Подготовка к сочинению по направлению «ДРУЖБА И ВРАЖДА»

Сочинение

Подготовка к итоговому сочинению по направлению ДРУЖБА И ВРАЖДА

Цель урока:

  • Подготовить учащихся к написанию итогового сочинения по литературе;
  • Развивать устную и письменную речь учащихся, навыки написания сочинения.
  • Развивать читательский кругозор, умение анализировать прочитанное.
  • Воспитывать нравственные качества, повышать общую культуру обучающихся.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Беседа об особенностях проведения экзамена.

  • Каков объем сочинения?
  • Каковы главные критерии оценивания работы?
  • По каким направлениям проводятся итоговое сочинение в 2017 году?

Учитель:

  • Что самое главное при подготовке и написании сочинения? (Главное требование при написании сочинения-опора на литературное произведение)
  • Какой должна быть композиция сочинения?

Композиция сочинения должна быть такой:

Рассуждения учащегося о том, как он понимает тему:

Истинный друг — это тот человек, который обладает определенными качествами, которые делают его надежным и поддерживающим. Он понимает, поддерживает и уважает другого человека. Истинный друг всегда готов выслушать и помочь, он добрый, искренний и честный. Он не завидует и не проявляет равнодушия к проблемам своего друга. Близость взглядов и поддержка важны для истинного друга, а также он умеет прощать и быть деликатным в отношениях.

Литературный пример, как аргумент, подтверждающий рассуждения ученика:

Примером истинного друга может служить персонаж из произведения Л. Н. Толстого «Война и мир» — Пьер Безухов. Во время битвы при Бородино Пьер не оставляет своего друга Андрея Болконского и оказывает ему поддержку и помощь, даже рискуя своей жизнью. Он проявляет искренность, доброту и честность в своих отношениях с другими персонажами, что делает его истинным другом.

Краткое заключение, выводы по всему сочинению:

Таким образом, истинный друг — это человек, обладающий такими качествами, как понимание, доброта, искренность, честность и поддержка. Он всегда рядом в трудные моменты и готов помочь своему другу. В то же время, ложный друг — это тот, кто прикидывается другом, но на самом деле не обладает указанными качествами и может причинить вред. Согласно высказыванию Шоты Руставели, ложный друг является опаснее врага, так как он может обмануть и предать. Важно уметь отличать истинных друзей от ложных, чтобы сохранить свою душевную и эмоциональную безопасность.

2 стр., 1000 слов

Сочинение друзья прекрасен наш отряд юидом он зовется

... предоставил эфирное время для нашего выступления. История нашего отряда ЮИД насчитывает не один год, не одно поколение юных помощников дорожной инспекции передали друг другу эстафету нужных и полезных ... нашего отряда есть опекун». Таким «своим» членом отряда, желанным гостем на любом мероприятии стал инспектор по пропаганде безопасности дорожно-транспортного движения Чириков С. Ю. Он помогал отряду ...







  • Обоснуйте свой ответ.











  • Ваши ответы какой частью сочинения являются? (тезис сочинения)











  • Итак, мы с вами сегодня пишем сочинение на тему:












    Согласны ли Вы с высказыванием Шоты Руставели: «Из врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом»?











  • Давайте с вами теперь подберем эпиграф к нашему сочинению. Им могут служить высказывания известных людей или же пословицы и поговорки. Конечно, эпиграф не обязательный элемент сочинения, но его наличие приносит большую пользу. Во-первых, сочинение выигрывает эстетически.












    Во-вторых, эпиграф похож на путеводную звезду. Он помогает выстраиваться композиции, как бы цементирует ее, заставляя все, не связанное с темой сочинения, оставлять за бортом. Уместный, красивый и глубокомысленный эпиграф – это украшение сочинения. Вспомните, как украшает эпиграф «Капитанскую дочку» Пушкина. Так что подготовку к сочинению желательно начинать с поиска эпиграфа. Но, если подходящий эпиграф не найдется, не надо расстраиваться, а тем более брать какой ни попало.






(учащиеся выбирают из предложенных высказываний подходящий эпиграф)

2 стр., 750 слов

Сочинение день моего брата 4 класс с планом

... созревания мальчишки часто лезли в драку, мой брат всегда был за меня, несмотря на то, сколько человек стояло против нас. ... я люблю своего брата и он самый лучший для меня друг, товарищ и советник. Младший брат Несколько интересных сочинений Быков написал огромное ... бы надолго стереть веселое выражение с его лица. Мы с братом очень дружны. Думаю, это связано с тем, что первые годы жизни мы ...








  • Без истинной дружбы жизнь — ничто. (Цицерон)












  • Без товарища никакое счастье не радует. (Сенека)





  • Лучше открытый враг, чем коварный друг. (Г. Сенкевич)

  • Безумен, кто в богатстве забудет друга. (Г. Богослов)

  • Брат может не быть другом, но друг — всегда брат. (Бенджамин Франклин)

  • Вероломный друг — самый опасный враг. (Генри Филдинг)

  • Учитель . Хорошо. А теперь н апишите вступление и тезис (учащиеся работают на рабочих листах):

    ____________? _______________? Почему ________________________________? Именно над этими вопросами хотелось бы поразмышлять в своем сочинении.

    По моему мнению, друг — это тот человек, который _________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________.А с врагами у нас складываются абсолютно противоположные взаимоотношения, которые основаны на ____

    Я соглашусь с высказыванием Шоты Руставели о том, что «и из врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом». Ведь фальшивый друг будет играть свою роль, а потом в один момент может взять и предать. Верность моих суждений можно подтвердить примерами из литературы. Многие писатели и поэты в своем творчестве рассуждали о проблеме истинной и ложной дружбы.

    4 стр., 1900 слов

    Анализ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» Маяковского

    ... тоска вылилась”. Неологизмы Анализ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» Маяковский — Сочинение Хорошее отношение к лошадям (1918) Стихотворение написано в период ... слова: Повторы: «Лошадь упала! — / Упала лошадь», «Лошадь, не надо! / Послушайте, лошадь». Риторический вопрос: Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ Что произошло с лошадью в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям»? Ответ. Лошадь ...

    Учитель.Теперь предлагаю подумать, какие аргументы можно привести по данной теме? Назовите произведение и героев, между которыми мы наблюдали именно такие взаимоотношения. (Война и мир, Пьер Безухов и Анатоль Курагин, Евгений Онегин и Владимир Ленский, Петр Гринев и Алексей Швабрин)

    В вашу копилку аргументов сегодня мы добавим еще один пример. Давайте прочитаем замечательное стихотворение Расула Гамзатова, дагестанского поэта, которое называется «Бывшему другу».

    • Понравилось ли вам стихотворение?

    • О чем это стихотворение? (Воспоминание о бывшем друге, который оказался предателем)

    Расул Гамзатов и феномен истинного друга

    В своем стихотворении «Истинный друг» Расул Гамзатов обращается к важному аспекту межличностных отношений — дружбе. По мнению поэта, настоящий друг это тот, кто не предаст и не ударит в спину, кем можно доверять. В то же время, фальшивые друзья только приносят боль и разочарование.

    Как автор использовал этот стихотворения в качестве аргумента?

    Расул Гамзатов подчеркивал бесценность и искренность истинной дружбы. Это позволяет использовать его стихотворение в качестве аргумента в обсуждении значимости таких добрых отношений, как дружба. Аргумент, основанный на авторских словах, сконцентрирован на значимости уважения, доверия и поддержки в дружеских отношениях.

    Какие были отношения автора с его бывшим другом?

    Несмотря на то, что стихотворение не говорит ничего о конкретных отношениях автора, мы можем предположить, что Расул Гамзатов мог иметь опыт подобных разочарований в дружбе. Его слова показывают, как трудно обнаружить истинного друга и какое колесо разочарования может вести к большим потерям.

    Как относился автор к своему бывшему другу?

    Обратная связь на этот вопрос отсутствует, потому что стихотворение не описывает конкретную ситуацию, и автор не дает жестких приговоров. Тем не менее, его слова о том, что те, кто предает, причиняют боль и разочарование, говорят сами за себя.

    Что больше всего огорчает автора?

    Он подчеркивает, что более всего огорчает именно предательство. Его слова говорят о том, что предатель становится универсальным символом зла в мире среди разочарованных душ и многих загружающихся за выигрышные, небольшие стратегии.

    Каким стал человек, который получил нож в спину со стороны того, кого считал другом?

    Стресс для людей, подвергшихся предательству, может зайти далеко за их тесные дружеские отношения. Некоторые могут использовать обиду и боль для того, чтобы развиваться на этой почве, другие же останутся в жестоком шоке, чувствуя себя физически и эмоционально ущербными после такого удара.

    1 стр., 471 слов

    Сочинение швабрин и гринев во время пугачевского бунта

    ... Данная статья поможет школьникам написать сочинение «Швабрин и Гринев». Здесь раскрываются основные черты характеров героев, открываются их положительные и отрицательные стороны. Полезные ссылки ... также абсолютно противоположное. Гринев проявляет отвагу и порядочность, в то время, как Швабрин, воспользовавшись невнимательностью Пети, ранит его. Порядочность Петра проявляется и в отношении Марии, ...

    ________________________________________________________________________________

    ____________________________________________. Он и подумать не мог, что тот, кого поэт считал своим другом, окажется ____________ и _____________ . Улыбаясь ему и говоря «ласковые слова», бывший друг _______________________________ и __________________.

    ________________________________________________________________________________

    Автор ругает себя за свою _______________ и ________________, за свое ____________. «Был друг — и нет. Утешусь. Не беда» — говорит он, имея в виду то, что самое страшное не ____________________, а то, что __________________________________________________.

    Я думаю, что такие щемящие строки мог написать только человек, хорошо познавший, как писал Лермонтов, «ложь друзей и клевету врагов». Это стихотворение как нельзя лучше доказывает верность высказывания Руставели

    Учитель. Второй аргумент предлагаю вам написать по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Давайте для начала ответим на вопросы:

    1. Кто главный герой повести?

    2. С кем завязываются дружеские отношения у Петра Гринева, когда он приехал в Белогорскую крепость?

    • Чем были похожи Петр Гринев и Алексей Швабрин?

    • Понимает ли Гринев, какой на самом деле Швабрин?

    • В какой момент Петр Гринев узнает истинное лицо Алексея Швабрина?

    • Как еще проявил себя Швабрин?

    • Какие отношения сложились у Швабрина с Пугачевым?

      14 стр., 6900 слов

      Сочинение капитанская дочка от лица гринева

      ... автор такого правдивого и настоящего романа. «Долг и честь в повести Капитанская дочка» − сочинение ... менялся план событий, главные герои, от лица которых могло пойти повествование. ... Главным героем романа является Петр Гринев, молодой дворянин, офицер екатерининской ... романа был написан. «Капитанская дочь» была издана в книге ... виселицей в случае отказа. Швабрин глубоко презирает народ, ненавидит ...


    Учитель.

    Хорошо, ребята. А теперь, я думаю, вы напишете второй аргумент к сочинению.


    В качестве еще одного примера может послужить произведение великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Петр Гринев, главный герой повести, ___________________________________________________________.
    Оба они _________, происходят из ____________________ У них ___________________и они тесно общаются. От лица Гринева, автор сообщает, что со Швабриным они виделись каждый день. Их мнимая дружба продолжалась до тех пор, пока _________________________________. Именно в этот момент Швабрин начинает ________________________________. Он____________________________________________. Когда крепость захватили бунтовщики, он ____________________________________. Алексей Швабрин ___________________________, по выражению самого Пугачева, «при первой же неудаче …свою шею выкупит моею головою». Так, автор _____________________________________

    _________________________________________________________________.

    Учитель. Молодцы! Какую часть сочинения осталось написать еще?

    В заключение хочется сказать, что ________________________________________

    ________________________________________. Мне кажется, что________________________

    ____________________. Хотелось бы, чтобы _________________________________________.

    Итоги урока. Рефлексия. Выставление оценок

    • Понравился ли вам урок?

    • Что нового вы сегодня узнали на уроке?

    • Пригодятся ли эти знания вам на итоговом сочинении?

      3 стр., 1477 слов

      Рассуждения. Главным при этом является степень убедительности ...

      ... и повествования, и описания, и рассуждения. нетрадиционных жанров Сочинение в жанре рекламы Прежде всего необходимо выяснить значения слова «реклама»: информация о потребительских свойствах товаров и различных ... рассуждения. Главным при этом является степень убедительности автора, развёрнутость аргументов, соответствие теме. виды сочинений-рассуждений рассуждение-ответ на вопрос; рассуждение на ...

    Домашнее задание: написать еще один свой аргумент.

    Учитель . Желаю вам удачи на экзамене. А напоследок хотелось бы, чтобы вы послушали еще одно произведение Расула Гамзатова «Берегите друзей» в исполнении Иосифа Кобзона. Я надеюсь, что это стихотворение вы так же запомните на всю жизнь, ведь дружба и друзья — это самые главные составляющие нашей жизни, без которых не может обойтись ни один человек. А также оно вам, возможно, пригодится и на экзамене.