Подготовка к сочинению по направлению «ДРУЖБА И ВРАЖДА»

Сочинение

«Подготовка к итоговому сочинению по направлению ДРУЖБА И ВРАЖДА»

Цель урока:

  • Подготовить учащихся к написанию итогового сочинения по литературе;

  • Развивать устную и письменную речь учащихся, навыки написания сочинения.

  • Развивать читательский кругозор, умение анализировать прочитанное.

  • Воспитывать нравственные качества, повышать общую культуру обучающихся.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Беседа об особенностях проведения экзамена.

  • Каков объем сочинения?

  • Каковы главные критерии оценивания работы?

  • По каким направлениям проводятся итоговое сочинение в 2017 году?

Учитель

  • Что самое главное при подготовке и написании сочинения? (Главное требование при написании сочинения-опора на литературное произведение)

  • Какой должна быть композиция сочинения?

Композиция сочинения должна быть такой:

  1. Рассуждения учащегося о том как он понимает тему (примерно 1/3 всего объема всего сочинения).

  2. Литературный пример, как аргумент, подтверждающий рассуждения ученика.

    8 стр., 3518 слов

    Роль сочинения-миниатюры в развитии речи учащихся

    ... классе попросить выразить свою точку зрения на происходящее в сочинениях Когда учитель не видит… (если конфликт произошел на ... способностей. Я могу себя назвать Личностью. Методика преподавания сочинения-миниатюры в школе Методика преподавания сочинения-миниатюры в школе кажется простой, ... последний урок. Тема Я хороша даже на первом уроке в любом классе, особенно если педагог впервые знакомится ...

  3. Краткое заключение, выводы по всему сочинению.

Учитель

маленький видеоролик.

А теперь проверим, знаете ли вы качества, которые должны быть присущи истинному другу. Сейчас я буду называть слова, обозначающие какие-то качества человека, вы записываете их в нужную колонку.

Понимание, Деликатность, Мелочность, Близость взглядов, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Благородство, Подхалимство, Болтливость, Сдержанность, Нахальство, Эгоизм, Искренность, Приветливость, Честность, Лесть

Истинный друг — это тот человек, который …..

Ложный друг (фальшивый) — это тот человек, который …..

:

  • На основе записанных слов докончите предложения.

  • А теперь ответьте на вопрос: Согласны ли Вы с высказыванием Шоты Руставели: « Из врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом»?

  • Обоснуйте свой ответ.

  • Ваши ответы какой частью сочинения являются? (тезис сочинения)

  • Итак, мы с вами сегодня пишем сочинение на тему: Согласны ли Вы с высказыванием Шоты Руставели: «Из врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом»?

  • Давйте с вами теперь подберем эпиграф к нашему сочинению. Им могут служить высказывания известных людей или же пословицы и поговорки. Конечно, эпиграф не обязательный элемент сочинения, но его наличие приносит большую пользу. Во-первых, сочинение выигрывает эстетически. Во-вторых, эпиграф похож на путеводную звезду. Он помогает выстраиваться композиции, как бы цементирует ее, заставляя все, не связанное с темой сочинения, оставлять за бортом. Уместный, красивый и глубокомысленный эпиграф – это украшение сочинения. Вспомните, как украшает эпиграф «Капитанскую дочку» Пушкина. Так что подготовку к сочинению желательно начинать с поиска эпиграфа. Но, если подходящий эпиграф не найдется, не надо расстраиваться, а тем более брать какой ни попало.

    3 стр., 1155 слов

    «Начальник. Друг или враг?» глава седьмая - 1 (В помощь руководителю)

    ... же силен страх, что работа усложнится – «мы и так еле успеваем, а теперь еще новая напасть!». В крайних случаях имеет место элемент «классовой вражды», чувство ... сотрудники не понимают, для чего Вы отдали этот приказ, и как они теперь будут делать свою работу, они не смогут эффективно выполнять Ваши указания. Ведь ...

(учащиеся выбирают из предложенный высказываний подходящий эпиграф)

  • Без истинной дружбы жизнь — ничто. (Цицерон)

  • Без товарища никакое счастье не радует. (Сенека)

  • Лучше открытый враг, чем коварный друг. (Г. Сенкевич)

  • Безумен, кто в богатстве забудет друга. (Г. Богослов)

  • Брат может не быть другом, но друг — всегда брат. (Бенджамин Франклин)

  • Вероломный друг — самый опасный враг. (Генри Филдинг)

Учитель . Хорошо. А теперь н апишите вступление и тезис (учащиеся работают на рабочих листах):

____________? _______________? Почему ________________________________? Именно над этими вопросами хотелось бы поразмышлять в своем сочинении.

По моему мнению, друг — это тот человек, который _________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________.А с врагами у нас складываются абсолютно противоположные взаимоотношения, которые основаны на ____

____________________________- Я соглашусь с высказыванием Шоты Руставели о том, что «и з врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом». Ведь _______________________

10 стр., 4672 слов

Эпиграфы для сочинения преступление и наказание

... всегда как то легкомысленнее и глупее, смотришь ошибочно, видишь не то. Лучшие цитаты из произведения «Преступление и наказание» (300 цитат) Вот ... высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. *** Думают, что теперь уж и разорвать нельзя; а ... раз переступив, воротиться назад невозможно. *** Раскольников не привык к толпе и, как уже сказано, бежал всякого общества, особенно в ...

________________________________________________________________________________ Фальшивый друг будет играть свою роль, а потом в один момент может взять и ___________________________________. Верность моих суждений можно потвердить примерами из литературы. Ведь многие писатели и поэты в своем творчестве рассуждали о проблеме истинной и ложной дружбы.

Учитель . Теперь предлагаю подумать, какие аргументы можно привести по данной теме? Назовите произведение и героев, между которыми мы наблюдали именно такие взаимоотношения. (Война и мир, Пьер Безухов и Анатоль Курагин, Евгений Онегин И Владимир Ленский, Петр Гринев и Алексей Швабрин)

В вашу копилку аргументов сегодня мы добавим еще один пример. Давайте прочитаем замечательное стихотворение Расула Гамзатова, дагестанского поэта, которое называется «Бывшему другу».

  • Понравилось ли вам стихотворение?

  • О чем это стихотворение? (Воспоминание о бывшем друге, который оказался предателем)

  • Что хотел сказать Расул Гамзатов, написав это стихотворение? В чем идея? (Истинный друг никогда не предаст, не ударит в спину, ему можно доверять, а фальшивый друг приносит только много боли и разочарования)

  • Можно ли это стихотворение взять в качестве аргумента?

  • Какие отношения были у автора с его бывшим другом?

  • Как он относился к своему бывшему другу?

  • А бывший друг?

  • Что больше всего огорчает автора?

  • Каким стал человек, который получил нож в спину со стороны того, кого считал другом?

    1 стр., 471 слов

    Сочинение швабрин и гринев во время пугачевского бунта

    ... Данная статья поможет школьникам написать сочинение «Швабрин и Гринев». Здесь раскрываются основные черты характеров героев, открываются их положительные и отрицательные стороны. Полезные ссылки ... также абсолютно противоположное. Гринев проявляет отвагу и порядочность, в то время, как Швабрин, воспользовавшись невнимательностью Пети, ранит его. Порядочность Петра проявляется и в отношении Марии, ...

Учитель . Давайте напишем аргумент:

Вспомним _______________________________________________________________

______________________________________________________. Автор в своем стихотворении вспоминает о том, что некогда у него был друг, которому он ____________________________

________________________________________________________________________________

____________________________________________. Он и подумать не мог, что тот, кого поэт считал своим другом, окажется ____________ и _____________ . Улыбаясь ему и говоря «ласковые слова», бывший друг _______________________________ и __________________.

________________________________________________________________________________

Автор ругает себя за свою _______________ и ________________, за свое ____________. «Был друг — и нет. Утешусь. Не беда» — говорит он, имея в виду то, что самое страшное не ____________________, а то, что __________________________________________________.

Я думаю, что такие щемящие строки мог написать только человек, хорошо познавший, как писал Лермонтов, «ложь друзей и клевету врагов». Это стихотворение как нельзя лучше доказывает верность высказывания Руставели

Учитель. Второй аргумент предлагаю вам написать по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Давайте для начала ответим на вопросы:

  1. Кто главный герой повести?

  2. С кем завязываются дружеские отношения у Петра Гринева, когда он приехал в Белогорскую крепость?

  3. Чем были похожи Петр Гринев и Алексей Швабрин?

    19 стр., 9195 слов

    Аргументы: «Смелость и трусость» в повести «Капитанская дочка»

    ... Капитанской дочке» можно найти убедительные аргументы на тему «Смелость и трусость», которые помогут выпускникам в написании итогового сочинения ... Швабрин. Но вскоре между ними на почве общей симпатии к Маше Мироновой происходит конфликт, который заканчивается поединком. Читая роман «Капитанская дочка» в сокращении, мы узнаем о ранении Гринева ... представляет собой мемуары, написанные от лица главного ...

  4. Понимает ли Гринев, какой на самом деле Швабрин?

  5. В какой момент Петр Гринев узнает истинное лицо Алексея Швабрина?

  6. Как еще проявил себя Швабрин?

  7. Какие отношения сложились у швабрина с Пугачевым?

Учитель. Хорошо, ребята. А теперь, я думаю, вы напишете второй аргумент к сочинению.

В качестве еще одного примера может послужить произведение великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Петр Гринев, главный герой повести, ___________________________________________________________. Оба они _________, происходят из ____________________ У них ___________________и они тесно общаются. От лица Гринева, автор сообщает, что со Швабриным они виделись каждый день. Их мнимая дружба продолжалась до тех пор, пока _________________________________. Именно в этот момент Швабрин начинает ________________________________. Он____________________________________________. Когда крепость захватили бунтовщики, он ____________________________________. Алексей Швабрин ___________________________, по выражению самого Пугачева, «при первой же неудаче …свою шею выкупит моею головою». Так, автор _____________________________________

_________________________________________________________________.

Учитель. Молодцы! Какую часть сочинения осталось написать еще?

В заключение хочется сказать, что ________________________________________

________________________________________. Мне кажется, что________________________

____________________. Хотелось бы, чтобы _________________________________________.

14 стр., 6900 слов

Сочинение капитанская дочка от лица гринева

... люди узнали, кто автор такого правдивого и настоящего романа. «Долг и честь в повести Капитанская дочка» − сочинение Вариант 1 В ... множество раз переписывался, менялся план событий, главные герои, от лица которых могло пойти повествование. Все три года Пушкин ... или же получить выгоду. Швабрин становится важным связующим звеном для создания сюжетной линии между Гриневым и Машей Мироновой. Благодаря ...

Итоги урока. Рефлексия. Выставление оценок

  • Понравился ли вам урок?

  • Что нового вы сегодня узнали на уроке?

  • Пригодятся ли эти знания вам на итоговом сочинении?

Домашнее задание: написать еще один свой аргумент.

Учитель . Желаю вам удачи на экзамене. А напоследок хотелось бы, чтобы вы послушали еще одно произведение Расула Гамзатова «Берегите друзей» в исполнении Иосифа Кобзона. Я надеюсь, что это стихотворение вы так же запомните на всю жизнь, ведь дружба и друзья — это самые главные составляющие нашей жизни, без которых не может обойтись ни один человек. А также оно вам, возможно, пригодится и на экзамене.