Цель: Формирование гражданской позиции, правовой и нравственной культуры старшеклассников.
Задачи:
- Способствовать развитию у учащихся критического осмысления своих и чужих поступков.
- Формировать активную жизненную гражданскую позицию, умение говорить «нет» в ситуации нравственного выбора.
Предварительная работа:
— Исторически, люди жили в более хаотичном и непредсказуемом окружении, где природные явления и процессы не подчинялись определенным законам.
— Луна имела переменную яркость в зависимости от своего настроения, что затрудняло людям передвижение в ночное время.
— Солнце, звезды, день и ночь, моря и реки также вели себя непредсказуемо, создавая неуверенность и хаос в жизни людей.
— Люди устали от этой непредсказуемости и обратились к самому мудрому человеку с просьбой найти решение.
— Мудрец предложил написать законы, которые охватили бы не только природные явления, но и поведение людей.
— Если законы будут правильно составлены и строго выполняются, то жизнь человека станет легкой, радостной и счастливой.
— Вопросы для обсуждения: был ли мудрец прав, нужны ли людям законы, всегда ли законы не создают право (Цицерон)">человек соблюдает законы и правила, почему люди преступают закон, что означает слово «заповедь», какие заповеди известны, чем заповеди отличаются от законов.
— Ведущий задает вопрос о незыблемых в семье жизненных заповедях.
Подтвердите своими размышлениями, которые вы написали, готовясь к классному часу.
- Работа в группах
“Моральное” лото.
Разделиться на группы. Каждая группа получает карточки с полем лото. Зачитываются номер вопроса и определение нравственного понятия. Происходит обсуждение, к какому понятию относится определение. По угаданному номеру закрывают поле лото. У кого первым заполнится ряд? Зачитывают все определения до конца.
Приготовить несколько карточек с полем для лото, пример:
Сочинение по обществознанию закон управляет людьми а разум законом
... Другие сочинения: ← Доброе сердце ↑ Человек Человек часто сам себе злейший враг → Сообщение, эссе по обществознанию: план При подготовке к ЕГЭ, а также во время экзамена, нужно написать эссе на тему «Закон» ... чтобы справедливо, ни на шаг не отклоняясь от закона, выполнять такого рода работу. И в любых ситуациях поступать по закону. Значение закона в обществе Закон обладает высшей юридической ...
5 |
13 |
17 |
19 |
3 |
14 |
6 |
1 |
11 |
9 |
18 |
20 |
7 |
2 |
12 |
4 |
16 |
10 |
8 |
15 |
Вежливость- качество, характеризующее поведение человека. Оно основывается на внимании, доброжелательности, уважении к людям.
Выдержанность- умение человека контролировать свои поступки, действовать сообразно своим целям, несмотря на трудности и препятствия.
Верность- качество, характеризующее отношение человека к другим людям в повседневном поведении.
Гордость- это нравственное чувство, которое отражает внутреннее достоинство человека, самодостаточность и независимость личности.
Грубость — качество личности человека, которое характеризуется отсутствием доброжелательности к людям, раздражительностью, бестактностью и невниманием к интересам других людей.
Доверие — отношение к человеку или группе людей, основанное на убежденности в их правоте.
Заносчивость — негативное отношение человека к людям, проявляющееся в высокомерии и неоправданной переоценке своих личностных качеств.
Искренность — качество, характеризующее человека и его действия. Искренний человек честен с собой и другими людьми.
Любовь — чувство глубокой привязанности к кому-либо или чему-либо.
Нравственная культура — показатель того, насколько требования нравственных законов жизни воплотились в поступках человека.
Милосердие — принцип поведения человека, основанный на сочувствии, сострадании и готовности делать добрые дела.
Патриотизм — нравственный принцип, которым руководствуется человек, уважающий историческое прошлое своего народа, гордящийся его достижениями, небезучастный к интересам своего народа, считающий независимость и свободу своей страны и личности главной ценностью.
Правдивость — качество характера человека, проявляющееся в адекватной оценке людей и явлений окружающей действительности.
Способность к прощению — это качество характера человека, проявляющееся в умении забыть обиду и не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок.
Скромность — это качество характера человека, проявляющееся в умении адекватно оценивать свои личностные качества и не выпячивать их перед другими людьми.
Совесть – способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля.
Сострадание – это умение проникнуться чужим страданием и горем, соединенное с желанием помочь в его преодолении.
Трудолюбие – это качество личности, которое проявляется в отношении к трудовой деятельности. Оно характеризуется степенью проявляемого усердия, старания человека.
Тактичность – это степень проявления вежливости человека по отношению к другим людям.
Честь – качество личности человека, требующее от него проявления принципиальности, правдивости, верности принятым обязательствам, искренности.
Сейчас давайте разберемся по каким нормам живет человек в обществе.
Есть две нормы жизни: мораль и право.
Рассмотрим их отличия.
мораль Мораль – совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека. В широком смысле Право – это обоснованная свобода и возможность поведения, принятые в обществе. Юридическое Право – это система общеобязательных норм (правил), установленных или санкционированных государством, направленных на урегулирование общественных отношений и обеспечиваемых мерами государственного принуждения. Государство Ответственность За их нарушение наступает моральная ответственность (моральное порицание, неодобрение) в виде осуждения со стороны тех, кто с ним не согласен. Государство следит за тем, чтобы эти нормы обязательно соблюдались. Если же этого не происходит, государство принуждает их соблюдать. Тогда наступает его правовая (юридическая) ответственность. Группа 5: искренность, заносчивость, верность, способность к прощению.
Какие поступки регулируются моралью, а какие – правом:
|