Образ Макара Девушкина в романе Достоевского «Бедные люди»

Сочинение
  • Достоевский
  • Образ и характеристика Макара Девушкина в романе Бедные люди

В начале романа перед нами предстаёт главный герой, Макар Девушкин. С первых строк нам становится известно, что он обычный житель Санкт-Петербурга, к тому же ещё и бедный. А работает он титулярным советником. За свой долгую жизнь, много было сказано, много написано. Его основной и единственной обязанностью является, переписывание документов, хотя он получает гроши, но работа его устраивает

Тяжело живется в одиночестве, у него не было друзей, он жаждал найти товарища, друга, с кем бы он мог поделиться сокровенным. Он живет совсем просто, даже не имея в собственности жилья, он постоянно снимает квартиры, от одной к другой. Но есть некий друг, Варенька Доброселова. Оба они одиноки, несчастны, но всегда стараются помочь друг другу и оказывают всевозможную поддержку.

Голод и нищета на протяжении всей его долгой и сложной жизни, его не оставляют, но он не отчаивается и находит с каждым разом физические и моральные силы продолжать жизнь. Сложно приходится главному герою, ведь его постоянный голод, опека и забота над воспитанницей, сделали из него очень неопрятного человека. Но если бы это было только пол беды. Дело в том, что его по этой причине могут вполне уволить.

Но осознание того что он просто необходим Варе, заставляет его идти нам многое, перешагивать через себя, свою желания и потребности, ведь его главная цель, это сделать так, чтобы Варя ни в чем ни нуждалась. Спасает его лишь невозмутимое чувство что все будет хорошо и его чувство невозмутимости. Его большое сердце целиком и полностью принадлежит ей, воспитаннице. Он застенчив и нередко смущается при посторонних, ведь он верит в правоту людей, доверяет им целым сердцем, отчего становится понятно, что его очень легко обмануть. Признание в своей глупости не страшит его, он совершенно точно не переживает, когда действительно чего-то не понимает, когда у него что-то не получается.

В то время как его подопечная, очень воспитана и начитана, он всегда с книжкой и готова подсказать что именно стоит ему прочитать.

Его доброта, искренность и абсолютная неготовность противостоять сложностям жизни, играют с ним жестокую шутку, ведь спустя какое-то время происходит то что, меняет его жизнь кардинально.

Его единственная цель в жизни, его смысл, его Варя, находит своего единственного, выходит замуж и навсегда покидает своего Макара Девушкина. Жизнь потеряла смысл, больше нет необходимости стараться, пытаться, читать, верить, любить. Теперь жизнь его окончена, ведь то ради чего он жил пропало. И стать абсолютно одиноким его не прельщает, как и любого другого случайно оказавшегося на его месте человека. После такой потери он пропадает, день его жизнь уехала и смысла продолжать стараться у него отныне теперь не было.

2 стр., 523 слов

Травка – друг человека в сказке Кладовая солнца, Пришвин

... прослыл в селе героем, а с Травкой они навсегда стали лучшими друзьями. В этом маленьком человеке собака увидела ту же доброту, которую ... красивым. Настя и Митраша росли одни без родителей, так как мать умерла от болезни, а отец погиб во время Отечественной войны. ... слуха и обоняния, помчалась в сторону Слепой елани. Там она нашла сначала Настю, которая сидя на корточках плакала. Девочка вспомнила ...

Появление «героя Достоевского»

Уже критики 1840-х годов, обратив внимание на историко-генетическую связь «Бедных людей» с повестью «Шинель», отметили, что литературным прототипом Макара Девушкина послужил Акакий Акакиевич — главный герой повести[18].

Сам Девушкин отождествляет себя с гоголевским чиновником и находит там только насмешку[8].

После прочтения «Шинели» Девушкин приходит в сильное волнение, так как примеряет историю на себя и чувствует себя разгаданным: «Дурно, маточка, дурно то, что вы меня в такую крайность поставили… Как! Так после этого и жить себе смирно нельзя, в уголочке своем… чтобы и в твою конуру не пробрались, да не подсмотрели… И для чего же такое писать? И для чего оно нужно? Что мне за это шинель кто-нибудь из читателей сделает, что ли? Сапоги, что ли, новые купит? Нет, Варенька, прочтет, да ещё продолжения потребует. Прячешься иногда, прячешься, скрываешься в том, чем не взял, боишься нос подчас показать — куда бы там ни было, потому что пересуда трепещешь, потому что из всего, что ни есть на свете, из всего тебе пасквиль сработают, и вот уж вся гражданская и семейная жизнь твоя по литературе ходит, все напечатано, прочитано, осмеяно, пересужено! Да тут и на улицу нельзя показаться будет…»[19]

Философ и литературовед Михаил Бахтин пришёл к выводу, что уже в первый «гоголевский период» своего творчества Достоевского герой интересует «как особая точка зрения на мир и на себя самого, как смысловая и оценивающая позиция человека по отношению к себе самому и по отношению к окружающей действительности». Для писателя важен взгляд самого персонажа на мир и на себя самого[20], важно раскрыть и охарактеризовать итог сознания и самосознания Девушкина. Вся окружающая действительность является элементом самосознания персонажа, которое уже в свою очередь становится предметом видения писателя[21].

В отличие от Гоголя, Достоевский изображает не «бедного чиновника», а его самосознание. Образ чиновника у Гоголя складывался из ряда социально-характерологических объективных черт. Достоевский ввёл всё это в кругозор своего чиновника, сделав предметом для самоанализа даже внешность персонажа. Девушкин, идя к генералу, видит себя в зеркале: «Оторопел так, что и губы трясутся и ноги трясутся. Да и было отчего, маточка. Во-первых, совестно; я взглянул направо в зеркало, так просто было отчего с ума сойти оттого, что я там увидел. <�…> Его превосходительство тотчас обратили внимание на фигуру мою и на мой костюм. Я вспомнил, что я видел в зеркале: я бросился ловить пуговку»[21].

Использование подобного художественного приёма, по мнению Бахтина, позволяет Достоевскому, сохранив все необходимые черты персонажа, оставить образ открытым. Вместо завершённого цельного образа Девушкина и окружающей его действительности перед читателем оказывается «чистая функция осознания им этой действительности»[22].

При этом самосознание персонажа не становится всего лишь очередной чертой, обогащающей твёрдый образ гоголевского героя, как изначально полагал Белинский[23].

7 стр., 3410 слов

По повести Достоевского «Белые ночи. Cочинение «Образ мечтателя ...

... Сочинение I. Особенности жанра, композиции повести Ф. Достоевского «Белые ночи». II. Образ рассказчика в повести. 1. Сердце, полное любви. 2. Поэт, мечтатель, романтик. 3. Альтруизм героя. 4. Мечты и действительность. ... чтения невозможно. Думаешь: бывают ли на свете такие люди, или только «в тридесятом неведомом царстве, а не у нас, в наше серьезное-пресерьезное время» могут они существовать? ...

В результате вовлечения действительности в процесс самосознания Девушкина и перевода в его кругозор, по мнению Бахтина, «гоголевский герой становится героем Достоевского»[22].

Образ

Мелкий пожилой чиновник, у которого нет шансов сделать карьеру[1][2].

В его жизни не происходит ничего примечательного. Он живёт незаметно, избегая людских глаз, в дешёвой съемной квартире на окраине Петербурга[1].

По мере раскрытия образа Девушкин начинает казаться человеком с тонким и своеобразным характером. Кроме того он представляет собой модель героя, который будет появляться впоследствии и в других произведениях Достоевского[3].

Судя по письмам и сочинениям писателя, Достоевский мало интересовался своей древней родословной. Его отец «никогда не говорил о своей семье и не отвечал, когда его спрашивали о его происхождении». Из записок брата Фёдора Михайловича, Андрея Достоевского, следует, что даже в отчестве деда и девичьей фамилии бабушки братья уже не были уверены[4].

Биограф писателя Людмила Сараскина отметила, что уже в Девушкине, главном герое первого романа Достоевского, проявляется то же отношение к своей родословной. О своём отце персонаж знает только, что тот «звался, надо полагать, Алексей Девушкин; был он „не из дворянского звания“, обременен семьей и крайне беден»[5].

Отношение к Вареньке

В доме напротив расположена квартира, в которой живёт молодая одинокая девушка Варвара Доброселова[1].

Любовь Макара Девушкина к Вареньке, по мнению исследователей творчества Достоевского, представляет собой высокое и мучительное чувство. Чиновник ограничивается отеческой заботой о девушке, которая, тем не менее, преображает его. Об этом преображении он пишет и сам: «Узнав вас, я стал, во-первых, и самого себя лучше знать и вас стал любить <�…> я был одинок и как будто спал, а не жил на свете <�…> вы всю мою жизнь осветили тёмную <�…> и я обрёл душевный покой»[6].

Каждый вечер Макар Девушкин пишет ей длинные письма, которые старается как можно незаметнее передать вместе со сладостями и нарядами. В своих письмах он рассказывает обо всём, что увидел, услышал или прочитал, делится своими чувствами, детально описывает свою работу, соседей по квартире, даже обещает назначить девушке свидание[1].

Для Девушкина становится необходимостью записывать ход своих отношений[6].

Варенька особенно необходима Девушкину в качестве слушателя его самых разных чувств, способного эти чувства копить и нейтрализовать[7].

При этом Макар не планирует жениться на ней, отказываясь даже навещать девушку: «Что же это вы пишете, родная моя? Как же я к вам приду? Голубчик мой, что люди-то скажут? Ведь вот через двор перейти нужно будет, наши заметят, расспрашивать станут, — толки пойдут, сплетни пойдут, делу дадут другой смысл. Нет, ангельчик мой, я уж вас лучше завтра у всенощной увижу; это будет благоразумнее и для обоих нас безвреднее»[8].

Эпистолярные отношения позволяют мечтателю Девушкину в полной мере «выражать страсть». Главным для него являются собственные воображение и фантазия, а не действительность[6].

12 стр., 5873 слов

Особенности стиля художественной прозы Ф.М. Достоевского

... особенности стиля и язык произведений Ф.М. Достоевского; 2) жанровая структура эпистолярного романа, новаторство и значение эпистолярного сюжета писем в романе ... делового слога» в речи Девушкина («Бедные люди»). Но ... темы для своей курсовой работы: «Особенности стиля художественной прозы Достоевского». Стиль Достоевского ... К. Михайловский) произведений Достоевского, сетовали на «недостаток чувства ...

Девушкин способен только выплескивать на Вареньку свои эмоции, признания, фантазии. В то же время, без этих писем его душевный накал достигнет опасного градуса, что может привести к помешательству. «Ну что мы будем делать без вас; что я, старик, буду делать тогда? Вы нам не нужны? Не полезны? Как не полезны? Нет, вы, маточка, сами рассудите, как же вы не полезны? Вы мне очень полезны, Варенька. Вы эдакое влияние имеете благотворное… Вот я об вас думаю теперь, и мне весело… Я вам иной раз письмо напишу и все чувства в нём изложу, на что подробный ответ от вас получаю», — пишет он сам об этом Вареньке[9].

Отношение к мнению окружающих

На службе Девушкин страшится взглядов сослуживцев, не смеет оторвать глаз от стола. «Ведь меня что, Варенька, убивает? Не деньги меня убивают, а все эти тревоги житейские, все эти шепоты, улыбочки, шуточки» — пишет он в одном из своих писем[8].

Сослуживцы представляются ему врагами[7].

Девушкин сильно озабочен слухами и пересудами. Любой прочитанный роман он примеряет на себя. Ему всё время кажется, что за ним наблюдают и выслеживают, а вокруг одни враги. У него возникает острый комплекс неполноценности, страха, страдания, что мешает ему общаться с окружающими на равных[9].

Стремясь спрятаться от действительности, Девушкин сосредотачивается на письмах, так как они позволяют ему избежать общения с реально существующими людьми[9].

В одном из писем Вареньке, рассказывая о страхе осуждения окружающими, Девушкин пишет: «…По мне все равно, хоть бы и в трескучий мороз без шинели и без сапогов ходить, я перетерплю и все вынесу… но что люди скажут? Враги-то мои, злые-то языки эти все что заговорят, когда без шинели пойдешь?»[8]

Увлечение литературой

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/geroy-interesuet-dostoevskogo-kak-osobaya-tochka-zreniya-na-mir/

Девушкин достаточно плохо разбирается в литературе и не способен распознать истинные шедевры, но увлечён литературой. В одном из писем он заявляет: «А хорошая вещь литература, Варенька, очень хорошая. <�…> Глубокая вещь! <�…> Литература — это картина»[6].

В первом письме к Вареньке использует штампы сентиментально-романтической литературы: «Сравнил я вас с птичкой небесной, на утеху людям и для украшения природы <�…> У меня там книжка есть одна <�…> так в ней то же самое, всё такое же весьма подробно описано». В следующем письме переходит к «физиологическому» очерку, рассказывая о квартире, в которой живёт[6].

Склонность к сочинительству Макара Девушкина повлияла на выбор формы всего произведения[6].

Девушкин последовательно читает повести «Станционный смотритель» Александра Сергеевича Пушкина и «Шинель» Николая Васильевича Гоголя, переданные ему Варенькой. И если от Пушкина чиновник приходит в восторг, отмечая человеческую участь в судьбе Самсона Вырина, то у Гоголя находит только насмешку над собой[6].

Уже критики 1840-х годов, обратив внимание на историко-генетическую связь «Бедных людей» с повестью «Шинель», отметили, что литературным прототипом Макара Девушкина послужил Акакий Акакиевич — главный герой повести[10].

3 стр., 1032 слов

Образ и характеристика Макара Девушкина в романе Бедные люди

... Также читают: Картинка к сочинению Образ и характеристика Макара Девушкина в романе Бедные люди Популярные сегодня темы ... человек и мало читает. Девушкин восхищается своей воспитанницей, которая обучает его и советует ему книги. Макар Девушкин – типичный представитель литературных «маленьких людей». ... чём не нуждалась. Макар Девушкин настолько незлобив и настолько сильно любит Вареньку, что готов сам ...

И сам Девушкин отождествляет себя с гоголевским чиновником[6].

После прочтения «Шинели» Девушкин приходит в сильное волнение, так как примеряет историю на себя и чувствует себя разгаданным: «Дурно, маточка, дурно то, что вы меня в такую крайность поставили… Как! Так после этого и жить себе смирно нельзя, в уголочке своем… чтобы и в твою конуру не пробрались, да не подсмотрели… И для чего же такое писать? И для чего оно нужно? Что мне за это шинель кто-нибудь из читателей сделает, что ли? Сапоги, что ли, новые купит? Нет, Варенька, прочтет, да ещё продолжения потребует. Прячешься иногда, прячешься, скрываешься в том, чем не взял, боишься нос подчас показать — куда бы там ни было, потому что пересуда трепещешь, потому что из всего, что ни есть на свете, из всего тебе пасквиль сработают, и вот уж вся гражданская и семейная жизнь твоя по литературе ходит, все напечатано, прочитано, осмеяно, пересужено! Да тут и на улицу нельзя показаться будет…»[11]

Духовный срыв

Увлечение литературой становится причиной пережитого чиновником духовного надлома[6].

Прочтение «Шинели» становится кульминационным моментом в изображенном отрезке жизни героя. Девушкин запил и стал отрицать всю литературу[12].

Одновременно с этим персонаж начинает мыслить шире. Замечает социальные контрасты в окружающей его действительности. Видит проблему в разобщенности людей[12].

Выводит принцип сообщества: «полно <�…> о себе одном думать, для себя одного жить <�…> оглянись кругом, не увидишь ли для забот своих предмета более благородного, чем свои сапоги!»[12].

История создания

Достоевский долго работал над рукописью «Бедных людей», исправлял её и перерабатывал. Но результат превзошёл все ожидания: Григорович, прочитав «Бедных людей», спешит к Некрасову. Николай Некрасов не может оторваться от рукописи, и оба писателя бегут к литературному критику Виссариону Белинскому, восклицая: «Новый Гоголь явился!». Белинский также очень высоко оценил роман. Это был настоящий успех.

Проблематика:, Смысл названия:, Литературное направление:, Литературный жанр:, Жанровые особенности:, Время и место действия:

Второстепенные персонажи

Достоевский дает им следующее описание:

  1. Господин Быков — подлый барин, он беспринципен, безнравственен, груб и деспотичен. Мужчина для достижения своей цели пойдет на все. Делает предложение Варе не из-за любви, а в меркантильных целях, так как появление наследников лишит его племянника прав на наследство.
  2. Петр Покровский — первый возлюбленный главной героини. Это несчастный молодой человек, он беден и болезнен. Петр начитан и образован. Скрывает свое происхождение, поэтому не любит, когда его отец приходит в гости. Бывает раздражителен, но это добрый и благородный человек. Из-за слабого здоровья умирает, Варенька очень горюет из-за потери хорошего друга.
  3. Анна Федоровна — дальняя родственница семейства Доброселовых, жадная и беспринципная особа. После того как у Вари умирает отец, женщина берет ее с матерью к себе на проживание, но не из добрых побуждений, а из-за корысти. Тетка занимается сводничеством, о чем долго не догадывалась главная героиня. Именно она продала Вареньку барину, а также прикрыла его, когда он надругался над матерью Павла Покровского.

В своем произведении Достоевский раскрывает свою любимую тему маленького человека. Автор рассказывает о судьбе доброго, отзывчивого и милосердного героя, задавленного нищетой.

29 стр., 14035 слов

Какой он образ современного маленького человека. Как Вы понимаете ...

... по-иному взглянуть на людей, которые его окружают. Развитие темы маленького человека в русской литературе началось именно с этого полусказочного произведения. Не зря великий классик Достоевский однажды произнес знаменитую ... греческого языка, этот человек в футляре, можете себе представить, едва не женился. Иван Иваныч быстро оглянулся в сарай и сказал: Шутите! — Да, едва не женился, как это ни ...

Роман «Бедные люди» входит в школьную программу по литературе, поэтому после знакомства с кратким содержанием и главными героями рекомендуется прочитать книгу целиком.