Философы давно доказали взаимную связь языка и мышления

Сочинение

Одной из наиболее существенных проблем, является проблема отношения

языка и мышления. Этот момент рассматривается языкознанием в тесном

взаимодействии с психологией. Психолингвистика или менталингвистика —

раздел общего языкознания, который изучает взаимоотношение языка и

мышления. Теория языковых значений, связь языка и мышления являются

важнейшим аспектом лингвистических знаний.

В рамках психологии мышление как высшая форма психической деятельности

изучается на протяжении многих веков. При этом всякий раз, когда говорят о

природе языка, обязательно вовлекают в сферу рассуждений и феномен языка.

Поэтому, в языкознании проблематика соотнесения языка и мышления составляет

наряду с происхождением языка «вечную проблему» (7, 68).

Мышление — это активный процесс отражения объективной действительности

в формах представлений, понятий, суждений, умозаключений. Мышление является

частью сознания, т. е. всего процесса отображения действительности нервно-

мозговой системой человека. Т. о. Будучи связанным с понятийными аспектами

именно мышление ответственно за осмысливание, переработку и трансформацию

языкового знака в то, что он означает — в понятие.

Мышление главным образом оперирует понятиями как логическими

значениями языковых знаков. Строго говоря, проблема значения слова связана

не только с мышлением но и к сознанием. Ведь кроме логических значений

языковых знаков существуют также эмоциональные и эстетические. А семантика

языка это как раз и есть сочетания всех значений (5, 71).

Можно выделить четыре основных гипотезы о соотношении мышления и

языка.

Гипотеза I. Язык есть мышление. Подразумевается, что эти понятия

тождественны, хотя удобнее говорить о их синонимичности: ибо ничто не есть

язык, только язык есть язык. Но это была бы тавтологическая характеристика.

Все же по этой формуле не может быть языка без мышления и мышления без

языка. Говорение (речевая деятельность0 приравнивается к озвученному

32 стр., 15547 слов

Развитие музыкального мышления младших школьников на х музыки

... условия организации учебной деятельности на уроках музыки по активизации музыкального мышления младших школьников; 5. Проверить эффективность методики развития музыкального мышления в процессе опытно-экспериментального исследования. В основу нашего исследования была положена гипотеза ...

мышлению, невыраженное мышление — к внутреннему говорению.

А. Шлейхер заявлял: «Язык есть мышление в звуке, как и наоборот,

мышление есть беззвучная речь». «Без речи, — писал И. М. Сеченов, —

элементы чувствительного мышления, лишенные образа и формы, не имели бы

возможности фиксироваться в сознании: она и придает им объективность, род

реальности (конечно фиктивной), и составляет поэтому основное условие

мышления нечувственными образами».

Отвергая такое мнение, критики утверждают, что, во-первых, возможно

говорение без мышления. Во-вторых, часто для уже готовых мыслей подыскивают

слова, а иногда так и не находят. В практике говорения имеются также

примеры ложных высказываний (при правильных мыслях).

Гипотеза II. Язык есть мышление, но мышление не есть язык. В первой

гипотезе возможна была перестановка элементов равенства без ущерба для

этого равенства (язык есть мышление, мышление есть язык).

Согласно данной

гипотезе говорение и мышление не одно и то же, а разные стороны одного

процесса. Язык и интеллект развиваются в тесной связи, но ни один из них не

является результатом другого.

Мы можем мыслить без языка, но мы не можем говорить (осмысленно) без

мышления. Речевая деятельность, по мнению Г. П. Мельникова, меняет

состояние сознания, но это изменение может протекать и без участия языковых

знаков, например, под воздействием сигналов, получаемых от органов зрения,

осязания и т. п. «Следовательно, речевая деятельность всегда сопровождается

мыслительными процессами, но мышление может протекать независимо от

языковых процессов. Именно поэтому одно и то же понятийное содержание может

быть выражено различными языковыми средствами».

Гипотеза III. Язык не есть мышление, но мышление есть язык. Согласно

этому тезису, все, что высказано и реализовано в чувственно воспринимаемых

структурах (звукоряды, графические знаки и т. п. ), никак не может быть

приравнено к мышлению и элементов такого не содержит.

  • >
  • <—