Подготовка к сочинению по направлению «ДРУЖБА И ВРАЖДА»

Сочинение

«Подготовка к итоговому сочинению по направлению ДРУЖБА И ВРАЖДА»

Цель урока:

  • Подготовить учащихся к написанию итогового сочинения по литературе;

  • Развивать устную и письменную речь учащихся, навыки написания сочинения.

  • Развивать читательский кругозор, умение анализировать прочитанное.

  • Воспитывать нравственные качества, повышать общую культуру обучающихся.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Беседа об особенностях проведения экзамена.

  • Каков объем сочинения?

  • Каковы главные критерии оценивания работы?

  • По каким направлениям проводятся итоговое сочинение в 2017 году?

Учитель

  • Что самое главное при подготовке и написании сочинения? (Главное требование при написании сочинения-опора на литературное произведение)

  • Какой должна быть композиция сочинения?

Композиция сочинения должна быть такой:

  1. Рассуждения учащегося о том как он понимает тему (примерно 1/3 всего объема всего сочинения).

  2. Литературный пример, как аргумент, подтверждающий рассуждения ученика.

    8 стр., 3518 слов

    Роль сочинения-миниатюры в развитии речи учащихся

    ... классе попросить выразить свою точку зрения на происходящее в сочинениях Когда учитель не видит… (если конфликт произошел на ... способностей. Я могу себя назвать Личностью. Методика преподавания сочинения-миниатюры в школе Методика преподавания сочинения-миниатюры в школе кажется простой, ... последний урок. Тема Я хороша даже на первом уроке в любом классе, особенно если педагог впервые знакомится ...

  3. Краткое заключение, выводы по всему сочинению.

Учитель

маленький видеоролик.

А теперь проверим, знаете ли вы качества, которые должны быть присущи истинному другу. Сейчас я буду называть слова, обозначающие какие-то качества человека, вы записываете их в нужную колонку.

Понимание, Деликатность, Мелочность, Близость взглядов, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Благородство, Подхалимство, Болтливость, Сдержанность, Нахальство, Эгоизм, Искренность, Приветливость, Честность, Лесть

Истинный друг — это тот человек, который …..

Ложный друг (фальшивый) — это тот человек, который …..

:

  • На основе записанных слов докончите предложения.

  • А теперь ответьте на вопрос: Согласны ли Вы с высказыванием Шоты Руставели: « Из врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом»?

  • Обоснуйте свой ответ.

  • Ваши ответы какой частью сочинения являются? (тезис сочинения)

  • Итак, мы с вами сегодня пишем сочинение на тему: Согласны ли Вы с высказыванием Шоты Руставели: «Из врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом»?

  • Давйте с вами теперь подберем эпиграф к нашему сочинению. Им могут служить высказывания известных людей или же пословицы и поговорки. Конечно, эпиграф не обязательный элемент сочинения, но его наличие приносит большую пользу. Во-первых, сочинение выигрывает эстетически. Во-вторых, эпиграф похож на путеводную звезду. Он помогает выстраиваться композиции, как бы цементирует ее, заставляя все, не связанное с темой сочинения, оставлять за бортом. Уместный, красивый и глубокомысленный эпиграф – это украшение сочинения. Вспомните, как украшает эпиграф «Капитанскую дочку» Пушкина. Так что подготовку к сочинению желательно начинать с поиска эпиграфа. Но, если подходящий эпиграф не найдется, не надо расстраиваться, а тем более брать какой ни попало.

    2 стр., 799 слов

    Компьютер друг или враг?

    ... в виртуальную. Не нужно забывать, что все хорошо в меру. ` Компьютер друг или враг? Популярные сочинения Весьма презрительное ... не согласиться с тем, что с помощью компьютеризации упростилась работа многих сфер жизнедеятельности. Медицина шагнула далеко вперед именно благодаря компьютеру, и теперь ... может принести вред здоровью. Например, возникают проблемы со зрением и головные боли. Также на ...

(учащиеся выбирают из предложенный высказываний подходящий эпиграф)

  • Без истинной дружбы жизнь — ничто. (Цицерон)

  • Без товарища никакое счастье не радует. (Сенека)

  • Лучше открытый враг, чем коварный друг. (Г. Сенкевич)

  • Безумен, кто в богатстве забудет друга. (Г. Богослов)

  • Брат может не быть другом, но друг — всегда брат. (Бенджамин Франклин)

  • Вероломный друг — самый опасный враг. (Генри Филдинг)

Учитель . Хорошо. А теперь н апишите вступление и тезис (учащиеся работают на рабочих листах):

____________? _______________? Почему ________________________________? Именно над этими вопросами хотелось бы поразмышлять в своем сочинении.

По моему мнению, друг — это тот человек, который _________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________.А с врагами у нас складываются абсолютно противоположные взаимоотношения, которые основаны на ____

____________________________- Я соглашусь с высказыванием Шоты Руставели о том, что «и з врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом». Ведь _______________________

________________________________________________________________________________ Фальшивый друг будет играть свою роль, а потом в один момент может взять и ___________________________________. Верность моих суждений можно потвердить примерами из литературы. Ведь многие писатели и поэты в своем творчестве рассуждали о проблеме истинной и ложной дружбы.

14 стр., 6875 слов

Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина — и таблица

... своего противника. Гринев и Швабрин во время пугачевского бунта Делая сравнительную характеристику Гринева и Швабина. Необходимо также разобрать, как они вели себе во время пугачевского бунта. Когда произошел ... Гриневу, правда оказалась сильнее. Швабрин был наказан, а Гринев благодаря заступничеству Маши перед Ее Величеством, был оправдан и прожил долгую счастливую жизнь. Сочинение Дуэль Гринева ...

Учитель . Теперь предлагаю подумать, какие аргументы можно привести по данной теме? Назовите произведение и героев, между которыми мы наблюдали именно такие взаимоотношения. (Война и мир, Пьер Безухов и Анатоль Курагин, Евгений Онегин И Владимир Ленский, Петр Гринев и Алексей Швабрин)

В вашу копилку аргументов сегодня мы добавим еще один пример. Давайте прочитаем замечательное стихотворение Расула Гамзатова, дагестанского поэта, которое называется «Бывшему другу».

  • Понравилось ли вам стихотворение?

  • О чем это стихотворение? (Воспоминание о бывшем друге, который оказался предателем)

  • Что хотел сказать Расул Гамзатов, написав это стихотворение? В чем идея? (Истинный друг никогда не предаст, не ударит в спину, ему можно доверять, а фальшивый друг приносит только много боли и разочарования)

  • Можно ли это стихотворение взять в качестве аргумента?

  • Какие отношения были у автора с его бывшим другом?

  • Как он относился к своему бывшему другу?

  • А бывший друг?

  • Что больше всего огорчает автора?

  • Каким стал человек, который получил нож в спину со стороны того, кого считал другом?

Учитель . Давайте напишем аргумент:

11 стр., 5102 слов

А. С. Пушкин Этот вопрос затрагивается в его первом опубликованном ...

... предназначение - «глаголом жечь сердца людей». Еще в пятнадцать лет в стихотворении «К другу стихотворцу» Пушкин заявил: И знай, мой жребий пал, я лиру избираю. Пусть судит обо ... замечает: Не продается вдохновенье, Но можно рукопись продать. Стихотворение заканчивается признанием поэтом правоты продавца книг. Заключительные строки стихотворения написаны в прозе. Этот переход на прозаическую речь ...

Вспомним _______________________________________________________________

______________________________________________________. Автор в своем стихотворении вспоминает о том, что некогда у него был друг, которому он ____________________________

________________________________________________________________________________

____________________________________________. Он и подумать не мог, что тот, кого поэт считал своим другом, окажется ____________ и _____________ . Улыбаясь ему и говоря «ласковые слова», бывший друг _______________________________ и __________________.

________________________________________________________________________________

Автор ругает себя за свою _______________ и ________________, за свое ____________. «Был друг — и нет. Утешусь. Не беда» — говорит он, имея в виду то, что самое страшное не ____________________, а то, что __________________________________________________.

Я думаю, что такие щемящие строки мог написать только человек, хорошо познавший, как писал Лермонтов, «ложь друзей и клевету врагов». Это стихотворение как нельзя лучше доказывает верность высказывания Руставели

Учитель. Второй аргумент предлагаю вам написать по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Давайте для начала ответим на вопросы:

  1. Кто главный герой повести?

  2. С кем завязываются дружеские отношения у Петра Гринева, когда он приехал в Белогорскую крепость?

  3. Чем были похожи Петр Гринев и Алексей Швабрин?

  4. Понимает ли Гринев, какой на самом деле Швабрин?

    2 стр., 660 слов

    Как должен вести себя учитель если он друг ученика

    ... своих учеников, и обучать он должен не словом, а делом. Учитель должен быть требовательным, справедливым. У учителя должно быть, по крайней мере, как ... социальные проблемы. Учитель только тогда учитель, когда он чувствует, что накопленный опыт, его знания позволяют вести за собой учеников. Учить трудиться, ... еще в детстве, правильный, я не вижу себя на другом пути. Я благодарна своей профессии за мир ...

  5. В какой момент Петр Гринев узнает истинное лицо Алексея Швабрина?

  6. Как еще проявил себя Швабрин?

  7. Какие отношения сложились у швабрина с Пугачевым?

Учитель. Хорошо, ребята. А теперь, я думаю, вы напишете второй аргумент к сочинению.

В качестве еще одного примера может послужить произведение великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Петр Гринев, главный герой повести, ___________________________________________________________. Оба они _________, происходят из ____________________ У них ___________________и они тесно общаются. От лица Гринева, автор сообщает, что со Швабриным они виделись каждый день. Их мнимая дружба продолжалась до тех пор, пока _________________________________. Именно в этот момент Швабрин начинает ________________________________. Он____________________________________________. Когда крепость захватили бунтовщики, он ____________________________________. Алексей Швабрин ___________________________, по выражению самого Пугачева, «при первой же неудаче …свою шею выкупит моею головою». Так, автор _____________________________________

_________________________________________________________________.

Учитель. Молодцы! Какую часть сочинения осталось написать еще?

В заключение хочется сказать, что ________________________________________

________________________________________. Мне кажется, что________________________

____________________. Хотелось бы, чтобы _________________________________________.

Итоги урока. Рефлексия. Выставление оценок

5 стр., 2082 слов

Тема гражданской войны в литературе — произведения, авторы

... писателей к теме гражданской войны, независимо от их политической и социальной ориентации. Наша презентация Читая произведения о гражданской войне, ... анализ Сочинение: Любовь к человеку в русской литературе Образ Петра Первого в русской ... Волею судьбы и автора они оказываются на острове вдали от гражданской войны, между ними ... горлу, бросалась в голову, ею заплывали глаза», — так пишет Борис Пастернак. ...

  • Понравился ли вам урок?

  • Что нового вы сегодня узнали на уроке?

  • Пригодятся ли эти знания вам на итоговом сочинении?

Домашнее задание: написать еще один свой аргумент.

Учитель . Желаю вам удачи на экзамене. А напоследок хотелось бы, чтобы вы послушали еще одно произведение Расула Гамзатова «Берегите друзей» в исполнении Иосифа Кобзона. Я надеюсь, что это стихотворение вы так же запомните на всю жизнь, ведь дружба и друзья — это самые главные составляющие нашей жизни, без которых не может обойтись ни один человек. А также оно вам, возможно, пригодится и на экзамене.