«Анализ одной из поэм С.А. Есенина («Пугачев»)»

Сочинение

Город давил на поэта, пил из него душу и вливал в него смрад и горечь. Есенин прятался в пьянку, пытался принять многоликого вампира по имени «Город». Увы, вскоре город рел черты революционного мятежника, привнеся в быт раз-РУХУ, голод, смерть. Есенин далеко не сразу принял идеи боль- визма (а если честно, то так до конца и не принял их), его мучила двойственность, умирающая деревня добавляла скор­би в душу поэта.

[sms]И он взбунтовался. Именно так, как достойно бунтовать поэту. Он выразил свои сомнения, свое негодование, свою скорбь в великолепной поэме «Пугачев».

В этой драме история не была для Есенина самоцелью, он не стремился детализировать крестьянские войны. В стихах больше просматривается современная Россия, нежели време­на Екатерины Второй. Романтический цвет, в который окра­шены фигуры Пугачева и его сподвижников, несет в себе кро­вавый сполох двадцатых годов двадцатого века.

Патетика монологов Пугачева и Хлопуши, мечта и стрем­ление восставших «новой жизнью жить» — все это идилли­ческие сомнения и надежды автора. И все же Пугачев в поэме явно и подчеркнуто одинок. Почти как сам Есенин. И носталь­гическая тоска («Как же смерть? Разве мысль эта в сердце поместится, когда в Пензенской губернии у меня есть дом?»), и надрыв духовный («Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?») типичны для автора поэмы.

Внимательного читателя «Пугачева» обязательно остано­вят некоторые особенности стиля этой поэмы. В таких стро­ках, как «Ржет дорога в жуткое пространство», «Пучились в сердце жабьи глаза грустящей в закат деревни», и во многих других отразилось переживавшееся тогда Есениным увлече­ние имажинизмом. Это сказывалось в прихотливости образ­ной системы, нарочитом соединении разнородных лексичес­ких слоев, вычурности метафор, повышенной эмоциональнос­ти, почти «крикливости»-стиха.

Тем не менее многие строки сохранили прежний есенин­ский стиль.

Колокол луны скатился ниже,

Он, словно яблоко увянувшее, мал.

Благовест его лучей стал глух.

Уже на нашесте громко заиграл

В куриную гармонику петух.

Считается, что трагический конец героя и предательств сподвижников показали, как Есенину становится чужда идеа лизация крестьянства. Так ли это? Есенин был порабоще городом, но из деревни он тоже вырос, как вырастают и штанишек. Ему некуда было возвращаться, именно поэтом, бунт был замкнут на себя и неизбежно обречен.

5 стр., 2011 слов

Анализ и краткое содержание поэмы С.А. Есенина «Пугачёв»

... написать сочинение на тему «Образ Пугачева у Пушкина и Есенина». Отражение авторской позиции и мироощущения в образе Емельяна Продолжая описывать образ Пугачева у Есенина, ... городе не прижился, но уже стал чужим в деревне. Он почувствовал свое одиночество особенно сильно тогда, когда вернулся из заграничного путешествия. Пугачев в произведении Пушкина «Капитанская дочка» Пушкин описывает Пугачева ...

Потом, в «Черном человеке», он еще пронзительнее постует на одиночество и бесполезность бунта. Но в «Пугачеве он еще борется, однако борьба его печальна, от нее веет обреченностью.

Боже мой!

Неужели пришла пора?

Неужель под душой падаешь, как под ношей?

А казалось… казалось еще вчера…

Дорогие мои… дорогие… хор-рошие…

Есенин считал, что революция сделает Россию великой Кре­стьянской Республикой, страной Хлеба и Молока, кормили­цей и поилицей всего мира. Он называл себя пророком Сер­геем Есениным, говорящим «по Библии» о том, что на смену христианскому раю идет крестьянский рай — Инония. Но шли годы, а желанный рай не наступал. Перед Есениным все чаще вставал мучительный вопрос: «Куда несет нас рок событий?» Ответить на него было нелегко. Душа поэта сжималась от боли при виде страшных следов войны и разрухи. Тогда-то и рухнули мечты поэта о «Граде Инонии». Тогда-то и появился образ Пугачева, попытавшегося силой построить этот кресть­янский рай. Безуспешно…[/sms]