Нравственная проблематика лирики А.Т. Твардовского

Сочинение

А.Т. Твардовский вошел в историю советской и, шире, русской литературы как участник и летописец поворотных событий своей эпохи, постигая ее изнутри. Он был художни­ком, запечатлевшим удивительные проявления необъятной русской души. Духовно-творческая эволюция поэта вобрала в себя все основные коллизии искусства и действительности нескольких десятилетий, отразила судьбы народного созна­ния, его взлеты и обольщения. Федор Абрамов справедливо сказал о том, что «Твардовский — это история нашего обще­ства…

[sms]

В качестве символов стабильности и развития выступают в творчестве Твардовского два главных его образа — дом и дорога. Они задают пространственно-временные объемы ху­дожественному миру поэта, главными проблемами для кото­рого всегда оставались проблемы нравственности и духовно­сти человека: дом — это традиции, извечные основы человеческой жизни, а дорога — это испытания, обновление, поиск. Творческая ценность обеспечивается широтой образ­ной системы, в которой объединяются современное и непре­ходящее. Характерно, что любимые герои поэта — это неис­требимо жизнестойкие правдоискатели Никита Моргунок, Василий Теркин, Анна и Андрей Сивцовы; отец (из поэмы «По праву памяти»).

Все эти типы — коренные, самобытно и духовно деятельные представители народного сообщества. Отличительное свойство художественного метода писате­ля — конкретность. Твардовский стремится сблизиться с персонажем, увидеть в нем реального человека, найти родст­венную душу.

В своей лирике Твардовский прежде всего сопереживает — поэтому пророчеств в ней никогда нет. И соответственно его стиль не рассчитан на то, чтобы поражать своими красотами. Поэт исповедует эстетику слова «простого, выношенного и сдержанного — именно такое слово способно к передаче важ­нейших нравственных истин о человеке и для человека.

В стихах поэта военных лет звучит философское осмысле­ние человеческой судьбы в дни всенародной трагедии. Так, в 1943 году написано стихотворение «Две строчки». Оно на­веяно фактом корреспондентской биографии Твардовского: две строчки из записной книжки напомнили ему о бойце-оарнишке, которого видел он убитым, лежащим на льду еще в ту «незнаменитую» войну с Финляндией, что предшество­вала Великой Отечественной: «Мне жалко той судьбы дале­ки, / Как,будто мертвый, одинокий, / Как будто это я лежу…»

2 стр., 514 слов

«Юбилей великого поэта .Твардовский и его Василий Тёркин»»

... не велят. Сам Твардовский говорил :« Тёркин был для меня во взаимоотношениях поэта с читателем – воюющим советским человеком, моей лирикой, ... произведении «Страна Муравия», Великая Отечественная война – в поэме«Василий Теркин». Твардовский начал работу над своей главной поэмой – «Василий Теркин» в ... мастер на все руки и мечтатель, влюблённый в свою родную землю, святой и грешный русский чудо-человек. У ...

Уже после войны, в 1945 — 1946 годах, Твардовский соз­дает, может быть, самое сильное свое произведение о вой-ае — «Я убит подо Ржевом». Ведь именно после войны люди получили возможность вспомнить, оценить и осмыслить во­енные события: во время войны было не до того. Знаковым является и название города, использованное в названии сти­хотворения: бои подо Ржевом были одними их самых крово­пролитных в истории Великой Отечественной войны. Стихо­творение написано от первого лица, это страстный монолог мертвого, его обращение к живым. Обращение с того света, обращение, на которое имеет право лишь мертвый, — судить живых, строго требовать от них ответа.

Стихотворение заво­раживает ритмом, оно довольно велико по объему, но прочи­тывается на одном дыхании. Знаменательно, что в нем не­сколько раз, почти рефреном звучит обращение, восходящее к глубоким пластам традиций: древнерусским воинским тра­дициям, традиции христианской. Это обращение — «братья» («Вы должны были, братья, / Устоять, как стена»).

В этом стихотворении отразилась самая глубокая и одновременно самая простая мысль, с которой тысячи советских солдат шли в бой, зная, что скорее всего их ждет смерть:

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за родину пали,

Но она — спасена.

В лирике Твардовского отчетливее всего проступает ори­гинальная концепция личности, сумевшей не раствориться в массе, не поддаться тоталитарной унификации и вместе с тем способной хранить и развивать в себе чувства многих. Имен­но сознание ответственности перед людьми, неусыпная па­мять спасали от раздвоенности, однако согласие с самим со­бой обреталось далеко не всегда. Твардовский пробовал скрываться от реальных противоречий за идиллией («Сель­ская хроника»), за формулами намеренно сглаженными я умиротворенными (некоторые главы поэмы «За далью — даль»), иногда он, напротив, воспарял на волне обезличенных государственных идей, но всякий раз это порождал0 творческое разочарование и бессилие. Нравственная пробле’ матика тех тем, которых касался Твардовский, не позволял» и не допускала компромиссов.

Главная, самая больная для поэта тема — тема историче­ской памяти — нашла отражение в лирике Твардовского 1950 — 1960-х годов. Памяти погибших на войне посвящены такие проникновенные строки:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они, кто старше, кто моложе —

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь —

Речь не о том, но все же, все же, все же…

За открытым финалом стихотворения — целый мир чело­веческих переживаний, целая философия, которая могла сформироваться у людей, чье поколение видело столько страшных и жестоких испытаний, что каждый выживший ощущал это как чудо или награду, может быть незаслужен­ную. И сам Твардовский по мере сил в своей поэзии старался отдать дань памяти тем, кто погиб для того, чтобы он жил.

6 стр., 2972 слов

Обращение как единица речи

... понимание их в тексте и использование их в общении; способность к логичной и последовательной речи; владение эпистолярным жанром, умение написать грамотное письмо на любую тему в соответствии ... роль. Цель данного реферата - обучить грамотно и выразительно говорить на русском языке. Основные задачи реферата: 1. Изучить формы обращения прошлых веков; 2. Выявить проблемы современного обращения; ...

Стихотворение «В тот день закончилась война» с трагиче­ской силой говорит о глухой разлуке с павшими, особенно остро осознаваемой под гром победных салютов теми, кому повезло выжить в пекле войны.

Такова нравственная проблематика лирики Твардовско­го. Она звучала абсолютно во всех темах, которые поднима­лись поэтом: человек на войне и пос.ле нее, человек в услови­ях тоталитарного общества, тема памяти.[/sms]