Платон Каратаев, солдат Апшеронского полка, занимает особое место среди художественных персонажей романа «Война и мир». Общительный маленький человек с певучим голосом для всех находил ласковое слово, помогающее людям переносить в плену тяжелейшие страдания, любить жизнь даже в этих условиях, надеяться на лучшее: «…Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить».
Каратаев был, судя по его рассказам, «давнишним солдатом», не любившим, но честно исполнявшим солдатскую службу, в течение которой «ни разу бит не был».
Облик Каратаева выражает его крестьянскую сущность: «приятная улыбка и карие, нежные глаза были круглые… зубы его ярко-белые и крепкие, которые все выказывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он делал довольно часто), были все хороши и целы: ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости».
Рисуя портрет Каратаева, автор подчеркивает во всем его внешнем облике «олицетворение всего русского, доброго и круглого». Платон является своеобразным символом гармонически цельного человека. В цельности, непосредственности его натуры проявляется бессознательная жизнь народа: «Каждое слово его и каждое действие было проявлением неизвестной ему деятельности, которая была его жизнь. Но жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная частица. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал».
Внимание автора особенно сосредоточено на внутреннем, душевном состоянии Платона Каратаева, не зависящем от внешних условий жизни: «Он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами».
Каратаев ни о чем не задумывается. Он живет как птица, так же внутренне свободно в плену, как и на воле, каждый вечер говорит: «Положи, господь, камушком, подними калачиком», каждое утро: «Лег — свернулся, встал — встряхнулся». Ничто его не заботит, кроме самых простых, естественных потребностей человека, всему он радуется, во всем умеет находить светлую сторону.
Крестьянский склад Кататаева, его прибаутки, доброта стали для Пьера «олицетворением духа простоты и правды». Однако в душу Пьера он не мог заронить стремление улучшить мир.
У Платона есть две любимые истории. Одна о том, как его отдали в солдаты за порубку чужого леса и как это получилось хорошо, потому что иначе пришлось бы идти младшему брату, а у того пятеро ребят. Другая — о старом купце, которого обвинили в убийстве и ограблении, а через много лет настоящий убийца, встретив его на каторге, пожалел старичка и признался в своей вине, но пока пришли бумаги об освобождении, старичок уже умер.
Жизнь и сочинения Платона
... существенный вклад в развитие политической мысли внес древнегреческий философ Платон, автор работ «Государство» и «Законы». 1. Жизнь и сочинения Платона Платон родился в 427 году до н.э. на острове Эгина, ... разделения труда, от практиковавшихся там форм обучения арифметике. Платон побывал на побережье Кирены, где встречался с видным греческим астрономом и сведущим в музыке математиком Федром. В 395 ...
Обе эти истории вызывают восторг и радость Каратаева, но обе они о смирении, о том, как человек притерпелся к жестокости и несправедливости.
Платон Каратаев не высказывает недовольства жизнью, не протестует активно против зла и бедствий окружающей действительности. Он приемлет все, что посылает ему судьба. «От сумы да от тюрьмы не отказывайся; рок головы ищет; наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь — надулось, а вытащишь ничего нету», — говорил он Пьеру, желая убедить его, что будущее неизвестно и никто не может знать, что с человеком случится.
Каратаев трудолюбив: «Он все умел делать не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, варил, шил, строгал, тачал сапоги». О службе в солдатах Платон говорил неохотно и вспоминал преимущественно о своей жизни в деревне. Он рассказывал, что за порубку в чужой роще его били, судили и отдали в солдаты: «Думали горе, ан радость!»
Однако пассивность Каратаева не означает его внутреннего безразличия к добру и злу.
Герою тяжело видеть, как французы расправляются с жителями Москвы и разоряют город. «Москва она городам мать. Как не скучать на это смотреть», — говорил он Пьеру. «Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадав…», — продолжает он, выражая надежду, что враг будет побежден.
Отсутствие открытого протеста, пассивность Каратаева объясняются его внутренней верой в то, что в жизни побеждают, в конце концов, добрые, справедливые силы, надо только терпеть, надеяться и верить. Его настроения и взгляды отражают психологию крепостного крестьянства, не умевшего отстаивать свои интересы, которое мирилось с вековой зависимостью от помещика.
Введение Платона Каратаева в действие эпопеи связано с тем, что Толстому важно было показать духовное возрождение Пьера под влиянием нравственных душевных качеств человека из народа. Толстой создает идеализированный образ Каратаева, построив его как олицетворение добра, любви, кротости и самоотречения. Эти душевные качества Каратаева в полной мере воспринимаются Пьером Безуховым, озаряя его духовный мир новой истиной.
Для всех остальных пленных Каратаев «был самым обыкновенным солдатом», над которым они слегка «добродушно трунили, посылали его за посылками» и звали Соколик или Платоша — он был для них простачком.
Поиск смысла жизни Пьером Безуховым
... В поисках ответов на главные для него вопросы он едет в Петербург. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» ... любовь, честь, достоинство, дружба. Сочинение на тему «Поиск смысла жизни Пьером Безуховым» я хочу закончить его словами, сказанными им Наташе: «Говорят: несчастия, страдания… Да ежели ...
Пьер же, встретившись с Каратаевым в самые трудные дни своей жизни, многому у него научился. Доброта Каратаева, умение легко переносить жизненные трудности, его естественность, правдивость — все это привлекает Пьера.
Но «привязанностей, дружбы, любви, как понимал Пьер, Каратаев не имел никаких». Он жил среди людей, в сущности, одиноко, смиряясь с окружающим злом. В конце концов, это зло убило его: Каратаева пристрелили французские солдаты, когда он ослабел и не мог идти вместе со всеми пленными.