Город давил на поэта, пил из него душу и вливал в него смрад и горечь. Есенин прятался в пьянку, пытался принять многоликого вампира по имени «Город». Увы, вскоре город рел черты революционного мятежника, привнеся в быт раз-РУХУ, голод, смерть. Есенин далеко не сразу принял идеи боль- визма (а если честно, то так до конца и не принял их), его мучила двойственность, умирающая деревня добавляла скорби в душу поэта.
[sms]И он взбунтовался. Именно так, как достойно бунтовать поэту. Он выразил свои сомнения, свое негодование, свою скорбь в великолепной поэме «Пугачев».
В этой драме история не была для Есенина самоцелью, он не стремился детализировать крестьянские войны. В стихах больше просматривается современная Россия, нежели времена Екатерины Второй. Романтический цвет, в который окрашены фигуры Пугачева и его сподвижников, несет в себе кровавый сполох двадцатых годов двадцатого века.
Патетика монологов Пугачева и Хлопуши, мечта и стремление восставших «новой жизнью жить» — все это идиллические сомнения и надежды автора. И все же Пугачев в поэме явно и подчеркнуто одинок. Почти как сам Есенин. И ностальгическая тоска («Как же смерть? Разве мысль эта в сердце поместится, когда в Пензенской губернии у меня есть дом?»), и надрыв духовный («Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?») типичны для автора поэмы.
Внимательного читателя «Пугачева» обязательно остановят некоторые особенности стиля этой поэмы. В таких строках, как «Ржет дорога в жуткое пространство», «Пучились в сердце жабьи глаза грустящей в закат деревни», и во многих других отразилось переживавшееся тогда Есениным увлечение имажинизмом. Это сказывалось в прихотливости образной системы, нарочитом соединении разнородных лексических слоев, вычурности метафор, повышенной эмоциональности, почти «крикливости»-стиха.
Тем не менее многие строки сохранили прежний есенинский стиль.
Колокол луны скатился ниже,
Он, словно яблоко увянувшее, мал.
Благовест его лучей стал глух.
Уже на нашесте громко заиграл
В куриную гармонику петух.
Считается, что трагический конец героя и предательств сподвижников показали, как Есенину становится чужда идеа лизация крестьянства. Так ли это? Есенин был порабоще городом, но из деревни он тоже вырос, как вырастают и штанишек. Ему некуда было возвращаться, именно поэтом, бунт был замкнут на себя и неизбежно обречен.
Анализ и краткое содержание поэмы С.А. Есенина «Пугачёв»
... написать сочинение на тему «Образ Пугачева у Пушкина и Есенина». Отражение авторской позиции и мироощущения в образе Емельяна Продолжая описывать образ Пугачева у Есенина, ... городе не прижился, но уже стал чужим в деревне. Он почувствовал свое одиночество особенно сильно тогда, когда вернулся из заграничного путешествия. Пугачев в произведении Пушкина «Капитанская дочка» Пушкин описывает Пугачева ...
Потом, в «Черном человеке», он еще пронзительнее постует на одиночество и бесполезность бунта. Но в «Пугачеве он еще борется, однако борьба его печальна, от нее веет обреченностью.
Боже мой!
Неужели пришла пора?
Неужель под душой падаешь, как под ношей?
А казалось… казалось еще вчера…
Дорогие мои… дорогие… хор-рошие…
Есенин считал, что революция сделает Россию великой Крестьянской Республикой, страной Хлеба и Молока, кормилицей и поилицей всего мира. Он называл себя пророком Сергеем Есениным, говорящим «по Библии» о том, что на смену христианскому раю идет крестьянский рай — Инония. Но шли годы, а желанный рай не наступал. Перед Есениным все чаще вставал мучительный вопрос: «Куда несет нас рок событий?» Ответить на него было нелегко. Душа поэта сжималась от боли при виде страшных следов войны и разрухи. Тогда-то и рухнули мечты поэта о «Граде Инонии». Тогда-то и появился образ Пугачева, попытавшегося силой построить этот крестьянский рай. Безуспешно…[/sms]