Урок русского языка в 5 классе по теме
«Сочинение-описание по фотографии В.Гиппенрейтера «Зарянка»
Цели урока:
учить различать типы речи;
вырабатывать навыки и умения описывать предмет (птицу);
развивать внимание, наблюдательность детей, устную и письменную речь учащихся;
работать над обогащением словарного запаса учащихся;
учить формулировать главную мысль сочинения;
подготовить учащихся к художественному восприятию окружающего мира;
научить выбирать нужные признаки и располагать их в определенном порядке;
прививать эстетический вкус учащихся.
1.Орг.момент
Запись числа, названия работы:
Сочинение-описание по фотографии В. Гиппенрейтера «Зарянка»
2.Первичное восприятие картины:
– Сегодня нам предстоит поработать над текстом определенного типа речи, каков это тип?
(описание)
— Что характерно для этого типа речи?
Составление опорной записи.
(одновременные признаки, текст будет отвечать на вопрос «какой?», текст будет насыщен прилагательными, все содержание текста можно зафиксировать с помощью одного фотоснимка)
— Отлично, вы назвали все признаки данного типа речи. А теперь я предлагаю вам взглянуть на саму фотографию, которая сделана фотографом Вадимом Гиппенрейтером.
— Что изображено на фотографии? Да, это Зарянка.
— Какие ощущения возникают при просмотре этого фото?
— Какие чувства вызывает у вас это маленькое создание?
Информация для справки:
Зарянки — это небольшие певчие птицы, которые также известны под именем «малиновки», звонкий голосок их многократно воспет в поэзии. Хоть многие и не слышали этого названия, тем не менее, это научное «имя птицы».
Урок развития речи. 4 класс. — описание животного (кошка). ...
... сочинении? (Сочинение – описание, текст – описание) - Как строится этот тип текста? В описании «данным» является сам предмет, или его части, «новым» - признаки предмета. В описании ... ярко-зелёные. 4. Обобщение ответов учащихся: И кошка, и ... Обратите внимание на эпиграф к уроку. Это отрывок из стихотворения известного ... и развивать устную и письменную речь: - развивать долговременную память на основе ...
Эти певчие птахи имеют весьма скромные размеры. Длина их тела составляет от 15 до 16 сантиметров. Масса взрослой зарянки: 16-18 граммов. У этих птичек небольшой и тоненький клюв, миниатюрные, но очень цепкие, лапки. Оперение у зарянок рыхлое и довольно мягкое, перышки прилегают к телу не плотно. Такая структура перьевого покрова «полнит» птаху, а на самом деле она меньше, чем кажется из-за своей шубки.
Обыкновенная зарянка живет на территории Европы, кроме того, обитает на Кавказе, в Западной Сибири, Малой Азии, Северо-Западной Африке. Японский вид зарянок проживает в Китае и Японии. Южные популяции ведут оседлый образ жизни, северные – совершают сезонные миграции в теплые края.
Зарянки живут поодиночке. Свою территорию эти маленькие птахи яростно охраняют от чужих посягательств. Самцы определяют свою территорию, в том числе, издавая голосовые «извещения», что «место занято».
Эти пернатые питаются насекомыми, а еще их меню дополняют личинки, небольшие моллюски, многоножки, пауки, клопы, жуки. Не прочь зарянки полакомиться и ягодами, а также их семечками.
Название зарянки птички получили за свое громкое пение по утрам: их трели слышны особенно сильно на восходе и на закате солнца, а вообще малиновки поют весь день.
3.Составление опорной таблицы.
— Как бы вы описали эту птичку? Какие детали затронули бы?
Составление таблицы
Детали
Художественные средства выразительности к этим деталям
Тело Маленькая, крошечная, крохотная, небольшая, миниатюрная
Глаза и взгляд Черные, бусинки, маленькие, выразительные, небольшие, юркие
Любопытство
Оперение Палевый, бежевый, коричневый, бурый, черный с проседью, сероватый, желтый, темно-коричневый
Клюв Острый, маленький, черный, темный, тонкий
Ножки Тоненькие, быстрые, хрупкие
Задний фон Поваленный ствол березы, картина осени
Выявление основной мысли фотографии.
– Теперь, когда мы увидели и обсудили, какие детали зарянки будем описывать в своих сочинениях, обратимся к основной мысли этой фотографии. Как вы считаете, почему автор решил сфотографировать зарянку? Что фотограф хотел показать? Что привлекло его в этой птичке?
(фотографа привлекла миниатюрность птички, ее задорность, она милая и привлекательная, его заинтересовал взгляд птички, ее любопытство)
4. Вспоминаем структуру сочинения.
— Любое сочинение всегда будет состоять из трех опорных частей, которые представят собой абзацное членение.
1)Введение (На фотографии изображена Зарянка – птица, обитающая на…, питающаяся… и т.д.).
По фотографии В. Гиппенрейтера Зарянка
... фотографии виден поваленный ствол дерева, кора которого уже потрескалась и стала приютом для многих насекомых. На стволе сидит маленькая лесная птичка. Судя по всему, это зарянка. Встревоженный вид птички ... она мне и нравится. Конюховская Алиса Сочинения-миниатюры Ощипанные гуси ... зарянки создают основной фон. Позднее, когда просыпаются другие птицы, голос зарянки теряется в общем пении. Пищу зарянки ...
2)Основная часть (на снимке я вижу …(логическое описание деталей фотографии).
3)Заключение (Для чего автор сделал этот снимок? Что он хотел показать нам? Какие чувства возникают при просмотре этой фотографии? Нравится ли она мне, и почему?).- Что мы напишем во введении? В основной части? В заключении?
5. Оглашение основных правил (отсутствие речевых повторов, абзацное членение, объем от 1,5 страниц).
6. Работа над сочинением в черновиках.
7. Рефлексия.
— Ребята, давайте вместе попробуем продолжить следующую фразу «Сегодня на уроке я…»
8. Домашнее задание: оформить чистовой вариант сочинения в тетрадях для творческих работ.
Список используемой литературы
1) Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018
2) Русский язык. 5 класс: поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской и др./ сост. Н. О. Крамаренко. – Волгоград: Учитель, 2017.
3) Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 5 кл.» /М.М. разумовская, С.И. Львова, В.И. капинос и др.; Под ред. М.М. Разумовской. – М.: Дрофа, 2018.