Герои рассказов Чехова

Сочинение

В конце XIX века идейно-нравственные искания героев русской литературы приобрели новое качество, которое ярче всего отразилось в творчестве Чехова. До него на этот путь поисков истины вступали в основном люди незаурядные, обладавшие острым умом, умением ставить мировые вопросы, недюжинной волей. Чехов же сосредоточил внимание на идейно-нравственном развитии обыкновенного человека.

Как правило, до определенного момента такой человек вообще не задается нравственными вопросами, а живет, как бог на душу положит, его не интересуют проблемы смысла жизни, вечных истин и т.п. Но вот в жизни человека случается что-то, иногда какой-нибудь пустяк, и ему открывается вдруг, как неправильно устроена жизнь и как недостойно живет он сам. И тут начинается мучительный процесс поиска истины, обретения подлинных жизненных ценностей. Ведь, по Чехову, большинство людей считают в жизни важным и ценным совсем не то, что надо: покой, довольство, комфорт, деньги, положение в обществе.

За всеми этими ложными ценностями – для человека совершенно пропадает то, что составляет соль и смысл жизни, «человеческое тело, здоровье, ум, красота, талант, любовь, а главное – абсолютнейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние две ни выражались». В одном из своих писем Чехов предлагал: «Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и Богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, – напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая». Многие из рассказов и повестей Чехова и представляют собой реализацию этого замысла, воплощенного в разных вариантах, в разных человеческих судьбах.

Первым этапом идейно-нравственных исканий чеховских героев становится нелегкое осознание того, что сытая, мещанская, благополучная жизнь, жизнь без духовных запросов и потребностей, недостойна человека. Развитие начинается с переосмысления, переоценки жизненных ценностей, отвергается то, что раньше казалось не только удобным и привычным, но единственно возможным. Процесс “выдавливания из себя раба” начинается с неудовлетворенности, причем сначала очень часто неосознанной.

1 стр., 479 слов

«Характеристика человека»: как правильно изложить свои мысли

... хороший человек и я надеюсь, что таким он и останется». Написанное таким образом сочинение на тему «Характеристика человека» будет достойно ... и во всем сочинении в целом. Сочинение «Характеристика человека» должно начинаться с нескольких фактов о вас и вашем ... должны забывать рассказать об увлечениях, характере, темпераменте этого человека. Вспомнить, какие истории связывают вас, рассказать какие- ...

Так, нравственный перелом в сознании Никитина из рассказа “Учитель словесности” начинается просто с дурного настроения по неизвестной причине. Потом Никитин начинает размышлять, почему же ему все-таки неприятно, и ничего не может придумать, но понимает, что “эти рассуждения уже сами по себе – дурной знак”. Потом у Никитина возникает раздражение против белого кота, потом – неожиданно – против любимой Манюси; потом – снова мысли о себе, о своей бездарности и о том, что он живет не так, как надо.

Новые мысли “пугали Никитина, он отказывался от них, называл их глупыми и верил, что все это от нервов, что сам же он будет смеяться над собой.” И на следующий день он действительно смеется над собой, но уверенности в этом смехе нет. Все, что он наблюдает (все те же мелочи повседневной жизни, незначительные сами по себе), подкрепляет и усиливает его новое психологическое состояние: неудовлетворенность собой и окружающими, стремление бежать в какой-то иной мир. Это уже “новая, нервная, сознательная жизнь, которая не в ладу с покоем и личным счастьем”.

Очень часто в рассказах Чехова нравственное развитие человека начинается с того, что в его фальшивую и ненастоящую жизнь неожиданно входит что-то настоящее и неоспоримо подлинное: рождение ребенка, смерть, любовь. Все это заставляет человека переоценить свою жизнь, увидеть ее неудовлетворительность, искать высшие цели или хотя бы собственную нравственную позицию. Так, в частности, происходит с героем одного из лучших рассказов Чехова “Дама с собачкой”. Полюбив по-настоящему впервые, когда “голова его уже стала седеть”, Гуров отчетливо понимает, что вся его прошлая жизнь была пустой и бессмысленной, а главное – от начала до конца лживой.

Развитие этой идеи в произведениях Антона Чехова

Согласно Чехову, пробуждение истинного чувства и осознание собственной ошибки — это ключевой момент перерождения человека. Герои Чехова часто осознают, что прожили жизнь в неправильном направлении, и начинают преображаться, «выдавливая из себя раба». При этом, нравственные истины, к которым они приходят, являются простыми и элементарными, такими как честность, порядочность и способность сопереживать. Они являются неотъемлемыми основами человеческого существования.

Однако, постижение и реализация этих нравственных истин требует серьезных усилий со стороны человека. В мире, где людей воспитывают как рабов, такие ценности не всегда получают заслуженное признание и применение. Человеку приходится преодолевать множество препятствий и совершать мучительные усилия над собой, чтобы проникнуться этой «азбукой» нравственности.

Труд является существенной ценностью для Чехова. Лучшие герои его произведений стремятся к творческому труду, осознавая, что праздность обращена против них и приносит нечестивое и неискреннее ощущение. Однако, труд требует усилий, в том числе и нравственных. Человеку приходится бороться с собой, чтобы жить по простым нравственным ценностям.

6 стр., 2639 слов

По тексту А.Чехова «Воспитанный человек», предложенному на пробном экзамене

... к полному пониманию проблемы и задуматься над словами Чехова. Так какими же должны быть воспитанные люди по мнению русского классика? Человека ... только инстинктивно и рисовать себе жизнь по тем представлениям, которые получил в ... — Мы его приучать будем… Ставь его против мышеловки… Вот так… Дай ему понюхать ... кресла, с недоумением понюхал мышеловку, потом, испугавшись, вероятно, яркого лампового света ...

Огромное значение Чехова заключается в том, что он своим творчеством подтверждает незыблемость этих простых и понятных для каждого человека нравственных истин. Он показывает, что любой обыкновенный человек способен и обязан жить по законам добра, свободы и красоты, и только в таком случае его жизнь имеет смысл и ценность.

Герои рассказов Чехова 1Герои рассказов Чехова 2Герои рассказов Чехова 3Герои рассказов Чехова 4Герои рассказов Чехова 5

(No Ratings Yet)