2016/2017 гг.: тематические направления, рекомендации и критерии

Сочинение

 2016/2017 гг.: тематические направления, рекомендации и критерии 1

итогового сочинения для допуска к ЕГЭ

направления

«РАЗУМ И ЧУВСТВО»

Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве , так и в сложном противоборстве , составляющем внутренний конфликт личности.

Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума .

«ЧЕСТЬ И БЕСЧЕСТИЕ»

В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести , следовать моральным принципам или идти путём предательства, лжи и лицемерия .

Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью , вплоть до глубокого морального падения личности .

«ПОБЕДА И ПОРАЖЕНИЕ»

Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом , нравственно-философском , психологическом . Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека , страны , мира , так и с внутренней борьбой человека с самим собой, её причинами и результатами.

В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

«ОПЫТ И ОШИБКИ»

В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности , народа , человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.

Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки , об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути , и об ошибках непоправимых, трагических .

5. «ДРУЖБА И ВРАЖДА».

Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми , их сообществами и даже целыми народами , а также об истоках и последствиях вражды между ними.

2 стр., 895 слов

Сочинение людям нужен мир 5 класс

... живут счастливые люди! Человеку нужен мир и только ... Мир — это уважение людей и государств к чужой культуре, вере, образу жизни, политическим взглядам и нациям в целом. Также читают: Картинка к сочинению Что такое мир? Популярные сегодня темы ... людей имела гораздо более высокий приоритет нежели ресурсы. По всему земному шару и в разных его уголках появились свои направления ... Альбера Камю. На картине А. ...

Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот , с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу , умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду .

должен знать

  • Результатом итогового сочинения является «зачёт» или «незачёт» . К сдаче ЕГЭ допускаются только выпускники, получившие «зачёт».

Рекомендуемый объём сочинения – 350 слов

3 часа 55 минут

орфографическим словарём

разные темы

при приёме абитуриентов

  • Темы сочинений объявят выпускникам в день написания сочинения в 9.45 (за 15 минут до начала работы).

    В это же время темы будут опубликованы на открытых информационных ресурсах (, fipi.ru ).

  • Работа выполняется чёрной гелевой, капиллярной или перьевой ручкой.

проверено в течение 7-и календарных дней

критериям

КРИТЕРИЙ №1 «СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ», Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

«Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нём не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

КРИТЕРИЙ №2 «АРГУМЕНТАЦИЯ. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.

Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачёт» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нём существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

1 стр., 442 слов

Критерии оценивания сочинения по литературе: вся правда

... орфографические, стилистические. 11. Переписываем сочинение на чистовик. Ну и в заключение поста презентую собственно критерии оценивания выпускного сочинения по литературе: Источник: Министерство образования и ... Нечто такое же надо проделать и с сочинением по литературе. При просмотре критериев оценки сочинения по литературе, обратите особое внимание на допустимый минимальный объем. ...

КРИТЕРИЙ №3 «КОМПОЗИЦИЯ И ЛОГИКА РАССУЖДЕНИЯ»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

КРИТЕРИЙ №4 «КАЧЕСТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ», Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

КРИТЕРИЙ №5 «ГРАМОТНОСТЬ», Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Итоговое сочинение оценивается зачётом, если:

  • Получен «зачёт» по Критерию №1.
  • Получен «зачёт» по Критерию №2.
  • Получен «зачёт» по одному из Критериев №3-5.
  • В сочинении не менее 250 слов.
  • Сочинение не списано.

Некоторые вузы дополнительно дают до 10 баллов за данное сочинение. В таком случае критерии будут следующими: