(1)Есть старинная украинская легенда. (2)Был у матери единственный сын. (3)Жени…. Сборник идеальных по обществознанию Есть старинная украинская легенда был

Сочинение

на девушке изумительной, невиданной красоты. (4) Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. (5)Привёл сын молодую жену в родной дом. (6)Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: (7)«Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях». (8)Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату. (9)Боялась мать показаться злой снохе на глаза. (10)Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.

Сочинение по тексту Сухомлинского

Материнская любовь…Как много о ней сказано, написано, спето…Что может быть на свете сильнее этого чувства? Она, как и материнская молитва, помогает детям в самые трудные моменты жизни. Но всегда ли дети с благодарностью относятся к своим матерям? Каково бывает отношение детей к своей матери? Всегда ли взрослые дети с благодарностью относятся к своей матери? Эти вопросы всегда волновали поэтов, писателей, педагогов, психологов. Проблема сыновней благодарности является очень актуальной в современном обществе. Часто матери одиноко доживают свои дни в пустой квартире или в доме престарелых.

Над этой вечной проблемой размышляет автор текста Василий Александрович Сухомлинский. Он приводит старинную украинскую легенду о материнском сердце, которое и после смерти матери трепетало и убивалось по сыночку. Неблагодарный сын в угоду жене-красавице предает свою мать, убивая ее, но разве можно убить материнскую любовь? Автор с трепетом говорит о силе и нежности материнских чувств и осуждает сыновнее бессердечие и неблагодарность. Это самый страшный порок, осуждаемый в обществе.

Я не раз задумывался о том, почему так происходит. Родители любят своих детей, души в них не чают, отдают им последнее, а дети вырастают холодными, бездушными, бессердечными, забывают о своих родителях или, того хуже, отбирают у них последнее, избивают и даже убивают их. Проблема взаимоотношений между родителями и детьми – вечная.

Не случайно одна из библейских заповедей гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе». Эта пятая заповедь учит почитать родителей, любить их, быть к ним почтительными, не оскорблять, помогать во всем, заботиться о них, особенно в старости.

Наша русская литература во все времена поднимала эту важную проблему.

В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» мы видим княжну Марью Болконскую, живущую в имении Лысые горы со своим отцом – Николаем Андреевичем Болконским. Отец стар, строг с ней, часто брюзглив и груб. Но княжна Марья покорно переносит поведение своего отца, его издевки и насмешки над ней, потому что бесконечно его любит и понимает, что причина его несправедливого к ней отношения – бессилие перед старостью. Она умная, романтичная и религиозная девушка, абсолютно цельная личность. Ее отношение к отцу – пример безграничной христианской любви и преданности.

9 стр., 4447 слов

«Отношение отцов и детей», конфликт отцов и детей по роману «Отцы ...

... в современном обществе. Он считает себя духовно выше матери и отца, но прощает им их «недалекость». Таблица «Отцы и дети» — отношение: основной, вечный конфликт поколений Вечный конфликт поколений «Отцы и дети» Герой Представители старшего поколения Базаров Мать Отец ...

Текст Сухомлинского задел за живое, заставил задуматься о том, что я очень люблю свою маму и буду благодарен ей за все лучшее, что она мне дала.

Урок развития речи в 7 классе., Подробное изложение. (2ч.)

«Сердце матеи».

Цели:

Есть прекраснейшее существо на свете,

у которого мы в долгу, — это мать.

А. Н. Островский

Ход урока:

Объяснение целей и задач урока. Оформление тетрадей.

« Когда-то давным-давно жила на свете красавица по имени Корнелия Грак. И была она очень красива и богата. Многие восхищались ее красотой. Самые знаменитые художники боролись за право рисовать ее портреты. Все уважали и почитали ее, но никто и никогда не видел ее богатств.

И вот однажды, почитатели ее красоты попросили показать им ее главные драгоценности. Тогда Корнелия Грак вышла к людям в своем самом обыкновенном платье, а за руку она вела троих своих детей. И тогда все поняли, что драгоценности Корнели Грак – это ее дети».

Учитель: Как вы понимаете смысл легенды? Почему дети – это богатство матери? Что для матери самое главное?

Прослушивание песни о матери.

Учитель: Почему мы у матерей всегда в долгу?

Весь смысл жизни матери составляют ее дети. А как вы

Относитесь к своим матерям? Всегда ли справедливо?

Давайте послушаем стихотворение С. Плотова о матери.

Легче всего — обидеть мать,

Она обидой не ответит.

И только будет повторять:

«Не простудись, сегодня ветер».

Легче всего обидеть мать.

Пройдут года, мы станем выше

И кто-то, губы сжав, опять

Возьмет бумагу и напишет:

«Легче всего — обидеть мать».

И, может быть, его услышат

С. Плотов.

Учитель: В каких строках выражена главная мысль стихотворения?

Замечательный педагог — Василий Александрович Сухомлинский в одном из писем сыну рассказал ему старинную легенду.

«Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было черное, недоброе.

Привел сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила она свекровь, сказала мужу: «Пусть не ходит мать в хату, посели ее в сенях». Поселил сын мать в сенях, запретил заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза.

Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай». Переселил сын мать в сарай. Отдыхала однажлы вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирипела жена, прибежала к мужу: « Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди ее сердце и принеси мне!»

Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовало его красота жены. Он убил мать, вынул из груди ее сердце, положил на кленовый листик, несет. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом; упало горячее материнское сердце на камень, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек, мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».

3 стр., 1167 слов

Конкурс «Сердце матери»

... истощения в 46-м. Витьку мать выходила из последних сил, все распродала, но сына выходила». Последняя кровиночка, память о муже, единственная радость в жизни. Жизнь ребенка для материнского сердца ... » И вместе с твоим рождением рождается и сердце матери. И с этого момента это не просто сердце, а материнское сердце: прислушивавшееся несколько недель к твоему сердцебиению, радостно замиравшее от ...

Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так преданно и безкорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди».

Учитель: Какова тема данного текста? (Сила материнской любви).

Основная мысль?(Никто и никогда не любит так искренне

и бескорыстно, как мать).

О чем рассказывает легенда?

Почему так называется легенда? (Испытание на человеч-

ность).

Кто пережил испытание? Удалось сыну пройти это

испытание?

Как описана жена сына?

Что такое человечность?

К какому стилю относится текст?(художественный)

Определите тип речи.(повествование).

Делаются выводы по тексту.

План .

1.Объясните лексическое значение слова легенда?

Легенда – повествование, история с элементами чудесного, фантастического и необычными героями или образами.

В фольклоре – вошедший в традицию народа рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный.

2. Назовите, с помощью каких эпитетов происходит создание образов герое легенды?

Единственный (сын), изумительная, невиданная (красота), черное, недоброе (сердце), горячее, материнское (сердце), огромная, неисчерпаемая, материнская (любовь) и т.д.

3. В каком значении употреблено слово « недоброе»? Подберите к нему синонимы. (злое, черствое, грубое, жестокое).

4. Обратите внимание на эпитет «единственный», почему важно это слово сохранить в изложении?

5. Как по-разному «повели себя» сердца двух родных людей по отношению друг к другу? Найдите в тексте слова, описывающее «поведение сердец»: «не дрогнуло» — сыновнее и «трепещет, встрепенулось, окровавилось, прошептало» — материнское.

7. Почему материнское сердце «горячее» и слезы раскаяния сына тоже «горячие»?

Подберите синонимы. (любящее, искреннее, чувственное, эмоциональное).

8. Что значит «бескорыстно»?

VII . Пересказ текста по частям с использованием опорных слов и пунктов плана.

VIII . работа над орфограммами и пунктограммами.

На доске: Невзлюбила, рассвирипела, старинная, единственный, черная, околдовала, никто, никогда, жена – сноха – невестка, рассказанная, жена-красавица, нечеловеческий, бескорыстная любовь и др.(в зависимости от класса).

Повторение постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, в предложения перед союзами «что, чтобы, как и др.».

I Х. Полный пересказ текста.

Х . Повторное чтение.

Х I . Написание изложения.

1)Есть старинная украинская легенда. 2)Был у матери единственный сын. 3)Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. 4)Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. 5)Привёл сын молодую жену в родной дом. 6)Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях». 7)Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату. 8)Боялась мать показаться злой снохе на глаза. 9)Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.

5 стр., 2289 слов

Аргументы из литературы для сочинения 9.3 «Материнская любовь»

... мать, но не скудеет от этого ее сердце, а становится еще богаче. Материнское сердце наши предки сравнивали с солнцем. «Сердце матери ... любимы. напишите сочинение „Сердце матери» С самых ... внимательна к тем, кто попал ... заботы лежат на матерях. Да! Им ... Материнская любовь способна творить чудеса. Без нее не было бы наших успехов, достижений и побед. Мне вспоминается история Томаса Эдисона и его матери, ...

10)Но мало показалось снохе и этого. 11)Говорит она мужу: «Чтобы и духом матери не пахло в доме. 12)Пересели её в сарай». 13)Переселил сын мать в сарай. 14)Только по ночам выходила мать из тёмного сарая.

15)Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. 16)Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне». 17)Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. 18)Говорит он матери: «Пойдёмте, мама, покупаемся в реке». 19)Идут к реке каменистым берегом. 20) Споткнулась мать о камень. 21)Рассердился сын: «Что ты, мама, спотыкаешься? 22)Почему не смотришь под ноги? 23)Так мы до вечера будем идти к реке».

24)Пришли, разделись, искупались. 25)Сын убил мать, вынул из её груди сердце, положил в кленовый листок, несёт. 26)Трепещет материнское сердце. 27)Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на остры й утёс, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек мой родной, не больно ли ты ушиб колено? 28)Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».

29)Зарыдал сын, схватил материнское сердце ладонями, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горькими слезами. 30)Понял он, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать.

31)И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. 32)Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. 33)Не вернулась домой и мать. 34)Пошли они вдвоём степями и стали двумя курганами. 35)И каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов…

36)Такова легенда, созданная народной мудростью. 37)Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских.

38)Сыновняя благодарность… 39)Сколько горьких дум и скорбных минут переживает материнское и отцовское сердце, чувствуя, что сын или дочь равнодушны, бессердечны, что они забыли о добре, сделанном для них матерью и отцом. 40)И нет выше радости для человека, чувствующего приближение сумерек своей жизни, чем радость, источник которой есть признательность детей за добро и благо, созданные родителями во имя добра и блага детей. 41)Неблагодарный сын, неблагодарная дочь – в сокровищнице народной морали это, пожалуй, самое острое, самое глубокое осуждение человеческих пороков.

(По В.А.Сухомлинскому)

Показать текст целиком

В данном тексте В.А.Сухомлинский поднимает проблему материнской любви.

Мать не осуждала его за жестокий поступок, а,напротив, посоветовала присесть, отдохнуть.

безумно радоваться

Критерии

3 стр., 1058 слов

Мать Тереза — сокровище мира

... что средства, которые традиционно тратились на банкет, мать Тереза попросила передать «своим людям» - ... к ордену Лореттских сестер, изучила английский и вскоре отплыла в ... нести свет через сочинение стихов и рассказов. Мать приучала Агнессу и ... Заключенный!... Я люблю Иисуса всем сердцем, всем своим существом. Ему я ... и множество людей, с которыми она простилась. При этом мать Тереза любила земную ...

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 1 из 3 К2

4 Контрольные измерители для 6 класса

Казахстан, Костанайская область, Карабалыкский район, с. Победа

КГУ «Побединская основная школа»

Учитель русского языка и литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/est-starinnaya-ukrainskaya-legenda-byil-u-materi-edinstvennyiy-syin/

Каламбаева С.С

I. Нормы контрольных работ по русскому языку…………….4 стр.

II. Контрольные диктанты:

1.Диктант (нулевой срез) …………………………………………..5 стр.

2. Диктант по разделу «Лексика и фразеология»……………6 стр.

3. Диктант по разделу «Имя существительное» …………….6 стр.

4. Диктант по разделу «Местоимение.» ……………..……….9 стр.

5. Итоговый диктат за курс 5 класса …………………………10 стр.

III. Контрольные работы:

1. Контрольная работа по разделу «Морфемика и словообразование»

………………………………………………………………… 12 стр.

2. Контрольная работа по разделу «Имя прилагательное»….14 стр.

3. Контрольная работа по разделу «Глагол»…………………17 стр.

IV. Тестовые задания:

1. Тестирование «Лексика и фразеология»……………………21 стр.

2. Тестирование «Имя существительное»…………………….25 стр.

3. Тестирование «Морфология»..………………………………30 стр.

V. Изложения:

1. Выборочное изложение ………………………………………37 стр.

2. Изложение …………………………………………………….39 стр.

3. Изложение …………………………………………………….40 стр.

VI. Сочинения:

1. Сочинение по картине ………………………………………..43 стр.

2. Сочинение-описание ……………………………………..…..45 стр.

3. Сочинение-рассуждение ……………………………………..48 стр.

Список литературы 53 стр.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/est-starinnaya-ukrainskaya-legenda-byil-u-materi-edinstvennyiy-syin/

I. НОРМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ 6 КЛАССА

На изучение курса в 6 классе выделено 102 ч., из них 20 ч. – развитие речи.

Письменные, контрольные работы, тестирования:

  • 3 изложения
  • 3 сочинения
  • 3 контрольные работы
  • 3 тестирования

Контрольный словарный диктант, Объем контрольных диктантов, Объем текста для подробного изложения, Объем классных сочинений

II. ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1. Контрольный диктант (нулевой срез)

Цель: проверить общий уровень теоретического и практического усвоения учебного материала за курс 5 класса в соответствии с требованиями государственного стандарта: синтаксис и пунктуация, осложненное предложение, орфография.

  • сочетание ЧК, ЧН;
  • сочетаний жи, ши;
  • предлогов со словами;
  • разделительного Ь;
  • правописание приставок;
  • правописание окончаний;

постановки знаков препинаний:

  • в сложных предложениях;
  • в конце предложения.
  • производить синтаксический разбор простого предложения;
  • выполнять фонетический разбор слов;
  • производить морфемный разбор.

Диктант.

6 стр., 2542 слов

Надо ли ставить точку после слова

... числа. После записи ПЕРВОЕ МАРТА надо ставить точку? 2. Далее пишем КЛАССНАЯ РАБОТА . Надо ли ставить точку в конце? 3. Ставится ли точка после написания УПРАЖНЕНИЕ 14? 4. Ставится ли точка после слова ДИКТАНТ или ИЗЛОЖЕНИЕ? 6. Ставится ли точка после названия диктанта ЗИМА? ...

Кто сеет в лесу.

Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю её изрыли. Насыпали горки земли, распахали бороздки. Человеку стало трудно передвигаться по этой пашне. Дождь смочил кротовую пашню, солнце нагрело её. Когда же начнется сев?

Вокруг полянки расположились ели, раскрыли свои шишки. Поднялся ветер, и полетели бесшумно вниз на жёлтых парашютиках лёгкие семена. Одни ветер с поляны унес, другие в траве запутались. Но многие попали на рыхлую пашню, и выросли здесь ёлочки. Они торчат зелёными свечками. Теперь войдёшь в лес и не увидишь на бороздках свободного места.

Так кроты весною пашут, ёлки и ветер сеют, и лесные поляны зарастают деревьями. (100 слов).

Грамматическое задание.

I вариант

II вариант

2. Выполнить фонетический разбор:

I вариант

II вариант

I вариант – свободного, весною;

  • II вариант – кротовую, на бороздках.

2. Контрольный диктант

по разделу «Лексика и фразеология. Культура речи».

Цель: проверить уровень усвоения учебного материала по разделу «Лексика и фразеология. Культура речи» в соответствии с требованиями государственного стандарта.

постановки знаков препинаний:

  • при однородных членах предложения;
  • в сложных предложениях;
  • при прямой речи;
  • в конце предложения.

Грамматическое задание направлено на выявление уровня сформированности практических умений и навыков: по разделу «Лексика и фразеология»:

  • прямое и переносное значения;
  • антонимы и синонимы;
  • архаизмы и историзмы.

Диктант.

Легенда.

Был у матери единственный сын. Женился он на девушке ослепительной красоты. Но сердце у молодой жены было черствое, а характер тяжелый. Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай, пусть не ходит в хату».

Боялась мать холодных очей снохи, только по ночам она выходила из темного сарая. Но и этого было мало красавице.

Вот жена и говорит мужу: «Если не хочешь потерять меня, вынь из груди матери сердце и принеси его мне». Не дрогнуло сердце сыновье, околдовало его красота жены.

Сын повел мать к реке и убил. Пошел обратно, а ее сердце положил в кафтан. Споткнулся он о камень, упал, ударился, а горячее окровавленное сердце упало на утес и прошептало: «Сыночек, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни!» (119 слов)

Грамматическое задание

1.Подчеркните в тесте словосочетания с переносным значением.

2. Подберите антонимы к словам:

Молодая, темный, горячее, красота, потерять

3. Поберите синонимы к словам:

Упасть, утес, муж, холодный, ушибся.

4. Найдите в тексте и выпишите архаизм.

5. Найдите в тексте и выпишите историзм .

3. Контрольный диктант

по разделу «Имя существительное».

Цель: проверить уровень усвоения теоретического и практического материала по разделу ««Имя существительное» в соответствии с требованиями государственного стандарта: знать морфологические и синтаксические признаки имен существительных; уметь определять грамматические признаки имен существительных, правильно употреблять их в речи.

4 стр., 1932 слов

Конспект русского языка в 9 классе « -рассуждение на лингвистическую ...

... ) На уроке мы будем учиться писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Почему надо грамотно употреблять иностранные слова?» (з апись эпиграфа в тетрадь) Употреблять иностранное слово когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, ...

проверяемых безударных гласных в корне слова;

  • непроверяемых безударных гласных в корне слова;
  • звонких и глухих согласных в корне слова;
  • правописание имен собственных;
  • правописание разделительного Ъ;
  • правописание приставок.

постановки знаков препинаний:

  • при однородных членах предложения;
  • в сложных предложениях.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

  • выполнения фонетического разбора;
  • определение двойной роли букв е, ё, ю, я;
  • определение сильной и слабой позиции согласных звуков.

Диктант.

Грабёж среди белого дня.

Во дворе стоит глубокая миска с мутной водой. В неё хозяйка бросает корки хлеба для кур.

Щенок Фунтик подошёл к миске и,* не теряя времени,* вытащил из воды съедобную корку. Молодой жирный петух сердито посмотрел на Фунтика. Петух не мог поверить в этот грабёж. Его глаза наливаются кровью. Петух разъярился. Он растопырил лапы, помчался на Фунтика и клюнул его в голову. Раздался крепкий стук, и щенок с ужасным воплем бросился под дом.

Петух захлопал крыльями и закукарекал так громко, что сбежались все куры. Петух смотрел победителем. Он только что прогнал воришку, который мог оставить всех без еды. Петух клюнул корку и с отвращением отбросил её. Ему не понравился запах корки. Она пахла Фунтиком. (113 слов)

Грамматическое задание. (два варианта на выбор учителя)

1. Выполните синтаксический разбор предложений:

I вариант

II вариант

2. Выполнить морфологический разбор:

I вариант

II вариант

3. Выполнить морфемный разбор:

I вариант

II вариант

1. Произвести фонетический разбор слов:

I вариант — вьюга;

  • II вариант – солнце.

2. Выпишите из текста слова, в которых гласные буквы е, ё, ю, я

I вариант – один звук;

  • II вариант – два звука.

3. Приведите примеры слов из текста, которые имеют слабую позицию:

I вариант – согласных;

  • II вариант – гласных.

Объясните графически, какое орфографическое правило основано на этой особенности.

4. Контрольный диктант

по разделу «Местоимение».

Цель: проверит уровень теоретического и практического усвоения учебного материала раздела «Местоимение» в соответствии с требованиями государственного стандарта: знать местоимение как часть речи, личные местоимения, изменение местоимений 3-го лица он по родам, склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов; уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль.

  • проверяемых безударных гласных в корне слова;
  • непроверяемых безударных гласных в корне слова;
  • сочетание жи, ши;
  • правописание не с глаголами;
  • правописание приставок;
  • правописание неопределенных местоимений с суффиксом то;
  • Грамматическое задание направлено на выявление уровня сформированности умений и навыков:;
  • производить морфологический разбор местоимений;
  • производить синтаксический разбор предложений.

Диктант.

10 стр., 4558 слов

Текст мать родилась в сибирской деревне с детства большой любовью

... слов) (По Е. Н. Пермитину) ЗАДАНИЕ: Перескажите текст подробно. Ответьте на вопрос: «Какие черты характера матери особенно дороги Е. Пермитину?» Перескажите текст сжато. Ответьте на вопрос: «Какую жизненную мудрость можно извлечь из данного текста?» Изложение “Мать” – (Пермитин) Мать ...

(Озаглавить.)

Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была тихая, только с реки доносились какие–то далекие легкие звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались какие-то тихие голоса. Они были похожи на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подполье? Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи.

Ежи – смирные и кроткие звери. Разговаривать, конечно, они не умеют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не бояться. Днем они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят всю зиму. (125 слов)

Грамматическое задание.

1. Выполните морфологический разбор слова:

2. Выполните синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

В полной ночной тишине под полом вдруг послышались какие-то тихие голоса. (1 вариант);

  • Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. (2 вариант).

5. Итоговый контрольный диктат (годовой) за курс 6 класса.

Цель: определить соответствие знаний, умений и навыков учащихся за курс 6 класса требованиям государственного стандарта республики Казахстан.

  • проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова;
  • сочетание жи, ши;
  • правописание не с глаголами, с прилагательными;
  • правописание разделительного Ь;
  • правописание приставок;
  • правописание дефисное и слитное написание сложных прилагательных;
  • одна и две н в суффиксах прилагательных;
  • чередование гласных в корне слова;
  • правописание сложных существительных;
  • правописание приставок –пре, -при

Постановка знаков препинаний:

  • при однородных членах предложения;
  • в сложных предложениях.

Диктант

Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. Заря едва разгорается, и природа еще преспокойно дремлет. В низине расстилается молочно-белый туман. По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей орешника пробираемся к небольшой речонке. Покрытая росой трава касается наших ног. Серебряные росинки переливаются в лучах солнца.

Речка неширокая, но достаточно глубокая. Берега ее с каждым годом все больше зарастают тростником, кустами. На песчаном берегу лежат прибитые водой водоросли. Волна тихо плещется о борта рыбачьей лодки.

Забираемся в камышовые заросли и располагаемся там с удочками.

Солнце начинает припекать, но оно не обжигает уже успевшие загореть за лето лицо и плечи. Все вокруг преображается под его лучами. Ярко заблестела река. Легкий ветерок коснулся прибрежных камышей, и они тихо качнулись и слегка пригнулись к воде.

Грамматическое задание.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите фонетический разбор слов:

1 вариант – заря;

2 вариант – лучи.

3) Произведите морфологический разбор:

1 вариант – любого существительного;

2 вариант – любого прилагательного.

5 стр., 2048 слов

Открытый урок «Сердце матери» (по рассказу В.М. Шукшина ...

... матери Шукшина можно отнести эти слова? Ученик: Эти слова можно отнести к матери, которая любит своего ребенка, заботится о нем, переживает за него. Именно о такой матери идет речь в рассказе В.М.Шукшина “Материнское сердце ... задуматься рассказ В.М.Шукшина “Материнское сердце”? Чтение нескольких сочинений (см. ). V. Контроль УД. Работа по группам. Учитель : Как вы думаете, такие матери, как мать ...

4) Произведите синтаксический разбор

1 вариант – любого сложного предложения;

2 вариант – любого осложненного предложения.

III. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1. Контрольная работа по разделу «Морфемика и словообразование. Орфография. Культура речи».

Цель: проверить уровень теоретического и практического усвоения учебного материала раздела «Морфемика и словообразование. Орфография. Культура речи» в соответствии с требованиями государственного стандарта: знать морфемы, их роль в словообразовании и формобразовании; уметь создавать слова по заданным словообразовательным моделям.

Две работы на выбор учителя

1 вариант

1.Что изучает морфемика? ______________________________________

2. Назовите морфемы.__________________________________________

3.Что такое корень слова?_______________________________________

4. Подберите однокоренные слова к слову «чертить».

5. Пообдерите слова по данным схемам: ∩, ∩^, ¬∩^

6. Определите форму слов: прыгать, зима, окно, мороз.

7. Сделайте морфемный разбор слов: волейболистка, подбадривать, розоватый, закрепление, скрытность, продавщица, чайник, подоконник, котеночек, серенький.

8. Выполни словообразовательный разбор слов: бездонный, вазочка, полить.

2 вариант

1.Назовите морфемы, которые служат для образования новых слов.

______________________________________________________________

2.Для чего служит окончание?____________________________________

3.Что такое основа слова?________________________________________

4.Подберите однокоренные слова к слову «брать».

5.Подберите слова по схемам: ¬∩, ∩^, ¬∩

6.Определите форму слов: учить, заморозки, яблоко, учебник.

7. Сделайте морфемный разбор слов: баскетболистка, припрыгивать, зеленоватый, преломление, безопасность, переносчик, подлокотник, тарелочка, верблюжонок, черненький.

8. Выполни словообразовательный разбор слов: бессонный, стаканчик, запеть.

1 вариант

1. Образуйте по три слова: существительные с суффиксом –изн-, прилагательные с суффиксом –тельн-, глаголы с суффиксом -л-.

а) суффиксальным способом: журнал, преподавать, скрипка;

  • б) приставочным способом: морозит, добрый, сердиться;
  • в) сложением: пишет басни, пить чай, хранилище овощей.

3. Составьте словообразовательную цепочку: распространитель.

4. Каким способом образованы данные слова: четырехъярусный, предыстория, смелость, докрасна, чих.

2вариант

1. Образуйте по три слова: существительные с суффиксом –ник-, прилагательные с суффиксом –к- или – ск-, глаголы с суффиксом -ну-.

2. Образуйте новые слова от данных:

  • а) суффиксальным способом: округ, собирать, барабан;
  • б) приставочным способом: вкусный, сказать, обрести;
  • в) сложением: охрана здоровья, сорок ножек, шесть этажей.

3. Составьте словообразовательную цепочку: преподнесенный.

4. Каким способом образованы данные слова: вуз, неудачный, серебряный, подземный, толк.

2. Контрольная работа с элементами тестирования по разделу «Имя прилагательное».

Цель: проверить уровень теоретического и практического усвоения учебного материала по теме «Имя прилагательное» в соответствии с требованиями государственного стандарта: знать морфологические и синтаксические признаки имен прилагательных; уметь определять грамматические признаки имен прилагательных, правильно употреблять их в речи.

  • разряды прилагательных;
  • степени сравнения имен прилагательных;
  • образование имен прилагательных;
  • НЕ с прилагательными;
  • правописание притяжательных прилагательных;
  • Н,НН в суффиксах прилагательных;
  • правописание суффиксов СК, К;
  • слитное и раздельное правописание имен прилагательных;

Вариант 1

А1. В каком словосочетании есть относительное прилагательное?

□ 1) приморский бульвар

□ 2) солёный огурец

□ 3) мамина шаль

□ 4) точный ответ

А2. В каком предложении НЕ с прилагательным пишется слитно?

□ 1) Потолок (не)деревянный.

□ 2) Яичко (не)простое, а золотое.

□ 3) Список магазинов далеко (не)полный.

□ 4) Этот рисунок очень (не) плох.

А3. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

□ 1) белич..я

□ 2) строч..ная

□ 3) хорош..

□ 4) сливоч..ный

А4. В каком прилагательном пишется одна буква Н?

□ 1) клюкве..ый

□ 2) гуси..ый

□ 3) оловя..ый

□ 4) были..ый

А5. В каком прилагательном пишется суффикс -СК-?

□ 1) казац..ий

□ 2) вяз..ий

□ 3) белорус..ий

□ 4) немец..ий

А6. Какое прилагательное пишется слитно?

□ 1) (средне)вековый

□ 2) (северо)западный

□ 3) (бледно)жёлтый

□ 4) (плодово)ягодный

Прочитайте текст и выполните задания B1-B3 и С1.

(1)Эрмитаж, безусловно, является наиболее значительным художественным музеем России. (2)Величественные дворцы XVIII–XIX веков, в которых размещены его коллекции, располагаются на левом берегу Невы. (3)Они представляют собой роскошную «шкатулку», где хранится одно из самых богатых в мире собраний произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

В1. Из предложения (1) выпишите прилагательное в форме составной превосходной степени.

В2. Из предложения (3) выпишите прилагательное, образованное сложением основ.

В3. Напишите разряд по значению прилагательного «величественные» из предложения (2).

С1. Напишите небольшое сочинение о посещении вами какого-либо музея.

1)Есть старинная украинская легенда. 2)Был у матери единственный сын. 3)Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. 4)Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. 5)Привёл сын молодую жену в родной дом. 6)Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях». 7)Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату. 8)Боялась мать показаться злой снохе на глаза. 9)Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.

10)Но мало показалось снохе и этого. 11)Говорит она мужу: «Чтобы и духом матери не пахло в доме. 12)Пересели её в сарай». 13)Переселил сын мать в сарай. 14)Только по ночам выходила мать из тёмного сарая.

15)Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. 16)Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне». 17)Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. 18)Говорит он матери: «Пойдёмте, мама, покупаемся в реке». 19)Идут к реке каменистым берегом. 20) Споткнулась мать о камень. 21)Рассердился сын: «Что ты, мама, спотыкаешься? 22)Почему не смотришь под ноги? 23)Так мы до вечера будем идти к реке».

24)Пришли, разделись, искупались. 25)Сын убил мать, вынул из её груди сердце, положил в кленовый листок, несёт. 26)Трепещет материнское сердце. 27)Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на остры й утёс, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек мой родной, не больно ли ты ушиб колено? 28)Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».

29)Зарыдал сын, схватил материнское сердце ладонями, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горькими слезами. 30)Понял он, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать.

31)И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. 32)Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. 33)Не вернулась домой и мать. 34)Пошли они вдвоём степями и стали двумя курганами. 35)И каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов…

36)Такова легенда, созданная народной мудростью. 37)Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских.

38)Сыновняя благодарность… 39)Сколько горьких дум и скорбных минут переживает материнское и отцовское сердце, чувствуя, что сын или дочь равнодушны, бессердечны, что они забыли о добре, сделанном для них матерью и отцом. 40)И нет выше радости для человека, чувствующего приближение сумерек своей жизни, чем радость, источник которой есть признательность детей за добро и благо, созданные родителями во имя добра и блага детей. 41)Неблагодарный сын, неблагодарная дочь – в сокровищнице народной морали это, пожалуй, самое острое, самое глубокое осуждение человеческих пороков.

(По В.А.Сухомлинскому)

Показать текст целиком

В данном тексте В.А.Сухомлинский поднимает проблему материнской любви.

Мать не осуждала его за жестокий поступок, а,напротив, посоветовала присесть, отдохнуть.

безумно радоваться

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 1 из 3 К2

Есть старинная украинская легенда. Был у матери единственный сын. Женился он на девушке невиданной красоты, привел ее в родной дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в комнаты, посели ее в сенях». Посе­лил сын мать в сенях. Боялась мать показываться злой снохе на глаза. Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.

Но и этого снохе показалось мало. Говорит она му­жу: «Чтобы и духом матери не пахло в доме! Пересели ее в сарай». Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила она из своего убежища.

Отдыхала однажды ночью молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из ее груди сердце и принеси мне».

Не дрогнул сын, околдо­вала его невиданная красо­та жены. Говорит он матери: «Пойдемте, мама, покупа­емся в реке». Идут к реке каменистым берегом. Спот­кнулась мать о камень. Рас­сердился сын: «Что ты, мама, спотыкаешься? Поче­му под ноги не смотришь? Так мы до вечера будем идти».

Пришли, разделись, иску­пались. Сын убил мать, вы­нул из ее груди сердце, положил на кленовый лис­ток, несет. Трепещет ма­ленькое материнское серд­це. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее сердце на острый утес, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек мой родной, не больно ли ты ушибся?»

Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто никогда не любил его так горячо, преданно и бес­корыстно, как родная мама.

И столь огромной и неисчерпаемой была любовь материнская, столь глубоким и всесильным было жела­ние материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растер­занная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. Не верну­лась домой и мать. Пошли они вдвоем степями и до­линами, вышли на широкий простор и стали двумя вы­сокими курганами.

Такова легенда, созданная народной мудростью.

Сыновняя благодарность… Сколько горьких дум и скорбных минут переживает материнское и отцовское сердце, чувствуя, что сын или дочь равнодушны, бессердечны, что они забыли обо всем добре, сделанном для них матерью и отцом. И нет выше радости для человека, чувствующего приближение сумерек своей жизни, чем радость, источник которой — любовь и благодарность детей…

Каждый день начинается для меня детской радостью. Я вижу в детских глазах восхищение красотой раскры­вающейся розы, изумление перед чем-то необычным в окружающем мире — удивительной формы облачком в синем небе, пестрой бабочкой среди листьев, — удо­вольствие от подарка, полученного из родительских рук, наслаждение от веселой игры.

Мы все делаем для того, чтобы дети были счастли­вы. И при виде радостных, безмятежных детских лиц мое сердце наполняется удовлетворением. Но вместе с ним почему-то закрадывается и тревога.

Меня тревожит вопрос: зажигает ли наш факел люб­ви к детям ответные искорки благодарности в их сердцах? Чувствует ли ребенок, что блага его жизни — результат большого труда родителей, заботы многих «не родных», но любящих его людей? Ведь без них, без их труда и забот он просто не мог бы жить на свете. Но как часто ему это и в голову не приходит!

Здесь таится большая опасность — вырастить челове­ка эгоистичного, считающего, что все должны работать на него, что главное — его личные нужды, а все ос­тальное — второстепенное. Чтобы предупредить такую опасность, важно пробуждать и развивать в ребенке чувство признательности, благодарности.

Как достичь этого? Я вижу лишь один путь: учить де­тей делать добро для нас — родителей, воспитателей, вообще людей старших поколений. За добро ребенок должен платить добром!

Детское счастье эгоистично по своей природе: блага, созданные для ребенка старшими, он воспринимает как нечто само собой разумеющееся. Ему кажется, что мать и отец для того и существуют, чтобы приносить ему радости, удовольствия.

Нередко мы сталкиваемся с парадоксальным на пер­вый взгляд фактом: в хорошей трудовой семье, где родители души не чают в детях, отдают им все силы своего сердца, дети иногда вырастают равнодушными, бессердечными. Но никакого парадокса здесь нет: так происходит потому, что ребенок знает лишь радости потребления. А они не могут сами по себе развить нравственное чувство. Оно возникает лишь тогда, когда мы приобщаем детей к высшей человеческой радо­сти — радости творения добра для других людей. Только это, поистине бескорыстное и поэтому подлинно человеческое переживание является силой, облагора­живающей юное сердце.

Самое главное, по-моему, в том, чтобы учить ре­бенка видеть и чувствовать, понимать и переживать всем сердцем, что он живет среди людей и что самая глубокая человеческая радость — жить для людей.

Воспитание в младшем возрасте — от 6 до 10 лет — я бы назвал школой сердечности. Наши педагоги стре­мятся воспитать у каждого ребенка этого возраста сердечную чуткость к окружающему, ко всему, что создает человек, что служит ему, и, конечно, прежде всего к самому человеку. Это начинается с детской заботы о творении красоты. Все прекрасное несет в себе чудодейственную воспитывающую силу. И важно, чтобы создание красоты и создание добра сливались у детей в единый акт.

Дети переступили порог школы, стали первоклассни­ками. С первых дней школьной жизни исключительное значение мы придаем связи с родителями. Еженедель­но мы, учителя начальных классов и директор школы, беседуем с матерями и отцами, советуем и сами слу­шаем людей, умудренных жизненным опытом. Мы со­обща думаем, что должен делать ребенок, чтобы сердце его стало чутким к окружающему, чтобы он научился жить для людей. Мы договариваемся с родителями первоклассни­ков об осеннем Празднике розы (ученики 2-4 клас­сов уже знают о нем).

Это и семейный и вместе с тем школьный праздник. Но у него есть особенность, ха­рактерная для многих на­ших детских праздников: они проводятся не в школе.

В них нет излишней парадности, за которой, к сожа­лению, порой мало искренних детских чувств и много искусственного. Наши детские праздники проводятся главным образом в семье, но готовим детей к ним в школе.

Осенний Праздник розы — это день, когда каждый первоклассник сажает дома на приусадебном участке розовый куст. Мы даем ребенку саженец розы — возьми, посади, ухаживай, создай красоту, принеси ра­дость матери, отцу, дедушке, бабушке.

Труд этот в общем несложный: за два года надо принести несколько ведер воды, перенести с одного места на другое несколько лопат земли. Но главное — это память, постоянная забота, настойчивость в дости­жении доброй, красивой цели. А всему этому надо учить.

Первоклассник сажает куст розы. Часто приходится напоминать ему: полей, прикрой от холода, разрыхли землю… Однообразный труд не очень-то радует, а результат-благоухающий цветок — в детском пред­ставлении невообразимо далек. Ребенок еще не умеет терпеливо ждать, настойчиво подготовляя и проклады­вая путь к решению поставленной задачи.

Но вот появились первые зеленые листочки на кус­тике — в детских глазах загораются огоньки радости. Наступает длительная полоса нового однообразного труда. Снова и снова приходится поливать и рыхлить землю, собирать удобрения.

Наконец неожиданно для ребенка появляется пер­вый бутон. Потом второй, третий… Они раскрываются, блестят на солнце алые, розовые, синие, голубые ле­пестки. Еще больше разгораются огоньки радости в детских глазах. И она ни с чем не сравнима. Это не та радость, которую доставляет родительский подарок, веселый досуг, предвкушение удовольствий от пред­стоящей экскурсии.

Это радость творения добра для самых дорогих лю­дей — матери, отца, бабушки, дедушки. И такое добро особенно трогает потому, что оно одновременно и красота. Ребенок ждет не дождется, когда бутон рас­цветет. А если случилось, что кто-нибудь сорвал цве­ток, — для детского сердца нет большего горя. Но тот не настоящий человек, кто никогда не пережил такого горя…

Для меня самое большое счастье — видеть сияющие детские глаза в те мгновенья, когда малыш срезает розу и несет ее матери. Ребячий взгляд озарен чистым сиянием человечности.

Дети приобретают новое видение мира. В цветущих ветвях яблони, в созревающих гроздьях винограда, в задумчивых цветах хризантемы они видят воплощение человеческого труда, забот, чувства добра и красоты. У них не поднимется рука сломать ветку, сорвать цве­ток просто, зазря.

Прошли два года школьной жизни. Пышно расцвел куст, посаженный в первом школьном году. Посажено еще несколько кустов. В семье родилась хорошая тра­диция — ко дню рождения матери, отца, бабушки, де­душки дети преподносят им цветы. Хорошо, если день рождения приходится на весну, лето или раннюю осень. А если на зиму — тогда приходится выращивать цветок в школьной теплице или дома у печки делать теплячок. Сколько волнений приходится пережить ребенку, пока появится бутон, пока он раскроет свои лепестки. . .

Педагоги добиваются, чтобы дети были захвачены заботой о живом и красивом, о цветущем и расцве­тающем. Пусть ребенок думает о маленькой яблоньке, которой холодно под порывами осеннего ветра. Пусть его тревожит: а не подкрадывается ли в холодную зимнюю ночь к яблоньке серый заяц, не грызет ли кору? На рассвете он пройдет в сад, попробует на ощупь тоненький ствол яблоньки, укутает ее соломой. Его будет волновать то, что весенний приморозок по­вредил цветы персиковых деревьев, что буря сломала ветку на яблоне.

В такой заботе — живой источник человеческой чут­кости, отзывчивости, участливости. Мы стремимся к тому, чтобы у каждого из детей был свой домашний уголок красоты. Летом, весной, осенью — в саду, зи­мой — в комнате. Родители сначала трудятся вместе с детьми, помогая им создать свой уголок, а потом по­степенно как бы отходят в сторону, трудятся одни дети.

У Ивана Ивановича, рабочего ремонтно-технической станции, трое детей, учеников 5-8 классов. Мать и отец посоветовали им создать уголок красоты в пло­довом саду. Небольшую делянку обсадили диким ви­ноградом. Его заросли об­разовали тенистую беседку. Рядом цветут астры, хри­зантемы. Вокруг беседки — сиреневая аллея. Целое ле­то в уголке красоты все цветет. Ребята с радостью встречают в своем уголке родителей, возвращающих­ся с работы. Здесь для них замечательное место отды­ха. И дети гордятся: это они создали условия для отдыха.

Через один-два года пос­ле начала обучения школь­ник закладывает сад благо­дарности. Сажает яблони — матери, отцу, бабушке и де­душке; виноградные кус­ты — матери, отцу, бабушке, дедушке. Саженцы для сада получают в школе — здесь ежегодно выращивается несколько тысяч саженцев. Нелегко побуждать детей ухаживать за плодовыми деревьями. Успех дела за­висит от настойчивости и жизненной мудрости роди­телей, от единства усилий школы и семьи. Проходит два-три года, и на деревь­ях, посаженных, как кажет­ся ребенку, очень и очень давно, завязываются первые плоды. Он знал, что плоды когда-то будут, но их появле­ние — всегда радостная неожиданность. Теперь ни учите­лям, ни родителям не приходится напоминать школьнику, что надо поливать, подкармливать растения, — он и сам об этом не забывает. С нетерпением ожидает того дня, когда созреют яблоки и виноград, когда мож­но снять плоды и понести счастливо взволнованной ма­тери.

Для нас, педагогов, большая радость видеть, как у детей развивается сознание, что уставшие на работе мать и отец нуждаются в отдыхе. Что тишина, покой, чистота и красота в доме — это то, что дает необходи­мый отдых и переживание хорошей радости. Дети не только умом, но и сердцем чувствуют, что их дурное поведение, плохие успехи в учении причиняют боль матери и отцу, а это равносильно злому, бессердечно­му поступку.

«Мне надо учиться отлично по всем предметам, — сказал Коля Б., ученик 4-го класса, — у моей мамы больное сердце». Ребенку хочется, чтобы мать была спокойной. Он знает, что своим трудом поможет обе­речь сердце матери.

Стремление детей хорошо учиться (особенно ма­леньких детей) имеет нередко своим источником желание принести матери и отцу радость. А оно про­буждается лишь тогда, когда ребенок уже раньше на чем-то другом испытал радость творения добра для родителей.

Как важно, чтобы дети научились чувствовать ду­шевное состояние товарища, распознавать чужое горе, переживать его как свое личное. Эта сердечная чут­кость зависит от того же: от добра, сделанного ребен­ком для товарища. Мы учим маленьких детей делать добро товарищам. Первоклассник Сережа не пришел сегодня в школу. Учитель знает — у Сережи тяжело больна бабушка, и рассказывает об этом ученикам. В детских сердцах пробуждается сочувствие, жалость. Товарищи идут к нему домой, помогают выполнить за­дание, идут в аптеку за лекарствами для бабушки. Де­сятки таких уроков чуткости, отзывчивости, участли­вости получает каждый ребенок.

Детство должно стать для ребенка естественной шко­лой сердечности. Это одна из самых сложных и тонких воспитательных задач семьи и школы. Мы призваны облагородить сердце нового гражданина, одухотворить его порывы и желания высшей человеческой красо­той — чуткостью, отзывчивостью, участливостью. С пер­вых шагов сознательной жизни маленького человека надо помнить, что он станет не только производителем материальных и духовных ценностей, но и сыном пре­старелых родителей, мужем, отцом.

на девушке изумительной, невиданной красоты. (4) Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. (5)Привёл сын молодую жену в родной дом. (6)Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: (7)«Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях». (8)Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату. (9)Боялась мать показаться злой снохе на глаза. (10)Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.

Сочинение по тексту Сухомлинского

Материнская любовь…Как много о ней сказано, написано, спето…Что может быть на свете сильнее этого чувства? Она, как и материнская молитва, помогает детям в самые трудные моменты жизни. Но всегда ли дети с благодарностью относятся к своим матерям? Каково бывает отношение детей к своей матери? Всегда ли взрослые дети с благодарностью относятся к своей матери? Эти вопросы всегда волновали поэтов, писателей, педагогов, психологов. Проблема сыновней благодарности является очень актуальной в современном обществе. Часто матери одиноко доживают свои дни в пустой квартире или в доме престарелых.

Над этой вечной проблемой размышляет автор текста Василий Александрович Сухомлинский. Он приводит старинную украинскую легенду о материнском сердце, которое и после смерти матери трепетало и убивалось по сыночку. Неблагодарный сын в угоду жене-красавице предает свою мать, убивая ее, но разве можно убить материнскую любовь? Автор с трепетом говорит о силе и нежности материнских чувств и осуждает сыновнее бессердечие и неблагодарность. Это самый страшный порок, осуждаемый в обществе.

Я не раз задумывался о том, почему так происходит. Родители любят своих детей, души в них не чают, отдают им последнее, а дети вырастают холодными, бездушными, бессердечными, забывают о своих родителях или, того хуже, отбирают у них последнее, избивают и даже убивают их. Проблема взаимоотношений между родителями и детьми – вечная.

Не случайно одна из библейских заповедей гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе». Эта пятая заповедь учит почитать родителей, любить их, быть к ним почтительными, не оскорблять, помогать во всем, заботиться о них, особенно в старости.

Наша русская литература во все времена поднимала эту важную проблему.

В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» мы видим княжну Марью Болконскую, живущую в имении Лысые горы со своим отцом – Николаем Андреевичем Болконским. Отец стар, строг с ней, часто брюзглив и груб. Но княжна Марья покорно переносит поведение своего отца, его издевки и насмешки над ней, потому что бесконечно его любит и понимает, что причина его несправедливого к ней отношения – бессилие перед старостью. Она умная, романтичная и религиозная девушка, абсолютно цельная личность. Ее отношение к отцу – пример безграничной христианской любви и преданности.

Текст Сухомлинского задел за живое, заставил задуматься о том, что я очень люблю свою маму и буду благодарен ей за все лучшее, что она мне дала.

Старая украинская легенда так рассказывает о появлении Спаса:

«Когда-то в былинные времена породил Батька Небесный с Матерью Землёю в час ночной грозы народ казачий, да и дал им землю великую от Севера до Юга, от моря и до моря, от восхода до заката, от Дуная до Дона и Кубани. Да и заповедь дал им — не ходить с той земли никуда и никому её не отдавать. А чтобы справны были они, да сгуртованы до кучи, дал им умений разных с неба. Да и повелел им Свет сторожить, а с тьмой сражаться, и между собой неправды не допускать».

Так появились ремесла разные, а с ними и Спас. И с тех пор и несли роды казачьи дары Божии. Само название — Спас — не является общепринятым самоназванием тех знаний и умений, которые были разлиты в казачьей среде, и о которых речь будет идти ниже. Оно было распространено не повсеместно. Параллельно бытовало и другое название – Стос, от особого замолва – молитвы, позволяющей войти в «инакое» состояние сознания. Где – то это знание называли на древний лад кудью. А в большинстве своём, наши предки вообще обходились без самоназваний и брали учить учеников «уму – разуму», либо вообще просто «науке». Подобное положение вещей, а именно отсутствие общепринятого названия, дало дополнительный повод современным критикам отрицать существование Спаса у наших предков.

Каких — либо письменных источников, позволящих утверждать, что Спас — это законченная выстроенная система, нет. Вся история нашего народа такова, что знания, хранящиеся в народной среде о Боге, мире и человеке,подвергались уничтожению неоднократно. Этим ознаменовался приход христианства на Русь, когда все языческое мировоззрение пытались вырвать с корнем, но деревня нашла способ примирить одно с другим, что в итоге привело к слиянию языческого и христианского мировосприятия в народном сознании. Разве не убедительны доказательства этому, что мы до сих пор с удовольствием справляем Масленицу, а дети обходят «цыганские ворота» (не поняли — спросите у детей), которые по народному поверью являются клязей (входом в «иное»).

Революция нанесла непоправимый удар по деревне, пытаясь вытравить из сознания народа не только прошлые устои, но и Бога, как такового.

Но народ выстоял, а с ним и знания, которые передавались от поколения к поколению, из уст в уста. Конечно, все эти катаклизмы не могли пройти бесследно, и «наука» стала более разрозненной, а где-то и обмельчала.

Но Спас жив, пока живы его немногочисленные носители.

Еще со времен язычества устроение Мира рассматривается как совокупность и неразделимое взаимодействие трех миров, называемых Правь, Явь и Навь. Явь — видимый мир, мир, в котором мы живем. Навь — мир духов, который разделяют на мир Слави и мир Нави. Мир Слави — это мир душ ушедших предков и мир, где обитают служебные духи. Мир Нави — это мир, где находятся враждебные человеку духи. Правь — это мир Богов. Все эти миры, так или иначе, проявлены в человеке. Для защиты от недоброжелательных духов используют обережный Спас, для защиты от болезни, которую рассматривают как живое персонифицированное существо, применяется лечейный Спас. Бойцовый Спас защищает воинов в ратной сечи.

Человек, по воззрениям наших предков, также триедин, как и мир, который его окружал. В христианской традиции — это дух, душа и тело. В ведизме понятие «триглава» включает не только устроение миров, но и устроение нашей души. «Личина наша, — учили предки, — Триглав представляет. Живут в нас три брата: старший, средний и младший. Старший брат — Дух, частица Божия, средний — Душа, а младший — чувства, телу присущие. В повседневном быту старший брат спит, средний руководит, а младший и вовсе доверчивый дурак. Нет между ними ладу. Только сплотив братьев, то есть овладев тремя главами, получаешь силы разного рода — земли, неба, огня и воды». Сплочение по-другому называли — настроение. В слове «настроение» заложен глубокий смысл, указывающий на единство братьев: «нас трое» — светло и радостно человеку.

Сравнивают триглав души также с тремя сестрами, имя которым: Жива, Смага и Тяма. Жива тель творит — это то, что движется. Смага — чувства огненные, а Тяма — разума сила, то, что двигаться заставляет. Выделяют еще душу-птицу, которая покидает тель во сне, имя ее Ведогонь. Обособленно стоит душа — след, которую называют «Образом». Когда мы говорим «сделано с душой», «вложил душу» — мы говорим о душе — следе, об Образе. Остается она в делах рук наших, наших творениях, в следе на сырой земле. Злые люди могут нанести вред человеку, используя предметы, созданные им, землю из следа, волосы, фотографию — на чем и основана парциальная магия.

Наряду с триединством, имеет место и четырехмерное устроение человека. Тело было дано матерью, душа дана Дживой, дух — отцом, а совесть — Родом. Четыре стороны света, четыре стихи — огонь, земля, вода и воздух. Тело человека так подразделяется в соответствии со стихиями: ноги — земля, живот — вода, грудная клетка — огонь, горло и голова — воздух. Подобное деление — не просто теория, на нем основаны многие практические работы в Спасе.

Основа Спаса — это мифологическое мировоззрение, которое лишает восприятие очевидности, и постепенно подталкивает к без-умию как единственному способу подняться над логическим мышлением.

Только в таком состоянии можно приблизиться к тому, чтобы увидеть Мир целостностным, а также свой путь в этом Мире. Ведь в представлении предков человеческая жизнь — это дорога, а сам человек — ходок, совершающий восхождение в Горний Мир (вспомните выражение «жизненный путь») . Спас же воспринимается «дорогой бездорожной ко Господу», то есть прямой и краткой. Возвращение Домой — это высшая цель любого человека, и пока она не будет выполнена, мы будем вновь и вновь воплощаться на этой земле. Поэтому в Спасе уделялось столько внимания устроению мира, в котором душа должна выполнить своё предназначение на это воплощение, собрав все уроки, раскиданные для неё на этом жизненном пути.

И как только Душа начнет просыпаться, тут же открываются особые способности, которые лишь «цветы на обочине дороги», но никак не самоцель в традиции Спаса. Однако и они делают нашу жизнь более яркой, возвращают детскую способность верить в сказки.

Стремясь вернуться в Спас (именно вернуться, а не вернуть его людям, как говорят многие), мы стремимся вернуть чудеса и сказку в свою жизнь, сделать ее более насыщенной и полной.