«Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сам а возможность жизни». (Л. Толстой)
На протяжении всей жизни человека разум и чувство играют важную роль. Разум дан для того, чтобы человек мог анализировать свои поступки, контролировать свои действия, сдерживать излишние эмоции, предостерегать человека от необдуманных поступков. Разум все всегда взвешивает. А чувство — это высшая форма эмоционального отношения человека ко всему, что его окружает. Что важнее для человека: разум или чувство? Как человек должен жить? Руководствоваться разумом или давать волю своим чувствам?
Поиски ответов на эти вопросы занимали умы поэтов и писателей. Герои многих литературных произведений нередко оказывались перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
Обратимся к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Базаров и Одинцова… До встречи с Одинцовой Базаров — человек разумный, уверенный в своих силах, гордый и целеустремленный. Он не способен на какие- либо чувства. Это лишнее в его жизни, все это романтизм. Но как только появляется Одинцова, герой меняется. Он уже не может сохранить выдержку, самообладание и полностью, сам того не осознавая, погружается в море чувств. От цинизма, свойственного ему (вспомним: «на остальных баб не похожа»), не остается и следа. Он понимает, что чувства начинают преобладать над разумом. Как это в романе показывает Тургенев? Базаров идет в лес, топает ногами, ломает сучья, словно хочет подавить в себе это чувство любви, так неожиданно и некстати вырвавшееся наружу. Он с негодованием осознает, что становится романтиком. Удается ли ему справиться с собой? Вряд ли. Он только загоняет свое чувство вглубь. Базаров убегает от любви к родителям. Случайное заражение тифом приводит его к смерти. Одинцова приезжает к нему попрощаться. И вот тут читатель видит, что чувства Базарова все-таки победили разум. Увидев Одинцову, он позволяет себе «рассыропиться». Когда-то Базаров просил Аркадия не говорить красиво. Метафора «дуньте на умирающую лампаду» ярко свидетельствует о том, что, оказывается, Базаров тоже умеет говорить красиво.
А что же Одинцова? Она лишена чувства любви, как, впрочем, и других чувств. В отношениях с Базаровым ее больше всего беспокоило то, как бы все это не привело к чему-нибудь. В ее жизни преобладает только разум. И в конце романа мы видим, что Одинцова выбирает спокойный образ жизни, она опять выходит замуж и опять без любви.
Сочинение раскольников и базаров можно ли строить жизнь по теории
... и слабости Можно ли обучить творчеству? Когда на голову Ньютона упало яблоко и вдохновило его на развитие общей теории тяготения, оно ударило по ... Базаров и Раскольников очень похожи: у них во многом совпадают взгляды на жизнь, ... и т.п. Но есть и различия, в основном обусловленные разными условиями жизни двух героев. Отсюда в Раскольникове появляется и отчаяние, и обостренное чувство справедливости, и ...
Нельзя не вспомнить еще один роман. Это роман- эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». Хотелось бы обратить внимание на образ Наташи Ростовой. Сущность Наташи — любовь. Это чувство посещает ее впервые на балу, где она встречает Андрея Болконского. Но Наташа и Андрей — люди разные. Он живет разумом, а она чувствами. Воссоединиться сразу с Андреем нельзя — надо подождать год, так распорядился старик Болконский. Могла ли Наташа подчинить в данной ситуации свои чувства разуму? Наверное, нет. Она жаждет любви, она хочет быть с Андреем. А ей говорят, что надо подождать. Она должна любить сейчас и быть любимой и поэтому начинает испытывать влечение к красавцу Анатолю Курагину, а потом решает с ним бежать. Вот тут-то разум должен был бы заговорить. Ан нет! Наташа слушает только свое сердце и совершает ошибку, за которую жестоко поплатилась. Надо было обуздать свои чувства, остановиться. Но Наташа еще так юна, чтобы слышать голос разума…
Итак, сделаем вывод. Разум и чувства идут рядом. Жить только одним разумом нельзя, потому что если человек будет руководствоваться только разумом, то жизнь будет однообразна, скучна, неинтересна. Только чувства могут сделать жизнь содержательной, насыщенной, яркой.