скотинин
— брат госпожи Простаковой. Хочет жениться на Софье. Любит свиней.
- Сидорович Кутейкин
— бывший семинарист, учитель Митрофана.
- Пафнутьевич Цыфиркин
— отставной сержант, учитель Митрофана.
- Адам Адамович Вральман
— немец, бывший кучер, но выдаёт себя за учёного. Нанят, чтобы учить Митрофана «по-французски и всем наукам», но на самом деле ничему не учит, а только мешает другим учителям. Еремеевна возмущена тем, что Вральман курит.
- Тришка
— портной-самоучка.
- Слуга Простакова.
- Камердинер Стародума.
Сочинение на тему говорящие фамилии в комедии фонвизина недоросль
Билет № 5
Постановки[ | ]
Лист пьесы, напечатанный в честь столетия постановки «Недоросля». 1882г.
Постановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Получив отказ в Петербурге, драматург в мае 1782 года выезжает вместе с актёром И. А. Дмитревским в Москву. Но и здесь его ждёт неудача: «московского российского театра цензор», испугавшись смелости многих реплик, не пропускает комедию на сцену.
Через несколько месяцев Фонвизину всё-таки удалось «пробить» постановку комедии: 24 сентября 1782 года состоялась премьера в Петербурге (Вольный Российский театр, он же Театр Карла Книпера), где роль Стародума исполнял сам И. А. Дмитревский, Правдина — К. И. Гамбуров, Цыфиркина — А. М. Крутицкий[6], Скотинина — С. Е. Рахманов. О необыкновенном успехе пьесы «Недоросль» при её первой постановке на сцене в Вольном Российском театре на Царицыном лугу свидетельствовал неизвестный автор «Драматического словаря»: «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков»[7].
Уже 14 мая 1783 года пьеса впервые игралась в Москве, на сцене театра Медокса.
Успех «Недоросля» был огромен. Его поставили на своей сцене студенты университета. Появилось множество любительских постановок[8].
В 1926 году режиссёр Григорий Рошаль снял фильм «Господа Скотинины» по мотивам пьесы.
Характерные черты фамилии СТАРОДУМОВ
- власть
- комфорт
- сила
- единение с природой
- непостоянство
- отсутствие систематичности
- капризность
- общительность
- приветливость
- способность к экстрасенсорике
- заботливость
- застенчивость
- педантичность
- трудолюбие
- большая эмоциональность
- таинственные волнения
- догматичность
- постоянное напряжение
- самоуверенность
- властность
- здравый смысл
- капризность
- угнетенность
- поиск идеала
- чувствительная творческая личность
- великодушное сопереживание
- интуиция
- пугливость
- ранимость
Значение комедии[ | ]
Комедия Фонвизина читалась и изучалась всеми последующими поколениями — от Пушкина, Гоголя, Лермонтова до нашего времени. Значение пьесы — непреходяще:
- «Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…» (Н. В. Гоголь).
- «Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры» (В. Г. Белинский; цитирование: Изучение комедии «Недоросль»).
Однако Екатерина II поняла свободолюбивое значение произведения, посмевшего задеть государственные и социальные устои. «После публикации в 1783 году ряда сатирических произведений, попытки Фонвизина опубликовать что-либо в печати пресекались самой императрицей. В последнее десятилетие своего царствования Екатерина II открыто пошла по пути жестокой реакции, жертвой которой стал и Фонвизин. Несмотря на тяжелую болезнь, он рвался к деятельности. В 1788 году он задумал издавать журнал «Друг честных людей, или Стародум», получил разрешение и стал готовить материал, но по распоряжению Екатерины журнал был запрещён. Незадолго до смерти Фонвизин обращался с просьбой к Екатерине о разрешении ему издать перевод Тацита, но разрешения не было дано»[9].
Факты[ | ]
- Существует легенда, что после премьеры «Недоросля» в Петербурге к Фонвизину подошёл князь Потёмкин и сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Однако, по утверждению историков, Потёмкин такого сказать не мог, поскольку его не было в тот момент в Петербурге. По другой версии, эти слова принадлежат Державину, а не князю Потёмкину.
- Во время обучения в Нежинской гимназии Николай Гоголь играл в студенческих спектаклях роль Простаковой.
- В произведении упоминается Франсуа Фенелон, написавший трактат «О воспитании девиц». Именно эту книгу читает Софья. Стародум одобряет выбор девушки, отталкиваясь от той мысли, что «автор Телемака» дурному научить не может.
- Благодаря «Недорослю» имя Митрофанушка
, как и само слово
недоросль
, стало нарицательным для невежды, неуча или недоучки.
- Произведение было написано в д. Стрелино (ныне Солнечногорский район Московской области).
- В материалах для журнала «Друг честных людей, или Стародум» имеются два письма, представляющие собой сюжетное продолжение «Недоросля»: письмо Софьи Стародуму с жалобой на то, что Милон женился на ней и вскоре изменил ей, влюбившись в «презрительную женщину», и ответное письмо Стародума, утешающего племянницу.
Внешность героя
представлен подкаблучником, безвольным человеком
Если судить по мягкому характеру, то можно представить, что Простаков — мужчина среднего возраста, полноват, с лысеющей головой. Он согласен носить ту одежду, что подобрала ему супруга. Своего вкуса и мнения у этого персонажа нет.
Даже если ему что-то не понравится в своем внешнем виде, он не будет перечить Простаковой. Терентий не может сам окинуть взглядом кафтан своего сына, он доверяет только супруге.
В семье муж не играет никакой роли, не имеет права голоса. Это тихий домашний человек, который сторонится конфликтов даже в ущерб себе.
Примечания[ | ]
В Викитеке есть тексты по теме: « Недоросль
» |
В родственных проектах
- Цитаты в Викицитатнике
- Тексты в Викитеке
- Д. И. Фонвизин «Недоросль: избранные произведения», Спб, «Азбука Классика», 208; Комментарии А. Д. Степанова с. 300
- Венечная память (знаменная грамота) :: В :: Генеалогический словарь.
- Брилиант С.
Денис Фонвизин. Его жизнь и литературная деятельность. — Litres, 2017-09-05. — 122 с. — ISBN 5425082363.
- История русского драматического театра. — М, 1977. — С. т. 1, с. 204—207.
- Г. Коровин.
Ранняя комедия Д.И.Фонвизина: Первая редакция «Недоросля». — Литературное наследство, 1933. — 544 с.
- Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А. М. — Изд. 2-е испр. и доп. — М., 2008.
- ТВ «Культура»
- Изучение комедии «Недоросль». Автор Марина Барабанова
- ФОНВИЗИН Денис Иванович (1745—1792) на Funeral-SPB.ru