Как разум и чувства влияют на поступки человека? (3 варианта)

Сочинение

Многомудрый Литрекон вложил силы и время в создание 3 примеров итогового сочинения по направлению «Разговор с собой» на тему: Как разум и чувства влияют на поступки человека? Аргументы он взял из книг «Ася», «Руся», «Легкое дыхание», «Обломов», «Чудесный доктор», «Куст сирени».

Вариант 1

Разум и чувства — это две противоположности, которые управляют нашим поведением. Рациональный голос, который раздается внутри, призывает нас рассчитать и обдумать каждый шаг, а эмоциональный, напротив, настраивает нас на инстинктивные, предельно честные и непредсказуемые поступки. Кого же слушать? Это каждый решает для себя сам, как и герои наших любимых книг, с которых мы часто берем пример.

В пользу чувств мог бы высказаться А.И. Куприн, автор рассказа «Чудесный доктор». Под влиянием доброты и сострадания доктор Пирогов помог отчаявшемуся бедняку. Мерцалов потерял работу и был вынужден перевезти свое многочисленное семейство в сырой подвал, где жена и дочка сильно заболели. Герой никак не мог их выручить, ведь все его попытки найти рабочее место заканчивались неудачей. Дети даже не смогли собрать достаточно милостыни на еду в сочельник. Мерцалов потерял веру в будущее и решил уйти из жизни. Но его успел переубедить солидный господин, который сразу же понял, что у прохожего случилось горе. Он пошел вместе с Мерцаловым в его квартиру, осмотрел больных и выписал лекарства, а также оставил крупные купюры на столе. Своим своевременным вмешательством он спас семью от голода. Этот поступок — свидетельство влияния чувств на поведение человека. Сострадание мотивировало Пирогова пойти в незнакомое место с неопрятным бедняком, да еще и с крупной суммой денег в кармане. Это было совсем не разумно, но наши эмоции защищают доктора: доброта не дает нам осудить его действия.

Однако разум тоже может влиять на поступки человека позитивно. Как правило, он является непременным условием достижения успеха. Так, И.А. Гончаров в романе «Обломов» познакомил нас с героем, которому рационализм помог разбогатеть и достичь желаемого. Андрей Штольц родился в небогатой семье. Его отец не был дворянином, не имел большого капитала, поэтому учил ребенка трудиться и приобретать полезные знания. Родитель знал, что Андрею придется много работать, чтобы достойно обеспечить себя. Его наследник был смышленым мальчиком и оправдывал ожидания. С детства он хорошо учился и упорно работал над собой. Он помогал отцу и даже успевал заниматься с матерью музыкой и литературой. В юности Андрей покинул деревню, чтобы найти себе применение в большом городе, и не прогадал: герой накопил стартовый капитал благодаря бережливости и рациональности потребления, а потом открыл свое дело и даже заслужил личное дворянство. Штольц руководствовался разумом и преуспел в жизни, ведь смог правильно распорядиться своими силами и интеллектуальными способностями.

1 стр., 422 слов

Как разум и чувства влияют на поступки человека? «Бедная Лиза», ...

... что разум и чувство действительно играют большое значение в выборе своих решений и в этом нас убеждают героини произведений. Они могу привести к разным последствиям, даже к самым плачевным и поэтому ... возникала любовь и Лиза так сильно полюбила юношу, что её это так ослепило и она стала не властна над своими поступками. Героиня видела в нем самого хорошего человека и не ...

Таким образом, и разум, и чувства влияют на поступки человека положительно, развивая его и нравственно, и интеллектуально. Чтобы всегда вести себя правильно, нужно слушать оба голоса и определять тот, который уместнее в данной ситуации. И рациональное, и эмоциональное поведение лишь украсит личность, если она умеет использовать и то, и другое.

Вариант 2

Человеком в равной степени управляют и разум, и чувства. Ум отвечает за планирование и продумывание поступков, а эмоции — за проявление нравственных качеств. Поведение личности будет адекватным и правильным, если задействованы оба рычага управления. Но если один пересиливает другой, то люди ошибаются и ведут себя некорректно. Эту закономерность описывали многие писатели, к произведениям которых мы обратимся за примерами.

Так, герои в рассказе И.А. Бунина «Руся» увлеклись своими взаимными чувствами друг к другу, но совершенно забыли о рациональной стороне жизни. Они сблизились тайком от семьи и не позаботились о том, как узаконить свои отношения и придать им вес в глазах семьи девушки. «Теперь мы муж с женой. Мама говорит, что она не переживет моего замужества, но я сейчас не хочу об этом думать» — признается Маруся. Ее избранник тоже не проявляет рационализма и продолжает встречаться с ней тайком, не задумываясь о завтрашнем дне. Упиваясь любовью, герои упустили из виду, что психически нестабильная мать Маруси следит за ними. Однажды она выстрелила в потенциального зятя из пистолета и прогнала его вон, поставив дочь перед выбором: либо она, либо он. В случае «неверного» выбора женщина обещала свести счеты с жизнью и отречься от дочери. Разумеется, напуганная Маруся успокоила мать, но потеряла шанс на личное счастье. Любящие друг друга люди разминулись навсегда, потому что не прислушались к доводам рассудка и «не хотели об этом думать». Если бы они спланировали знакомство, признание, помолвку, то таких трагических последствий удалось бы избежать.

Но порой человек недооценивает чувства и оставляет их «на потом», целиком и полностью подчиняясь разуму. Это тоже может негативно повлиять на поведение личности. Такой пример описал И.С. Тургенев в повести «Ася». Главный герой полюбил девушку, но в ее биографии было темное пятно. Происхождение Анны было незаконным: отец — барин, а мать — крестьянка. Они не были в браке, но после смерти матери девушку воспитывал отец. Затем она стала жить со сводным братом, который даже увез ее из России, чтобы не сталкиваться с дискриминацией со стороны дворянского общества. Н.Н. тоже не мог избавиться от предрассудков своей среды и колебался, не зная, как быть дальше. Его пугал и переменчивый, дерзкий, своенравный характер Аси. Героиня сделала смелый шаг для своего времени — призналась мужчине в любви. Но о ее чувствах знал и брат, который попросил Н.Н. мягко отстраниться от Анны, не ранив ее. При личной встрече с девушкой Н.Н. был сбит с толку разговором с Гагиным и своими сомнениями, поэтому вместо ответных слов любви обвинил ее в излишней откровенности с братом. Ася обиделась и на следующий день исчезла без следа, а Н.Н. всю жизнь жалел об этом. Именно разум диктовал герою эти опасения, которые лишили его любви и счастья. Герой совершил рациональный, но бездушный поступок, в котором потом раскаивался.

3 стр., 1158 слов

Как чувства влияют на поступки человека? (3 варианта)

... чувства отзывчивости, любви, сострадания мотивируют личность на совершение благих дел. Но такие эмоции, как месть, корысть, ревность, могут лишь отрицательно сказаться на поведении ... в азартную игру, чтобы он «выигрывал» у нее деньги. Этот поступок был очень рискованным, ведь за такой ... Например, в повести «Олеся» главная героиня решилась изменить свое мировоззрение под влиянием любви. Судьба свела ее с ...

Таким образом, разум и чувства контролируют поведение людей. Мы должны уметь балансировать между этими двумя противоположностями. Но если одна из них перетягивает канат наших нервов на себя, то наши поступки становятся неправильными и приводят к плохим последствиям. Человек должен быть и рациональным, и эмоциональным одновременно.

Вариант 3

Принято считать, что именно чувства делают наши поступки по-настоящему нравственными, а разум лишь охлаждает благородные порывы. Но это совсем не верно: одни лишь эмоции без сдерживания со стороны ума приводят человека в звероподобное состояние, не контролируемое ничем, кроме его желаний. Но и один лишь рассудок не может управлять нами, иначе личность превратится в машину. А вот если разум и чувства контролируют нас все вместе, то наше поведение становится и высокоморальным, и рационально обоснованным. В этом нас убеждает русская литература.

Например, в рассказе И.А. Бунина «Легкое дыхание» герои совершают ошибки под влиянием одних лишь чувств или одного лишь рассудка. Так, казачий офицер, который имел связь с гимназисткой Олей Мещерской, в пылу ревности убил ее прямо на вокзале, где она хотела с ним попрощаться. Девушка была еще очень легкомысленной и юной, поэтому не могла отвечать за свои слова. Она лишь посмеялась над офицером и вручила ему страницы из дневника, где был описан ее первый сексуальный опыт. Ее кавалер свято верил в обещания кокетки и хотел жениться на ней. Под влиянием обиды и жажды мести он выстрелил в Олю и совершил ужасное преступление, которое не оправдывают его эмоциональные терзания. Но история Оли могла бы иметь другой финал, если бы директриса гимназии обратила должное внимание на перемены, произошедшие в гимназистке, и на ее признание. Но героиня применяла на службе только разум и строго отчитывала нерадивую ученицу, не чувствуя ее внутренней драмы, не прислушиваясь к голосу своих эмоций, который говорил, что перед ней уже не девочка. Нужно было сердцем понять проблему, вовремя забить тревогу и ограничить общение Оли со взрослыми мужчинами. Но директриса выполнила формальный долг и махнула рукой на будущее ученицы. Очевидно, что и разум, и чувства в отдельности негативно влияют на поступки человека.

А что происходит, если эти две силы работают вместе? Такой пример описал А.И. Куприн в рассказе «Куст сирени». Главная героиня очень любила мужа и всегда помогала ему учиться, чтобы он смог закончить Академию и исполнить свою мечту. Но Николаю трудно давалась учеба. В очередной раз он вернулся не в духе: профессор не принял его чертеж, потому что знал, что куста, которым студент замаскировал кляксу, в той местности нет. Любовь вдохновила Веру на вполне разумный выход из трудной ситуации. Она придумала, как получить одобрение профессора. Заложив драгоценности, Вера наняла садовника и купила куст, чтобы он посадил его на координатах, указанных на чертеже. Хитрость удалась, и профессор признал свою ошибку, приняв работу. Вот так рассудок и эмоции, примененные одновременно, положительно повлияли на поступки героев и позволили им решить проблему.

4 стр., 1506 слов

Конспект " «Чувства, поступки и духовный мир гл . героя в повести ...

... посовещавшись и обсудив, расскажут о герое, опираясь на материал своей главы. 11. Работа “Круглого стола”. Работа I группы – глава “Классы” из повести Толстого “Детство” Как Николенька наблюдает за поведением взрослых? ... увлечениями, и он никогда не задумывался над тем, приятны ли другим его увлечения, счастлива ли жена, дети, он был так счастлив в жизни, что не видел в том (в нравственных ...

Таким образом, и разум, и чувства отражаются на поведении людей. Эмоции делают нас порывистыми и страстными, а рассудок — расчётливыми и осторожными. Но для обретения полной гармонии с окружающим миром нужно заставить их работать вместе. Тогда поведение будет и продуманным, и высоконравственным.